26. «Взаимодействие роботов» - разработка конструкции, сборка
Модуль: Проектная деятельность в робототехнике
Тема урока: 26. Выполнение учебного проекта «Взаимодействие роботов»: разработка конструкции, сборка
Цель урока: Сформировать практические навыки проектирования и сборки взаимодействующих роботов на основе технического задания с учетом принципов оптимизации конструкции и эффективного взаимодействия.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать основные принципы конструирования взаимодействующих робототехнических систем
- Уметь выбирать оптимальные конструктивные решения с учетом задач проекта
- Владеть навыками интеграции датчиков и исполнительных механизмов в робототехническую систему
- Понимать принципы проектирования механизмов для взаимодействия роботов
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: умение планировать последовательность действий при сборке, контролировать процесс и результаты своей деятельности
- Познавательные УУД: анализ технических решений, выбор оптимальных вариантов, применение знаний из различных предметных областей
- Коммуникативные УУД: эффективное взаимодействие в проектной группе, разрешение конфликтов при выборе технических решений
Личностные:
- Развитие инженерного мышления и творческого подхода к решению технических задач
- Формирование ответственности за качество выполняемой работы
- Воспитание настойчивости при преодолении технических сложностей
- Развитие умения доводить начатое дело до конца
Задачи урока:
- Организовать работу групп по проектированию конструкций взаимодействующих роботов на основе разработанного ТЗ
- Развить навыки выбора оптимальных конструктивных решений с учетом задач проекта
- Сформировать умения интегрировать датчики и исполнительные механизмы в робототехническую систему
- Обеспечить сборку прототипов роботов в соответствии с проектными решениями
- Научить оценивать качество и эффективность собранных конструкций
Тип урока: Практическая работа
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
- Робототехнические наборы с контроллерами, датчиками, моторами и конструктивными элементами
- Компьютеры с установленными средами проектирования и программирования
- Технические задания, разработанные группами на предыдущем уроке
- Инструменты для сборки (отвертки, плоскогубцы и др.)
- Измерительные приборы (линейки, штангенциркули, весы)
- Материалы для прототипирования (картон, пластик, дерево, скотч и др.)
- Интерактивная доска или проектор для демонстрации схем
- Шаблоны для документирования конструкторских решений
- Эскизная бумага, карандаши
Образовательные технологии: Проектное обучение, работа в малых группах, практико-ориентированное обучение, проблемное обучение, инженерное проектирование
Межпредметные связи:
- Физика: оптимизация конструкции с точки зрения механики и энергоэффективности, законы механики, трение, моменты сил
- Инженерное проектирование: применение принципов прототипирования и итерационного улучшения, оптимизация конструкций
- Информатика: интеграция электроники и программирования
- Математика: расчеты параметров конструкций, оптимизация геометрических форм
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты предметные | Планируемые результаты УУД |
---|---|---|---|---|
1. Организационный момент (3 мин) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Организует распределение учащихся по проектным группам, сформированным на предыдущем уроке. | Занимают места в проектных группах. Проверяют наличие ТЗ и подготовленных материалов. | Регулятивные: организация рабочего пространства | |
2. Актуализация знаний и мотивация (7 мин) | Напоминает цели проекта “Взаимодействие роботов” и результаты предыдущего урока. Задает вопросы: - Какие ключевые требования к роботам были определены в ТЗ? - Какие способы взаимодействия роботов планируется реализовать? - Какие основные конструктивные требования необходимо учесть? Демонстрирует несколько примеров удачных конструкций взаимодействующих роботов (фото/видео). |
Вспоминают содержание технического задания своего проекта. Отвечают на вопросы, актуализируя знания о требованиях к конструкции и взаимодействию роботов. Анализируют показанные примеры с точки зрения их проекта. |
Воспроизведение знаний о требованиях к конструкциям взаимодействующих роботов. Понимание задач проекта. |
