Skip to main content

13. Взаимодействие нескольких роботов

Технологическая карта урока

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Коллективное поведение робототехнических систем

Тема урока: Взаимодействие нескольких роботов

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о принципах взаимодействия в многоагентных робототехнических системах и методах координации действий между несколькими роботами для решения общих задач.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать основные принципы организации многоагентных робототехнических систем
  • Понимать методы координации действий между роботами
  • Различать централизованные и децентрализованные системы управления
  • Уметь проектировать простейшие сценарии взаимодействия роботов

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение планировать совместную работу нескольких устройств, распределять задачи между системами
  • Познавательные УУД: развитие системного мышления, понимание принципов коллективного взаимодействия
  • Коммуникативные УУД: умение моделировать процессы коммуникации и обмена информацией между системами

Личностные:

  • Формирование понимания значимости коллективного взаимодействия для решения сложных задач
  • Развитие интереса к изучению сложных самоорганизующихся систем
  • Воспитание культуры командной работы и распределения ответственности

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с принципами взаимодействия в многоагентных робототехнических системах
  2. Рассмотреть различные модели коллективного поведения роботов
  3. Изучить методы коммуникации и протоколы обмена информацией между роботами
  4. Проанализировать примеры успешного применения групп роботов в различных областях
  5. Разработать концептуальную модель взаимодействия нескольких роботов для решения общей задачи

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала + практическая работа)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютерный класс с проектором и интерактивной доской
  • Презентация по теме “Взаимодействие нескольких роботов”
  • Видеоматериалы с примерами коллективного поведения роботов
  • Робототехнические наборы для демонстрации простейших взаимодействий (при наличии)
  • Раздаточные материалы с описанием протоколов взаимодействия
  • Карточки с заданиями для разработки концептуальных моделей
  • Программное обеспечение для создания схем и моделей (например, Lucidchart, Miro)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: Проблемное обучение, проектная деятельность, работа в малых группах, мозговой штурм, моделирование ситуаций

Межпредметные связи:

  • Информатика: распределенные системы, протоколы взаимодействия, сетевые технологии, параллельные вычисления
  • Социология: моделирование кооперативного поведения, распределение ролей, социальные взаимодействия, коллективное принятие решений
  • Биология: роевое поведение, муравьиные алгоритмы, биологические модели коллективного поведения
  • Математика: теория графов, оптимизация, распределение ресурсов
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, настраивает на работу. Готовятся к уроку, занимают рабочие места. Регулятивные: самоорганизация
2. Мотивация и актуализация знаний (5 мин) Демонстрирует видеоролик с примерами коллективной работы роботов (например, рой дронов, футбол роботов, групповая работа роботов на складе Amazon).

Задает вопросы:
- Чем отличается работа группы роботов от работы отдельного робота?
- Какие преимущества дает взаимодействие нескольких роботов?
- Встречали ли вы примеры коллективного поведения в природе?
Просматривают видеоролик.

Отвечают на вопросы, приводят примеры из жизни (муравьи, пчелы, стая птиц).

Делятся впечатлениями о увиденных примерах коллективной работы роботов.
Актуализация знаний о работе роботов и коллективном поведении в природе. Познавательные: установление связей между явлениями.

Коммуникативные: участие в диалоге.
3. Целеполагание (3 мин) Формулирует вместе с учащимися цель урока и его практический результат: разработать модель взаимодействия роботов для решения общей задачи.

Подчеркивает важность темы для развития современной робототехники.
Участвуют в формулировке цели урока.

Осознают практическую значимость темы.
Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: понимание практической значимости изучаемого материала.
4. Изучение нового материала (15 мин) Объясняет новый материал с использованием презентации:

1. Основные принципы многоагентных систем:
- Определение многоагентной робототехнической системы
- Преимущества и ограничения коллективной работы роботов
- Масштабируемость системы

2. Модели взаимодействия роботов:
- Централизованная система управления
- Децентрализованная (распределенная) система управления
- Гибридные модели

3. Методы координации действий:
- Явная координация (прямой обмен сообщениями)
- Неявная координация (через наблюдение за средой)
- Организация по принципу “ведущий-ведомый”
- Роевой интеллект

4. Протоколы обмена информацией:
- Типы передаваемых данных
- Форматы сообщений
- Проблема надежности передачи

5. Распределение задач между роботами:
- Специализация роботов
- Динамическое распределение задач
- Разрешение конфликтов
Слушают объяснение материала.

Делают записи в тетрадях.

Задают уточняющие вопросы.

Анализируют представленные примеры различных моделей взаимодействия.
Знание основных принципов организации взаимодействия роботов.

Понимание различных моделей координации и обмена информацией.

Представление о методах распределения задач между роботами.
Познавательные: восприятие и осмысление новой информации, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: формулирование вопросов.
5. Практическая работа: анализ примеров (10 мин) Организует работу с раздаточным материалом, содержащим описания различных многоагентных робототехнических систем.

