Skip to main content

29. Защита проекта по робототехнике

🎬 Открыть презентацию

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:

Модуль: Основы робототехники
Тема урока: Защита проекта по робототехнике
Цель урока: Создать условия для демонстрации учащимися результатов групповой проектной деятельности по созданию робота и формирования навыков публичного представления технических решений.

Планируемые результаты:

  • Личностные: развитие уверенности в себе и своих возможностях; формирование ответственности за представление результатов командной работы; воспитание культуры публичных выступлений и уважительного отношения к работе других групп.
  • Предметные: закрепление знаний о принципах работы созданной робототехнической модели; демонстрация понимания алгоритмов и программ, управляющих роботом; формирование умения аргументированно объяснять принятые технические решения.
  • Метапредметные:
    • Регулятивные УУД: развитие навыков самопрезентации и самоконтроля; формирование умения оценивать результаты своей деятельности.
    • Коммуникативные УУД: развитие навыков публичных выступлений; формирование умения четко и ясно излагать свои мысли; совершенствование навыков ответов на вопросы.
    • Познавательные УУД: развитие умения систематизировать и представлять информацию о проекте; формирование способности анализировать результаты работы и формулировать выводы.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Организовать публичное представление результатов групповых проектов по робототехнике
  2. Обеспечить демонстрацию работы созданных моделей роботов
  3. Создать условия для аргументированного объяснения учащимися физических принципов работы своих роботов
  4. Организовать представление количественных результатов проекта в виде графиков и диаграмм
  5. Сформировать навыки оценивания проектов по заданным критериям

Тип урока: урок-защита проектов

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Функционирующие модели роботов, созданные учащимися
  • Компьютеры с мультимедийными презентациями проектов
  • Проектор и экран
  • Видеокамера для записи выступлений и демонстрации работы роботов
  • Испытательный полигон для демонстрации функциональности роботов
  • Секундомеры, линейки, весы для возможной демонстрации технических характеристик
  • Оценочные листы для членов жюри и зрителей
  • Дипломы и сертификаты участников проекта
  • Таймер для контроля регламента выступлений

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: проектная технология, технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений, информационно-коммуникационные технологии.

Межпредметные связи:

  • Математика: представление количественных результатов проекта в виде графиков, диаграмм, таблиц; расчёт погрешностей; статистическая обработка данных эксперимента
  • Физика: демонстрация физических принципов работы созданного робота (преобразование энергии, механическое движение, работа датчиков, взаимодействие с окружающей средой)

