22. Практическая работа «Разработка робота с элементами бионического дизайна»
Технологическая карта урока
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
Модуль: Бионическая робототехника
Тема урока: 22. Практическая работа «Разработка робота с элементами бионического дизайна»
Цель урока: Сформировать практические навыки применения бионических принципов при конструировании и программировании роботов через создание действующей модели с элементами бионического дизайна.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать основные бионические принципы, применимые в робототехнике
- Уметь анализировать биологические прототипы и выделять полезные механизмы для технической реализации
- Владеть навыками конструирования робототехнических систем с элементами бионического дизайна
- Уметь программировать движения и поведение робота по аналогии с живыми организмами
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: умение планировать работу над проектом, определять оптимальные решения, оценивать результат
- Познавательные УУД: перенос принципов из живой природы в техническую систему, анализ эффективности решений
- Коммуникативные УУД: работа в команде над сложной технической задачей, обсуждение идей и решений
Личностные:
- Развитие инженерного мышления и творческого подхода к решению технических задач
- Формирование интереса к междисциплинарным исследованиям и проектам
- Воспитание бережного отношения к природе как источнику технических идей и решений
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК
Задачи урока:
- Закрепить знания о бионических принципах в робототехнике
- Научить анализировать биологические системы с точки зрения их технической реализации
- Сформировать навыки проектирования робототехнических систем с учетом бионических принципов
- Развить умения конструировать и программировать роботов с элементами бионического дизайна
- Научить оптимизировать конструкцию и движения робота для повышения энергоэффективности
Тип урока: Практическая работа
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
- Робототехнические наборы (по количеству групп)
- Дополнительные материалы для создания бионических элементов (силиконовые трубки, проволока, пружины и т.д.)
- Компьютеры с установленной средой программирования
- Изображения и видеоматериалы биологических прототипов
- Схемы и инструкции по созданию бионических механизмов
- Карточки с заданиями по разработке бионических роботов
- Инструменты для измерения энергопотребления (при наличии)
- Полигоны для тестирования созданных роботов
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК
Образовательные технологии: Проектная деятельность, работа в малых группах, проблемное обучение, исследовательский метод
Межпредметные связи:
- Биология: использование биологических прототипов при проектировании, анализ строения и функций живых организмов
- Физика: оптимизация энергопотребления и эффективности движения, механика, трение, законы сохранения энергии
- Инженерное дело: проектирование, оптимизация конструкций
- Информатика: алгоритмы управления, имитация природных алгоритмов поведения
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты предметные | Планируемые результаты УУД |
---|---|---|---|---|
1. Организационный момент (2 мин) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Организует деление на рабочие группы по 3-4 человека. | Готовятся к уроку, распределяются по группам. Проверяют наличие необходимого оборудования. | Регулятивные: самоорганизация, готовность к работе в группе | |
2. Актуализация знаний (5 мин) | Организует фронтальную беседу по вопросам: - Какие бионические принципы в робототехнике мы изучили на прошлом уроке? - Какие природные механизмы могут быть полезны при создании роботов? - Какие преимущества дает использование биологических прототипов? Демонстрирует несколько примеров бионических роботов. |
Отвечают на вопросы, вспоминают материал предыдущего урока. Приводят примеры бионических принципов и их применения в робототехнике. Анализируют показанные примеры бионических роботов. |
Воспроизведение знаний о бионических принципах в робототехнике. | Познавательные: актуализация имеющихся знаний. Коммуникативные: участие в диалоге. |
3. Постановка цели и мотивация (3 мин) | Формулирует цель практической работы: “Сегодня мы разработаем и создадим робота с элементами бионического дизайна, который будет использовать принципы из живой природы”. Объясняет практическую значимость бионических решений в современной робототехнике. Мотивирует примерами успешных бионических проектов и их преимуществ. |
Воспринимают цель работы. Соотносят её со своими интересами и знаниями. Задают вопросы по предстоящей работе. |
Регулятивные: целеполагание. Личностные: мотивация к практической деятельности. |
|