Познавательные: актуализация знаний. Коммуникативные: выражение своих мыслей, участие в диалоге. |
3. Инструктаж по проектированию (10 мин) | Объясняет основные принципы проектирования взаимодействующих роботов: 1. Функциональный подход: - Определение ключевых функций каждого робота - Взаимосвязь между функциями и конструкцией 2. Оптимизация конструкций (связь с физикой): - Баланс между прочностью и весом - Энергоэффективность движения - Уменьшение трения в подвижных соединениях - Оптимальное расположение центра тяжести 3. Итерационное проектирование (связь с инженерным проектированием): - Разработка простого прототипа - Тестирование и выявление проблем - Улучшение конструкции 4. Интеграция датчиков и исполнительных механизмов: - Оптимальное расположение сенсоров - Механизмы взаимодействия - Возможности для коммуникации Демонстрирует примеры эскизной документации. |
Воспринимают информацию о принципах проектирования. Записывают ключевые положения. Задают уточняющие вопросы по особенностям проектирования. Анализируют примеры эскизной документации. |
Знание принципов проектирования взаимодействующих роботов. Понимание взаимосвязи между функциями и конструкцией робота. |
Познавательные: восприятие новых знаний. Регулятивные: принятие учебной задачи. |
4. Инструктаж по технике безопасности (5 мин) | Проводит инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и электронными компонентами: - Правила работы с мелкими деталями - Безопасное использование инструментов - Правила подключения электроники - Предотвращение коротких замыканий |
Слушают инструктаж. Вспоминают правила безопасной работы. При необходимости задают вопросы. |
Знание правил безопасной работы при сборке роботов и обращении с электроникой. | Регулятивные: принятие правил безопасной работы. |
5. Практическая работа: Эскизное проектирование (15 мин) | Объясняет задачу этапа: “Разработать эскизный проект роботов, определить основные конструктивные элементы и их взаимосвязи”. Консультирует группы в процессе эскизного проектирования: - Помогает определить ключевые функциональные блоки - Подсказывает возможные конструктивные решения - Обращает внимание на физические принципы - Напоминает о требованиях взаимодействия Акцентирует внимание на связь с физикой при проектировании механизмов. |
В группах работают над эскизным проектом: - Определяют ключевые функциональные блоки роботов - Разрабатывают общий вид конструкций - Прорабатывают механизмы взаимодействия - Выбирают оптимальные места для размещения датчиков - Зарисовывают эскизы с указанием основных размеров - Обсуждают физические принципы работы механизмов |
Умение проектировать конструкции роботов с учетом их функционального назначения. Навыки эскизного проектирования робототехнических систем. |
Познавательные: разработка технических решений. Регулятивные: планирование работы. Коммуникативные: согласование технических решений в группе. |
6. Практическая работа: Выбор оптимальных конструктивных решений (10 мин) | Предлагает группам проанализировать разработанные эскизы и выбрать оптимальные конструктивные решения. Объясняет критерии оценки конструкций: - Функциональность (соответствие ТЗ) - Прочность и надежность - Энергоэффективность - Технологичность сборки - Возможности взаимодействия Обсуждает с группами выбор конструктивных элементов, помогает сделать расчеты и обоснования. |
Анализируют разработанные эскизы, учитывая критерии оценки: - Сравнивают различные варианты конструкций - Оценивают их преимущества и недостатки - Делают обоснованный выбор оптимальных решений - При необходимости выполняют простые расчеты - Учитывают физические принципы при выборе решений - Документируют принятые решения |
Умение оценивать и выбирать оптимальные конструктивные решения. Навыки применения знаний физики при проектировании робототехнических конструкций. |
Познавательные: сравнительный анализ, оценка альтернатив. Регулятивные: принятие обоснованных решений. Коммуникативные: аргументация своей точки зрения. |
7. Физкультминутка (2 мин) | Проводит короткую физкультминутку для снятия напряжения и усталости. | Выполняют физические упражнения. | Регулятивные: саморегуляция. | |
