Skip to main content

30. Мир профессий в робототехнике

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:

Модуль: Основы робототехники
Тема урока: Мир профессий в робототехнике
Цель урока: Сформировать у обучающихся представление о разнообразии профессий в сфере робототехники, их востребованности и перспективах развития.

Планируемые результаты:

  • Личностные: формирование профессионального самоопределения; развитие интереса к инженерно-техническим специальностям; осознание значимости выбора профессии для будущего.
  • Предметные: понимание роли различных специалистов в создании робототехнических систем; знание основных профессиональных компетенций в сфере робототехники; представление о технологических процессах, где применяются роботы.
  • Метапредметные:
    • Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою образовательную траекторию с учётом требований профессий будущего; формирование навыков анализа профессиональной информации.
    • Коммуникативные УУД: развитие умения вести дискуссию о выборе профессии; формирование навыков командной работы при создании аналитических материалов.
    • Познавательные УУД: развитие умения систематизировать информацию о профессиях; формирование навыков сравнения и анализа статистических данных о рынке труда.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с основными профессиями в сфере робототехники
  2. Проанализировать статистические данные о востребованности профессий в данной области
  3. Рассмотреть технологические процессы, где применяются роботы и связанные с ними профессии
  4. Сформировать представление о необходимых компетенциях для различных профессий
  5. Создать аналитическую таблицу “Профессии будущего в робототехнике”

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала + практическая работа)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Мультимедийный проектор, экран
  • Компьютеры с доступом в интернет
  • Презентация “Мир профессий в робототехнике”
  • Видеоролики о работе различных специалистов в сфере робототехники
  • Статистические материалы о востребованности профессий
  • Раздаточный материал с описанием профессий
  • Графики и диаграммы по прогнозам развития рынка труда
  • Шаблоны для создания аналитической таблицы
  • Примеры технологических процессов с использованием роботов

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: проблемное обучение, кейс-метод, информационно-коммуникационные технологии, технология развития критического мышления, элементы проектной деятельности.

Межпредметные связи:

  • Математика: статистика востребованности профессий, прогнозирование тенденций на рынке труда, работа с графиками и диаграммами
  • Физика: технологические процессы, где применяются роботы, преобразование энергии в робототехнических системах, автоматизация производственных процессов

