Skip to main content

Программируемое логическое реле в действии (прототипирование и шоу-кейс)

🎬 Открыть презентацию/видео-урок

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 2

Образовательная организация:
Учитель:
Дата проведения:
Класс: 9

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Автоматизированные системы
Тема урока: Креативная лаборатория: программируемое логическое реле в действии (прототипирование и шоу-кейс)
Цель урока: Через творчество и практику научить создавать простые алгоритмы и программы управления реальными технологическими процессами с помощью ПЛР.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Уметь программировать ПЛР с помощью графического языка
  • Понимать и применять библиотеки блоков
  • Создавать рабочие прототипы автоматизированных процессов

Метапредметные:

  • Анализировать и оптимизировать свои алгоритмы
  • Оценивать варианты решений для разных задач автоматизации

Личностные:

  • Развивать инженерное мышление, инициативность, уверенность в практических навыках

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  • Организовать творческий марафон: команды получают реальные задачи (на выбор — умный свет, автоматический шлагбаум, мини-лифт, полив, сигнализация)
  • Научить программировать выбранные задачи в среде ПЛР (виртуально или с помощью реального оборудования)
  • Провести шоу-кейс: “Битва автоматизаторов” — кто сделает работу быстрее, креативнее и надежнее

Тип урока: Практикум, командное проектирование, творческий конкурс

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютеры с ПО для ПЛР (например, LOGO! Soft Comfort)
  • Учебные стенды с ПЛР (или симуляторы)
  • Карточки с заданиями/кейсы
  • Таймер и атрибуты для шоу-кейса

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
Вступление Стартуют “Битву автоматизаторов”. Краткое напоминание о безопасности и правилах Готовят рабочие места, настраиваются на марафон Настрой на практику Самоорганизация, ответственность
Мотивация и задание Каждая команда вытягивает кейс или выбирает задачу Определяют роли, обсуждают идею реализации Осознание целей и задач Работа в команде, планирование
Практическая работа Консультирует, помогает с ПО и оборудованием, следит за временем Программируют, тестируют, исправляют ошибки, оптимизируют решения Навыки программирования, анализа Креативность, самостоятельность
Шоу-кейс Команды демонстрируют свои алгоритмы — объясняют схему, показывают работу Презентуют проект, отвечают на вопросы других Оценка работоспособности и оригинальности Коммуникативные: презентация, публичное выступление
Итоги и обсуждение Совместный разбор решений, объявление победителей шоу-кейса, раздача “инженерных стикеров” Делятся впечатлениями, оценивают идеи других Рефлексия, самооценка Критическое мышление, поддержка одноклассников

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Доработать алгоритм своей команды, придумать идею для его расширения
  2. Подготовить короткое описание: как ваш алгоритм может быть применен в быту/на производстве

Повышенный уровень:
3. Придумать и описать собственный кейс для автоматизации с использованием ПЛР

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания:

  • Работоспособность и оригинальность алгоритма (1-5 баллов)
  • Слаженность работы команды (1-5 баллов)
  • Качество презентации/шоу-кейса (1-5 баллов)

Шкала оценивания:

  • “5” — 13-15 баллов
  • “4” — 10-12 баллов
  • “3” — 7-9 баллов
  • “2” — менее 7 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Знать:

  • Принципы программирования ПЛР, библиотеки блоков
    Уметь:
  • Программировать и оптимизировать алгоритмы для автоматизации
    Владеть:
  • Навыками командной работы, креативного проектирования

Дополнительные материалы:

  • Видеоуроки
  • Примеры креативных решений
  • Список онлайн-симуляторов