Skip to main content

25. «Взаимодействие роботов» - обоснование проекта, анализ ресурсов

Технологическая карта урока

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Проектная деятельность в робототехнике

Тема урока: Групповой робототехнический проект «Взаимодействие роботов»: обоснование проекта, анализ ресурсов

Цель урока: Сформировать у учащихся навыки проектной деятельности в области робототехники через разработку технического задания для проекта по созданию взаимодействующих роботов.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать основные принципы взаимодействия роботизированных систем
  • Понимать требования к техническому заданию робототехнического проекта
  • Уметь планировать ресурсы для реализации робототехнического проекта
  • Владеть терминологией в области групповой робототехники и управления проектами

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение определять цели и задачи проекта, планировать этапы работы, прогнозировать результаты, оценивать необходимые ресурсы
  • Познавательные УУД: анализ имеющихся ресурсов и возможностей, поиск оптимальных решений, структурирование информации
  • Коммуникативные УУД: умение работать в команде, распределять роли, согласовывать действия, аргументировать свою позицию

Личностные:

  • Формирование ответственного отношения к учебной и проектной деятельности
  • Развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи в групповой работе
  • Воспитание инициативности и самостоятельности в решении проектных задач
  • Формирование экономического мышления и рационального подхода к использованию ресурсов

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с принципами планирования робототехнических проектов
  2. Сформировать навыки анализа ресурсов и оценки затрат на реализацию проекта
  3. Научить формулировать цель и задачи проекта в формате технического задания
  4. Организовать работу по распределению ролей в проектной команде
  5. Развить навыки составления детального плана работы над проектом

Тип урока: Проектный практикум

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютеры с доступом к интернету
  • Проектор и экран
  • Интерактивная доска или флипчарт для совместного планирования
  • Шаблоны технического задания и планов проекта
  • Таблицы для анализа ресурсов и распределения ролей
  • Карточки с описанием возможных проектных задач
  • Образцы проектной документации
  • Каталоги доступного оборудования и комплектующих
  • Примеры успешно реализованных робототехнических проектов

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: Проектное обучение, работа в малых группах, мозговой штурм, технология развития критического мышления, проблемное обучение

Межпредметные связи:

  • Экономика: планирование ресурсов, оценка затрат, анализ эффективности
  • Управление проектами: формирование технического задания, определение этапов работы, распределение ролей
  • Информатика: программное обеспечение для роботов, протоколы обмена данными
  • Физика: принципы работы сенсоров и механизмов взаимодействия роботов
  • Математика: расчеты затрат времени и ресурсов, оптимизация параметров
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (3 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Объявляет тему и цель урока: “Сегодня мы начинаем работу над групповым проектом по созданию взаимодействующих роботов”.

Поясняет формат работы на уроке.
Готовятся к уроку.

Настраиваются на проектную деятельность.

Воспринимают информацию о формате работы.
Регулятивные: самоорганизация, готовность к деятельности.
2. Мотивационный этап: введение в проблематику проекта (7 мин) Демонстрирует видеоролики с примерами взаимодействия роботов (роботы-футболисты, роботы-строители, роботы-спасатели и др.).

Проводит краткую беседу:
- Какие типы взаимодействия между роботами вы увидели?
- Почему взаимодействие между роботами важно?
- В каких сферах жизни могут применяться взаимодействующие роботы?
- Какие преимущества дает взаимодействие нескольких роботов по сравнению с одним?
Просматривают видеоматериалы.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Обсуждают возможные направления проектов с взаимодействующими роботами.
Понимание принципов и значимости взаимодействия в робототехнических системах. Познавательные: анализ информации, выделение ключевых идей.

Коммуникативные: участие в диалоге, формулирование своего мнения.
3. Актуализация знаний: основы взаимодействия роботов (10 мин) Организует мини-лекцию с элементами беседы об основных типах взаимодействия роботов:

1. Способы взаимодействия:
- Физическое взаимодействие
- Информационное взаимодействие
- Кооперативные действия

2. Технологии коммуникации между роботами:
- Проводное соединение
- Беспроводная связь (Bluetooth, Wi-Fi, радиоканал)
- Инфракрасная связь
- Визуальное взаимодействие

3. Алгоритмы взаимодействия:
- Централизованное управление
- Децентрализованное управление
- Роевые алгоритмы

Задает вопросы о проектах, которые могли бы реализовать учащиеся.
Воспринимают информацию, фиксируют ключевые понятия.

