Skip to main content

Практическая работа «Управление несколькими сервомоторами»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Класс: 6

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Исполнительные устройства роботов
Тема урока: Практическая работа «Управление несколькими сервомоторами»
Цель урока: Создать условия для формирования практических навыков установки нескольких сервомоторов на робота и программирования их согласованной работы для выполнения сложных движений.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение установки и подключения нескольких сервомоторов к контроллеру робота
  • Навык программирования согласованной работы нескольких сервоприводов
  • Понимание принципов синхронизации движений в робототехнических системах
  • Умение распределять нагрузку между сервомоторами для эффективной работы

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение планировать последовательность действий при создании сложных механизмов, тестировать и корректировать программы
  • Познавательные УУД: умение применять знания из физики и математики при решении задач координации движений
  • Коммуникативные УУД: умение работать в команде при создании сложных конструкций, распределять роли

Личностные:

  • Развитие инженерного и пространственного мышления
  • Формирование настойчивости в достижении результата
  • Воспитание ответственности за качество выполненной работы
  • Развитие творческого подхода к решению технических задач

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Образовательные:

  • Закрепить знания о принципах работы сервомоторов
  • Научить методам синхронизации работы нескольких сервоприводов
  • Сформировать понимание координации движений в многоосевых системах

Развивающие:

  • Развивать навыки алгоритмического мышления при программировании последовательности движений
  • Формировать умение оптимизировать конструкцию для улучшения ее функциональности
  • Развивать способность к анализу и решению технических проблем

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру технической безопасности
  • Формировать навыки командной работы и взаимопомощи
  • Развивать терпение и аккуратность при работе со сложными механизмами

Тип урока: Практическая работа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Робототехнические наборы с контроллерами
  • Сервомоторы (минимум 3-4 на группу)
  • Дополнительные конструктивные элементы для сборки манипулятора или шагающего механизма
  • Компьютеры с установленной средой программирования
  • Презентация с примерами многоосевых систем с сервоприводами
  • Схемы подключения нескольких сервомоторов к контроллеру
  • Примеры базовых программ для координации движений
  • Инструменты для сборки механизмов

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии:

  • Проектное обучение
  • Практико-ориентированное обучение
  • Работа в малых группах
  • Демонстрационное обучение

Межпредметные связи:

  • Физика: Синхронизация движений, распределение нагрузки, крутящий момент, инерция механических систем
  • Математика: Координация движений нескольких серводвигателей, временные задержки, последовательности движений
  • Информатика: Многозадачное программирование, массивы данных для хранения последовательностей движений
  • Технология: Соединение механических узлов, распределение нагрузки в конструкции

Основные понятия: Сервомотор, многоосевая система, синхронизация движений, последовательность команд, крутящий момент, распределение нагрузки, шаговая последовательность, временные задержки, угловая скорость, координатное пространство, манипулятор, шагающий механизм, кинематическая цепь

