12. Практическая работа «Программирование пульта дистанционного управления. Дистанционное управление роботами»
Модуль: Системы дистанционного управления робототехническими комплексами
Тема урока: Практическая работа «Программирование пульта дистанционного управления. Дистанционное управление роботами»
Цель урока: Сформировать практические навыки программирования и настройки систем дистанционного управления для робототехнических устройств.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать принципы работы систем дистанционного управления роботами
- Понимать особенности настройки приемников и передатчиков
- Уметь программировать интерфейс управления и обрабатывать входящие сигналы
- Владеть навыками создания системы дистанционного управления роботом
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: умение планировать последовательность действий, контролировать и корректировать процесс настройки системы управления
- Познавательные УУД: анализ работы приемо-передающих устройств, поиск оптимальных решений для обеспечения стабильной связи
- Коммуникативные УУД: умение работать в группе, распределять обязанности, координировать действия
Личностные:
- Развитие технического мышления и творческого подхода к решению задач
- Формирование ответственного отношения к управлению техническими системами
- Воспитание настойчивости при преодолении технических трудностей
Задачи урока:
- Актуализировать знания о принципах дистанционного управления и беспроводных каналах связи
- Освоить технологию настройки и оптимизации работы приемо-передающих устройств
- Научить программировать интерфейс пульта дистанционного управления
- Сформировать навыки обработки команд, поступающих от пульта к роботу
- Создать и отладить систему беспроводного управления роботом
Тип урока: Практическая работа
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
- Робототехнические наборы с контроллерами, поддерживающими беспроводную связь
- Модули беспроводной связи (Bluetooth, Wi-Fi, радиомодули)
- Пульты дистанционного управления или смартфоны/планшеты
- Компьютеры с установленной средой программирования
- Программное обеспечение для создания мобильных приложений (при необходимости)
- Презентация с примерами программного кода для обработки сигналов
- Таблицы с техническими характеристиками беспроводных модулей
- Инструкционные карты для настройки связи
- Полигон для тестирования управляемых роботов
Образовательные технологии: Проектная деятельность, работа в малых группах, практико-ориентированное обучение, проблемное обучение
Межпредметные связи:
- Физика: настройка приемника и передатчика, оптимизация дальности связи, принципы распространения радиоволн
- Информатика: программирование интерфейса управления, обработка входящих сигналов, протоколы передачи данных
- Математика: расчеты параметров сигналов, калибровка датчиков
- Технология: конструирование пультов управления, эргономика
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты предметные | Планируемые результаты УУД |
---|---|---|---|---|
1. Организационный момент (2 мин) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует деление на рабочие группы по 2-3 человека. | Готовятся к уроку, занимают рабочие места, формируют группы. | Регулятивные: самоорганизация, готовность к практической деятельности | |
2. Актуализация знаний (5 мин) | Организует фронтальную беседу по вопросам: - Какие виды беспроводной связи используются в робототехнике? - Какие преимущества и недостатки у различных типов связи? - Что необходимо учитывать при выборе канала связи для управления роботом? Демонстрирует примеры различных систем дистанционного управления. |
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Вспоминают материал предыдущих уроков по теме “Дистанционное управление” и “Каналы связи”. Анализируют демонстрируемые примеры. |
Воспроизведение знаний о видах беспроводной связи и их характеристиках. Понимание факторов, влияющих на выбор канала связи. |
Познавательные: актуализация имеющихся знаний. Коммуникативные: участие в диалоге, формулирование ответов. |
3. Постановка цели и мотивация (3 мин) | Формулирует цель практической работы: “Сегодня мы создадим систему дистанционного управления роботом и запрограммируем обработку команд оператора через беспроводной канал связи”. Объясняет значимость и практическое применение этих навыков в современной робототехнике. Демонстрирует видеоролик с примерами дистанционно управляемых роботов в промышленности, спасательных операциях, исследованиях. |
Осмысливают цель работы. Просматривают видеоматериал. Осознают практическую значимость изучаемой темы. |
Регулятивные: целеполагание. Личностные: мотивация к практической деятельности. Познавательные: понимание значимости темы. |
|