Предлагает учащимся в парах проанализировать примеры и определить:
- Тип системы управления (централизованная/децентрализованная)
- Метод координации действий
- Протокол обмена информацией
- Способ распределения задач
Работают в парах.

Анализируют предложенные примеры.

Заполняют таблицу анализа примеров.

Обсуждают результаты с соседями.
Умение анализировать многоагентные робототехнические системы по их ключевым характеристикам. Познавательные: анализ, классификация, сравнение.

Коммуникативные: работа в паре, обсуждение.
6. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую физкультминутку, моделирующую взаимодействие нескольких участников. Выполняют упражнения, демонстрирующие коллективное поведение. Регулятивные: саморегуляция.
7. Обсуждение моделей коллективного поведения из социологии и биологии (8 мин) Организует мини-дискуссию о примерах коллективного поведения в природе и обществе:
- Роевое поведение насекомых
- Стайное поведение птиц и рыб
- Организация муравейника
- Командная работа в спорте
- Организация предприятий

Подчеркивает межпредметные связи с социологией и биологией.

Предлагает подумать, как эти модели можно применить в робототехнике.
Участвуют в дискуссии.

Приводят примеры коллективного поведения из разных областей.

Предлагают идеи применения биологических и социологических моделей в робототехнике.
Понимание связи между биологическими, социальными и робототехническими многоагентными системами.

Знание примеров успешных моделей коллективного поведения в природе.
Познавательные: установление межпредметных связей, перенос знаний из одной области в другую.

Коммуникативные: участие в дискуссии, аргументация своей позиции.
8. Инструктаж для групповой работы (5 мин) Объясняет задание для групповой работы:
“Разработка концептуальной модели взаимодействия нескольких роботов для решения общей задачи”.

Предлагает различные сценарии для выбора:
1. Группа роботов для тушения лесного пожара
2. Команда роботов для сборки конструкции
3. Группа роботов-исследователей для картографирования неизвестной территории
4. Роботы для совместной транспортировки крупногабаритных объектов
5. Роботы-спасатели для поиска пострадавших

Объясняет структуру концептуальной модели:
- Состав группы роботов (количество, специализация)
- Схема взаимодействия (централизованная/децентрализованная)
- Протокол коммуникации
- Распределение ролей и задач
- Механизмы координации
- Обработка нештатных ситуаций
Слушают инструкции.

Формируют группы по 3-4 человека.

Выбирают сценарий для разработки.

Задают уточняющие вопросы по заданию.
Регулятивные: принятие учебной задачи, планирование.

Коммуникативные: формирование групп.
9. Групповая работа: разработка концептуальной модели (20 мин) Консультирует группы в процессе работы.

Помогает группам структурировать свои идеи.

Задает наводящие вопросы для стимулирования творческого подхода.

Обращает внимание на необходимость учета всех компонентов модели.
Работают в группах над созданием концептуальной модели:

- Обсуждают состав группы роботов
- Определяют специализацию каждого робота
- Разрабатывают схему взаимодействия
- Описывают протоколы коммуникации
- Распределяют роли между роботами
- Проектируют механизмы координации
- Предусматривают обработку нештатных ситуаций
- Оформляют концептуальную модель в виде схемы или диаграммы
Умение проектировать многоагентные робототехнические системы.

Навыки разработки протоколов взаимодействия.

Понимание принципов распределения задач между роботами.
Познавательные: моделирование, проектирование, творческий подход.

Регулятивные: планирование работы, распределение времени.

Коммуникативные: групповое взаимодействие, распределение ролей, согласование идей.
10. Представление результатов работы групп (15 мин) Организует представление результатов работы групп.

Предлагает каждой группе кратко представить свою концептуальную модель.

Задает уточняющие вопросы:
- Почему выбрана именно такая структура группы роботов?
- Как обеспечивается надежность коммуникации?
- Как система отреагирует при выходе из строя одного из роботов?
- Какие преимущества дает выбранная модель координации?
Представляют разработанные концептуальные модели.

Объясняют принципы работы предложенной системы.

Обосновывают выбор модели взаимодействия.

Отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

Участвуют в обсуждении моделей других групп.
Умение представлять и обосновывать спроектированную многоагентную систему.

Понимание сильных и слабых сторон различных моделей взаимодействия.
Коммуникативные: публичное выступление, аргументация, ответы на вопросы.

Познавательные: анализ и оценка различных подходов к решению задачи.
11. Обобщение и систематизация (5 мин) Организует обобщающую беседу по изученному материалу:

- Какие основные принципы взаимодействия роботов мы изучили?
- В каких случаях целесообразно использовать централизованную, а в каких – децентрализованную модель управления?
- Какие преимущества дает коллективная работа роботов по сравнению с работой отдельного робота?
- Как можно применить принципы из социологии и биологии в робототехнике?

Помогает сформулировать общие выводы о взаимодействии нескольких роботов.
Участвуют в обобщающей беседе.

Формулируют выводы об особенностях многоагентных робототехнических систем.

Устанавливают взаимосвязи между принципами из разных областей знаний.
Систематизация знаний о принципах взаимодействия нескольких роботов.