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (3 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Проводит инструктаж по технике безопасности при работе с электронными компонентами и механическими частями. Готовят рабочие места, проверяют наличие необходимых компонентов Знание правил безопасной работы с сервомоторами Регулятивные: самоорганизация
2. Постановка задачи (5 мин) Формулирует цель практической работы: “Сегодня вы создадите робота с несколькими сервомоторами, которые должны работать согласованно для выполнения определенной задачи”. Предлагает на выбор два проекта: манипулятор (с 3 сервомоторами) или простой шагающий механизм (с 4 сервомоторами). Демонстрирует видео с примерами работы таких механизмов. Слушают задание, выбирают проект для реализации, задают уточняющие вопросы Понимание целей практической работы Познавательные: целеполагание Коммуникативные: формулирование вопросов
3. Актуализация знаний (7 мин) Проводит блиц-опрос о принципах работы сервомоторов, их характеристиках и особенностях программирования. Задает вопросы: “Как подключается сервомотор к контроллеру?”, “Какие параметры нужно задать для точного позиционирования сервомотора?”, “Какие проблемы могут возникнуть при одновременной работе нескольких сервомоторов?” Отвечают на вопросы, вспоминают материал предыдущего урока о сервомоторах, обсуждают возможные трудности при координации нескольких приводов Актуализация знаний о работе сервомоторов Познавательные: извлечение имеющихся знаний Коммуникативные: участие в обсуждении
4. Подготовка к практической работе (10 мин) Объясняет принципы согласованной работы нескольких сервомоторов: 1) Подключение нескольких сервомоторов к разным портам контроллера 2) Распределение нагрузки и выбор мощности сервоприводов 3) Создание последовательности движений 4) Синхронизация по времени для плавных движений Демонстрирует примеры базового кода для управления несколькими сервомоторами. Слушают объяснения, делают записи, изучают схемы подключения и примеры программ Понимание принципов координации нескольких сервомоторов Познавательные: усвоение новой информации
5. Конструирование механизма (15 мин) Организует работу в группах по 2-3 человека. Раздает инструкции по сборке выбранного механизма (манипулятора или шагающего робота). Консультирует группы, обращая внимание на правильное расположение сервоприводов и распределение нагрузки. Работают в группах: собирают механическую конструкцию с несколькими сервомоторами, закрепляют их в нужных местах, обеспечивают надежность соединений Умение конструировать механизмы с несколькими сервоприводами Регулятивные: планирование действий Коммуникативные: взаимодействие в группе
6. Подключение сервомоторов (10 мин) Демонстрирует правильное подключение нескольких сервомоторов к контроллеру. Обращает внимание на возможные проблемы с питанием при одновременной работе нескольких сервомоторов. Подключают сервомоторы к контроллеру, проверяют правильность подключения, обеспечивают необходимое питание Умение подключать несколько сервомоторов к контроллеру Регулятивные: следование инструкции Познавательные: практическое применение знаний
7. Программирование согласованной работы (15 мин) Объясняет принципы программирования согласованной работы: 1) Задание начальных положений всех сервомоторов 2) Создание функций для типовых движений 3) Задание временных задержек для синхронизации 4) Использование массивов для хранения последовательностей положений Консультирует группы по вопросам программирования. Разрабатывают программу для управления системой сервомоторов: задают начальные положения, создают функции для типовых движений, программируют последовательность согласованных движений Умение программировать согласованную работу нескольких сервомоторов Познавательные: алгоритмическое мышление Регулятивные: планирование действий
8. Тестирование и отладка (10 мин) Организует тестирование созданных механизмов. Консультирует по вопросам отладки, помогает выявить причины некорректной работы. Загружают программы в контроллеры, тестируют работу механизмов, выявляют проблемы, корректируют программы и механическую конструкцию Умение тестировать и отлаживать работу системы с несколькими сервомоторами Регулятивные: контроль и коррекция Познавательные: анализ результатов
9. Демонстрация результатов (10 мин) Организует демонстрацию работы созданных механизмов. Предлагает каждой группе продемонстрировать свой проект и рассказать об особенностях его работы. Демонстрируют работу своих механизмов, объясняют принципы согласованной работы сервомоторов, отвечают на вопросы Умение представлять результаты работы Коммуникативные: презентация результатов Познавательные: рефлексия
10. Рефлексия и подведение итогов (5 мин) Подводит итоги практической работы, отмечает успешные решения и типичные проблемы. Задает вопросы: “Какие трудности возникли при синхронизации работы сервомоторов?”, “Как можно улучшить созданный механизм?” Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, оценивают свои достижения Осознание полученного практического опыта Регулятивные: оценка результатов Познавательные: обобщение опыта

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Завершить программирование робота (если не успели на уроке)
  2. Подготовить краткий отчет о проделанной работе с описанием механизма и алгоритма согласованной работы сервомоторов

Повышенный уровень:

  1. Разработать и описать усовершенствованный алгоритм движений для созданного механизма
  2. Спроектировать более сложный механизм с использованием большего количества сервомоторов (схема или 3D-модель)

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания практической работы:

  • Качество сборки механизма с сервомоторами (надежность, точность) (1-5 баллов)
  • Правильность подключения и настройки сервомоторов (1-5 баллов)
  • Программирование согласованной работы сервомоторов (1-5 баллов)
  • Функциональность созданного механизма (выполнение заданных движений) (1-5 баллов)
  • Оригинальность решения и дополнительная функциональность (0-5 баллов)

Шкала оценивания:

  • “5” - 20-25 баллов
  • “4” - 15-19 баллов
  • “3” - 10-14 баллов
  • “2” - менее 10 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам урока учащиеся должны:

Знать:

  • Принципы подключения нескольких сервомоторов к контроллеру
  • Методы программирования согласованной работы сервоприводов
  • Особенности распределения нагрузки в системах с несколькими сервомоторами
  • Способы синхронизации движений в многоосевых системах

Уметь:

  • Конструировать механизмы с несколькими сервомоторами
  • Программировать последовательности согласованных движений
  • Выявлять и устранять проблемы синхронизации в работе сервомоторов
  • Оптимизировать работу механизма для выполнения конкретной задачи

Владеть:

  • Навыками создания систем с несколькими исполнительными устройствами
  • Приемами отладки согласованной работы сервоприводов
  • Методами оптимизации механических конструкций

Дополнительные материалы к уроку:

  • Схемы подключения нескольких сервомоторов к различным типам контроллеров
  • Примеры программ для координации движений (базовый и продвинутый уровни)
  • Инструкции по сборке манипулятора и шагающего механизма
  • Справочник по типовым проблемам при работе с несколькими сервомоторами и их решениям
  • Видеоматериалы с примерами работы сложных систем с сервоприводами