Skip to main content

Прототипирование и 3D-моделирование как технология создания моделей

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Образовательная организация: (ваша школа)
Учитель: (ФИО)
Дата проведения: (дата)
Класс: 8

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: 3D-моделирование, прототипирование, макетирование
Тема урока: Прототипирование. 3D-моделирование как технология создания трехмерных моделей
Цель урока: Познакомить с понятием прототипирования, сферами применения, видами прототипов, этапами процесса и базовыми операциями 3D-моделирования.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знание понятий «прототипирование», «3D-моделирование», «виды прототипов»
  • Понимание этапов процесса прототипирования
  • Навыки работы с графическими примитивами и операциями над ними

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: планирование, самоорганизация, оценка результатов
  • Познавательные УУД: анализ, сравнение, работа с информацией, визуализация
  • Коммуникативные УУД: работа в группе, аргументация, презентация результатов

Личностные:

  • Формирование интереса к инженерным и дизайнерским профессиям
  • Развитие креативного и пространственного мышления
  • Осознание значимости цифровых компетенций

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить с понятием и сферами применения прототипирования
  • Изучить виды прототипов и этапы процесса прототипирования
  • Показать базовые операции 3D-моделирования с примитивами

Развивающие:

  • Развивать креативность и пространственное мышление
  • Формировать навыки анализа и синтеза форм
  • Развивать умение работать с инструментами 3D-моделирования

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к инженерным и цифровым профессиям
  • Формировать культуру командной работы
  • Развивать ответственность за результат

Тип урока: Комбинированный (теория + практика)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютеры с установленным 3D-редактором (Tinkercad, Fusion 360 и др.)
  • Проектор, экран
  • Презентация по теме урока
  • Раздаточный материал (шаблоны, инструкции)
  • Примеры прототипов и 3D-моделей
  • Онлайн-ресурсы для вдохновения

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии:

  • Проектное и проблемное обучение
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Групповая работа
  • STEM-подход

Межпредметные связи:

  • Математика: Геометрия, пространственное мышление
  • Информатика: Работа с программным обеспечением, визуализация
  • Технология: Проектирование, моделирование
  • ИЗО: Креативность, композиция

Основные понятия: прототипирование, 3D-моделирование, виды прототипов, графические примитивы, операции над телами, масштабирование, пересечение, объединение

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует, формулирует тему, настраивает на работу Приветствуют, готовятся к уроку - Регулятивные: самоорганизация
2. Мотивация и креативный вызов (5 мин) Демонстрирует примеры прототипов, задает вопрос: «Где в жизни встречается прототипирование?» Высказывают идеи, обсуждают, вдохновляются Актуализация знаний, мотивация Коммуникативные: выражение мнения, познавательные: анализ
3. Изучение нового материала (10 мин) Объясняет понятие прототипирования, виды прототипов, этапы процесса, демонстрирует операции с примитивами Слушают, делают записи, задают вопросы, наблюдают за демонстрацией Формирование знаний о прототипировании и моделировании Познавательные: анализ, сравнение
4. Аналитическая мини-игра (5 мин) Предлагает разобрать примеры: «Какой вид прототипа? Какие операции использованы?» Анализируют примеры, обсуждают способы построения Применение знаний на практике Коммуникативные: работа в группе
5. Практическая работа (20 мин) Организует выполнение задания: моделирование прототипа с использованием примитивов и операций, консультирует Создают 3D-модель, используют операции масштабирования, объединения, вычитания Навыки работы с 3D-редактором, креативность Познавательные: структурирование информации, коммуникативные: сотрудничество
6. Презентация и обсуждение (7 мин) Организует представление работ, комментирует, оценивает Презентуют свои прототипы, аргументируют решения Закрепление знаний, развитие презентационных навыков Коммуникативные: выступление, регулятивные: самооценка
7. Рефлексия и подведение итогов (3 мин) Подводит итоги, задает вопросы: «Что нового узнали?», «Какие профессии заинтересовали?» Отвечают, делятся впечатлениями Осознание значимости темы Регулятивные: оценка деятельности, познавательные: рефлексия

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Найти пример прототипа, подготовить краткое описание
  2. Повторить материал урока

Повышенный уровень: 3. Создать простую 3D-модель прототипа в онлайн-редакторе и сделать скриншот 4. Подготовить вопрос для обсуждения на следующем уроке

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания практической работы:

  • Полнота и логика построения прототипа (1-5 баллов)
  • Корректность использования операций моделирования (1-5 баллов)
  • Креативность и оформление (1-5 баллов)
  • Соответствие требованиям к прототипу (1-5 баллов)
  • Аргументация и презентация (1-5 баллов)

Шкала оценивания:

  • “5” — 21-25 баллов
  • “4” — 16-20 баллов
  • “3” — 10-15 баллов
  • “2” — менее 10 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам урока учащиеся должны:

Знать:

  • Понятие прототипирования, виды прототипов, этапы процесса
  • Базовые операции 3D-моделирования
  • Современные профессии в сфере прототипирования и 3D-моделирования

Уметь:

  • Использовать инструменты 3D-редактора для создания прототипов
  • Анализировать и редактировать 3D-объекты
  • Презентовать и аргументировать свои решения

Владеть:

  • Навыками работы с программным обеспечением для 3D-моделирования
  • Креативным и пространственным мышлением
  • Презентационными навыками

Дополнительные материалы к уроку:

  • Примеры прототипов и 3D-моделей
  • Видеоуроки по работе в 3D-редакторах
  • Глоссарий терминов по теме
  • Ссылки на онлайн-ресурсы для вдохновения