Skip to main content

22. Практическая работа «Разработка робота с элементами бионического дизайна»

Технологическая карта урока

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Бионическая робототехника

Тема урока: 22. Практическая работа «Разработка робота с элементами бионического дизайна»

Цель урока: Сформировать практические навыки применения бионических принципов при конструировании и программировании роботов через создание действующей модели с элементами бионического дизайна.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать основные бионические принципы, применимые в робототехнике
  • Уметь анализировать биологические прототипы и выделять полезные механизмы для технической реализации
  • Владеть навыками конструирования робототехнических систем с элементами бионического дизайна
  • Уметь программировать движения и поведение робота по аналогии с живыми организмами

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение планировать работу над проектом, определять оптимальные решения, оценивать результат
  • Познавательные УУД: перенос принципов из живой природы в техническую систему, анализ эффективности решений
  • Коммуникативные УУД: работа в команде над сложной технической задачей, обсуждение идей и решений

Личностные:

  • Развитие инженерного мышления и творческого подхода к решению технических задач
  • Формирование интереса к междисциплинарным исследованиям и проектам
  • Воспитание бережного отношения к природе как источнику технических идей и решений

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Закрепить знания о бионических принципах в робототехнике
  2. Научить анализировать биологические системы с точки зрения их технической реализации
  3. Сформировать навыки проектирования робототехнических систем с учетом бионических принципов
  4. Развить умения конструировать и программировать роботов с элементами бионического дизайна
  5. Научить оптимизировать конструкцию и движения робота для повышения энергоэффективности

Тип урока: Практическая работа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Робототехнические наборы (по количеству групп)
  • Дополнительные материалы для создания бионических элементов (силиконовые трубки, проволока, пружины и т.д.)
  • Компьютеры с установленной средой программирования
  • Изображения и видеоматериалы биологических прототипов
  • Схемы и инструкции по созданию бионических механизмов
  • Карточки с заданиями по разработке бионических роботов
  • Инструменты для измерения энергопотребления (при наличии)
  • Полигоны для тестирования созданных роботов

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: Проектная деятельность, работа в малых группах, проблемное обучение, исследовательский метод

Межпредметные связи:

  • Биология: использование биологических прототипов при проектировании, анализ строения и функций живых организмов
  • Физика: оптимизация энергопотребления и эффективности движения, механика, трение, законы сохранения энергии
  • Инженерное дело: проектирование, оптимизация конструкций
  • Информатика: алгоритмы управления, имитация природных алгоритмов поведения
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Организует деление на рабочие группы по 3-4 человека. Готовятся к уроку, распределяются по группам. Проверяют наличие необходимого оборудования. Регулятивные: самоорганизация, готовность к работе в группе
2. Актуализация знаний (5 мин) Организует фронтальную беседу по вопросам:
- Какие бионические принципы в робототехнике мы изучили на прошлом уроке?
- Какие природные механизмы могут быть полезны при создании роботов?
- Какие преимущества дает использование биологических прототипов?

Демонстрирует несколько примеров бионических роботов.
Отвечают на вопросы, вспоминают материал предыдущего урока.

Приводят примеры бионических принципов и их применения в робототехнике.

Анализируют показанные примеры бионических роботов.
Воспроизведение знаний о бионических принципах в робототехнике. Познавательные: актуализация имеющихся знаний.

Коммуникативные: участие в диалоге.
3. Постановка цели и мотивация (3 мин) Формулирует цель практической работы: “Сегодня мы разработаем и создадим робота с элементами бионического дизайна, который будет использовать принципы из живой природы”.

Объясняет практическую значимость бионических решений в современной робототехнике.

Мотивирует примерами успешных бионических проектов и их преимуществ.
Воспринимают цель работы.

Соотносят её со своими интересами и знаниями.

Задают вопросы по предстоящей работе.
Регулятивные: целеполагание.

Личностные: мотивация к практической деятельности.
4. Введение в практическую работу (10 мин) Объясняет варианты бионических решений, которые могут быть реализованы на практике:

1. Манипуляторы:
- Манипулятор по принципу хобота слона
- Захват по принципу человеческой руки
- Гибкие структуры по аналогии с щупальцами осьминога

2. Системы передвижения:
- Змееподобное движение
- Шагающий механизм по принципу насекомых
- Движение по принципу гусеницы или червя

3. Адаптивные структуры:
- Изменение формы по аналогии с живыми организмами
- Адаптация к поверхности передвижения

Демонстрирует принципы работы и возможные способы реализации каждого варианта.

