Skip to main content

Системы навигации транспортных роботов

🎬 Открыть презентацию

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Класс: 6

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Мобильная робототехника
Тема урока: Системы навигации транспортных роботов
Цель урока: Создать условия для формирования представлений о различных системах навигации транспортных роботов, принципах их работы и применимости через составление сравнительной схемы.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знание основных систем навигации транспортных роботов
  • Понимание принципов работы относительного и абсолютного позиционирования
  • Умение определять точность и область применения различных систем навигации
  • Представление о влиянии физических факторов на работу навигационных систем

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение сравнивать и классифицировать системы навигации по различным параметрам
  • Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи между физическими явлениями и точностью навигации
  • Коммуникативные УУД: умение обсуждать и аргументировать выбор навигационных систем для различных задач

Личностные:

  • Развитие инженерного мышления
  • Формирование понимания взаимосвязи теоретических знаний и их практического применения
  • Воспитание аналитического подхода к решению технических задач

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с основными системами навигации транспортных роботов
  • Сформировать представление о принципах относительного и абсолютного позиционирования
  • Дать понимание влияния физических факторов на работу навигационных систем

Развивающие:

  • Развивать навыки анализа и сравнения технических систем
  • Формировать умение оценивать применимость различных систем в конкретных условиях
  • Развивать пространственное мышление при работе с координатными системами

Воспитательные:

  • Воспитывать системный подход к решению технических задач
  • Формировать культуру технического мышления
  • Развивать внимание к деталям и точности при проектировании технических систем

Тип урока: Комбинированный (теория + практика)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютер, проектор, экран
  • Презентация по теме “Системы навигации транспортных роботов”
  • Демонстрационные модели различных навигационных систем (при наличии)
  • Видеоматериалы о работе различных систем навигации
  • Раздаточный материал с описанием систем навигации
  • Шаблоны для составления сравнительных схем
  • Робототехнический набор с датчиками для демонстрации (опционально)
  • Карты помещений для отработки принципов навигации

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии:

  • Проблемное обучение
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Групповая работа
  • Сравнительный анализ

Межпредметные связи:

  • Физика: Инерция, трение, торможение при смене направления, электромагнитные волны, распространение сигналов
  • Математика: Координатные системы, векторы движения, углы поворота, тригонометрические функции, системы уравнений
  • Информатика: Алгоритмы обработки данных от датчиков, фильтрация сигналов, карты местности
  • География: Глобальные системы позиционирования, картография, ориентирование

Основные понятия: Навигация, относительное позиционирование, абсолютное позиционирование, одометрия, инерциальная навигационная система (ИНС), GPS/ГЛОНАСС, SLAM-алгоритм, техническое зрение, магнитный компас, энкодеры, дрейф датчиков, триангуляция, маркерная навигация, линия/маршрут следования