8. Практическая работа: Подготовка к сборке (5 мин) | Организует подготовку к сборке роботов: - Предлагает группам подготовить необходимые детали и компоненты - Напоминает о необходимости систематизации деталей - Обращает внимание на целесообразность разделения обязанностей Контролирует готовность групп к сборке. |
Подготавливаются к сборке роботов: - Систематизируют необходимые детали - Готовят инструменты - Распределяют обязанности между участниками - Организуют рабочее пространство |
Регулятивные: подготовка к практической деятельности. Коммуникативные: распределение обязанностей. |
|
9. Практическая работа: Сборка базовой конструкции роботов (20 мин) | Консультирует группы в процессе сборки базовой конструкции роботов: - Помогает решать возникающие технические проблемы - Обращает внимание на качество соединений - Подсказывает оптимальные способы сборки - Контролирует соответствие сборки эскизам Напоминает о принципах итерационного улучшения: сначала простой прототип, затем доработка. |
Собирают базовую конструкцию роботов: - Следуют разработанным эскизам - Собирают основу (шасси, корпус) - Устанавливают основные конструктивные элементы - Монтируют приводы - Проверяют прочность и устойчивость конструкции - При необходимости вносят изменения в конструкцию |
Умение реализовывать проектные решения в виде физических конструкций. Навыки сборки робототехнических систем. Понимание связи между проектом и его материальным воплощением. |
Познавательные: воплощение идей в материальной форме. Регулятивные: следование плану, коррекция действий. Коммуникативные: взаимодействие в процессе сборки. |
10. Практическая работа: Интеграция датчиков и исполнительных механизмов (15 мин) | Объясняет особенности интеграции электронных компонентов в конструкцию робота: - Принципы выбора мест для датчиков - Способы монтажа электроники - Защита от механических повреждений - Обеспечение удобства подключения и обслуживания Консультирует группы по вопросам размещения и подключения компонентов. Обращает внимание на физические аспекты размещения датчиков. |
Интегрируют датчики и исполнительные механизмы в конструкцию роботов: - Устанавливают датчики в оптимальных местах - Монтируют исполнительные механизмы - Прокладывают провода - Выполняют подключение к контроллеру - Проверяют надежность крепления и подключения - Продумывают механизмы взаимодействия между роботами |
Умение интегрировать электронные компоненты в робототехническую конструкцию. Навыки оптимального размещения датчиков и исполнительных механизмов. |
Познавательные: применение знаний электроники и физики. Регулятивные: контроль правильности установки компонентов. |
11. Тестирование и оптимизация конструкции (10 мин) | Организует тестирование собранных конструкций: - Предлагает проверить механическую прочность - Рекомендует протестировать подвижные части - Обращает внимание на возможные проблемы - Помогает выявить и устранить недостатки Напоминает о принципах итерационного улучшения из инженерного проектирования. |
Тестируют и оптимизируют собранные конструкции: - Проверяют механическую прочность соединений - Тестируют работу подвижных частей - Проверяют возможность взаимодействия между роботами - Выявляют и устраняют недостатки - Дорабатывают конструкции при необходимости - Документируют внесенные изменения |
Умение выявлять и устранять недостатки в конструкции. Навыки тестирования и оптимизации робототехнических систем. |
Регулятивные: контроль результатов, коррекция недостатков. Познавательные: анализ проблем и поиск решений. Личностные: настойчивость при решении технических проблем. |
12. Презентация собранных конструкций (10 мин) | Организует презентацию собранных конструкций: - Предлагает каждой группе кратко представить свои результаты - Задает уточняющие вопросы о конструктивных решениях - Предлагает группам задавать вопросы друг другу - Обращает внимание на интересные технические решения Организует взаимную оценку конструкций группами. |
Представляют результаты работы: - Демонстрируют собранные конструкции - Объясняют принятые конструктивные решения - Рассказывают о способах взаимодействия роботов - Отвечают на вопросы - Оценивают конструкции других групп - Задают вопросы другим группам |
Умение представлять и объяснять конструктивные решения. Навыки анализа и оценки робототехнических конструкций. |
Коммуникативные: представление результатов, формулирование вопросов и ответов. Познавательные: анализ различных конструктивных решений. |
