Skip to main content

Энергоэффективность транспортных роботов

🎬 Открыть презентацию

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Класс: 6

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Мобильная робототехника
Тема урока: Энергоэффективность транспортных роботов
Цель урока: Создать условия для формирования представлений о факторах, влияющих на энергопотребление мобильных роботов, и способах оптимизации энергоэффективности через исследование и построение графика зависимости времени автономной работы от режима движения и нагрузки.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знание факторов, влияющих на энергопотребление транспортных роботов
  • Понимание принципов работы различных типов источников энергии для роботов
  • Умение рассчитывать энергопотребление при различных режимах движения
  • Представление о методах оптимизации энергоэффективности робототехнических систем

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение проводить эксперимент по измерению энергопотребления, анализировать результаты
  • Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи между режимом работы и энергопотреблением
  • Коммуникативные УУД: умение представлять результаты исследования в виде графиков, обсуждать пути повышения энергоэффективности

Личностные:

  • Развитие экологического мышления через понимание важности энергоэффективности
  • Формирование ответственного отношения к использованию энергоресурсов
  • Воспитание культуры исследовательской деятельности

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с факторами, влияющими на энергопотребление транспортных роботов
  • Сформировать представление о различных типах источников энергии для роботов
  • Научить методам расчета и оптимизации энергопотребления

Развивающие:

  • Развивать навыки проведения исследований и анализа данных
  • Формировать умение выявлять закономерности и делать прогнозы
  • Развивать способность находить оптимальные решения для сложных систем

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к энергоресурсам
  • Формировать понимание значимости энергоэффективных технологий
  • Развивать культуру технического мышления

Тип урока: Комбинированный (теория + практика)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютер, проектор, экран
  • Презентация по теме “Энергоэффективность транспортных роботов”
  • Робототехнические наборы для экспериментов
  • Мультиметры или специализированные модули для измерения энергопотребления
  • Разные типы аккумуляторов и батарей для демонстрации
  • Программное обеспечение для построения графиков
  • Рабочие листы для записи результатов измерений
  • Секундомеры для измерения времени автономной работы
  • Различные поверхности для тестирования движения (гладкая, шероховатая)
  • Разные типы грузов для изменения нагрузки на робота

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии:

  • Проблемное обучение
  • Исследовательская деятельность
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Групповая работа

Межпредметные связи:

  • Физика: Потребление энергии при различных режимах движения, КПД системы, электрический ток, напряжение, мощность, трение, механическая работа
  • Математика: Расчет оптимальных параметров движения для экономии энергии, построение и анализ графиков, нахождение оптимумов функций
  • Информатика: Алгоритмы управления энергопотреблением, сбор и обработка данных
  • Экология: Ресурсосбережение, экологические аспекты использования различных источников энергии

Основные понятия: Энергопотребление, КПД, аккумулятор, батарея, ёмкость источника питания, разрядная характеристика, рекуперация энергии, энергосбережение, оптимальный режим движения, мощность, время автономной работы, ток потребления, напряжение, нагрузка, трение, инерция, аэродинамическое сопротивление