Понимание преимуществ и ограничений различных моделей коллективного поведения.
Познавательные: обобщение, систематизация, установление межпредметных связей.

Коммуникативные: формулирование выводов.
12. Рефлексия и подведение итогов (5 мин) Организует рефлексию по методу “Плюс-Минус-Интересно”:
- Что понравилось на уроке / что было полезным? (+)
- Что вызвало затруднения / показалось ненужным? (–)
- Что было интересным / неожиданным? (И)

Подводит итоги урока.

Оценивает работу групп.
Участвуют в рефлексии.

Заполняют карты рефлексии.

Высказывают свое мнение об уроке.
Регулятивные: оценка собственной деятельности.

Личностные: самоанализ, осознание своих достижений и трудностей.
13. Домашнее задание (5 мин) Объясняет домашнее задание:

1. Обязательная часть: найти и изучить пример успешного применения группы взаимодействующих роботов в реальной жизни, подготовить краткое описание по плану.

2. Творческая часть (по желанию): доработать концептуальную модель, созданную на уроке, с учетом возможностей современных технологий.

Предлагает ресурсы для самостоятельного изучения темы.
Записывают домашнее задание.

Задают уточняющие вопросы.
Регулятивные: планирование самостоятельной работы.

Дополнительные материалы:

Схемы основных моделей взаимодействия роботов:

1. Централизованная модель управления:

                   [Центральный контроллер]
                      /      |       \
                     /       |        \
                    /        |         \
              [Робот 1]   [Робот 2]   [Робот 3]

2. Децентрализованная (распределенная) модель управления:

           [Робот 1] <---> [Робот 2] <---> [Робот 3]
                \                           /
                 \                         /
                  \                       /
                   \                     /
                    \                   /
                     [Робот 4] <---> [Робот 5]

3. Гибридная модель управления:

                [Координатор]
                /      |     \
               /       |      \
        [Группа 1]  [Группа 2]  [Группа 3]
         /    \       /    \      /    \
     [Р1.1] [Р1.2] [Р2.1] [Р2.2] [Р3.1] [Р3.2]

Примеры протоколов взаимодействия роботов:

1. Простой протокол обмена статусом:

Формат сообщения:
{
  "sender_id": "robot_1",
  "message_type": "status",
  "timestamp": 1649267531,
  "data": {
    "position": {"x": 12.5, "y": 8.3},
    "battery": 75,
    "status": "active",
    "current_task": "exploration"
  }
}

2. Протокол запроса помощи:

Запрос:
{
  "sender_id": "robot_2",
  "message_type": "help_request",
  "timestamp": 1649267842,
  "priority": "high",
  "data": {
    "position": {"x": 15.2, "y": 7.1},
    "task": "object_transport",
    "required_robots": 2,
    "duration_estimate": 300
  }
}

Ответ:
{
  "sender_id": "robot_3",
  "message_type": "help_response",
  "timestamp": 1649267845,
  "reference_request": "robot_2_1649267842",
  "data": {
    "response": "accept",
    "eta": 45,
    "current_position": {"x": 18.7, "y": 9.3}
  }
}

Критерии оценивания концептуальной модели:

Содержание модели (0-5 баллов):

  • Полнота описания состава группы роботов (0-1)
  • Логичность схемы взаимодействия (0-1)
  • Проработанность протоколов коммуникации (0-1)
  • Обоснованность распределения ролей и задач (0-1)
  • Детализация механизмов координации (0-1)

Практическая реализуемость (0-3 балла):

  • Учет технических ограничений (0-1)
  • Масштабируемость системы (0-1)
  • Устойчивость к нештатным ситуациям (0-1)

Оригинальность и творческий подход (0-2 балла):

  • Нестандартные решения (0-1)
  • Использование междисциплинарных аналогий (0-1)

Качество презентации (0-2 балла):

  • Понятность объяснения (0-1)
  • Качество оформления модели (0-1)

Максимальный балл: 12 Шкала перевода в оценку:

  • 11-12 баллов - “5”
  • 9-10 баллов - “4”
  • 7-8 баллов - “3”
  • менее 7 баллов - “2”

План для домашнего задания:

План описания примера применения группы взаимодействующих роботов:

  1. Название проекта/системы
  2. Область применения
  3. Состав группы роботов (количество, типы)
  4. Задачи, решаемые системой
  5. Модель взаимодействия роботов
  6. Технологии коммуникации между роботами
  7. Практические результаты использования
  8. Перспективы развития данной системы

Карта рефлексии “Плюс-Минус-Интересно”:

Фамилия, имя: _________________________

"+" (Плюс) - что понравилось, было полезным:
_________________________________________________
_________________________________________________

"–" (Минус) - что вызвало затруднения, показалось ненужным:
_________________________________________________
_________________________________________________

"И" (Интересно) - что заинтересовало, удивило, хотелось бы узнать больше:
_________________________________________________
_________________________________________________

Моя оценка своей работы на уроке (от 1 до 5): _______