Участвуют в обсуждении.

Предлагают свои идеи для проектов с взаимодействующими роботами.

Задают уточняющие вопросы.
Знание основных способов и технологий взаимодействия роботов.

Понимание алгоритмов взаимодействия в робототехнических системах.
Познавательные: восприятие и структурирование новой информации.

Регулятивные: определение направления проектной деятельности.
4. Формирование проектных групп (5 мин) Организует деление класса на проектные группы по 3-5 человек.

Предлагает каждой группе выбрать координатора.

Объясняет правила работы в проектных группах.

Раздает каждой группе шаблоны документов для оформления проекта.
Формируют проектные группы.

Выбирают координаторов групп.

Знакомятся с правилами работы в группах.

Получают шаблоны документов.
Коммуникативные: формирование групп, установление рабочих взаимоотношений.

Регулятивные: принятие ролей и правил работы.
5. Мозговой штурм: выбор темы и направления проекта (10 мин) Объясняет правила проведения мозгового штурма.

Ставит задачу: “За 10 минут вам необходимо генерировать идеи для вашего проекта взаимодействующих роботов и выбрать наиболее перспективную”.

Предлагает направления для проектов (или группы сами выбирают):
- Роботы для совместной транспортировки объектов
- Роботы для поиска и сбора предметов
- Роботы для игры или соревнования
- Роботы для совместного рисования или построения
- Роботы для координированных действий

Консультирует группы во время мозгового штурма.
В группах проводят мозговой штурм:
- Генерируют идеи для проекта
- Обсуждают возможность реализации каждой идеи
- Оценивают требуемые ресурсы
- Выбирают наиболее перспективную идею

Фиксируют результаты на листе бумаги или в электронном документе.

Формулируют предварительное название проекта.
Умение генерировать идеи для робототехнических проектов.

Навыки оценки реализуемости идей.
Познавательные: генерация идей, анализ возможностей.

Коммуникативные: участие в мозговом штурме, высказывание и аргументация идей.

Личностные: проявление инициативы и творческого подхода.
6. Определение цели и задач проекта (10 мин) Объясняет правила формулирования цели и задач проекта:
- Цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной во времени (SMART)
- Задачи – это шаги для достижения цели

Показывает примеры корректно сформулированных целей и задач.

Предоставляет шаблон для заполнения:
- Цель проекта: …
- Задачи проекта: 1) … 2) … 3) … и т.д.

Консультирует группы по формулировкам.
В группах формулируют цель и задачи проекта:
- Определяют конечный результат проекта
- Формулируют цель по принципу SMART
- Разбивают достижение цели на конкретные задачи
- Записывают цель и задачи в шаблон

Обсуждают формулировки в группе и при необходимости корректируют их.
Умение формулировать цель и задачи робототехнического проекта.

Понимание структуры технического задания.
Регулятивные: целеполагание, планирование.

Познавательные: структурирование информации.

Коммуникативные: совместное формулирование цели и задач.
7. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую физкультминутку с упражнениями для снятия напряжения и усталости. Выполняют физические упражнения. Регулятивные: саморегуляция.
8. Анализ ресурсов проекта (15 мин) Объясняет принципы анализа ресурсов для проекта:
- Материальные ресурсы (оборудование, комплектующие)
- Временные ресурсы (сроки выполнения этапов)
- Человеческие ресурсы (компетенции участников)
- Информационные ресурсы (знания, документация)

Демонстрирует таблицу для анализа ресурсов.

Предоставляет информацию о доступном оборудовании и материалах.

Межпредметная связь с экономикой: объясняет принципы рационального использования ресурсов.
Проводят анализ необходимых ресурсов для своего проекта:
- Составляют список необходимого оборудования и материалов
- Оценивают временные затраты на каждый этап
- Анализируют имеющиеся и требуемые компетенции
- Определяют источники необходимой информации

Заполняют таблицу анализа ресурсов.