4. Введение в практическую работу (10 мин) | Объясняет варианты бионических решений, которые могут быть реализованы на практике: 1. Манипуляторы: - Манипулятор по принципу хобота слона - Захват по принципу человеческой руки - Гибкие структуры по аналогии с щупальцами осьминога 2. Системы передвижения: - Змееподобное движение - Шагающий механизм по принципу насекомых - Движение по принципу гусеницы или червя 3. Адаптивные структуры: - Изменение формы по аналогии с живыми организмами - Адаптация к поверхности передвижения Демонстрирует принципы работы и возможные способы реализации каждого варианта. Объясняет особенности конструирования и программирования каждого решения. |
Воспринимают информацию. Задают вопросы о технической реализации. Обсуждают в группах возможные варианты для своего проекта. Делают заметки о принципах работы различных бионических механизмов. |
Знание возможных вариантов бионических решений для практической реализации. Понимание принципов работы бионических механизмов. |
Познавательные: восприятие и анализ информации. Регулятивные: планирование предстоящей деятельности. |
5. Инструктаж и выбор проекта (5 мин) | Объясняет задание для практической работы: “Каждая группа должна выбрать биологический прототип и разработать робота, использующего принципы его работы”. Перечисляет требования к проекту: 1. Выбор биологического прототипа 2. Анализ его особенностей и выделение полезных механизмов 3. Создание конструкции робота с бионическими элементами 4. Программирование поведения, имитирующего выбранный прототип 5. Оптимизация энергопотребления и эффективности 6. Тестирование и демонстрация Раздает группам карточки с описанием возможных проектов и инструкциями. Объясняет критерии оценивания работы. |
Знакомятся с заданием. Обсуждают в группах возможные варианты проектов. Выбирают биологический прототип для своего проекта. Изучают инструкции. Задают уточняющие вопросы. Распределяют роли в группе. |
Регулятивные: принятие учебной задачи. Коммуникативные: обсуждение и принятие совместного решения. Познавательные: анализ возможных вариантов решения задачи. |
|
6. Практическая работа: Проектирование (10 мин) | Консультирует группы на этапе проектирования: - Помогает проанализировать биологический прототип - Подсказывает технические решения для реализации - Обращает внимание на физические принципы - Помогает оптимизировать конструкцию Обращает внимание на межпредметные связи с биологией и физикой. Напоминает о необходимости оптимизации энергопотребления и эффективности движения. |
Работают в группах над проектированием робота: - Анализируют выбранный биологический прототип - Выделяют ключевые механизмы для копирования - Делают эскизы конструкции - Продумывают механизмы движения или манипуляции - Планируют электронные компоненты - Обсуждают алгоритмы работы |
Умение анализировать биологические прототипы и выделять полезные механизмы. Навыки проектирования робототехнических систем на основе бионических принципов. |
Познавательные: анализ биологических систем, проектирование технических аналогов. Коммуникативные: совместное решение задачи, распределение ролей. Регулятивные: планирование работы. |
7. Физкультминутка (2 мин) | Проводит короткую физкультминутку, имитирующую движения выбранных биологических прототипов. | Выполняют физические упражнения, имитируя движения животных или биологические механизмы. | Регулятивные: саморегуляция. | |
8. Практическая работа: Конструирование (20 мин) | Консультирует группы в процессе сборки роботов: - Помогает решать технические проблемы - Подсказывает оптимальные способы соединения деталей - Обращает внимание на устойчивость и надежность конструкции - Напоминает о принципах работы выбранного биологического прототипа Контролирует соблюдение техники безопасности. Отмечает удачные технические решения. |
Собирают робота с элементами бионического дизайна: - Конструируют механическую основу - Реализуют бионические элементы - Устанавливают моторы и другие электронные компоненты - Соединяют все элементы в единую конструкцию - Тестируют надежность и функциональность отдельных узлов |
Умение конструировать робототехнические системы с элементами бионического дизайна. Навыки технической реализации биологических принципов. |
Регулятивные: последовательное воплощение плана. Познавательные: воплощение идеи в материальном объекте. Личностные: развитие инженерного мышления. |
9. Практическая работа: Программирование (15 мин) | Консультирует группы в процессе программирования: - Помогает реализовать алгоритмы управления - Подсказывает эффективные способы программирования движений - Обращает внимание на оптимизацию энергопотребления - Помогает настроить сенсоры и обработку данных Напоминает о необходимости имитации природных движений и поведения. |
