Skip to main content

26. «Взаимодействие роботов» - разработка конструкции, сборка

Технологическая карта урока

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Проектная деятельность в робототехнике

Тема урока: 26. Выполнение учебного проекта «Взаимодействие роботов»: разработка конструкции, сборка

Цель урока: Сформировать практические навыки проектирования и сборки взаимодействующих роботов на основе технического задания с учетом принципов оптимизации конструкции и эффективного взаимодействия.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать основные принципы конструирования взаимодействующих робототехнических систем
  • Уметь выбирать оптимальные конструктивные решения с учетом задач проекта
  • Владеть навыками интеграции датчиков и исполнительных механизмов в робототехническую систему
  • Понимать принципы проектирования механизмов для взаимодействия роботов

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение планировать последовательность действий при сборке, контролировать процесс и результаты своей деятельности
  • Познавательные УУД: анализ технических решений, выбор оптимальных вариантов, применение знаний из различных предметных областей
  • Коммуникативные УУД: эффективное взаимодействие в проектной группе, разрешение конфликтов при выборе технических решений

Личностные:

  • Развитие инженерного мышления и творческого подхода к решению технических задач
  • Формирование ответственности за качество выполняемой работы
  • Воспитание настойчивости при преодолении технических сложностей
  • Развитие умения доводить начатое дело до конца

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Организовать работу групп по проектированию конструкций взаимодействующих роботов на основе разработанного ТЗ
  2. Развить навыки выбора оптимальных конструктивных решений с учетом задач проекта
  3. Сформировать умения интегрировать датчики и исполнительные механизмы в робототехническую систему
  4. Обеспечить сборку прототипов роботов в соответствии с проектными решениями
  5. Научить оценивать качество и эффективность собранных конструкций

Тип урока: Практическая работа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Робототехнические наборы с контроллерами, датчиками, моторами и конструктивными элементами
  • Компьютеры с установленными средами проектирования и программирования
  • Технические задания, разработанные группами на предыдущем уроке
  • Инструменты для сборки (отвертки, плоскогубцы и др.)
  • Измерительные приборы (линейки, штангенциркули, весы)
  • Материалы для прототипирования (картон, пластик, дерево, скотч и др.)
  • Интерактивная доска или проектор для демонстрации схем
  • Шаблоны для документирования конструкторских решений
  • Эскизная бумага, карандаши

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: Проектное обучение, работа в малых группах, практико-ориентированное обучение, проблемное обучение, инженерное проектирование


Межпредметные связи:

  • Физика: оптимизация конструкции с точки зрения механики и энергоэффективности, законы механики, трение, моменты сил
  • Инженерное проектирование: применение принципов прототипирования и итерационного улучшения, оптимизация конструкций
  • Информатика: интеграция электроники и программирования
  • Математика: расчеты параметров конструкций, оптимизация геометрических форм
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (3 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Организует распределение учащихся по проектным группам, сформированным на предыдущем уроке. Занимают места в проектных группах. Проверяют наличие ТЗ и подготовленных материалов. Регулятивные: организация рабочего пространства
2. Актуализация знаний и мотивация (7 мин) Напоминает цели проекта “Взаимодействие роботов” и результаты предыдущего урока.

Задает вопросы:
- Какие ключевые требования к роботам были определены в ТЗ?
- Какие способы взаимодействия роботов планируется реализовать?
- Какие основные конструктивные требования необходимо учесть?

Демонстрирует несколько примеров удачных конструкций взаимодействующих роботов (фото/видео).
Вспоминают содержание технического задания своего проекта.

Отвечают на вопросы, актуализируя знания о требованиях к конструкции и взаимодействию роботов.

Анализируют показанные примеры с точки зрения их проекта.
Воспроизведение знаний о требованиях к конструкциям взаимодействующих роботов.