4. Инструктаж по практической работе (10 мин) | Объясняет этапы выполнения практической работы: 1. Выбор и настройка модуля беспроводной связи 2. Программирование пульта дистанционного управления 3. Программирование обработки сигналов на роботе 4. Тестирование и оптимизация системы Демонстрирует примеры программного кода для различных типов связи. Обращает внимание на особенности настройки приемо-передающих устройств и оптимизацию дальности связи. Инструктирует по технике безопасности при работе с электронными компонентами. |
Слушают инструкции. Изучают примеры программного кода. Задают уточняющие вопросы по выполнению работы. Получают необходимые комплектующие и инструкционные материалы. Планируют последовательность действий в группе. |
Знание этапов создания системы дистанционного управления. Понимание принципов настройки беспроводных модулей связи. |
Регулятивные: принятие и понимание учебной задачи. Познавательные: анализ информации, выделение главного. Коммуникативные: планирование совместной деятельности. |
5. Практическая работа: настройка модуля беспроводной связи (15 мин) | Консультирует группы по вопросам выбора и настройки беспроводных модулей: - Помогает определить оптимальный тип связи для решения задачи - Объясняет принципы настройки выбранного модуля - Обращает внимание на физические аспекты распространения сигнала и оптимизацию дальности - Контролирует правильность подключения модулей к контроллерам Демонстрирует способы тестирования сигнала и измерения его качества. |
Работают в группах: - Выбирают подходящий модуль беспроводной связи (Bluetooth, Wi-Fi, радиомодуль) - Подключают модуль к контроллеру робота - Настраивают параметры работы модуля - Выполняют первичное тестирование связи - Оптимизируют расположение антенны для улучшения качества сигнала - Документируют технические параметры выбранного решения |
Умение выбирать и настраивать модули беспроводной связи. Понимание физических аспектов передачи сигнала и их влияния на качество связи. Навыки оптимизации работы приемо-передающих устройств. |
Познавательные: применение знаний из области физики для оптимизации связи. Регулятивные: контроль качества настройки, корректировка параметров. Коммуникативные: взаимодействие в группе. |
6. Физкультминутка (2 мин) | Проводит короткую физкультминутку для снятия напряжения. | Выполняют упражнения. | Регулятивные: саморегуляция. | |
7. Практическая работа: программирование пульта управления (20 мин) | Организует работу групп по программированию интерфейса управления: - Объясняет особенности программирования различных типов пультов - Демонстрирует структуру программы для формирования управляющих команд - Объясняет принципы эргономичного размещения элементов управления - Консультирует по вопросам программирования мобильных приложений (если используются смартфоны) Обращает внимание на межпредметную связь с информатикой при создании интуитивно понятного интерфейса. |
Работают над программированием пульта управления: - Разрабатывают структуру команд управления - Программируют интерфейс пульта - Создают функции для различных элементов управления (кнопки, джойстики, слайдеры) - Настраивают передачу команд по беспроводному каналу - Тестируют работу пульта - Вносят корректировки в интерфейс для повышения удобства использования |
Умение программировать интерфейс управления. Навыки создания эргономичных систем управления. Знание принципов формирования и передачи команд. |
Познавательные: алгоритмическое мышление, программирование. Регулятивные: контроль и коррекция программы. Личностные: творческий подход к разработке интерфейса. |
8. Практическая работа: программирование обработки команд на роботе (25 мин) | Организует работу по программированию робота для приема и обработки управляющих сигналов: - Демонстрирует примеры кода для обработки входящих сигналов - Объясняет принципы преобразования команд в движения робота - Обращает внимание на необходимость обработки нештатных ситуаций (потеря связи, помехи) - Консультирует по вопросам отладки программы Предлагает дополнительные задачи для групп, быстро справившихся с основным заданием. |
Работают над программированием робота: - Создают программу для приема сигналов от пульта - Разрабатывают функции для декодирования команд - Программируют реакцию робота на различные команды (движение, повороты, выполнение действий) - Добавляют обработку нештатных ситуаций - Реализуют дополнительные функции (индикация связи, обратная связь) - Отлаживают программу, устраняют ошибки |
Умение программировать прием и обработку сигналов. Навыки преобразования команд в действия робота. Понимание принципов защиты от сбоев связи и помех. |
Познавательные: анализ и синтез алгоритмов, модульное программирование. Регулятивные: отладка программы, выявление и устранение ошибок. Коммуникативные: распределение задач при программировании. |