Объясняет особенности конструирования и программирования каждого решения.
Воспринимают информацию.

Задают вопросы о технической реализации.

Обсуждают в группах возможные варианты для своего проекта.

Делают заметки о принципах работы различных бионических механизмов.
Знание возможных вариантов бионических решений для практической реализации.

Понимание принципов работы бионических механизмов.
Познавательные: восприятие и анализ информации.

Регулятивные: планирование предстоящей деятельности.
5. Инструктаж и выбор проекта (5 мин) Объясняет задание для практической работы:
“Каждая группа должна выбрать биологический прототип и разработать робота, использующего принципы его работы”.

Перечисляет требования к проекту:
1. Выбор биологического прототипа
2. Анализ его особенностей и выделение полезных механизмов
3. Создание конструкции робота с бионическими элементами
4. Программирование поведения, имитирующего выбранный прототип
5. Оптимизация энергопотребления и эффективности
6. Тестирование и демонстрация

Раздает группам карточки с описанием возможных проектов и инструкциями.

Объясняет критерии оценивания работы.
Знакомятся с заданием.

Обсуждают в группах возможные варианты проектов.

Выбирают биологический прототип для своего проекта.

Изучают инструкции.

Задают уточняющие вопросы.

Распределяют роли в группе.
Регулятивные: принятие учебной задачи.

Коммуникативные: обсуждение и принятие совместного решения.

Познавательные: анализ возможных вариантов решения задачи.
6. Практическая работа: Проектирование (10 мин) Консультирует группы на этапе проектирования:
- Помогает проанализировать биологический прототип
- Подсказывает технические решения для реализации
- Обращает внимание на физические принципы
- Помогает оптимизировать конструкцию

Обращает внимание на межпредметные связи с биологией и физикой.

Напоминает о необходимости оптимизации энергопотребления и эффективности движения.
Работают в группах над проектированием робота:
- Анализируют выбранный биологический прототип
- Выделяют ключевые механизмы для копирования
- Делают эскизы конструкции
- Продумывают механизмы движения или манипуляции
- Планируют электронные компоненты
- Обсуждают алгоритмы работы
Умение анализировать биологические прототипы и выделять полезные механизмы.

Навыки проектирования робототехнических систем на основе бионических принципов.
Познавательные: анализ биологических систем, проектирование технических аналогов.

Коммуникативные: совместное решение задачи, распределение ролей.

Регулятивные: планирование работы.
7. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую физкультминутку, имитирующую движения выбранных биологических прототипов. Выполняют физические упражнения, имитируя движения животных или биологические механизмы. Регулятивные: саморегуляция.
8. Практическая работа: Конструирование (20 мин) Консультирует группы в процессе сборки роботов:
- Помогает решать технические проблемы
- Подсказывает оптимальные способы соединения деталей
- Обращает внимание на устойчивость и надежность конструкции
- Напоминает о принципах работы выбранного биологического прототипа

Контролирует соблюдение техники безопасности.

Отмечает удачные технические решения.
Собирают робота с элементами бионического дизайна:
- Конструируют механическую основу
- Реализуют бионические элементы
- Устанавливают моторы и другие электронные компоненты
- Соединяют все элементы в единую конструкцию
- Тестируют надежность и функциональность отдельных узлов
Умение конструировать робототехнические системы с элементами бионического дизайна.

Навыки технической реализации биологических принципов.
Регулятивные: последовательное воплощение плана.

Познавательные: воплощение идеи в материальном объекте.

Личностные: развитие инженерного мышления.
9. Практическая работа: Программирование (15 мин) Консультирует группы в процессе программирования:
- Помогает реализовать алгоритмы управления
- Подсказывает эффективные способы программирования движений
- Обращает внимание на оптимизацию энергопотребления
- Помогает настроить сенсоры и обработку данных

Напоминает о необходимости имитации природных движений и поведения.
Программируют робота:
- Создают алгоритмы управления движением или манипуляциями
- Настраивают параметры моторов для имитации природных движений
- Программируют реакцию на сигналы с датчиков
- Оптимизируют энергопотребление
- Тестируют базовые движения
Умение программировать бионические движения и поведение робота.

Навыки оптимизации программы для повышения эффективности работы.
Познавательные: алгоритмическое мышление, перенос биологических принципов в код.