Понимание задач проекта.
Познавательные: актуализация знаний.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, участие в диалоге.
3. Инструктаж по проектированию (10 мин) Объясняет основные принципы проектирования взаимодействующих роботов:

1. Функциональный подход:
- Определение ключевых функций каждого робота
- Взаимосвязь между функциями и конструкцией

2. Оптимизация конструкций (связь с физикой):
- Баланс между прочностью и весом
- Энергоэффективность движения
- Уменьшение трения в подвижных соединениях
- Оптимальное расположение центра тяжести

3. Итерационное проектирование (связь с инженерным проектированием):
- Разработка простого прототипа
- Тестирование и выявление проблем
- Улучшение конструкции

4. Интеграция датчиков и исполнительных механизмов:
- Оптимальное расположение сенсоров
- Механизмы взаимодействия
- Возможности для коммуникации

Демонстрирует примеры эскизной документации.
Воспринимают информацию о принципах проектирования.

Записывают ключевые положения.

Задают уточняющие вопросы по особенностям проектирования.

Анализируют примеры эскизной документации.
Знание принципов проектирования взаимодействующих роботов.

Понимание взаимосвязи между функциями и конструкцией робота.
Познавательные: восприятие новых знаний.

Регулятивные: принятие учебной задачи.
4. Инструктаж по технике безопасности (5 мин) Проводит инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и электронными компонентами:
- Правила работы с мелкими деталями
- Безопасное использование инструментов
- Правила подключения электроники
- Предотвращение коротких замыканий
Слушают инструктаж.

Вспоминают правила безопасной работы.

При необходимости задают вопросы.
Знание правил безопасной работы при сборке роботов и обращении с электроникой. Регулятивные: принятие правил безопасной работы.
5. Практическая работа: Эскизное проектирование (15 мин) Объясняет задачу этапа: “Разработать эскизный проект роботов, определить основные конструктивные элементы и их взаимосвязи”.

Консультирует группы в процессе эскизного проектирования:
- Помогает определить ключевые функциональные блоки
- Подсказывает возможные конструктивные решения
- Обращает внимание на физические принципы
- Напоминает о требованиях взаимодействия

Акцентирует внимание на связь с физикой при проектировании механизмов.
В группах работают над эскизным проектом:
- Определяют ключевые функциональные блоки роботов
- Разрабатывают общий вид конструкций
- Прорабатывают механизмы взаимодействия
- Выбирают оптимальные места для размещения датчиков
- Зарисовывают эскизы с указанием основных размеров
- Обсуждают физические принципы работы механизмов
Умение проектировать конструкции роботов с учетом их функционального назначения.

Навыки эскизного проектирования робототехнических систем.
Познавательные: разработка технических решений.

Регулятивные: планирование работы.

Коммуникативные: согласование технических решений в группе.
6. Практическая работа: Выбор оптимальных конструктивных решений (10 мин) Предлагает группам проанализировать разработанные эскизы и выбрать оптимальные конструктивные решения.

Объясняет критерии оценки конструкций:
- Функциональность (соответствие ТЗ)
- Прочность и надежность
- Энергоэффективность
- Технологичность сборки
- Возможности взаимодействия

Обсуждает с группами выбор конструктивных элементов, помогает сделать расчеты и обоснования.
Анализируют разработанные эскизы, учитывая критерии оценки:
- Сравнивают различные варианты конструкций
- Оценивают их преимущества и недостатки
- Делают обоснованный выбор оптимальных решений
- При необходимости выполняют простые расчеты
- Учитывают физические принципы при выборе решений
- Документируют принятые решения
Умение оценивать и выбирать оптимальные конструктивные решения.

Навыки применения знаний физики при проектировании робототехнических конструкций.
Познавательные: сравнительный анализ, оценка альтернатив.

Регулятивные: принятие обоснованных решений.

Коммуникативные: аргументация своей точки зрения.
7. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую физкультминутку для снятия напряжения и усталости. Выполняют физические упражнения. Регулятивные: саморегуляция.
8. Практическая работа: Подготовка к сборке (5 мин) Организует подготовку к сборке роботов:
- Предлагает группам подготовить необходимые детали и компоненты
- Напоминает о необходимости систематизации деталей
- Обращает внимание на целесообразность разделения обязанностей

Контролирует готовность групп к сборке.
Подготавливаются к сборке роботов:
- Систематизируют необходимые детали
- Готовят инструменты
- Распределяют обязанности между участниками
- Организуют рабочее пространство
Регулятивные: подготовка к практической деятельности.

