Skip to main content

12. Практическая работа «Программирование пульта дистанционного управления. Дистанционное управление роботами»

Технологическая карта урока

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Системы дистанционного управления робототехническими комплексами

Тема урока: Практическая работа «Программирование пульта дистанционного управления. Дистанционное управление роботами»

Цель урока: Сформировать практические навыки программирования и настройки систем дистанционного управления для робототехнических устройств.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать принципы работы систем дистанционного управления роботами
  • Понимать особенности настройки приемников и передатчиков
  • Уметь программировать интерфейс управления и обрабатывать входящие сигналы
  • Владеть навыками создания системы дистанционного управления роботом

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение планировать последовательность действий, контролировать и корректировать процесс настройки системы управления
  • Познавательные УУД: анализ работы приемо-передающих устройств, поиск оптимальных решений для обеспечения стабильной связи
  • Коммуникативные УУД: умение работать в группе, распределять обязанности, координировать действия

Личностные:

  • Развитие технического мышления и творческого подхода к решению задач
  • Формирование ответственного отношения к управлению техническими системами
  • Воспитание настойчивости при преодолении технических трудностей

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Актуализировать знания о принципах дистанционного управления и беспроводных каналах связи
  2. Освоить технологию настройки и оптимизации работы приемо-передающих устройств
  3. Научить программировать интерфейс пульта дистанционного управления
  4. Сформировать навыки обработки команд, поступающих от пульта к роботу
  5. Создать и отладить систему беспроводного управления роботом

Тип урока: Практическая работа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Робототехнические наборы с контроллерами, поддерживающими беспроводную связь
  • Модули беспроводной связи (Bluetooth, Wi-Fi, радиомодули)
  • Пульты дистанционного управления или смартфоны/планшеты
  • Компьютеры с установленной средой программирования
  • Программное обеспечение для создания мобильных приложений (при необходимости)
  • Презентация с примерами программного кода для обработки сигналов
  • Таблицы с техническими характеристиками беспроводных модулей
  • Инструкционные карты для настройки связи
  • Полигон для тестирования управляемых роботов

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: Проектная деятельность, работа в малых группах, практико-ориентированное обучение, проблемное обучение

Межпредметные связи:

  • Физика: настройка приемника и передатчика, оптимизация дальности связи, принципы распространения радиоволн
  • Информатика: программирование интерфейса управления, обработка входящих сигналов, протоколы передачи данных
  • Математика: расчеты параметров сигналов, калибровка датчиков
  • Технология: конструирование пультов управления, эргономика
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует деление на рабочие группы по 2-3 человека. Готовятся к уроку, занимают рабочие места, формируют группы. Регулятивные: самоорганизация, готовность к практической деятельности
2. Актуализация знаний (5 мин) Организует фронтальную беседу по вопросам:
- Какие виды беспроводной связи используются в робототехнике?
- Какие преимущества и недостатки у различных типов связи?
- Что необходимо учитывать при выборе канала связи для управления роботом?

Демонстрирует примеры различных систем дистанционного управления.
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Вспоминают материал предыдущих уроков по теме “Дистанционное управление” и “Каналы связи”.

Анализируют демонстрируемые примеры.
Воспроизведение знаний о видах беспроводной связи и их характеристиках.

Понимание факторов, влияющих на выбор канала связи.
Познавательные: актуализация имеющихся знаний.

Коммуникативные: участие в диалоге, формулирование ответов.
3. Постановка цели и мотивация (3 мин) Формулирует цель практической работы: “Сегодня мы создадим систему дистанционного управления роботом и запрограммируем обработку команд оператора через беспроводной канал связи”.

Объясняет значимость и практическое применение этих навыков в современной робототехнике.

Демонстрирует видеоролик с примерами дистанционно управляемых роботов в промышленности, спасательных операциях, исследованиях.
Осмысливают цель работы.

Просматривают видеоматериал.

Осознают практическую значимость изучаемой темы.
Регулятивные: целеполагание.

