30. Мир профессий в робототехнике
Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Модуль: Основы робототехники
Тема урока: Мир профессий в робототехнике
Цель урока: Сформировать у обучающихся представление о разнообразии профессий в сфере робототехники, их востребованности и перспективах развития.
Планируемые результаты:
- Личностные: формирование профессионального самоопределения; развитие интереса к инженерно-техническим специальностям; осознание значимости выбора профессии для будущего.
- Предметные: понимание роли различных специалистов в создании робототехнических систем; знание основных профессиональных компетенций в сфере робототехники; представление о технологических процессах, где применяются роботы.
- Метапредметные:
- Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою образовательную траекторию с учётом требований профессий будущего; формирование навыков анализа профессиональной информации.
- Коммуникативные УУД: развитие умения вести дискуссию о выборе профессии; формирование навыков командной работы при создании аналитических материалов.
- Познавательные УУД: развитие умения систематизировать информацию о профессиях; формирование навыков сравнения и анализа статистических данных о рынке труда.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с основными профессиями в сфере робототехники
- Проанализировать статистические данные о востребованности профессий в данной области
- Рассмотреть технологические процессы, где применяются роботы и связанные с ними профессии
- Сформировать представление о необходимых компетенциях для различных профессий
- Создать аналитическую таблицу “Профессии будущего в робототехнике”
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала + практическая работа)
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
- Мультимедийный проектор, экран
- Компьютеры с доступом в интернет
- Презентация “Мир профессий в робототехнике”
- Видеоролики о работе различных специалистов в сфере робототехники
- Статистические материалы о востребованности профессий
- Раздаточный материал с описанием профессий
- Графики и диаграммы по прогнозам развития рынка труда
- Шаблоны для создания аналитической таблицы
- Примеры технологических процессов с использованием роботов
Образовательные технологии: проблемное обучение, кейс-метод, информационно-коммуникационные технологии, технология развития критического мышления, элементы проектной деятельности.
Межпредметные связи:
- Математика: статистика востребованности профессий, прогнозирование тенденций на рынке труда, работа с графиками и диаграммами
- Физика: технологические процессы, где применяются роботы, преобразование энергии в робототехнических системах, автоматизация производственных процессов
Основные понятия: робототехника, профессия, компетенция, инженер-робототехник, проектировщик, программист робототехнических систем, оператор роботов, технический писатель, тестировщик роботов, востребованность профессий, “hard skills”, “soft skills”, автоматизация, производственный процесс.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
---|---|---|---|
1. Организационный момент (2 мин) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создает позитивный настрой. | Готовятся к уроку, приветствуют учителя. | Психологическая готовность к занятию |
2. Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Задает вопросы: “Как вы думаете, кто создает роботов?”, “Какие специалисты участвуют в разработке и обслуживании роботов?”. Демонстрирует короткий видеоролик о современных робототехнических системах. | Отвечают на вопросы, высказывают предположения, смотрят видеоролик, участвуют в обсуждении. | Активизация познавательного интереса, подготовка к восприятию темы урока |
3. Целеполагание (3 мин) | С помощью наводящих вопросов подводит учащихся к формулировке темы и цели урока. | Участвуют в определении темы и цели урока, осознают практическую значимость изучаемого материала. | Осознание цели учебной деятельности |
4. Изучение нового материала: обзор профессий в робототехнике (10 мин) | Рассказывает об основных профессиях в сфере робототехники: инженер-робототехник, проектировщик, программист, оператор, технический писатель, тестировщик. Демонстрирует слайды презентации с описанием профессий, их особенностями и требуемыми компетенциями. | Слушают объяснения, делают заметки в тетради, задают уточняющие вопросы. | Формирование представления о разнообразии профессий в робототехнике |
5. Межпредметная связь с математикой: статистика востребованности профессий (8 мин) | Демонстрирует графики и диаграммы роста спроса на специалистов в области робототехники, объясняет статистические данные о текущей и прогнозируемой востребованности профессий. Обращает внимание на математические методы прогнозирования. | Анализируют представленные графики, отмечают тенденции роста или снижения востребованности профессий, делают выводы на основе статистических данных. | Понимание математических основ анализа рынка труда, умение интерпретировать статистические данные |