13. Рефлексия и обсуждение следующих шагов (5 мин) | Организует рефлексию с использованием метода “Техническая проверка”: - Что получилось лучше всего в конструкции? - Какие проблемы еще предстоит решить? - Какие изменения нужно будет внести? Обсуждает с группами следующие шаги работы над проектом (программирование взаимодействия роботов). |
Участвуют в рефлексии: - Оценивают результаты своей работы - Определяют проблемы, требующие решения - Планируют необходимые изменения - Обсуждают следующие шаги работы - Делают выводы о проделанной работе |
Регулятивные: оценка результатов работы. Познавательные: анализ достижений и проблем. Личностные: ответственность за результат работы. |
|
14. Домашнее задание и уборка рабочих мест (3 мин) | Объясняет домашнее задание: 1. Подготовить техническую документацию собранной конструкции (схема, описание) 2. Продумать алгоритмы взаимодействия роботов для следующего урока Организует уборку рабочих мест и безопасное хранение проектов. |
Записывают домашнее задание. Убирают рабочие места. Организуют хранение проектов. |
Регулятивные: организация дальнейшей работы. |
-
Механические принципы:
- Жесткость и прочность: достаточная прочность при минимальном весе
- Симметрия: обеспечивает равномерное распределение массы и нагрузок
- Простота: меньше деталей - меньше проблем
- Модульность: возможность быстрой замены или модификации узлов
- Доступность: обеспечение доступа для обслуживания всех компонентов
-
Энергоэффективность (связь с физикой):
- Минимизация трения: использование подшипников, смазки
- Балансировка: оптимальное расположение центра тяжести
- Передаточные механизмы: выбор оптимальных передаточных отношений
- Распределение массы: размещение тяжелых компонентов ближе к оси вращения
- Аэро/гидродинамика: снижение сопротивления среды (для быстродвижущихся роботов)
-
Оптимизация сенсорных систем:
- Поле обзора: датчики должны иметь максимальный обзор рабочей зоны
- Защита от помех: экранирование от электромагнитных помех
- Резервирование: дублирование критически важных сенсоров
- Комплексирование: использование разных типов сенсоров для одной задачи
-
Принципы взаимодействия:
- Совместимость интерфейсов: унификация механизмов взаимодействия
- Толерантность к ошибкам: допуски в механических соединениях для компенсации неточностей
- Обратная связь: механизмы определения успешности взаимодействия
- Надежность коммуникаций: устойчивые каналы передачи данных между роботами
ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ РОБОТА
Название проекта: ________________________________
Название робота: _________________________________
Разработчики: ___________________________________
1. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
1.1. Основное назначение робота: _________________
1.2. Роль в системе взаимодействующих роботов: ____
1.3. Выполняемые функции:
- _________________________________________
- _________________________________________
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
2.1. Габаритные размеры (Д×Ш×В): ________________
2.2. Масса: _____________________________________
2.3. Тип шасси/основания: _______________________
2.4. Количество степеней свободы: _______________
2.5. Источник питания: __________________________
2.6. Расчетное время автономной работы: _________
3. КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
3.1. Основание/шасси:
Описание: _________________________________
Материалы: ________________________________
Особенности: ______________________________
3.2. Механизмы перемещения:
Тип: ______________________________________
Характеристики: ___________________________
Особенности: ______________________________
3.3. Исполнительные механизмы:
Тип: ______________________________________
Характеристики: ___________________________
Назначение: _______________________________
3.4. Механизмы взаимодействия с другими роботами:
Описание: _________________________________
Принцип работы: ___________________________
Особенности: ______________________________
4. ЭЛЕКТРОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ
4.1. Контроллер:
Тип: ______________________________________
Расположение: _____________________________
4.2. Датчики:
| Тип датчика | Количество | Расположение | Назначение |
|----------------|-----------|-------------|-------------------|
