29. Защита проекта по робототехнике
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Модуль: Основы робототехники
Тема урока: Защита проекта по робототехнике
Цель урока: Создать условия для демонстрации учащимися результатов групповой проектной деятельности по созданию робота и формирования навыков публичного представления технических решений.
Планируемые результаты:
- Личностные: развитие уверенности в себе и своих возможностях; формирование ответственности за представление результатов командной работы; воспитание культуры публичных выступлений и уважительного отношения к работе других групп.
- Предметные: закрепление знаний о принципах работы созданной робототехнической модели; демонстрация понимания алгоритмов и программ, управляющих роботом; формирование умения аргументированно объяснять принятые технические решения.
- Метапредметные:
- Регулятивные УУД: развитие навыков самопрезентации и самоконтроля; формирование умения оценивать результаты своей деятельности.
- Коммуникативные УУД: развитие навыков публичных выступлений; формирование умения четко и ясно излагать свои мысли; совершенствование навыков ответов на вопросы.
- Познавательные УУД: развитие умения систематизировать и представлять информацию о проекте; формирование способности анализировать результаты работы и формулировать выводы.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК
Задачи урока:
- Организовать публичное представление результатов групповых проектов по робототехнике
- Обеспечить демонстрацию работы созданных моделей роботов
- Создать условия для аргументированного объяснения учащимися физических принципов работы своих роботов
- Организовать представление количественных результатов проекта в виде графиков и диаграмм
- Сформировать навыки оценивания проектов по заданным критериям
Тип урока: урок-защита проектов
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
- Функционирующие модели роботов, созданные учащимися
- Компьютеры с мультимедийными презентациями проектов
- Проектор и экран
- Видеокамера для записи выступлений и демонстрации работы роботов
- Испытательный полигон для демонстрации функциональности роботов
- Секундомеры, линейки, весы для возможной демонстрации технических характеристик
- Оценочные листы для членов жюри и зрителей
- Дипломы и сертификаты участников проекта
- Таймер для контроля регламента выступлений
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК
Образовательные технологии: проектная технология, технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений, информационно-коммуникационные технологии.
Межпредметные связи:
- Математика: представление количественных результатов проекта в виде графиков, диаграмм, таблиц; расчёт погрешностей; статистическая обработка данных эксперимента
- Физика: демонстрация физических принципов работы созданного робота (преобразование энергии, механическое движение, работа датчиков, взаимодействие с окружающей средой)
Основные понятия: защита проекта, презентация, демонстрация, техническое решение, алгоритм работы робота, испытания модели, статистические данные, эффективность конструкции, оптимизация программы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
---|---|---|---|
1. Организационный момент (3 мин) | Приветствует учащихся и гостей (жюри), объясняет формат защиты проектов, представляет членов жюри, объявляет регламент выступлений. | Готовятся к уроку, проверяют работоспособность роботов и презентаций, размещают модели роботов на демонстрационном столе. | Психологическая готовность к защите проекта |
2. Вступительное слово учителя (5 мин) | Рассказывает о проделанной работе над проектами, отмечает важность полученных знаний и навыков, объясняет критерии оценки проектов: качество конструкции, функциональность, программирование, презентация, ответы на вопросы. | Слушают вступительное слово, настраиваются на защиту, повторяют ключевые моменты своих выступлений. | Понимание значимости проделанной работы и критериев оценки |
3. Жеребьевка порядка выступлений (2 мин) | Проводит жеребьевку для определения порядка выступления групп. | Участвуют в жеребьевке, определяют порядок выступления своей группы. | Организация порядка защиты проектов |
4. Защита проектов группами (10-12 минут на группу, всего 50 мин) | Координирует процесс защиты, следит за соблюдением регламента, при необходимости задает уточняющие вопросы, предоставляет слово членам жюри для вопросов. | Каждая группа по очереди: 1. Представляет участников проекта и их роли (1 мин) 2. Презентует цель проекта и техническое задание (2 мин) 3. Объясняет конструктивные особенности робота (2 мин) 4. Рассказывает о программном обеспечении (2 мин) 5. Демонстрирует работу робота (3 мин) 6. Отвечает на вопросы жюри и одноклассников (2 мин) |
