Skip to main content

Робототехника, сферы применения

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:

Модуль: Основы робототехники
Тема урока: Робототехника, сферы применения
Цель урока: Создать условия для формирования у обучающихся целостного представления о робототехнике как науке, истории ее развития и сферах применения роботов в современном мире.

Планируемые результаты:

  • Личностные: формирование познавательного интереса к техническим наукам; осознание роли робототехники в современном мире; понимание значимости инженерного образования.
  • Предметные: знание основных этапов развития робототехники; умение классифицировать роботов по сферам применения; понимание базовых принципов работы робототехнических систем.
  • Метапредметные:
    • Регулятивные УУД: умение определять цель деятельности; планировать и прогнозировать результаты.
    • Коммуникативные УУД: развитие умения формулировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
    • Познавательные УУД: умение работать с информацией, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с историей развития робототехники
  2. Сформировать представление о различных сферах применения роботов
  3. Изучить базовые принципы работы робототехнических систем
  4. Установить межпредметные связи с физикой и математикой
  5. Развивать навыки анализа и классификации информации

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Мультимедийный проектор, экран
  • Презентация “Робототехника и сферы применения роботов”
  • Видеоролики о современных роботах в различных сферах
  • Демонстрационные модели роботов (при наличии)
  • Карточки для групповой работы с изображениями различных типов роботов
  • Рабочие листы для учащихся с заданиями
  • Интерактивная карта “Сферы применения роботов”

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: проблемное обучение, технология развития критического мышления, информационно-коммуникационные технологии, групповая работа.

Межпредметные связи:

  • Физика: понятие о механических системах, преобразование энергии
  • Математика: координатная плоскость, системы координат роботов

Основные понятия: робототехника, робот, автоматизация, манипулятор, механическая система, датчик, исполнительный механизм, преобразование энергии, координатная система.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Готовятся к уроку. Психологическая готовность к занятию
2. Мотивация и целеполагание (5 мин) Демонстрирует короткий видеоролик о современных роботах. Задает проблемный вопрос: “Как вы думаете, почему человечество создает все более сложных роботов? В каких сферах жизни они наиболее необходимы?” Просматривают видеоролик, отвечают на вопросы, участвуют в формулировании цели урока. Формирование познавательного интереса, осознание цели изучения темы
3. Актуализация знаний (5 мин) Проводит блиц-опрос: “Что такое робот?”, “Каких роботов вы знаете?”, “Где вы встречались с роботами в повседневной жизни?” Отвечают на вопросы, делятся имеющимися знаниями и опытом. Актуализация имеющихся знаний, подготовка к восприятию нового материала
4. Изучение нового материала: история робототехники (8 мин) Рассказывает об истории развития робототехники с демонстрацией слайдов: от механических кукол древности до современных роботов. Акцентирует внимание на ключевых этапах развития. Слушают, делают записи в тетрадях, задают уточняющие вопросы. Формирование представлений об истории развития робототехники
5. Изучение нового материала: классификация роботов (10 мин) Объясняет различные способы классификации роботов, подробно останавливаясь на классификации по сферам применения (промышленные, военные, медицинские, бытовые, образовательные, исследовательские и др.) Слушают, записывают классификацию, приводят примеры роботов различных типов. Формирование умения классифицировать роботов по сферам применения
6. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую динамическую паузу с имитацией движений робота. Выполняют физические упражнения. Снятие напряжения, смена деятельности
7. Изучение нового материала: базовые принципы работы робототехнических систем (10 мин) Объясняет принципиальное устройство робота (сенсоры, процессор, исполнительные механизмы), рассказывает о преобразовании энергии в механических системах. Демонстрирует простую схему работы робота. Слушают объяснение, записывают схему работы робота, задают вопросы. Понимание базовых принципов работы робототехнических систем
8. Межпредметная связь с физикой (5 мин) Объясняет связь робототехники с физикой: механические системы, виды движения, преобразование энергии. Устанавливают связи между полученными знаниями по физике и принципами работы роботов. Осознание межпредметных связей, углубление понимания физических основ робототехники
9. Межпредметная связь с математикой (5 мин) Рассказывает о использовании координатной плоскости в робототехнике, системах координат роботов. Приводит примеры задач на позиционирование робота. Вспоминают материал по координатной плоскости, отвечают на вопросы учителя. Понимание применения математических знаний в робототехнике
10. Групповая работа (10 мин) Организует работу в группах по 4-5 человек. Каждая группа получает карточки с изображениями различных роботов. Задание: классифицировать роботов по сферам применения и описать их возможные функции. Работают в группах, обсуждают, классифицируют роботов, готовят краткие сообщения. Развитие навыков классификации, анализа, сотрудничества
11. Презентация результатов групповой работы (8 мин) Организует выступления групп, задает уточняющие вопросы, корректирует ответы при необходимости. Представители групп представляют результаты работы, отвечают на вопросы. Развитие коммуникативных навыков, закрепление знаний о сферах применения роботов
12. Закрепление изученного материала (5 мин) Проводит интерактивную викторину по изученной теме с использованием мультимедийной презентации. Отвечают на вопросы викторины индивидуально или в командах. Закрепление полученных знаний
13. Рефлексия (3 мин) Предлагает учащимся оценить свое понимание темы с помощью приема “Светофор” (зеленый - понял тему, желтый - есть вопросы, красный - не понял). Просит назвать самые интересные факты, которые они узнали на уроке. Оценивают свое понимание темы, делятся впечатлениями от урока. Развитие навыков самооценки, осознание результатов обучения
14. Домашнее задание (2 мин) Объясняет домашнее задание: 1) Подготовить небольшое сообщение об одном из видов роботов (на выбор); 2) Придумать и нарисовать робота будущего, объяснив его назначение и принцип работы. Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. Понимание домашнего задания
15. Подведение итогов урока (5 мин) Обобщает изученный материал, отмечает активность и успехи учащихся, выставляет оценки. Слушают, задают возникшие вопросы. Осознание результатов урока

Диагностика результатов:

  1. Наблюдение за работой учащихся во время групповой работы
  2. Оценка ответов во время фронтальной беседы
  3. Результаты интерактивной викторины
  4. Качество выполнения заданий на рабочих листах
  5. Рефлексия учащихся