| | | | |
| | | | |
4.3. Исполнительные устройства:
| Тип | Количество | Расположение | Назначение |
|----------------|-----------|-------------|-------------------|
| | | | |
| | | | |
4.4. Коммуникационные модули:
Тип: ______________________________________
Характеристики: ___________________________
Протокол связи: ___________________________
5. СХЕМА КОНСТРУКЦИИ
[Место для эскиза/схемы с указанием основных узлов и компонентов]
6. ПРИМЕЧАНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
6.1. Выявленные проблемы: _____________________
6.2. Планируемые улучшения: ___________________
6.3. Дополнительная информация: _______________
Дата создания документа: ___________________
- Соответствие конструкции функциональным требованиям ТЗ (0-2)
- Эффективность выполнения основной функции (0-2)
- Многофункциональность (возможность выполнять несколько задач) (0-1)
- Прочность и надежность конструкции (0-1)
- Оптимальное соотношение массы и прочности (0-1)
- Эргономика и эстетика конструкции (0-1)
- Простота и технологичность сборки (0-1)
- Удобство обслуживания и модификации (0-1)
- Эффективность механизмов физического взаимодействия (0-2)
- Качество решений для информационного взаимодействия (0-2)
- Оригинальность и инновационность решений (0-1)
- Оптимальное размещение датчиков (0-2)
- Качество интеграции исполнительных механизмов (0-2)
- Аккуратность и безопасность электрических соединений (0-1)
- Оптимизация энергопотребления (0-1)
- Рациональное использование механической энергии (0-1)
- Наличие решений для экономии энергии (0-1)
Максимальная оценка: 23 балла Шкала перевода в оценку:
- 20-23 балла - “5”
- 16-19 баллов - “4”
- 12-15 баллов - “3”
- менее 12 баллов - “2”
Проблема | Возможные причины | Способы решения |
---|---|---|
Недостаточная прочность конструкции | Неправильное распределение нагрузок Слабые соединения Недостаточное количество крепежных элементов |
Усиление конструкции в критических местах Использование более прочных соединений Добавление укрепляющих элементов |
Неустойчивость робота | Высокий центр тяжести Узкая база Неравномерное распределение массы |
Понижение центра тяжести Расширение опорной базы Более равномерное распределение массы |
Низкая маневренность | Неоптимальная конструкция шасси Избыточный вес Высокое трение в подвижных элементах |
Пересмотр конструкции шасси Облегчение конструкции Улучшение подшипниковых узлов |
Ограниченное поле зрения датчиков | Неоптимальное размещение датчиков Препятствия в поле зрения Физические ограничения датчиков |
Репозиционирование датчиков Устранение препятствий Использование нескольких датчиков |
Сложности взаимодействия между роботами | Несовместимость интерфейсов Неточность позиционирования Проблемы коммуникации |
Стандартизация интерфейсов Добавление направляющих элементов Улучшение систем коммуникации |
Повреждение проводки | Неправильная укладка проводов Отсутствие защиты Механические напряжения на проводах |
Правильная укладка и фиксация проводов Добавление защитных элементов Использование гибких соединений |
Перегрев компонентов | Недостаточное охлаждение Перегрузка компонентов Плохая вентиляция |
Добавление радиаторов или вентиляторов Оптимизация нагрузки Улучшение вентиляции |
Фамилия, имя: _________________________
Группа: _______
Оценка конструкции:
1. Что получилось лучше всего в конструкции нашего робота?
_________________________________________________
_________________________________________________
2. Какие технические проблемы мы обнаружили?
_________________________________________________
_________________________________________________
3. Какие изменения необходимо внести в конструкцию?
_________________________________________________
_________________________________________________
4. Какие физические принципы мы применили при проектировании?
_________________________________________________
_________________________________________________
5. Насколько эффективными будут механизмы взаимодействия роботов?
_________________________________________________
_________________________________________________
6. Мой личный вклад в разработку и сборку:
_________________________________________________
_________________________________________________
Степень моей удовлетворенности результатом (от 1 до 10): _______