Программируют робота: - Создают алгоритмы управления движением или манипуляциями - Настраивают параметры моторов для имитации природных движений - Программируют реакцию на сигналы с датчиков - Оптимизируют энергопотребление - Тестируют базовые движения |
Умение программировать бионические движения и поведение робота. Навыки оптимизации программы для повышения эффективности работы. |
Познавательные: алгоритмическое мышление, перенос биологических принципов в код. Регулятивные: отладка и корректировка программы. |
10. Практическая работа: Тестирование и оптимизация (10 мин) | Организует тестирование роботов: - Предлагает задания для проверки функциональности - Помогает выявить проблемы и недостатки - Консультирует по вопросам оптимизации - Обращает внимание на энергоэффективность Предлагает сравнить эффективность движения с энергопотреблением (связь с физикой). |
Тестируют и оптимизируют робота: - Проверяют работоспособность всех функций - Выявляют проблемы и недостатки - Вносят необходимые изменения в конструкцию - Оптимизируют программу - Измеряют и анализируют энергопотребление (при возможности) - Улучшают эффективность движения |
Умение тестировать и оптимизировать робототехнические системы. Понимание взаимосвязи между конструкцией, программой и эффективностью работы. |
Регулятивные: контроль результатов, коррекция недостатков. Познавательные: анализ эффективности, выявление причинно-следственных связей. |
11. Демонстрация результатов и защита проектов (15 мин) | Организует представление результатов работы групп: - Предоставляет каждой группе время для демонстрации (3-4 мин) - Задает вопросы о принципах работы - Обращает внимание на бионические элементы - Предлагает другим группам задавать вопросы Организует презентацию в формате “биологический прототип - техническое решение - результат”. |
Представляют свои проекты: - Демонстрируют работу робота - Объясняют, какой биологический прототип использовали - Рассказывают о принципах работы бионических элементов - Объясняют, как решали проблемы эффективности - Отвечают на вопросы учителя и других учеников |
Умение демонстрировать и объяснять принципы работы созданного бионического робота. Понимание связи между биологическим прототипом и техническим решением. |
Коммуникативные: представление результатов, ответы на вопросы. Познавательные: обобщение и систематизация полученного опыта. Личностные: уверенность при представлении результатов. |
12. Сравнительный анализ проектов (5 мин) | Организует сравнение различных проектов: - Предлагает выявить общие принципы - Обсуждает преимущества и недостатки разных решений - Анализирует эффективность различных бионических элементов - Подводит к выводу о многообразии технических решений, вдохновленных природой |
Участвуют в обсуждении: - Сравнивают различные проекты - Оценивают эффективность разных решений - Выделяют наиболее удачные бионические элементы - Формулируют выводы о применимости различных природных принципов в робототехнике |
Умение анализировать различные бионические решения. Понимание многообразия возможных технических реализаций природных принципов. |
Познавательные: сравнение, анализ, обобщение. Коммуникативные: участие в дискуссии, уважение к мнению других. |
13. Рефлексия и подведение итогов (5 мин) | Организует рефлексию с использованием метода “Бионический мост”: - Что мы взяли из природы? (биологический принцип) - Как мы это реализовали? (техническое решение) - Что получилось лучше всего? - Что можно улучшить? Подводит итоги урока. Оценивает работу групп по заранее объявленным критериям. |
Участвуют в рефлексии: - Оценивают полученный результат - Сравнивают его с исходным биологическим прототипом - Анализируют успешность реализации бионических принципов - Предлагают идеи для улучшения - Делятся впечатлениями от работы |
Регулятивные: оценка собственной деятельности. Личностные: осознание результатов своего труда. Познавательные: рефлексия процесса и результата. |
|
14. Домашнее задание (3 мин) | Объясняет домашнее задание: 1. Обязательная часть: подготовить письменный отчет о проекте с описанием биологического прототипа, принципа работы и технической реализации 2. Творческое задание (по желанию): найти еще один природный механизм, который можно использовать для улучшения вашего робота, и описать, как его можно реализовать |
Записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы. |
Регулятивные: планирование самостоятельной работы. |
Дополнительные материалы:
Варианты практических проектов:
Вариант 1: “Манипулятор по принципу хобота слона”
Биологический прототип: Хобот слона Особенности прототипа:
- Гибкая структура без жесткого скелета
- Возможность точного позиционирования
- Высокая степень свободы
- Возможность манипуляции предметами различной формы и размера Техническая реализация:
- Сегментированная конструкция из соединенных элементов