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Создает позитивный настрой. Готовятся к уроку, занимают рабочие места - Регулятивные: самоорганизация
2. Мотивация и целеполагание (5 мин) Демонстрирует видео с марсоходом Perseverance и задает вопросы: “Почему для космических роботов так важна энергоэффективность?”, “Как можно увеличить время автономной работы робота?”. Создает проблемную ситуацию: “Представьте, что ваш робот должен выполнить миссию на ограниченном заряде батареи. Как максимально продлить время его работы?” Смотрят видео, отвечают на вопросы, высказывают предположения, участвуют в формулировании темы и цели урока Актуализация представлений о важности энергоэффективности Познавательные: мотивация к изучению темы Коммуникативные: участие в диалоге
3. Актуализация знаний (5 мин) Задает вопросы: “Что такое энергия?”, “Какие виды энергии вы знаете?”, “Как связаны мощность, время работы и энергия?”, “Какие факторы влияют на затраты энергии при движении?” Отвечают на вопросы, вспоминают материал из курса физики, обсуждают факторы, влияющие на энергопотребление Актуализация знаний об энергии и факторах, влияющих на энергопотребление Познавательные: извлечение имеющихся знаний Коммуникативные: формулирование мыслей
4. Изучение нового материала (15 мин) Объясняет факторы, влияющие на энергопотребление мобильных роботов, сопровождая рассказ презентацией: 1) Механические факторы: - Трение в механизмах - Масса робота и полезной нагрузки - Тип поверхности для движения - Аэродинамическое сопротивление 2) Электрические факторы: - Эффективность моторов - КПД преобразователей напряжения - Потребление электроники (контроллеры, датчики) 3) Алгоритмические факторы: - Режимы движения (ускорение, торможение, постоянная скорость) - Оптимизация маршрута движения - Рекуперация энергии при торможении 4) Источники энергии: - Типы аккумуляторов и их характеристики - Саморазряд и деградация аккумуляторов - Альтернативные источники энергии для роботов Демонстрирует разные типы аккумуляторов и их характеристики. Слушают объяснения, делают записи, изучают представленные типы аккумуляторов, задают уточняющие вопросы Формирование знаний о факторах, влияющих на энергопотребление роботов, и источниках энергии Познавательные: усвоение новой информации, установление причинно-следственных связей
5. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую динамическую паузу, связанную с темой энергии (имитация зарядки и разрядки). Выполняют физические упражнения - Регулятивные: переключение внимания
6. Демонстрация измерения энергопотребления (8 мин) Демонстрирует методы измерения энергопотребления робота: 1) Использование мультиметра для измерения тока 2) Расчет потребляемой мощности (P = UI) 3) Оценка времени автономной работы Показывает, как изменяется потребление энергии при разных режимах движения (медленное, быстрое, с ускорением). Наблюдают за демонстрацией, делают заметки о методике измерений, задают вопросы Понимание методов измерения и расчета энергопотребления Познавательные: наблюдение, анализ
7. Практическая работа (20 мин) Организует групповую работу. Делит класс на группы по 3-4 человека. Задание: “Исследовать зависимость времени автономной работы робота от режима движения и нагрузки и построить соответствующий график”. Предлагает провести серию экспериментов: 1) Измерение базового энергопотребления в состоянии покоя 2) Измерение при движении с разной скоростью 3) Измерение при разгоне и торможении 4) Измерение при движении с разной нагрузкой 5) Измерение при движении по разным поверхностям Раздает рабочие листы для записи результатов. Консультирует группы в процессе работы. Работают в группах: проводят серию экспериментов с роботами, измеряют ток потребления в различных режимах, фиксируют данные в таблицы, рассчитывают время автономной работы при разных условиях, строят графики зависимости Умение экспериментально определять энергопотребление и строить графики зависимости Регулятивные: планирование работы Познавательные: сбор и обработка данных Коммуникативные: работа в группе
8. Представление результатов (10 мин) Организует представление результатов исследований. Задает уточняющие вопросы: “Какой режим движения оказался наиболее энергоэффективным?”, “Как влияет нагрузка на энергопотребление?”, “Какие закономерности вы выявили?” Представители групп демонстрируют полученные графики, объясняют выявленные закономерности, отвечают на вопросы, сравнивают результаты разных групп Умение анализировать зависимость энергопотребления от различных факторов Коммуникативные: представление результатов, аргументация Познавательные: обобщение информации
9. Методы оптимизации энергопотребления (10 мин) Объясняет способы оптимизации энергопотребления роботов: 1) Механические оптимизации: - Снижение трения в механизмах - Оптимизация массы конструкции - Улучшение аэродинамики 2) Электрические оптимизации: - Выбор эффективных моторов - Использование драйверов с низкими потерями - Режим сна для электроники 3) Алгоритмические оптимизации: - Плавные разгоны и торможения - Оптимальная скорость движения - Умное управление питанием компонентов Организует обсуждение того, какие из этих методов можно применить к роботам, созданным учащимися. Слушают объяснения, записывают способы оптимизации, участвуют в обсуждении применимости различных методов, предлагают собственные идеи по повышению энергоэффективности Понимание методов оптимизации энергопотребления робототехнических систем Познавательные: систематизация знаний Коммуникативные: участие в обсуждении
10. Практическое применение (5 мин) Предлагает учащимся внести изменения в своих роботов для повышения энергоэффективности и провести повторные измерения для оценки эффекта. Консультирует по предлагаемым изменениям. Вносят изменения в конструкцию или программу робота, проводят повторные измерения, оценивают эффективность внесенных изменений Умение применять знания для оптимизации энергопотребления Регулятивные: коррекция Познавательные: применение знаний
11. Рефлексия и подведение итогов (3 мин) Подводит итоги урока, задает вопросы: “Какие факторы больше всего влияют на энергопотребление робота?”, “Какие методы оптимизации энергопотребления вы считаете наиболее эффективными?”, “Почему важно учитывать энергоэффективность при проектировании роботов?” Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, оценивают свою работу на уроке, формулируют выводы об энергоэффективности роботов Систематизация знаний об энергоэффективности транспортных роботов Регулятивные: оценка результатов Познавательные: рефлексия

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Завершить анализ полученных графиков и сделать выводы о наиболее энергоэффективных режимах работы
  2. Подготовить краткое сообщение о новых технологиях в области аккумуляторов для робототехники

Повышенный уровень:

  1. Разработать план оптимизации энергопотребления для конкретного робота с прогнозом увеличения времени автономной работы
  2. Исследовать и описать альтернативные источники энергии для мобильных роботов (солнечные батареи, топливные элементы и др.)

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания практической работы (графика зависимости):

  • Точность проведения измерений (1-5 баллов)
  • Полнота исследования различных режимов и факторов (1-5 баллов)
  • Корректность построения графика (1-5 баллов)
  • Глубина анализа полученных результатов (1-5 баллов)
  • Обоснованность выводов о путях оптимизации (1-5 баллов)

Шкала оценивания:

  • “5” - 21-25 баллов
  • “4” - 16-20 баллов
  • “3” - 10-15 баллов
  • “2” - менее 10 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам урока учащиеся должны:

Знать:

  • Факторы, влияющие на энергопотребление транспортных роботов
  • Характеристики различных источников энергии для роботов
  • Методы измерения и расчета энергопотребления
  • Способы оптимизации энергоэффективности робототехнических систем

Уметь:

  • Проводить измерения энергопотребления робота в разных режимах работы
  • Строить и анализировать графики зависимости времени автономной работы от различных факторов
  • Рассчитывать оптимальные параметры движения для экономии энергии
  • Применять методы оптимизации энергопотребления в конструкции и программе робота

Владеть:

  • Навыками экспериментального исследования энергопотребления
  • Методами анализа данных и построения графиков
  • Подходами к решению задач энергоэффективности в робототехнике

Дополнительные материалы к уроку:

  • Таблицы характеристик различных типов аккумуляторов и батарей
  • Формулы для расчета энергопотребления и времени автономной работы
  • Примеры графиков энергопотребления роботов в различных режимах
  • Шаблоны для проведения исследования и фиксации результатов
  • Информация о современных трендах в области энергоэффективности роботов
  • Справочные материалы по методам оптимизации энергопотребления