Личностные: мотивация к практической деятельности.

Познавательные: понимание значимости темы.
4. Инструктаж по практической работе (10 мин) Объясняет этапы выполнения практической работы:

1. Выбор и настройка модуля беспроводной связи
2. Программирование пульта дистанционного управления
3. Программирование обработки сигналов на роботе
4. Тестирование и оптимизация системы

Демонстрирует примеры программного кода для различных типов связи.

Обращает внимание на особенности настройки приемо-передающих устройств и оптимизацию дальности связи.

Инструктирует по технике безопасности при работе с электронными компонентами.
Слушают инструкции.

Изучают примеры программного кода.

Задают уточняющие вопросы по выполнению работы.

Получают необходимые комплектующие и инструкционные материалы.

Планируют последовательность действий в группе.
Знание этапов создания системы дистанционного управления.

Понимание принципов настройки беспроводных модулей связи.
Регулятивные: принятие и понимание учебной задачи.

Познавательные: анализ информации, выделение главного.

Коммуникативные: планирование совместной деятельности.
5. Практическая работа: настройка модуля беспроводной связи (15 мин) Консультирует группы по вопросам выбора и настройки беспроводных модулей:

- Помогает определить оптимальный тип связи для решения задачи
- Объясняет принципы настройки выбранного модуля
- Обращает внимание на физические аспекты распространения сигнала и оптимизацию дальности
- Контролирует правильность подключения модулей к контроллерам

Демонстрирует способы тестирования сигнала и измерения его качества.
Работают в группах:

- Выбирают подходящий модуль беспроводной связи (Bluetooth, Wi-Fi, радиомодуль)
- Подключают модуль к контроллеру робота
- Настраивают параметры работы модуля
- Выполняют первичное тестирование связи
- Оптимизируют расположение антенны для улучшения качества сигнала
- Документируют технические параметры выбранного решения
Умение выбирать и настраивать модули беспроводной связи.

Понимание физических аспектов передачи сигнала и их влияния на качество связи.

Навыки оптимизации работы приемо-передающих устройств.
Познавательные: применение знаний из области физики для оптимизации связи.

Регулятивные: контроль качества настройки, корректировка параметров.

Коммуникативные: взаимодействие в группе.
6. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую физкультминутку для снятия напряжения. Выполняют упражнения. Регулятивные: саморегуляция.
7. Практическая работа: программирование пульта управления (20 мин) Организует работу групп по программированию интерфейса управления:

- Объясняет особенности программирования различных типов пультов
- Демонстрирует структуру программы для формирования управляющих команд
- Объясняет принципы эргономичного размещения элементов управления
- Консультирует по вопросам программирования мобильных приложений (если используются смартфоны)

Обращает внимание на межпредметную связь с информатикой при создании интуитивно понятного интерфейса.
Работают над программированием пульта управления:

- Разрабатывают структуру команд управления
- Программируют интерфейс пульта
- Создают функции для различных элементов управления (кнопки, джойстики, слайдеры)
- Настраивают передачу команд по беспроводному каналу
- Тестируют работу пульта
- Вносят корректировки в интерфейс для повышения удобства использования
Умение программировать интерфейс управления.

Навыки создания эргономичных систем управления.

Знание принципов формирования и передачи команд.
Познавательные: алгоритмическое мышление, программирование.

Регулятивные: контроль и коррекция программы.

Личностные: творческий подход к разработке интерфейса.
8. Практическая работа: программирование обработки команд на роботе (25 мин) Организует работу по программированию робота для приема и обработки управляющих сигналов:

- Демонстрирует примеры кода для обработки входящих сигналов
- Объясняет принципы преобразования команд в движения робота
- Обращает внимание на необходимость обработки нештатных ситуаций (потеря связи, помехи)
- Консультирует по вопросам отладки программы

Предлагает дополнительные задачи для групп, быстро справившихся с основным заданием.
Работают над программированием робота:

- Создают программу для приема сигналов от пульта
- Разрабатывают функции для декодирования команд
- Программируют реакцию робота на различные команды (движение, повороты, выполнение действий)
- Добавляют обработку нештатных ситуаций
- Реализуют дополнительные функции (индикация связи, обратная связь)
- Отлаживают программу, устраняют ошибки
Умение программировать прием и обработку сигналов.