Развитие навыков публичных выступлений и представления технических решений |
5. Межпредметная связь с физикой: демонстрация физических принципов работы робота (во время выступлений) | Акцентирует внимание на необходимости объяснения физических принципов работы робота, задает наводящие вопросы: “Какие физические законы лежат в основе движения вашего робота?”, “Как работают датчики с точки зрения физики?” | Объясняют физические принципы работы своих роботов: преобразование энергии, применение законов механики, принципы работы датчиков, взаимодействие с окружающей средой. Демонстрируют понимание физических явлений, используемых в роботе. | Демонстрация понимания межпредметных связей робототехники с физикой |
6. Межпредметная связь с математикой: представление количественных результатов (во время выступлений) | Обращает внимание на качество представленных количественных данных, задает вопросы о методах обработки результатов: “Как вы измеряли эти параметры?”, “Какую погрешность имеют ваши измерения?” | Представляют количественные результаты проекта в виде графиков, диаграмм и таблиц. Объясняют методику проведения измерений, демонстрируют расчеты погрешностей, обосновывают статистическую достоверность результатов. | Формирование навыков математического представления результатов технического проекта |
7. Физкультминутка (3 мин) | Проводит короткую физкультминутку между выступлениями групп для снятия напряжения. | Выполняют физические упражнения, снимают эмоциональное и физическое напряжение. | Снятие физического напряжения |
8. Техническое соревнование роботов (15 мин) | Организует мини-соревнование между созданными роботами по заранее оговоренным правилам (например, прохождение лабиринта, сортировка предметов и т.д.), фиксирует результаты. | Участвуют в соревновании, демонстрируют возможности своих роботов в конкурентных условиях, болеют за свои команды. | Практическая демонстрация функциональности роботов в соревновательных условиях |
9. Работа жюри (5 мин) | Организует работу жюри по подведению итогов защиты проектов, заполнению оценочных листов. В это время предлагает учащимся заполнить листы самооценки проекта. | Заполняют листы самооценки проекта, анализируя свою работу по критериям: конструкция, программирование, презентация, командная работа. | Развитие навыков объективной оценки и самооценки |
10. Объявление результатов (5 мин) | Предоставляет слово жюри для объявления результатов и комментариев по представленным проектам. Вручает дипломы и сертификаты участникам. | Слушают комментарии жюри, получают обратную связь по своим проектам, принимают дипломы и сертификаты. | Получение объективной оценки результатов работы |
11. Рефлексия (5 мин) | Организует обсуждение результатов проектной деятельности. Предлагает каждой группе поделиться: “Что было самым интересным в работе над проектом?”, “С какими трудностями столкнулись?”, “Что бы сделали по-другому, если бы начинали сейчас?” | Делятся впечатлениями от работы над проектом, анализируют приобретенный опыт, обсуждают возможные улучшения и развитие проекта в будущем. | Развитие навыков рефлексии и анализа собственной деятельности |
12. Подведение итогов проектной деятельности (7 мин) | Обобщает итоги проектной работы, отмечает прогресс учащихся в освоении робототехники, подчеркивает важность приобретенных знаний и навыков для дальнейшего обучения, рассказывает о возможностях продолжения работы над проектами. | Слушают итоговую речь учителя, задают вопросы о возможностях дальнейшего развития проектов и углубления знаний по робототехнике. | Осознание значимости проделанной работы и перспектив дальнейшего развития |
Диагностика результатов:
- Оценка качества мультимедийных презентаций (структура, содержательность, наглядность)
- Оценка демонстрации работы роботов (функциональность, надежность, соответствие техническому заданию)
- Анализ представления физических принципов работы робота (корректность, глубина понимания)
- Оценка представления количественных результатов (наглядность графиков и диаграмм, корректность расчетов)
- Анализ ответов на вопросы жюри (полнота, аргументированность, владение материалом)
- Результаты технического соревнования роботов
- Оценка командной работы (слаженность выступления, распределение ролей)
- Заполненные листы самооценки проекта