Основные понятия: защита проекта, презентация, демонстрация, техническое решение, алгоритм работы робота, испытания модели, статистические данные, эффективность конструкции, оптимизация программы.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты
1. Организационный момент (3 мин) Приветствует учащихся и гостей (жюри), объясняет формат защиты проектов, представляет членов жюри, объявляет регламент выступлений. Готовятся к уроку, проверяют работоспособность роботов и презентаций, размещают модели роботов на демонстрационном столе. Психологическая готовность к защите проекта
2. Вступительное слово учителя (5 мин) Рассказывает о проделанной работе над проектами, отмечает важность полученных знаний и навыков, объясняет критерии оценки проектов: качество конструкции, функциональность, программирование, презентация, ответы на вопросы. Слушают вступительное слово, настраиваются на защиту, повторяют ключевые моменты своих выступлений. Понимание значимости проделанной работы и критериев оценки
3. Жеребьевка порядка выступлений (2 мин) Проводит жеребьевку для определения порядка выступления групп. Участвуют в жеребьевке, определяют порядок выступления своей группы. Организация порядка защиты проектов
4. Защита проектов группами (10-12 минут на группу, всего 50 мин) Координирует процесс защиты, следит за соблюдением регламента, при необходимости задает уточняющие вопросы, предоставляет слово членам жюри для вопросов. Каждая группа по очереди:
1. Представляет участников проекта и их роли (1 мин)
2. Презентует цель проекта и техническое задание (2 мин)
3. Объясняет конструктивные особенности робота (2 мин)
4. Рассказывает о программном обеспечении (2 мин)
5. Демонстрирует работу робота (3 мин)
6. Отвечает на вопросы жюри и одноклассников (2 мин)
Развитие навыков публичных выступлений и представления технических решений
5. Межпредметная связь с физикой: демонстрация физических принципов работы робота (во время выступлений) Акцентирует внимание на необходимости объяснения физических принципов работы робота, задает наводящие вопросы: “Какие физические законы лежат в основе движения вашего робота?”, “Как работают датчики с точки зрения физики?” Объясняют физические принципы работы своих роботов: преобразование энергии, применение законов механики, принципы работы датчиков, взаимодействие с окружающей средой. Демонстрируют понимание физических явлений, используемых в роботе. Демонстрация понимания межпредметных связей робототехники с физикой
6. Межпредметная связь с математикой: представление количественных результатов (во время выступлений) Обращает внимание на качество представленных количественных данных, задает вопросы о методах обработки результатов: “Как вы измеряли эти параметры?”, “Какую погрешность имеют ваши измерения?” Представляют количественные результаты проекта в виде графиков, диаграмм и таблиц. Объясняют методику проведения измерений, демонстрируют расчеты погрешностей, обосновывают статистическую достоверность результатов. Формирование навыков математического представления результатов технического проекта
7. Физкультминутка (3 мин) Проводит короткую физкультминутку между выступлениями групп для снятия напряжения. Выполняют физические упражнения, снимают эмоциональное и физическое напряжение. Снятие физического напряжения
8. Техническое соревнование роботов (15 мин) Организует мини-соревнование между созданными роботами по заранее оговоренным правилам (например, прохождение лабиринта, сортировка предметов и т.д.), фиксирует результаты. Участвуют в соревновании, демонстрируют возможности своих роботов в конкурентных условиях, болеют за свои команды. Практическая демонстрация функциональности роботов в соревновательных условиях
9. Работа жюри (5 мин) Организует работу жюри по подведению итогов защиты проектов, заполнению оценочных листов. В это время предлагает учащимся заполнить листы самооценки проекта. Заполняют листы самооценки проекта, анализируя свою работу по критериям: конструкция, программирование, презентация, командная работа. Развитие навыков объективной оценки и самооценки
10. Объявление результатов (5 мин) Предоставляет слово жюри для объявления результатов и комментариев по представленным проектам. Вручает дипломы и сертификаты участникам. Слушают комментарии жюри, получают обратную связь по своим проектам, принимают дипломы и сертификаты. Получение объективной оценки результатов работы
11. Рефлексия (5 мин) Организует обсуждение результатов проектной деятельности. Предлагает каждой группе поделиться: “Что было самым интересным в работе над проектом?”, “С какими трудностями столкнулись?”, “Что бы сделали по-другому, если бы начинали сейчас?” Делятся впечатлениями от работы над проектом, анализируют приобретенный опыт, обсуждают возможные улучшения и развитие проекта в будущем. Развитие навыков рефлексии и анализа собственной деятельности
12. Подведение итогов проектной деятельности (7 мин) Обобщает итоги проектной работы, отмечает прогресс учащихся в освоении робототехники, подчеркивает важность приобретенных знаний и навыков для дальнейшего обучения, рассказывает о возможностях продолжения работы над проектами. Слушают итоговую речь учителя, задают вопросы о возможностях дальнейшего развития проектов и углубления знаний по робототехнике. Осознание значимости проделанной работы и перспектив дальнейшего развития

Диагностика результатов:

  1. Оценка качества мультимедийных презентаций (структура, содержательность, наглядность)
  2. Оценка демонстрации работы роботов (функциональность, надежность, соответствие техническому заданию)
  3. Анализ представления физических принципов работы робота (корректность, глубина понимания)
  4. Оценка представления количественных результатов (наглядность графиков и диаграмм, корректность расчетов)
  5. Анализ ответов на вопросы жюри (полнота, аргументированность, владение материалом)
  6. Результаты технического соревнования роботов
  7. Оценка командной работы (слаженность выступления, распределение ролей)
  8. Заполненные листы самооценки проекта