Регулятивные: отладка и корректировка программы.
10. Практическая работа: Тестирование и оптимизация (10 мин) Организует тестирование роботов:
- Предлагает задания для проверки функциональности
- Помогает выявить проблемы и недостатки
- Консультирует по вопросам оптимизации
- Обращает внимание на энергоэффективность

Предлагает сравнить эффективность движения с энергопотреблением (связь с физикой).
Тестируют и оптимизируют робота:
- Проверяют работоспособность всех функций
- Выявляют проблемы и недостатки
- Вносят необходимые изменения в конструкцию
- Оптимизируют программу
- Измеряют и анализируют энергопотребление (при возможности)
- Улучшают эффективность движения
Умение тестировать и оптимизировать робототехнические системы.

Понимание взаимосвязи между конструкцией, программой и эффективностью работы.
Регулятивные: контроль результатов, коррекция недостатков.

Познавательные: анализ эффективности, выявление причинно-следственных связей.
11. Демонстрация результатов и защита проектов (15 мин) Организует представление результатов работы групп:
- Предоставляет каждой группе время для демонстрации (3-4 мин)
- Задает вопросы о принципах работы
- Обращает внимание на бионические элементы
- Предлагает другим группам задавать вопросы

Организует презентацию в формате “биологический прототип - техническое решение - результат”.
Представляют свои проекты:
- Демонстрируют работу робота
- Объясняют, какой биологический прототип использовали
- Рассказывают о принципах работы бионических элементов
- Объясняют, как решали проблемы эффективности
- Отвечают на вопросы учителя и других учеников
Умение демонстрировать и объяснять принципы работы созданного бионического робота.

Понимание связи между биологическим прототипом и техническим решением.
Коммуникативные: представление результатов, ответы на вопросы.

Познавательные: обобщение и систематизация полученного опыта.

Личностные: уверенность при представлении результатов.
12. Сравнительный анализ проектов (5 мин) Организует сравнение различных проектов:
- Предлагает выявить общие принципы
- Обсуждает преимущества и недостатки разных решений
- Анализирует эффективность различных бионических элементов
- Подводит к выводу о многообразии технических решений, вдохновленных природой
Участвуют в обсуждении:
- Сравнивают различные проекты
- Оценивают эффективность разных решений
- Выделяют наиболее удачные бионические элементы
- Формулируют выводы о применимости различных природных принципов в робототехнике
Умение анализировать различные бионические решения.

Понимание многообразия возможных технических реализаций природных принципов.
Познавательные: сравнение, анализ, обобщение.

Коммуникативные: участие в дискуссии, уважение к мнению других.
13. Рефлексия и подведение итогов (5 мин) Организует рефлексию с использованием метода “Бионический мост”:
- Что мы взяли из природы? (биологический принцип)
- Как мы это реализовали? (техническое решение)
- Что получилось лучше всего?
- Что можно улучшить?

Подводит итоги урока.

Оценивает работу групп по заранее объявленным критериям.
Участвуют в рефлексии:
- Оценивают полученный результат
- Сравнивают его с исходным биологическим прототипом
- Анализируют успешность реализации бионических принципов
- Предлагают идеи для улучшения
- Делятся впечатлениями от работы
Регулятивные: оценка собственной деятельности.

Личностные: осознание результатов своего труда.

Познавательные: рефлексия процесса и результата.
14. Домашнее задание (3 мин) Объясняет домашнее задание:
1. Обязательная часть: подготовить письменный отчет о проекте с описанием биологического прототипа, принципа работы и технической реализации
2. Творческое задание (по желанию): найти еще один природный механизм, который можно использовать для улучшения вашего робота, и описать, как его можно реализовать
Записывают домашнее задание.

Задают уточняющие вопросы.
Регулятивные: планирование самостоятельной работы.

Дополнительные материалы:

Варианты практических проектов:

Вариант 1: “Манипулятор по принципу хобота слона”

Биологический прототип: Хобот слона Особенности прототипа:

  • Гибкая структура без жесткого скелета
  • Возможность точного позиционирования
  • Высокая степень свободы
  • Возможность манипуляции предметами различной формы и размера Техническая реализация:
  • Сегментированная конструкция из соединенных элементов
  • Использование гибких материалов (силикона, пружин)
  • Система тросов или цепей для управления изгибом
  • Датчики положения для контроля формы Задачи для тестирования:
  • Захват и перемещение предметов различной формы
  • Обход препятствий гибким манипулятором
  • Точное позиционирование кончика манипулятора

Вариант 2: “Робот с змееподобным движением”

Биологический прототип: Змея Особенности прототипа:

  • Волнообразное движение тела
  • Способность преодолевать сложные препятствия
  • Высокая маневренность в ограниченном пространстве
  • Движение за счет трения с поверхностью Техническая реализация:
  • Сегментированная конструкция с множеством шарниров
  • Последовательное управление сегментами для создания волнообразного движения
  • Специальные накладки для увеличения трения в нужных направлениях
  • Датчики для ориентации в пространстве Задачи для тестирования:
  • Передвижение по прямой
  • Преодоление препятствий
  • Движение в ограниченном пространстве (например, в трубе)

Вариант 3: “Шагающий механизм насекомого”

Биологический прототип: Шестиногое насекомое (например, жук) Особенности прототипа:

  • Шесть конечностей для устойчивого передвижения
  • Трехточечная походка (всегда три ноги на земле)
  • Адаптация к неровным поверхностям
  • Преодоление препятствий Техническая реализация:
  • Корпус с шестью конечностями
  • Механизм шагания с несколькими степенями свободы для каждой конечности
  • Система координации работы конечностей
  • Датчики для определения положения и контакта с поверхностью Задачи для тестирования:
  • Устойчивое передвижение по ровной поверхности
  • Преодоление небольших препятствий
  • Движение по неровной поверхности

Вариант 4: “Механическая рука с пальцами”

Биологический прототип: Человеческая рука Особенности прототипа:

  • Пять подвижных пальцев с несколькими суставами
  • Противопоставление большого пальца
  • Широкий диапазон захватов и манипуляций
  • Точность и сила Техническая реализация:
  • Каркас руки с подвижными пальцами
  • Система тросов или сервомоторов для управления пальцами
  • Механизм противопоставления большого пальца
  • Датчики давления для контроля силы захвата Задачи для тестирования:
  • Различные типы захватов (щипковый, силовой, точный)
  • Манипуляции с предметами различной формы
  • Подъем предметов различного веса

Пример таблицы для анализа биологического прототипа:

Характеристика Биологический прототип Техническая реализация
Структура Опишите строение биологического прототипа Как можно реализовать эту структуру технически?
Движение Какие виды движений совершает прототип? Какие механизмы нужны для имитации этих движений?
Сила и точность Какие показатели силы и точности у прототипа? Как достичь необходимых показателей?
Адаптивность Как прототип адаптируется к различным условиям? Какие элементы нужны для обеспечения адаптивности?
Энергоэффективность Что делает прототип энергоэффективным? Как можно оптимизировать энергопотребление?

Примеры базовых принципов энергоэффективности в бионике:

  1. Оптимизация формы и структуры:

    • Облегчение конструкции при сохранении прочности
    • Использование полых структур
    • Распределение материала по линиям нагрузок
  2. Оптимизация движений:

    • Использование маятникового движения (экономия энергии при ходьбе)
    • Рекуперация энергии при торможении
    • Минимизация трения и сопротивления
  3. Адаптация к среде:

    • Изменение параметров движения в зависимости от поверхности
    • Выбор оптимального способа передвижения
    • Использование особенностей среды (течения, склоны)
  4. Распределение нагрузки:

    • Последовательное включение мышц/моторов
    • Использование пассивных элементов (пружины, эластичные материалы)
    • Оптимальное распределение массы

Пример алгоритма управления манипулятором по принципу хобота слона:

// Пример псевдокода для управления манипулятором типа "хобот слона"

// Инициализация
инициализировать_сервомоторы();
калибровать_положение();

// Основной цикл
пока (true) {
    // Получение целевого положения
    целевая_точка = получить_координаты_цели();
    
    // Инверсная кинематика для определения положения сегментов
    углы_сегментов[] = рассчитать_инверсную_кинематику(целевая_точка);
    
    // Плавное движение к целевой позиции
    для (i = 0; i < количество_сегментов; i++) {
        текущий_угол = получить_текущий_угол(i);
        шаг = (углы_сегментов[i] - текущий_угол) / 10; // Разбиваем движение на 10 шагов
        
        для (j = 0; j < 10; j++) {
            установить_угол(i, текущий_угол + шаг * j);
            ждать(20); // Пауза для плавности
        }
    }
    
    // Операция захвата
    если (достигнута_цель()) {
        выполнить_захват();
    }
    
    // Оптимизация энергопотребления
    если (не_требуется_движение()) {
        перейти_в_энергосберегающий_режим();
    }
}

// Функция инверсной кинематики для хоботоподобного манипулятора
функция рассчитать_инверсную_кинематику(точка) {
    // Реализация алгоритма расчета положений сегментов
    // для достижения заданной точки кончиком манипулятора
    // ...
    