Основные понятия: робототехника, профессия, компетенция, инженер-робототехник, проектировщик, программист робототехнических систем, оператор роботов, технический писатель, тестировщик роботов, востребованность профессий, “hard skills”, “soft skills”, автоматизация, производственный процесс.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создает позитивный настрой. Готовятся к уроку, приветствуют учителя. Психологическая готовность к занятию
2. Актуализация знаний и мотивация (5 мин) Задает вопросы: “Как вы думаете, кто создает роботов?”, “Какие специалисты участвуют в разработке и обслуживании роботов?”. Демонстрирует короткий видеоролик о современных робототехнических системах. Отвечают на вопросы, высказывают предположения, смотрят видеоролик, участвуют в обсуждении. Активизация познавательного интереса, подготовка к восприятию темы урока
3. Целеполагание (3 мин) С помощью наводящих вопросов подводит учащихся к формулировке темы и цели урока. Участвуют в определении темы и цели урока, осознают практическую значимость изучаемого материала. Осознание цели учебной деятельности
4. Изучение нового материала: обзор профессий в робототехнике (10 мин) Рассказывает об основных профессиях в сфере робототехники: инженер-робототехник, проектировщик, программист, оператор, технический писатель, тестировщик. Демонстрирует слайды презентации с описанием профессий, их особенностями и требуемыми компетенциями. Слушают объяснения, делают заметки в тетради, задают уточняющие вопросы. Формирование представления о разнообразии профессий в робототехнике
5. Межпредметная связь с математикой: статистика востребованности профессий (8 мин) Демонстрирует графики и диаграммы роста спроса на специалистов в области робототехники, объясняет статистические данные о текущей и прогнозируемой востребованности профессий. Обращает внимание на математические методы прогнозирования. Анализируют представленные графики, отмечают тенденции роста или снижения востребованности профессий, делают выводы на основе статистических данных. Понимание математических основ анализа рынка труда, умение интерпретировать статистические данные
6. Практическая работа (часть 1): анализ статистических данных (7 мин) Раздает группам статистические материалы о востребованности разных профессий в робототехнике. Предлагает проанализировать данные и сделать выводы о перспективности профессий. Работают в группах, анализируют полученные статистические материалы, делают выводы о наиболее востребованных профессиях, готовят краткое сообщение. Формирование навыков анализа статистических данных
7. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую физкультминутку с элементами имитации движений роботов. Выполняют физические упражнения, имитируя движения роботов. Снятие физического напряжения
8. Межпредметная связь с физикой: технологические процессы с применением роботов (10 мин) Рассказывает о различных технологических процессах, где применяются роботы (производство, медицина, исследования, логистика и т.д.). Объясняет физические принципы работы роботов в этих процессах. Демонстрирует видеоматериалы о работе роботов на производстве. Слушают объяснение, изучают видеоматериалы, устанавливают связь между физическими принципами и функциями роботов, делают записи в тетради. Понимание роли физических знаний в разработке робототехнических систем
9. Дискуссия: какие качества нужны специалистам разных профессий (7 мин) Организует дискуссию о необходимых качествах, знаниях и навыках специалистов в области робототехники. Задает вопросы: “Какие знания нужны программисту робототехнических систем?”, “Какими качествами должен обладать инженер-робототехник?”. Участвуют в дискуссии, высказывают свои мнения о необходимых качествах и навыках для различных профессий, аргументируют свою позицию. Развитие коммуникативных навыков, формирование представления о профессиональных компетенциях
10. Практическая работа (часть 2): создание аналитической таблицы “Профессии будущего в робототехнике” (15 мин) Объясняет структуру аналитической таблицы: название профессии, ключевые обязанности, необходимые знания и навыки, прогноз востребованности, где можно получить образование. Распределяет профессии между группами. Консультирует учащихся в процессе работы. Работают в группах, заполняют аналитическую таблицу по выбранной профессии, используя предоставленные материалы и интернет-ресурсы. Оформляют результаты работы. Формирование навыков систематизации информации и аналитической работы
11. Представление результатов практической работы (10 мин) Организует представление результатов работы групп, задает уточняющие вопросы, помогает сделать обобщения. Представляют разработанные аналитические таблицы, рассказывают о профессиях будущего в робототехнике, отвечают на вопросы. Развитие навыков публичного выступления и представления результатов работы
12. Обсуждение образовательных траекторий (5 мин) Рассказывает о возможных образовательных траекториях для подготовки к профессиям в сфере робототехники: кружки, олимпиады, специализированные классы, вузы и колледжи. Задают вопросы об образовательных возможностях, делятся своими планами, интересуются условиями поступления в профильные учебные заведения. Формирование представления о путях получения образования в сфере робототехники
13. Рефлексия (3 мин) Предлагает учащимся оценить свой интерес к различным профессиям в робототехнике, используя технику “Светофор”: зеленый - высокий интерес, желтый - средний, красный - низкий. Просит объяснить свой выбор. Оценивают свой интерес к профессиям, объясняют, какие профессии заинтересовали больше всего и почему. Развитие навыков самооценки и рефлексии
14. Домашнее задание (3 мин) Объясняет домашнее задание: выбрать одну из профессий в сфере робототехники и подготовить мини-проект “Один день из жизни [специалиста]”, описав типичные задачи, инструменты и технологии, которые использует этот специалист. Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. Понимание домашнего задания
15. Подведение итогов урока (5 мин) Обобщает изученный материал, подчеркивает важность осознанного выбора профессии, отмечает активность и успехи учащихся. Слушают, задают возникшие вопросы. Осознание результатов урока

Диагностика результатов:

  1. Оценка активности участия в обсуждениях и дискуссиях
  2. Анализ качества заполнения аналитической таблицы “Профессии будущего в робототехнике”
  3. Наблюдение за работой учащихся в группах
  4. Оценка представления результатов практической работы
  5. Анализ ответов на вопросы в ходе урока
  6. Результаты рефлексии (техника “Светофор”)
  7. Оценка выполнения домашнего задания на следующем уроке