Обсуждают возможные проблемы с ресурсами.
Умение анализировать ресурсы, необходимые для реализации робототехнического проекта.

Навыки планирования материально-технического обеспечения.
Познавательные: анализ ресурсов, систематизация информации.

Регулятивные: прогнозирование затрат и рисков.

Личностные: формирование экономического мышления.
9. Распределение ролей в команде (10 мин) Объясняет основные роли в проектной команде:
- Руководитель проекта (координация, контроль сроков)
- Конструктор (механическая часть роботов)
- Программист (алгоритмы и код)
- Электронщик (датчики, коммуникация)
- Тестировщик (проверка работоспособности)
- Документалист (оформление документации)

Предлагает таблицу распределения ролей и ответственности.

Обсуждает возможное совмещение ролей в зависимости от количества участников.
В группах обсуждают распределение ролей:
- Оценивают сильные стороны и навыки каждого участника
- Распределяют роли с учетом предпочтений и компетенций
- Определяют зоны ответственности для каждого
- Заполняют таблицу ролей и ответственности

При необходимости планируют совмещение ролей некоторыми участниками.
Понимание ролей и зон ответственности в робототехническом проекте.

Умение оценивать компетенции для различных задач проекта.
Коммуникативные: обсуждение и согласование ролей.

Личностные: осознание своих сильных сторон и предпочтений.

Регулятивные: принятие ответственности за часть работы.
10. Составление плана работы (15 мин) Объясняет принципы планирования проекта:
- Разбиение на этапы (декомпозиция)
- Определение последовательности задач
- Установление сроков выполнения
- Определение контрольных точек

Предлагает шаблон плана работы.

Межпредметная связь с управлением проектами: рассказывает о структуре декомпозиции работ (WBS).

Консультирует группы по составлению плана.
Составляют план работы над проектом:
- Разбивают проект на основные этапы
- Определяют конкретные задачи для каждого этапа
- Устанавливают последовательность выполнения задач
- Оценивают сроки выполнения каждой задачи
- Назначают ответственных за выполнение задач
- Определяют контрольные точки и критерии выполнения

Заполняют шаблон плана работ.
Умение составлять план работы над робототехническим проектом.

Навыки декомпозиции проекта на этапы и задачи.

Понимание взаимосвязей между задачами проекта.
Регулятивные: планирование деятельности, определение последовательности действий.

Познавательные: структурирование работы, декомпозиция задач.

Коммуникативные: согласование плана действий.
11. Формирование технического задания (10 мин) Объясняет структуру технического задания:
- Название проекта
- Цель и задачи
- Описание функциональности
- Требования к роботам и их взаимодействию
- Необходимые ресурсы
- План работы с этапами и сроками
- Команда проекта и распределение ответственности

Предоставляет шаблон технического задания.

Консультирует группы по оформлению ТЗ.
Оформляют техническое задание своего проекта:
- Собирают воедино все наработки (цель, задачи, ресурсы, план)
- Описывают требования к функциональности роботов
- Детализируют механизмы взаимодействия роботов
- Оформляют документ по предложенному шаблону
- При необходимости дополняют его схемами и эскизами
Умение составлять техническое задание робототехнического проекта.

Навыки формулирования технических требований к робототехническим системам.
Познавательные: систематизация и структурирование информации.

Регулятивные: оформление результатов планирования.

Коммуникативные: согласование итогового документа в группе.
12. Представление проектных замыслов (15 мин) Организует краткую презентацию проектных замыслов от каждой группы:
- Предоставляет каждой группе 2-3 минуты для представления
- Предлагает другим группам задавать вопросы и давать рекомендации
- После каждой презентации задает уточняющие вопросы

Направляет обсуждение, акцентирует внимание на сильных сторонах проектов и возможных рисках.
Представляют свои проектные замыслы:
- Команда кратко представляет название и концепцию проекта
- Описывает цель и основные функции роботов
- Объясняет механизм взаимодействия роботов
- Отвечает на вопросы

Слушают презентации других групп.

Задают вопросы и дают рекомендации другим группам.
Умение представлять концепцию робототехнического проекта.