Навыки преобразования команд в действия робота.

Понимание принципов защиты от сбоев связи и помех.
Познавательные: анализ и синтез алгоритмов, модульное программирование.

Регулятивные: отладка программы, выявление и устранение ошибок.

Коммуникативные: распределение задач при программировании.
9. Тестирование и оптимизация системы (15 мин) Организует тестирование созданных систем управления:

- Предлагает сценарии для проверки дистанционного управления
- Обращает внимание на проверку дальности и устойчивости связи
- Консультирует по проблемам, выявленным в ходе тестирования
- Предлагает методы оптимизации системы

Стимулирует группы к взаимному тестированию своих решений.
Тестируют систему дистанционного управления:

- Выполняют серию тестовых заданий (движение по маршруту, манипуляции с объектами)
- Проверяют качество связи на разных расстояниях и в разных условиях
- Выявляют проблемы и недостатки
- Вносят корректировки в программу и настройки
- Оптимизируют энергопотребление системы
- Проверяют работу системы в условиях помех
Умение тестировать системы дистанционного управления.

Навыки оптимизации беспроводной связи.

Понимание факторов, влияющих на качество управления.
Регулятивные: тестирование, оценка результатов, коррекция.

Познавательные: анализ причин сбоев, поиск решений.

Личностные: настойчивость в достижении результата.
10. Демонстрация результатов работы (10 мин) Организует презентацию созданных систем управления:

- Предлагает каждой группе продемонстрировать работу своего робота
- Задает вопросы о выбранных технических решениях
- Предлагает сравнить различные варианты реализации
- Обращает внимание на оригинальные решения и удачные находки
Представляют результаты работы:

- Демонстрируют работу своего робота под дистанционным управлением
- Объясняют особенности выбранной системы связи
- Комментируют программное решение
- Отвечают на вопросы учителя и одноклассников
- Обсуждают преимущества и недостатки разных подходов к решению задачи
Умение демонстрировать и объяснять техническое решение.

Понимание достоинств и недостатков различных систем управления.
Коммуникативные: представление результатов, аргументация технических решений.

Познавательные: сравнение различных подходов к решению задачи.

Личностные: уверенность в представлении своей работы.
11. Обсуждение результатов и подведение итогов (5 мин) Организует обсуждение результатов практической работы:

- Предлагает выявить наиболее эффективные решения
- Обобщает результаты работы всех групп
- Формулирует основные принципы создания эффективных систем дистанционного управления
- Подчеркивает межпредметные связи (физика, информатика)
Участвуют в обсуждении:

- Анализируют свою работу и работу других групп
- Выделяют удачные технические решения
- Формулируют выводы о факторах, влияющих на качество дистанционного управления
- Устанавливают межпредметные связи
Систематизация знаний о системах дистанционного управления.

Понимание принципов оптимизации беспроводной связи.
Познавательные: обобщение, систематизация, установление межпредметных связей.

Коммуникативные: участие в дискуссии, уважение к мнению других.
12. Рефлексия (5 мин) Организует рефлексию с использованием модели “3-2-1”:

- 3 вещи, которые удалось реализовать
- 2 трудности, с которыми столкнулись
- 1 идея для усовершенствования системы

Выставляет оценки за работу.
Осуществляют рефлексию:

- Заполняют карту рефлексии
- Оценивают свой вклад в работу группы
- Формулируют идеи для дальнейшего развития проекта
- Делятся впечатлениями от выполнения практической работы
Регулятивные: оценка своей деятельности.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: самоанализ достижений.
13. Домашнее задание (3 мин) Объясняет домашнее задание:

1. Обязательная часть: разработать схему усовершенствованного пульта управления с дополнительными функциями
2. По желанию: исследовать возможности добавления обратной связи в систему управления (передача видео, телеметрии)
Записывают домашнее задание.