    вернуть рассчитанные_углы[];
}

Пример алгоритма для змееподобного движения:

// Пример псевдокода для змееподобного движения робота

// Инициализация
инициализировать_сервомоторы();
калибровать_положение();

// Параметры волнообразного движения
амплитуда = 30; // Амплитуда волны в градусах
частота = 1; // Частота волны (Гц)
фазовый_сдвиг = 30; // Сдвиг фазы между сегментами в градусах
направление = 0; // Направление движения (0 = прямо)

// Основной цикл
пока (true) {
    текущее_время = получить_время();
    
    // Управление каждым сегментом для создания волны
    для (i = 0; i < количество_сегментов; i++) {
        // Расчет угла для создания волны с учетом фазового сдвига
        угол = амплитуда * 
               sin(2 * PI * частота * текущее_время - i * фазовый_сдвиг * (PI/180)) + 
               направление;
        
        установить_угол(i, угол);
    }
    
    // Адаптация к поверхности
    если (обнаружено_изменение_трения()) {
        адаптировать_параметры_движения();
    }
    
    // Обход препятствий
    если (обнаружено_препятствие()) {
        обойти_препятствие();
    }
    
    ждать(10); // Пауза для плавности
}

// Функция адаптации параметров движения
функция адаптировать_параметры_движения() {
    коэффициент_трения = измерить_трение();
    
    // Корректировка амплитуды и частоты в зависимости от поверхности
    если (коэффициент_трения > высокое_трение) {
        амплитуда = амплитуда * 1.2; // Увеличить амплитуду для лучшего сцепления
        частота = частота * 0.8; // Снизить частоту для экономии энергии
    } иначе если (коэффициент_трения < низкое_трение) {
        амплитуда = амплитуда * 0.8; // Уменьшить амплитуду на скользкой поверхности
        частота = частота * 1.2; // Увеличить частоту для поддержания скорости
    }
}

Карточка для анализа энергоэффективности:

Анализ энергоэффективности бионического робота

Группа: _______________________
Название проекта: _____________
Биологический прототип: _______

Параметры измерений:
1. Исходное потребление энергии: ________ мА
2. Потребление после оптимизации: ________ мА
3. Улучшение (%): ________

Примененные принципы оптимизации:
□ Оптимизация структуры и веса
□ Оптимизация алгоритма движения
□ Использование пассивных элементов
□ Рекуперация энергии
□ Адаптивное управление мощностью
□ Другое: ___________________

Описание примененных методов оптимизации:
_________________________________
_________________________________

Результаты тестирования (время работы от одного заряда батареи):
- До оптимизации: _________
- После оптимизации: _________

Выводы об эффективности:
_________________________________
_________________________________

Критерии оценивания практической работы:

Бионический дизайн (0-5 баллов):

  • Соответствие выбранному биологическому прототипу (0-2)
  • Функциональность бионических элементов (0-2)
  • Оригинальность и творческий подход (0-1)

Техническая реализация (0-5 баллов):

  • Качество конструкции (0-2)
  • Надежность и устойчивость работы (0-2)
  • Сложность реализованных механизмов (0-1)

Программирование (0-5 баллов):

  • Реализация имитации природных движений (0-2)
  • Адаптивность и реакция на изменения среды (0-2)
  • Эффективность алгоритмов (0-1)

Энергоэффективность (0-3 балла):

  • Оптимизация энергопотребления (0-1)
  • Эффективность движения (0-1)
  • Использование физических принципов для повышения эффективности (0-1)

Защита проекта (0-2 балла):

  • Понимание использованных бионических принципов (0-1)
  • Качество презентации и ответы на вопросы (0-1)

Максимальный балл: 20 Шкала перевода в оценку:

  • 18-20 баллов - “5”
  • 14-17 баллов - “4”
  • 10-13 баллов - “3”
  • менее 10 баллов - “2”

Карта рефлексии “Бионический мост”:

Фамилия, имя: _________________________
Группа: _______

Биологический принцип, который мы использовали:
_________________________________________________
_________________________________________________

Как мы реализовали этот принцип технически:
_________________________________________________
_________________________________________________

Что получилось лучше всего:
_________________________________________________
_________________________________________________

Что можно улучшить:
_________________________________________________
_________________________________________________

Какое открытие я сделал(а) в процессе работы:
_________________________________________________
_________________________________________________

Моя оценка нашего бионического робота (от 1 до 10): _______