9. Тестирование и оптимизация системы (15 мин) | Организует тестирование созданных систем управления: - Предлагает сценарии для проверки дистанционного управления - Обращает внимание на проверку дальности и устойчивости связи - Консультирует по проблемам, выявленным в ходе тестирования - Предлагает методы оптимизации системы Стимулирует группы к взаимному тестированию своих решений. |
Тестируют систему дистанционного управления: - Выполняют серию тестовых заданий (движение по маршруту, манипуляции с объектами) - Проверяют качество связи на разных расстояниях и в разных условиях - Выявляют проблемы и недостатки - Вносят корректировки в программу и настройки - Оптимизируют энергопотребление системы - Проверяют работу системы в условиях помех |
Умение тестировать системы дистанционного управления. Навыки оптимизации беспроводной связи. Понимание факторов, влияющих на качество управления. |
Регулятивные: тестирование, оценка результатов, коррекция. Познавательные: анализ причин сбоев, поиск решений. Личностные: настойчивость в достижении результата. |
10. Демонстрация результатов работы (10 мин) | Организует презентацию созданных систем управления: - Предлагает каждой группе продемонстрировать работу своего робота - Задает вопросы о выбранных технических решениях - Предлагает сравнить различные варианты реализации - Обращает внимание на оригинальные решения и удачные находки |
Представляют результаты работы: - Демонстрируют работу своего робота под дистанционным управлением - Объясняют особенности выбранной системы связи - Комментируют программное решение - Отвечают на вопросы учителя и одноклассников - Обсуждают преимущества и недостатки разных подходов к решению задачи |
Умение демонстрировать и объяснять техническое решение. Понимание достоинств и недостатков различных систем управления. |
Коммуникативные: представление результатов, аргументация технических решений. Познавательные: сравнение различных подходов к решению задачи. Личностные: уверенность в представлении своей работы. |
11. Обсуждение результатов и подведение итогов (5 мин) | Организует обсуждение результатов практической работы: - Предлагает выявить наиболее эффективные решения - Обобщает результаты работы всех групп - Формулирует основные принципы создания эффективных систем дистанционного управления - Подчеркивает межпредметные связи (физика, информатика) |
Участвуют в обсуждении: - Анализируют свою работу и работу других групп - Выделяют удачные технические решения - Формулируют выводы о факторах, влияющих на качество дистанционного управления - Устанавливают межпредметные связи |
Систематизация знаний о системах дистанционного управления. Понимание принципов оптимизации беспроводной связи. |
Познавательные: обобщение, систематизация, установление межпредметных связей. Коммуникативные: участие в дискуссии, уважение к мнению других. |
12. Рефлексия (5 мин) | Организует рефлексию с использованием модели “3-2-1”: - 3 вещи, которые удалось реализовать - 2 трудности, с которыми столкнулись - 1 идея для усовершенствования системы Выставляет оценки за работу. |
Осуществляют рефлексию: - Заполняют карту рефлексии - Оценивают свой вклад в работу группы - Формулируют идеи для дальнейшего развития проекта - Делятся впечатлениями от выполнения практической работы |
Регулятивные: оценка своей деятельности. Познавательные: рефлексия. Личностные: самоанализ достижений. |
|
13. Домашнее задание (3 мин) | Объясняет домашнее задание: 1. Обязательная часть: разработать схему усовершенствованного пульта управления с дополнительными функциями 2. По желанию: исследовать возможности добавления обратной связи в систему управления (передача видео, телеметрии) |
Записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы. |
Регулятивные: планирование самостоятельной работы. |
Задача: Создать систему управления роботом через Bluetooth-соединение с использованием смартфона в качестве пульта. Требования:
- Создание мобильного приложения с виртуальными джойстиками и кнопками
- Настройка Bluetooth-модуля на роботе
- Реализация функций движения и выполнения дополнительных действий
- Индикация состояния соединения
Задача: Настроить систему управления роботом с помощью радиоканала. Требования:
- Настройка радиомодуля на роботе для приема сигналов
- Программирование обработки сигналов от стандартного RC-пульта
- Реализация плавного управления скоростью и направлением движения
- Добавление аварийной остановки при потере сигнала
Задача: Создать веб-интерфейс для управления роботом через Wi-Fi соединение. Требования:
- Настройка Wi-Fi модуля на роботе
- Создание веб-сервера с интерфейсом управления
- Реализация передачи команд через веб-сокеты
- Добавление элементов обратной связи (статус выполнения команды)
#include <SoftwareSerial.h>
// Настройка пинов для Bluetooth-модуля
SoftwareSerial bluetoothSerial(10, 11); // RX, TX
// Пины для управления моторами
const int motorLeftA = 3;
const int motorLeftB = 5;