Коммуникативные: распределение обязанностей.
9. Практическая работа: Сборка базовой конструкции роботов (20 мин) Консультирует группы в процессе сборки базовой конструкции роботов:
- Помогает решать возникающие технические проблемы
- Обращает внимание на качество соединений
- Подсказывает оптимальные способы сборки
- Контролирует соответствие сборки эскизам

Напоминает о принципах итерационного улучшения: сначала простой прототип, затем доработка.
Собирают базовую конструкцию роботов:
- Следуют разработанным эскизам
- Собирают основу (шасси, корпус)
- Устанавливают основные конструктивные элементы
- Монтируют приводы
- Проверяют прочность и устойчивость конструкции
- При необходимости вносят изменения в конструкцию
Умение реализовывать проектные решения в виде физических конструкций.

Навыки сборки робототехнических систем.

Понимание связи между проектом и его материальным воплощением.
Познавательные: воплощение идей в материальной форме.

Регулятивные: следование плану, коррекция действий.

Коммуникативные: взаимодействие в процессе сборки.
10. Практическая работа: Интеграция датчиков и исполнительных механизмов (15 мин) Объясняет особенности интеграции электронных компонентов в конструкцию робота:
- Принципы выбора мест для датчиков
- Способы монтажа электроники
- Защита от механических повреждений
- Обеспечение удобства подключения и обслуживания

Консультирует группы по вопросам размещения и подключения компонентов.

Обращает внимание на физические аспекты размещения датчиков.
Интегрируют датчики и исполнительные механизмы в конструкцию роботов:
- Устанавливают датчики в оптимальных местах
- Монтируют исполнительные механизмы
- Прокладывают провода
- Выполняют подключение к контроллеру
- Проверяют надежность крепления и подключения
- Продумывают механизмы взаимодействия между роботами
Умение интегрировать электронные компоненты в робототехническую конструкцию.

Навыки оптимального размещения датчиков и исполнительных механизмов.
Познавательные: применение знаний электроники и физики.

Регулятивные: контроль правильности установки компонентов.
11. Тестирование и оптимизация конструкции (10 мин) Организует тестирование собранных конструкций:
- Предлагает проверить механическую прочность
- Рекомендует протестировать подвижные части
- Обращает внимание на возможные проблемы
- Помогает выявить и устранить недостатки

Напоминает о принципах итерационного улучшения из инженерного проектирования.
Тестируют и оптимизируют собранные конструкции:
- Проверяют механическую прочность соединений
- Тестируют работу подвижных частей
- Проверяют возможность взаимодействия между роботами
- Выявляют и устраняют недостатки
- Дорабатывают конструкции при необходимости
- Документируют внесенные изменения
Умение выявлять и устранять недостатки в конструкции.

Навыки тестирования и оптимизации робототехнических систем.
Регулятивные: контроль результатов, коррекция недостатков.

Познавательные: анализ проблем и поиск решений.

Личностные: настойчивость при решении технических проблем.
12. Презентация собранных конструкций (10 мин) Организует презентацию собранных конструкций:
- Предлагает каждой группе кратко представить свои результаты
- Задает уточняющие вопросы о конструктивных решениях
- Предлагает группам задавать вопросы друг другу
- Обращает внимание на интересные технические решения

Организует взаимную оценку конструкций группами.
Представляют результаты работы:
- Демонстрируют собранные конструкции
- Объясняют принятые конструктивные решения
- Рассказывают о способах взаимодействия роботов
- Отвечают на вопросы
- Оценивают конструкции других групп
- Задают вопросы другим группам
Умение представлять и объяснять конструктивные решения.

Навыки анализа и оценки робототехнических конструкций.
Коммуникативные: представление результатов, формулирование вопросов и ответов.

Познавательные: анализ различных конструктивных решений.
13. Рефлексия и обсуждение следующих шагов (5 мин) Организует рефлексию с использованием метода “Техническая проверка”:
- Что получилось лучше всего в конструкции?
- Какие проблемы еще предстоит решить?
- Какие изменения нужно будет внести?