Задают уточняющие вопросы.
Регулятивные: планирование самостоятельной работы.

Дополнительные материалы:

Варианты заданий для практической работы:

Вариант 1: Дистанционное управление через Bluetooth

Задача: Создать систему управления роботом через Bluetooth-соединение с использованием смартфона в качестве пульта. Требования:

  • Создание мобильного приложения с виртуальными джойстиками и кнопками
  • Настройка Bluetooth-модуля на роботе
  • Реализация функций движения и выполнения дополнительных действий
  • Индикация состояния соединения

Вариант 2: Управление роботом с помощью радиопульта

Задача: Настроить систему управления роботом с помощью радиоканала. Требования:

  • Настройка радиомодуля на роботе для приема сигналов
  • Программирование обработки сигналов от стандартного RC-пульта
  • Реализация плавного управления скоростью и направлением движения
  • Добавление аварийной остановки при потере сигнала

Вариант 3: Управление через Wi-Fi

Задача: Создать веб-интерфейс для управления роботом через Wi-Fi соединение. Требования:

  • Настройка Wi-Fi модуля на роботе
  • Создание веб-сервера с интерфейсом управления
  • Реализация передачи команд через веб-сокеты
  • Добавление элементов обратной связи (статус выполнения команды)

Пример программного кода для обработки сигналов от Bluetooth-пульта (Arduino):

#include <SoftwareSerial.h>

// Настройка пинов для Bluetooth-модуля
SoftwareSerial bluetoothSerial(10, 11); // RX, TX

// Пины для управления моторами
const int motorLeftA = 3;
const int motorLeftB = 5;
const int motorRightA = 6;
const int motorRightB = 9;

// Переменные для хранения команд
char command = 0;
int speedLeft = 0;
int speedRight = 0;

void setup() {
  // Инициализация последовательных портов
  Serial.begin(9600);
  bluetoothSerial.begin(9600);
  
  // Настройка пинов моторов на выход
  pinMode(motorLeftA, OUTPUT);
  pinMode(motorLeftB, OUTPUT);
  pinMode(motorRightA, OUTPUT);
  pinMode(motorRightB, OUTPUT);
  
  Serial.println("Bluetooth система управления инициализирована");
}

void loop() {
  // Проверка наличия данных от Bluetooth
  if (bluetoothSerial.available()) {
    // Чтение команды
    command = bluetoothSerial.read();
    
    // Обработка команд
    switch(command) {
      case 'F': // Вперед
        moveForward();
        break;
      case 'B': // Назад
        moveBackward();
        break;
      case 'L': // Влево
        turnLeft();
        break;
      case 'R': // Вправо
        turnRight();
        break;
      case 'S': // Стоп
        stopMotors();
        break;
      case 'X': // Скорость (следующие два байта - значения)
        if (bluetoothSerial.available() >= 2) {
          speedLeft = bluetoothSerial.read();
          speedRight = bluetoothSerial.read();
          setSpeed(speedLeft, speedRight);
        }
        break;
    }
    
    // Отправка подтверждения
    bluetoothSerial.println("OK");
  }
  
  // Проверка состояния связи
  static unsigned long lastCommandTime = 0;
  if (millis() - lastCommandTime > 3000) {
    // Если давно не было команд - остановка моторов
    stopMotors();
  }
}