const int motorRightA = 6;
const int motorRightB = 9;
// Переменные для хранения команд
char command = 0;
int speedLeft = 0;
int speedRight = 0;
void setup() {
// Инициализация последовательных портов
Serial.begin(9600);
bluetoothSerial.begin(9600);
// Настройка пинов моторов на выход
pinMode(motorLeftA, OUTPUT);
pinMode(motorLeftB, OUTPUT);
pinMode(motorRightA, OUTPUT);
pinMode(motorRightB, OUTPUT);
Serial.println("Bluetooth система управления инициализирована");
}
void loop() {
// Проверка наличия данных от Bluetooth
if (bluetoothSerial.available()) {
// Чтение команды
command = bluetoothSerial.read();
// Обработка команд
switch(command) {
case 'F': // Вперед
moveForward();
break;
case 'B': // Назад
moveBackward();
break;
case 'L': // Влево
turnLeft();
break;
case 'R': // Вправо
turnRight();
break;
case 'S': // Стоп
stopMotors();
break;
case 'X': // Скорость (следующие два байта - значения)
if (bluetoothSerial.available() >= 2) {
speedLeft = bluetoothSerial.read();
speedRight = bluetoothSerial.read();
setSpeed(speedLeft, speedRight);
}
break;
}
// Отправка подтверждения
bluetoothSerial.println("OK");
}
// Проверка состояния связи
static unsigned long lastCommandTime = 0;
if (millis() - lastCommandTime > 3000) {
// Если давно не было команд - остановка моторов
stopMotors();
}
}
// Функции управления движением
void moveForward() {
analogWrite(motorLeftA, speedLeft);
analogWrite(motorLeftB, 0);
analogWrite(motorRightA, speedRight);
analogWrite(motorRightB, 0);
Serial.println("Движение вперед");
}
void moveBackward() {
analogWrite(motorLeftA, 0);
analogWrite(motorLeftB, speedLeft);
analogWrite(motorRightA, 0);
analogWrite(motorRightB, speedRight);
Serial.println("Движение назад");
}
void turnLeft() {
analogWrite(motorLeftA, 0);
analogWrite(motorLeftB, speedLeft);
analogWrite(motorRightA, speedRight);
analogWrite(motorRightB, 0);
Serial.println("Поворот налево");
}
void turnRight() {
analogWrite(motorLeftA, speedLeft);
analogWrite(motorLeftB, 0);
analogWrite(motorRightA, 0);
analogWrite(motorRightB, speedRight);
Serial.println("Поворот направо");
}
void stopMotors() {
analogWrite(motorLeftA, 0);
analogWrite(motorLeftB, 0);
analogWrite(motorRightA, 0);
analogWrite(motorRightB, 0);
Serial.println("Остановка");
}
void setSpeed(int left, int right) {
speedLeft = left;
speedRight = right;
Serial.print("Установка скорости: L=");
Serial.print(speedLeft);
Serial.print(", R=");
Serial.println(speedRight);
}
Arduino HC-05 Bluetooth
5V --------- VCC
GND --------- GND
Pin 10 --------- TXD (через делитель напряжения)
Pin 11 --------- RXD
[Схема блоков MIT App Inventor для создания простого пульта управления]
- Блок инициализации Bluetooth-соединения
- Блок управления джойстиком (преобразование координат в команды)
- Блок отправки команд на робота
- Блок индикации состояния соединения
- Блок обработки кнопок дополнительных функций
-
Настройка приемника и передатчика:
- Правильное расположение антенн (перпендикулярно направлению сигнала)
- Корректная настройка скорости передачи данных (бодрейта)
- Выбор оптимальной мощности передатчика
-
Оптимизация дальности связи:
- Использование внешних антенн для увеличения дальности
- Минимизация помех от металлических конструкций
- Учет ограничений по прямой видимости для некоторых типов связи
-
Повышение надежности:
- Внедрение проверки целостности данных
- Реализация автоматического восстановления соединения
- Программная фильтрация помех и ложных сигналов
Настройка системы связи (0-5 баллов):
- Правильность подключения и настройки модуля связи (0-2)
- Стабильность соединения (0-2)
- Оптимальная дальность действия (0-1)
Программирование пульта управления (0-5 баллов):
- Функциональность интерфейса управления (0-2)
- Эргономичность и удобство использования (0-1)
- Эффективность формирования и передачи команд (0-2)
Программирование обработки команд (0-5 баллов):
- Корректность обработки всех типов команд (0-2)
- Плавность и точность управления роботом (0-2)
- Обработка нештатных ситуаций (0-1)
Общий результат работы (0-5 баллов):
- Надежность работы системы в целом (0-2)
- Скорость отклика на команды (0-1)
- Качество практической демонстрации (0-1)
- Оригинальность и творческий подход (0-1)
Максимальный балл: 20 Шкала перевода в оценку:
- 18-20 баллов - “5”
- 14-17 баллов - “4”
- 10-13 баллов - “3”
- менее 10 баллов - “2”
Фамилия, имя: _________________________
Группа: _______
3 вещи, которые удалось реализовать:
1. ________________________________________
2. ________________________________________
3. ________________________________________
2 трудности, с которыми столкнулись:
1. ________________________________________
2. ________________________________________
1 идея для усовершенствования системы:
________________________________________
________________________________________
Моя оценка работы нашей группы (от 1 до 5): _______