6. Практическая работа (часть 1): анализ статистических данных (7 мин) | Раздает группам статистические материалы о востребованности разных профессий в робототехнике. Предлагает проанализировать данные и сделать выводы о перспективности профессий. | Работают в группах, анализируют полученные статистические материалы, делают выводы о наиболее востребованных профессиях, готовят краткое сообщение. | Формирование навыков анализа статистических данных |
7. Физкультминутка (2 мин) | Проводит короткую физкультминутку с элементами имитации движений роботов. | Выполняют физические упражнения, имитируя движения роботов. | Снятие физического напряжения |
8. Межпредметная связь с физикой: технологические процессы с применением роботов (10 мин) | Рассказывает о различных технологических процессах, где применяются роботы (производство, медицина, исследования, логистика и т.д.). Объясняет физические принципы работы роботов в этих процессах. Демонстрирует видеоматериалы о работе роботов на производстве. | Слушают объяснение, изучают видеоматериалы, устанавливают связь между физическими принципами и функциями роботов, делают записи в тетради. | Понимание роли физических знаний в разработке робототехнических систем |
9. Дискуссия: какие качества нужны специалистам разных профессий (7 мин) | Организует дискуссию о необходимых качествах, знаниях и навыках специалистов в области робототехники. Задает вопросы: “Какие знания нужны программисту робототехнических систем?”, “Какими качествами должен обладать инженер-робототехник?”. | Участвуют в дискуссии, высказывают свои мнения о необходимых качествах и навыках для различных профессий, аргументируют свою позицию. | Развитие коммуникативных навыков, формирование представления о профессиональных компетенциях |
10. Практическая работа (часть 2): создание аналитической таблицы “Профессии будущего в робототехнике” (15 мин) | Объясняет структуру аналитической таблицы: название профессии, ключевые обязанности, необходимые знания и навыки, прогноз востребованности, где можно получить образование. Распределяет профессии между группами. Консультирует учащихся в процессе работы. | Работают в группах, заполняют аналитическую таблицу по выбранной профессии, используя предоставленные материалы и интернет-ресурсы. Оформляют результаты работы. | Формирование навыков систематизации информации и аналитической работы |
11. Представление результатов практической работы (10 мин) | Организует представление результатов работы групп, задает уточняющие вопросы, помогает сделать обобщения. | Представляют разработанные аналитические таблицы, рассказывают о профессиях будущего в робототехнике, отвечают на вопросы. | Развитие навыков публичного выступления и представления результатов работы |
12. Обсуждение образовательных траекторий (5 мин) | Рассказывает о возможных образовательных траекториях для подготовки к профессиям в сфере робототехники: кружки, олимпиады, специализированные классы, вузы и колледжи. | Задают вопросы об образовательных возможностях, делятся своими планами, интересуются условиями поступления в профильные учебные заведения. | Формирование представления о путях получения образования в сфере робототехники |
13. Рефлексия (3 мин) | Предлагает учащимся оценить свой интерес к различным профессиям в робототехнике, используя технику “Светофор”: зеленый - высокий интерес, желтый - средний, красный - низкий. Просит объяснить свой выбор. | Оценивают свой интерес к профессиям, объясняют, какие профессии заинтересовали больше всего и почему. | Развитие навыков самооценки и рефлексии |
14. Домашнее задание (3 мин) | Объясняет домашнее задание: выбрать одну из профессий в сфере робототехники и подготовить мини-проект “Один день из жизни [специалиста]”, описав типичные задачи, инструменты и технологии, которые использует этот специалист. | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. | Понимание домашнего задания |
15. Подведение итогов урока (5 мин) | Обобщает изученный материал, подчеркивает важность осознанного выбора профессии, отмечает активность и успехи учащихся. | Слушают, задают возникшие вопросы. | Осознание результатов урока |
- Оценка активности участия в обсуждениях и дискуссиях
- Анализ качества заполнения аналитической таблицы “Профессии будущего в робототехнике”
- Наблюдение за работой учащихся в группах
- Оценка представления результатов практической работы
- Анализ ответов на вопросы в ходе урока
- Результаты рефлексии (техника “Светофор”)
- Оценка выполнения домашнего задания на следующем уроке