// Функции управления движением
void moveForward() {
  analogWrite(motorLeftA, speedLeft);
  analogWrite(motorLeftB, 0);
  analogWrite(motorRightA, speedRight);
  analogWrite(motorRightB, 0);
  Serial.println("Движение вперед");
}

void moveBackward() {
  analogWrite(motorLeftA, 0);
  analogWrite(motorLeftB, speedLeft);
  analogWrite(motorRightA, 0);
  analogWrite(motorRightB, speedRight);
  Serial.println("Движение назад");
}

void turnLeft() {
  analogWrite(motorLeftA, 0);
  analogWrite(motorLeftB, speedLeft);
  analogWrite(motorRightA, speedRight);
  analogWrite(motorRightB, 0);
  Serial.println("Поворот налево");
}

void turnRight() {
  analogWrite(motorLeftA, speedLeft);
  analogWrite(motorLeftB, 0);
  analogWrite(motorRightA, 0);
  analogWrite(motorRightB, speedRight);
  Serial.println("Поворот направо");
}

void stopMotors() {
  analogWrite(motorLeftA, 0);
  analogWrite(motorLeftB, 0);
  analogWrite(motorRightA, 0);
  analogWrite(motorRightB, 0);
  Serial.println("Остановка");
}

void setSpeed(int left, int right) {
  speedLeft = left;
  speedRight = right;
  Serial.print("Установка скорости: L=");
  Serial.print(speedLeft);
  Serial.print(", R=");
  Serial.println(speedRight);
}

Схема подключения Bluetooth-модуля HC-05 к Arduino:

Arduino     HC-05 Bluetooth
5V    --------- VCC
GND   --------- GND
Pin 10 --------- TXD (через делитель напряжения)
Pin 11 --------- RXD

Пример кода для мобильного приложения (блоки MIT App Inventor):

[Схема блоков MIT App Inventor для создания простого пульта управления]

  1. Блок инициализации Bluetooth-соединения
  2. Блок управления джойстиком (преобразование координат в команды)
  3. Блок отправки команд на робота
  4. Блок индикации состояния соединения
  5. Блок обработки кнопок дополнительных функций

Рекомендации по оптимизации беспроводной связи:

  1. Настройка приемника и передатчика:

    • Правильное расположение антенн (перпендикулярно направлению сигнала)
    • Корректная настройка скорости передачи данных (бодрейта)
    • Выбор оптимальной мощности передатчика
  2. Оптимизация дальности связи:

    • Использование внешних антенн для увеличения дальности
    • Минимизация помех от металлических конструкций
    • Учет ограничений по прямой видимости для некоторых типов связи
  3. Повышение надежности:

    • Внедрение проверки целостности данных
    • Реализация автоматического восстановления соединения
    • Программная фильтрация помех и ложных сигналов

Критерии оценивания:

Настройка системы связи (0-5 баллов):

  • Правильность подключения и настройки модуля связи (0-2)
  • Стабильность соединения (0-2)
  • Оптимальная дальность действия (0-1)

Программирование пульта управления (0-5 баллов):

  • Функциональность интерфейса управления (0-2)
  • Эргономичность и удобство использования (0-1)
  • Эффективность формирования и передачи команд (0-2)

Программирование обработки команд (0-5 баллов):

  • Корректность обработки всех типов команд (0-2)
  • Плавность и точность управления роботом (0-2)
  • Обработка нештатных ситуаций (0-1)

Общий результат работы (0-5 баллов):

  • Надежность работы системы в целом (0-2)
  • Скорость отклика на команды (0-1)
  • Качество практической демонстрации (0-1)
  • Оригинальность и творческий подход (0-1)

Максимальный балл: 20 Шкала перевода в оценку:

  • 18-20 баллов - “5”
  • 14-17 баллов - “4”
  • 10-13 баллов - “3”
  • менее 10 баллов - “2”

Рефлексивная карта “3-2-1”:

Фамилия, имя: _________________________
Группа: _______

3 вещи, которые удалось реализовать:
1. ________________________________________
2. ________________________________________
3. ________________________________________

2 трудности, с которыми столкнулись:
1. ________________________________________
2. ________________________________________

1 идея для усовершенствования системы:
________________________________________
________________________________________

Моя оценка работы нашей группы (от 1 до 5): _______