Навыки анализа проектных идей и выявления рисков.
Коммуникативные: презентация идей, аргументация, ответы на вопросы.

Познавательные: анализ проектов других групп, выявление возможных проблем.

Личностные: принятие конструктивной критики.
13. Рефлексия и подведение итогов (5 мин) Организует рефлексию с использованием метода “3-2-1”:
- 3 вещи, которые узнали или поняли сегодня
- 2 вопроса, которые остались
- 1 шаг, который нужно сделать в первую очередь

Подводит итоги работы.

Обсуждает следующие шаги в работе над проектами.
Участвуют в рефлексии:
- Формулируют 3 новых знания или понимания
- Задают 2 вопроса, которые остались
- Определяют 1 первоочередной шаг

Озвучивают свою рефлексию.

Обсуждают план дальнейшей работы.
Регулятивные: оценка результатов деятельности, определение дальнейших шагов.

Познавательные: рефлексия полученных знаний и опыта.

Коммуникативные: формулирование вопросов и выводов.
14. Домашнее задание (3 мин) Объясняет домашнее задание:
1. Доработать техническое задание с учетом обсуждения и полученных рекомендаций
2. Подумать о конкретных технических решениях для реализации проекта
3. Изучить дополнительные материалы по выбранному направлению проекта

Предлагает список ресурсов для самостоятельного изучения по теме проекта.
Записывают домашнее задание.

Задают уточняющие вопросы.

Распределяют домашнюю работу между участниками группы.
Регулятивные: планирование самостоятельной работы.

Дополнительные материалы:

Шаблон технического задания проекта:

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПРОЕКТА
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОБОТОВ»

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
   1.1. Название проекта: ________________________________
   1.2. Исполнители (группа): ___________________________
   1.3. Руководитель проекта: ___________________________
   1.4. Срок реализации проекта: с ________ по __________

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
   2.1. Цель проекта: __________________________________
   2.2. Задачи проекта:
        - _____________________________________________
        - _____________________________________________
        - _____________________________________________
        - _____________________________________________

3. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
   3.1. Краткое описание проекта: _______________________
   3.2. Количество роботов и их функции:
        - Робот 1: ____________________________________
        - Робот 2: ____________________________________
        (при необходимости добавить)
   3.3. Механизм взаимодействия роботов: ________________
   3.4. Ожидаемый результат: ___________________________

4. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
   4.1. Требования к аппаратной части:
        - _____________________________________________
        - _____________________________________________
   4.2. Требования к программному обеспечению:
        - _____________________________________________
        - _____________________________________________
   4.3. Требования к взаимодействию:
        - _____________________________________________
        - _____________________________________________
   4.4. Ограничения и особые условия:
        - _____________________________________________
        - _____________________________________________

5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
   5.1. Аппаратные средства:
   |     Наименование      | Количество |   Назначение   |   Наличие   |
   |----------------------|------------|----------------|-------------|
   |                      |            |                |             |
   |                      |            |                |             |
   
   5.2. Программные средства:
   |     Наименование      |         Назначение         |   Наличие   |
   |----------------------|----------------------------|-------------|
   |                      |                            |             |
   |                      |                            |             |

   5.3. Информационные ресурсы:
   |     Наименование      |         Источник          |
   |----------------------|----------------------------|
   |                      |                            |
   |                      |                            |

6. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
   |   Этап/задача   | Начало | Окончание | Результат | Ответственный |
   |----------------|--------|-----------|----------|---------------|
   |                |        |           |          |               |
   |                |        |           |          |               |
   |                |        |           |          |               |
   |                |        |           |          |               |

7. КОМАНДА ПРОЕКТА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ
   |     ФИО      |        Роль         |  Обязанности  |
   |-------------|---------------------|---------------|
   |             |                     |               |
   |             |                     |               |
   |             |                     |               |
   |             |                     |               |

8. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
   8.1. Риски проекта и способы их минимизации:
        - _____________________________________________
        - _____________________________________________
   8.2. Критерии успешности проекта:
        - _____________________________________________
        - _____________________________________________

Дата составления ТЗ: ________________

Подписи участников:
___________________
___________________
___________________
___________________

Примеры формулировок целей и задач проекта:

Проект “Робо-сортировщики”

Цель: Создать систему из двух взаимодействующих роботов, способных совместно сортировать объекты по цвету и размеру, повышающую эффективность сортировки на 30% по сравнению с работой одного робота.

