Программируемое логическое реле в действии (прототипирование и шоу-кейс)
🎬 Открыть презентацию/видео-урок
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 2
Образовательная организация:
Учитель:
Дата проведения:
Класс: 9
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
Модуль: Автоматизированные системы
Тема урока: Креативная лаборатория: программируемое логическое реле в действии (прототипирование и шоу-кейс)
Цель урока: Через творчество и практику научить создавать простые алгоритмы и программы управления реальными технологическими процессами с помощью ПЛР.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Уметь программировать ПЛР с помощью графического языка
- Понимать и применять библиотеки блоков
- Создавать рабочие прототипы автоматизированных процессов
Метапредметные:
- Анализировать и оптимизировать свои алгоритмы
- Оценивать варианты решений для разных задач автоматизации
Личностные:
- Развивать инженерное мышление, инициативность, уверенность в практических навыках
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК
Задачи урока:
- Организовать творческий марафон: команды получают реальные задачи (на выбор — умный свет, автоматический шлагбаум, мини-лифт, полив, сигнализация)
- Научить программировать выбранные задачи в среде ПЛР (виртуально или с помощью реального оборудования)
- Провести шоу-кейс: “Битва автоматизаторов” — кто сделает работу быстрее, креативнее и надежнее
Тип урока: Практикум, командное проектирование, творческий конкурс
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
- Компьютеры с ПО для ПЛР (например, LOGO! Soft Comfort)
- Учебные стенды с ПЛР (или симуляторы)
- Карточки с заданиями/кейсы
- Таймер и атрибуты для шоу-кейса
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты предметные | Планируемые результаты УУД |
---|---|---|---|---|
Вступление | Стартуют “Битву автоматизаторов”. Краткое напоминание о безопасности и правилах | Готовят рабочие места, настраиваются на марафон | Настрой на практику | Самоорганизация, ответственность |
Мотивация и задание | Каждая команда вытягивает кейс или выбирает задачу | Определяют роли, обсуждают идею реализации | Осознание целей и задач | Работа в команде, планирование |
Практическая работа | Консультирует, помогает с ПО и оборудованием, следит за временем | Программируют, тестируют, исправляют ошибки, оптимизируют решения | Навыки программирования, анализа | Креативность, самостоятельность |
Шоу-кейс | Команды демонстрируют свои алгоритмы — объясняют схему, показывают работу | Презентуют проект, отвечают на вопросы других | Оценка работоспособности и оригинальности | Коммуникативные: презентация, публичное выступление |
Итоги и обсуждение | Совместный разбор решений, объявление победителей шоу-кейса, раздача “инженерных стикеров” | Делятся впечатлениями, оценивают идеи других | Рефлексия, самооценка | Критическое мышление, поддержка одноклассников |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Базовый уровень:
- Доработать алгоритм своей команды, придумать идею для его расширения
- Подготовить короткое описание: как ваш алгоритм может быть применен в быту/на производстве
Повышенный уровень:
3. Придумать и описать собственный кейс для автоматизации с использованием ПЛР
ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Критерии оценивания:
- Работоспособность и оригинальность алгоритма (1-5 баллов)
- Слаженность работы команды (1-5 баллов)
- Качество презентации/шоу-кейса (1-5 баллов)
Шкала оценивания:
- “5” — 13-15 баллов
- “4” — 10-12 баллов
- “3” — 7-9 баллов
- “2” — менее 7 баллов
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Знать:
- Принципы программирования ПЛР, библиотеки блоков
Уметь: - Программировать и оптимизировать алгоритмы для автоматизации
Владеть: - Навыками командной работы, креативного проектирования
Дополнительные материалы:
- Видеоуроки
- Примеры креативных решений
- Список онлайн-симуляторов