Обсуждает с группами следующие шаги работы над проектом (программирование взаимодействия роботов).
Участвуют в рефлексии:
- Оценивают результаты своей работы
- Определяют проблемы, требующие решения
- Планируют необходимые изменения
- Обсуждают следующие шаги работы
- Делают выводы о проделанной работе
Регулятивные: оценка результатов работы.

Познавательные: анализ достижений и проблем.

Личностные: ответственность за результат работы.
14. Домашнее задание и уборка рабочих мест (3 мин) Объясняет домашнее задание:
1. Подготовить техническую документацию собранной конструкции (схема, описание)
2. Продумать алгоритмы взаимодействия роботов для следующего урока

Организует уборку рабочих мест и безопасное хранение проектов.
Записывают домашнее задание.

Убирают рабочие места.

Организуют хранение проектов.
Регулятивные: организация дальнейшей работы.

Дополнительные материалы:

Основные принципы оптимизации конструкции робота:

  1. Механические принципы:

    • Жесткость и прочность: достаточная прочность при минимальном весе
    • Симметрия: обеспечивает равномерное распределение массы и нагрузок
    • Простота: меньше деталей - меньше проблем
    • Модульность: возможность быстрой замены или модификации узлов
    • Доступность: обеспечение доступа для обслуживания всех компонентов
  2. Энергоэффективность (связь с физикой):

    • Минимизация трения: использование подшипников, смазки
    • Балансировка: оптимальное расположение центра тяжести
    • Передаточные механизмы: выбор оптимальных передаточных отношений
    • Распределение массы: размещение тяжелых компонентов ближе к оси вращения
    • Аэро/гидродинамика: снижение сопротивления среды (для быстродвижущихся роботов)
  3. Оптимизация сенсорных систем:

    • Поле обзора: датчики должны иметь максимальный обзор рабочей зоны
    • Защита от помех: экранирование от электромагнитных помех
    • Резервирование: дублирование критически важных сенсоров
    • Комплексирование: использование разных типов сенсоров для одной задачи
  4. Принципы взаимодействия:

    • Совместимость интерфейсов: унификация механизмов взаимодействия
    • Толерантность к ошибкам: допуски в механических соединениях для компенсации неточностей
    • Обратная связь: механизмы определения успешности взаимодействия
    • Надежность коммуникаций: устойчивые каналы передачи данных между роботами

Шаблон для документирования конструкции робота:

ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ РОБОТА

Название проекта: ________________________________
Название робота: _________________________________
Разработчики: ___________________________________

1. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
   1.1. Основное назначение робота: _________________
   1.2. Роль в системе взаимодействующих роботов: ____
   1.3. Выполняемые функции:
        - _________________________________________
        - _________________________________________

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
   2.1. Габаритные размеры (Д×Ш×В): ________________
   2.2. Масса: _____________________________________
   2.3. Тип шасси/основания: _______________________
   2.4. Количество степеней свободы: _______________
   2.5. Источник питания: __________________________
   2.6. Расчетное время автономной работы: _________

3. КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
   3.1. Основание/шасси:
        Описание: _________________________________
        Материалы: ________________________________
        Особенности: ______________________________

   3.2. Механизмы перемещения:
        Тип: ______________________________________
        Характеристики: ___________________________
        Особенности: ______________________________

   3.3. Исполнительные механизмы:
        Тип: ______________________________________
        Характеристики: ___________________________
        Назначение: _______________________________

   3.4. Механизмы взаимодействия с другими роботами:
        Описание: _________________________________
        Принцип работы: ___________________________
        Особенности: ______________________________

4. ЭЛЕКТРОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ
   4.1. Контроллер:
        Тип: ______________________________________
        Расположение: _____________________________

   4.2. Датчики:
   |   Тип датчика   | Количество | Расположение |      Назначение      |
   |----------------|-----------|-------------|-------------------|
   |                |           |             |                   |
   |                |           |             |                   |

   4.3. Исполнительные устройства:
   |      Тип       | Количество | Расположение |      Назначение      |
   |----------------|-----------|-------------|-------------------|
   |                |           |             |                   |
   |                |           |             |                   |

   4.4. Коммуникационные модули:
        Тип: ______________________________________
        Характеристики: ___________________________
        Протокол связи: ___________________________