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Создает позитивный настрой. Готовятся к уроку, занимают рабочие места - Регулятивные: самоорганизация
2. Мотивация и целеполагание (5 мин) Демонстрирует видеофрагменты работы различных транспортных роботов (беспилотный автомобиль, складской робот, робот-пылесос). Задает вопросы: “Как эти роботы определяют свое положение в пространстве?”, “Почему одни роботы могут работать только в закрытых помещениях, а другие - на улице?” Смотрят видео, отвечают на вопросы, высказывают предположения, участвуют в формулировании темы и цели урока Актуализация представлений о необходимости навигации для транспортных роботов Познавательные: мотивация к изучению темы Коммуникативные: участие в диалоге
3. Актуализация знаний (5 мин) Задает вопросы: “Что такое навигация?”, “Какие способы ориентирования в пространстве вы знаете?”, “Как космические корабли и самолеты определяют свое положение?”, “Как вы сами ориентируетесь, когда идете по незнакомой местности?” Отвечают на вопросы, вспоминают знакомые примеры навигационных систем, обсуждают принципы ориентирования в пространстве Актуализация знаний о навигации и ориентировании в пространстве Познавательные: извлечение имеющихся знаний Коммуникативные: формулирование мыслей
4. Изучение нового материала (20 мин) Объясняет основные системы навигации транспортных роботов, сопровождая рассказ презентацией: 1) Относительное позиционирование: - Одометрия (энкодеры колес) - Инерциальная навигационная система (гироскопы, акселерометры) - Счисление пути (Dead reckoning) 2) Абсолютное позиционирование: - GPS/ГЛОНАСС - Маркерная навигация - Триангуляция по маякам 3) Комбинированные системы: - SLAM (одновременная локализация и картографирование) - Техническое зрение с распознаванием объектов Объясняет влияние физических факторов (инерция, трение) на точность навигации и необходимость компенсации погрешностей. Слушают объяснения, делают записи, зарисовывают схемы работы различных навигационных систем, задают уточняющие вопросы Формирование знаний о различных системах навигации транспортных роботов Познавательные: усвоение новой информации, установление причинно-следственных связей
5. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую динамическую паузу с имитацией различных способов навигации. Выполняют физические упражнения, имитируя различные способы определения положения в пространстве - Регулятивные: переключение внимания
6. Демонстрация работы систем навигации (10 мин) Демонстрирует работу различных навигационных систем с помощью видео или моделей (при наличии). Обращает внимание на особенности работы каждой системы, показывает примеры ошибок и способы их компенсации. Наблюдают за демонстрацией, задают вопросы, делают заметки о преимуществах и ограничениях каждой системы Понимание принципов работы и особенностей различных навигационных систем Познавательные: анализ информации, выявление особенностей
7. Практическая работа (15 мин) Организует групповую работу. Делит класс на группы по 3-4 человека. Задание: “Составить сравнительную схему систем навигации с определением их точности и применимости в различных условиях”. Раздает шаблоны для составления схемы с указанием критериев сравнения: точность позиционирования, зависимость от внешней среды, автономность работы, стоимость, сложность реализации, применимость в разных условиях. Консультирует группы в процессе работы. Работают в группах, составляют сравнительную схему систем навигации, оценивают каждую систему по заданным критериям, определяют оптимальные области применения Умение анализировать и сравнивать различные системы навигации по заданным критериям Регулятивные: планирование работы Познавательные: сравнение, классификация Коммуникативные: работа в группе
8. Представление результатов (10 мин) Организует представление результатов работы групп. Задает уточняющие вопросы: “Почему GPS-навигация неэффективна в закрытых помещениях?”, “Как можно компенсировать накопление ошибок в инерциальных системах?”, “Для каких задач наиболее подходит маркерная навигация?” Представители групп демонстрируют созданные схемы, объясняют свои выводы о применимости различных систем навигации, отвечают на вопросы Понимание взаимосвязи между характеристиками навигационных систем и их применимостью в различных условиях Коммуникативные: представление результатов, аргументация Познавательные: обобщение информации
9. Обсуждение практического применения (8 мин) Организует обсуждение применения различных навигационных систем в конкретных проектах. Предлагает рассмотреть несколько сценариев: робот для помещения, робот для открытой местности, робот для смешанных условий. Участвуют в обсуждении, предлагают оптимальные решения для различных сценариев, обосновывают свой выбор Умение применять знания о системах навигации для решения практических задач Познавательные: применение знаний Коммуникативные: участие в дискуссии
10. Рефлексия и подведение итогов (3 мин) Подводит итоги урока, задает вопросы: “Какие системы навигации вы считаете наиболее перспективными?”, “Какие проблемы навигации транспортных роботов пока не решены?”, “Как можно повысить точность навигационных систем?” Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, оценивают свою работу на уроке Систематизация знаний о системах навигации транспортных роботов Регулятивные: оценка результатов Познавательные: рефлексия

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Составить таблицу с преимуществами и недостатками изученных систем навигации
  2. Подготовить краткое сообщение об одной из систем навигации (на выбор)

Повышенный уровень: 3. Разработать концепцию комбинированной системы навигации для конкретной задачи (например, для робота-доставщика или робота-экскурсовода) 4. Исследовать и описать современные тенденции развития систем навигации транспортных роботов

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания практической работы (сравнительной схемы):

  • Полнота охвата различных систем навигации (1-5 баллов)
  • Точность определения характеристик каждой системы (1-5 баллов)
  • Корректность оценки применимости систем в различных условиях (1-5 баллов)
  • Логичность и наглядность представления информации (1-5 баллов)
  • Обоснованность выводов (1-5 баллов)

Шкала оценивания:

  • “5” - 21-25 баллов
  • “4” - 16-20 баллов
  • “3” - 10-15 баллов
  • “2” - менее 10 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам урока учащиеся должны:

Знать:

  • Основные типы систем навигации транспортных роботов
  • Принципы работы относительного и абсолютного позиционирования
  • Влияние физических факторов на точность навигации
  • Критерии выбора навигационных систем для различных задач

Уметь:

  • Сравнивать различные навигационные системы по заданным критериям
  • Определять оптимальные области применения разных систем навигации
  • Анализировать преимущества и ограничения навигационных решений
  • Объяснять влияние физических факторов на работу навигационных систем

Владеть:

  • Навыками анализа технических систем
  • Способностью оценивать применимость навигационных решений в различных условиях
  • Пониманием взаимосвязи между физическими явлениями и работой навигационных систем

Дополнительные материалы к уроку:

  • Сравнительные таблицы характеристик различных навигационных систем
  • Схемы работы основных типов навигационных систем
  • Примеры использования навигационных систем в реальных робототехнических проектах
  • Видеоматериалы о современных навигационных технологиях
  • Задачи для самостоятельного анализа навигационных решений
  • Глоссарий терминов по теме “Системы навигации роботов”