Задачи:

  1. Сконструировать робота-сканера для распознавания параметров объектов (цвет, размер)
  2. Разработать робота-манипулятора для перемещения объектов в соответствующие контейнеры
  3. Реализовать беспроводную коммуникацию между роботами для передачи данных о распознанных объектах
  4. Создать алгоритм координации действий двух роботов для оптимизации процесса сортировки
  5. Разработать систему контроля и мониторинга процесса сортировки

Проект “Робо-картографы”

Цель: Разработать систему из трех взаимодействующих роботов, способных совместно исследовать и картографировать незнакомое пространство за ограниченное время (10 минут).

Задачи:

  1. Сконструировать трех мобильных роботов с различными сенсорами
  2. Разработать алгоритм распределения территории для исследования между роботами
  3. Реализовать систему беспроводного обмена данными между роботами
  4. Создать общую карту исследуемой территории на основе данных от всех роботов
  5. Внедрить алгоритм автоматического реагирования на обнаруженные препятствия

Таблица анализа ресурсов проекта:

Материальные ресурсы:

Категория Наименование Количество Назначение Наличие Источник получения
Робототехнические наборы
Контроллеры
Датчики
Моторы/сервоприводы
Детали конструктора
Беспроводные модули
Дополнительные материалы
Инструменты
Прочее

Временные ресурсы:

Этап Задачи Плановая продолжительность Резерв времени Общая длительность
Планирование
Конструирование
Программирование
Тестирование
Отладка
Документирование

Человеческие ресурсы:

ФИО участника Имеющиеся навыки и опыт Зона ответственности Требуется обучение

Информационные ресурсы:

Тип информации Источник Доступность Ответственный за поиск
Техническая документация
Учебные материалы
Примеры решений
Справочные материалы

Матрица ответственности RACI:

Задача Участник 1 Участник 2 Участник 3 Участник 4
Планирование проекта
Разработка концепции
Анализ ресурсов
Составление ТЗ
Конструирование
Робот 1
Робот 2
Программирование
Базовые алгоритмы
Система коммуникации
Алгоритмы взаимодействия
Тестирование
Автономная работа роботов
Взаимодействие роботов
Документирование
Техническая документация
Презентация

Условные обозначения:

  • R - Responsible (Исполнитель)
  • A - Accountable (Ответственный)
  • C - Consulted (Консультант)
  • I - Informed (Информируемый)

Типы взаимодействия роботов и возможные проекты:

  1. Физическое взаимодействие:

    • Совместная транспортировка крупных/тяжелых объектов
    • Построение конструкций/сооружений
    • Передача предметов между роботами
    • Механическое соединение для преодоления препятствий
  2. Информационное взаимодействие:

    • Координированное исследование территории
    • Система наблюдения с разделением секторов
    • Передача информации через цепочку роботов
    • Коллективное создание карты местности
  3. Разделение задач:

    • Сортировка объектов (один распознает, другой сортирует)
    • Сборочный конвейер с разделением операций
    • Поисково-спасательная операция (поиск и извлечение)
    • Роботизированное соревнование/игра
  4. Роевое взаимодействие:

    • Формирование геометрических фигур группой роботов
    • Движение в формации с сохранением строя
    • Коллективное решение головоломок
    • Имитация природных роевых систем (муравьи, пчелы)

Карта рефлексии “3-2-1”:

Фамилия, имя: _________________________
Группа: _______

3 вещи, которые я узнал(а) или понял(а) сегодня:
1. _________________________________________________
2. _________________________________________________
3. _________________________________________________

2 вопроса, которые остались у меня:
1. _________________________________________________
2. _________________________________________________

1 шаг, который нам нужно сделать в первую очередь:
_________________________________________________

Насколько я доволен(а) результатами нашей работы сегодня? (от 1 до 10): _______

Что я могу сделать, чтобы наш проект был успешным?
_________________________________________________
_________________________________________________