5. СХЕМА КОНСТРУКЦИИ
   [Место для эскиза/схемы с указанием основных узлов и компонентов]

6. ПРИМЕЧАНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
   6.1. Выявленные проблемы: _____________________
   6.2. Планируемые улучшения: ___________________
   6.3. Дополнительная информация: _______________

Дата создания документа: ___________________

Критерии оценки конструкций взаимодействующих роботов:

1. Функциональность (0-5 баллов):

  • Соответствие конструкции функциональным требованиям ТЗ (0-2)
  • Эффективность выполнения основной функции (0-2)
  • Многофункциональность (возможность выполнять несколько задач) (0-1)

2. Конструктивная оптимальность (0-5 баллов):

  • Прочность и надежность конструкции (0-1)
  • Оптимальное соотношение массы и прочности (0-1)
  • Эргономика и эстетика конструкции (0-1)
  • Простота и технологичность сборки (0-1)
  • Удобство обслуживания и модификации (0-1)

3. Технические решения для взаимодействия (0-5 баллов):

  • Эффективность механизмов физического взаимодействия (0-2)
  • Качество решений для информационного взаимодействия (0-2)
  • Оригинальность и инновационность решений (0-1)

4. Интеграция компонентов (0-5 баллов):

  • Оптимальное размещение датчиков (0-2)
  • Качество интеграции исполнительных механизмов (0-2)
  • Аккуратность и безопасность электрических соединений (0-1)

5. Энергоэффективность (0-3 балла):

  • Оптимизация энергопотребления (0-1)
  • Рациональное использование механической энергии (0-1)
  • Наличие решений для экономии энергии (0-1)

Максимальная оценка: 23 балла Шкала перевода в оценку:

  • 20-23 балла - “5”
  • 16-19 баллов - “4”
  • 12-15 баллов - “3”
  • менее 12 баллов - “2”

Типичные проблемы в конструкциях роботов и способы их решения:

Проблема Возможные причины Способы решения
Недостаточная прочность конструкции Неправильное распределение нагрузок
Слабые соединения
Недостаточное количество крепежных элементов
Усиление конструкции в критических местах
Использование более прочных соединений
Добавление укрепляющих элементов
Неустойчивость робота Высокий центр тяжести
Узкая база
Неравномерное распределение массы
Понижение центра тяжести
Расширение опорной базы
Более равномерное распределение массы
Низкая маневренность Неоптимальная конструкция шасси
Избыточный вес
Высокое трение в подвижных элементах
Пересмотр конструкции шасси
Облегчение конструкции
Улучшение подшипниковых узлов
Ограниченное поле зрения датчиков Неоптимальное размещение датчиков
Препятствия в поле зрения
Физические ограничения датчиков
Репозиционирование датчиков
Устранение препятствий
Использование нескольких датчиков
Сложности взаимодействия между роботами Несовместимость интерфейсов
Неточность позиционирования
Проблемы коммуникации
Стандартизация интерфейсов
Добавление направляющих элементов
Улучшение систем коммуникации
Повреждение проводки Неправильная укладка проводов
Отсутствие защиты
Механические напряжения на проводах
Правильная укладка и фиксация проводов
Добавление защитных элементов
Использование гибких соединений
Перегрев компонентов Недостаточное охлаждение
Перегрузка компонентов
Плохая вентиляция
Добавление радиаторов или вентиляторов
Оптимизация нагрузки
Улучшение вентиляции

Карта рефлексии “Техническая проверка”:

Фамилия, имя: _________________________
Группа: _______

Оценка конструкции:

1. Что получилось лучше всего в конструкции нашего робота?
_________________________________________________
_________________________________________________

2. Какие технические проблемы мы обнаружили?
_________________________________________________
_________________________________________________

3. Какие изменения необходимо внести в конструкцию?
_________________________________________________
_________________________________________________

4. Какие физические принципы мы применили при проектировании?
_________________________________________________
_________________________________________________

5. Насколько эффективными будут механизмы взаимодействия роботов?
_________________________________________________
_________________________________________________

6. Мой личный вклад в разработку и сборку:
_________________________________________________
_________________________________________________

Степень моей удовлетворенности результатом (от 1 до 10): _______