- Использование гибких материалов (силикона, пружин)
- Система тросов или цепей для управления изгибом
- Датчики положения для контроля формы Задачи для тестирования:
- Захват и перемещение предметов различной формы
- Обход препятствий гибким манипулятором
- Точное позиционирование кончика манипулятора
Вариант 2: “Робот с змееподобным движением”
Биологический прототип: Змея Особенности прототипа:
- Волнообразное движение тела
- Способность преодолевать сложные препятствия
- Высокая маневренность в ограниченном пространстве
- Движение за счет трения с поверхностью Техническая реализация:
- Сегментированная конструкция с множеством шарниров
- Последовательное управление сегментами для создания волнообразного движения
- Специальные накладки для увеличения трения в нужных направлениях
- Датчики для ориентации в пространстве Задачи для тестирования:
- Передвижение по прямой
- Преодоление препятствий
- Движение в ограниченном пространстве (например, в трубе)
Вариант 3: “Шагающий механизм насекомого”
Биологический прототип: Шестиногое насекомое (например, жук) Особенности прототипа:
- Шесть конечностей для устойчивого передвижения
- Трехточечная походка (всегда три ноги на земле)
- Адаптация к неровным поверхностям
- Преодоление препятствий Техническая реализация:
- Корпус с шестью конечностями
- Механизм шагания с несколькими степенями свободы для каждой конечности
- Система координации работы конечностей
- Датчики для определения положения и контакта с поверхностью Задачи для тестирования:
- Устойчивое передвижение по ровной поверхности
- Преодоление небольших препятствий
- Движение по неровной поверхности
Вариант 4: “Механическая рука с пальцами”
Биологический прототип: Человеческая рука Особенности прототипа:
- Пять подвижных пальцев с несколькими суставами
- Противопоставление большого пальца
- Широкий диапазон захватов и манипуляций
- Точность и сила Техническая реализация:
- Каркас руки с подвижными пальцами
- Система тросов или сервомоторов для управления пальцами
- Механизм противопоставления большого пальца
- Датчики давления для контроля силы захвата Задачи для тестирования:
- Различные типы захватов (щипковый, силовой, точный)
- Манипуляции с предметами различной формы
- Подъем предметов различного веса
Пример таблицы для анализа биологического прототипа:
Характеристика | Биологический прототип | Техническая реализация |
---|---|---|
Структура | Опишите строение биологического прототипа | Как можно реализовать эту структуру технически? |
Движение | Какие виды движений совершает прототип? | Какие механизмы нужны для имитации этих движений? |
Сила и точность | Какие показатели силы и точности у прототипа? | Как достичь необходимых показателей? |
Адаптивность | Как прототип адаптируется к различным условиям? | Какие элементы нужны для обеспечения адаптивности? |
Энергоэффективность | Что делает прототип энергоэффективным? | Как можно оптимизировать энергопотребление? |
Примеры базовых принципов энергоэффективности в бионике:
-
Оптимизация формы и структуры:
- Облегчение конструкции при сохранении прочности
- Использование полых структур
- Распределение материала по линиям нагрузок
-
Оптимизация движений:
- Использование маятникового движения (экономия энергии при ходьбе)
- Рекуперация энергии при торможении
- Минимизация трения и сопротивления
-
Адаптация к среде:
- Изменение параметров движения в зависимости от поверхности
- Выбор оптимального способа передвижения
- Использование особенностей среды (течения, склоны)
-
Распределение нагрузки:
- Последовательное включение мышц/моторов
- Использование пассивных элементов (пружины, эластичные материалы)
- Оптимальное распределение массы
Пример алгоритма управления манипулятором по принципу хобота слона:
1// Пример псевдокода для управления манипулятором типа "хобот слона"
2
3// Инициализация
4инициализировать_сервомоторы();
5калибровать_положение();
6
7// Основной цикл
8пока (true) {
9 // Получение целевого положения
10 целевая_точка = получить_координаты_цели();
11
12 // Инверсная кинематика для определения положения сегментов
13 углы_сегментов[] = рассчитать_инверсную_кинематику(целевая_точка);
14
15 // Плавное движение к целевой позиции
16 для (i = 0; i < количество_сегментов; i++) {
17 текущий_угол = получить_текущий_угол(i);
18 шаг = (углы_сегментов[i] - текущий_угол) / 10; // Разбиваем движение на 10 шагов
19
20 для (j = 0; j < 10; j++) {
21 установить_угол(i, текущий_угол + шаг * j);
22 ждать(20); // Пауза для плавности
23 }
24 }
25
26 // Операция захвата
27 если (достигнута_цель()) {
28 выполнить_захват();
29 }
30
31 // Оптимизация энергопотребления
32 если (не_требуется_движение()) {
33 перейти_в_энергосберегающий_режим();
34 }
35}
36
37// Функция инверсной кинематики для хоботоподобного манипулятора
38функция рассчитать_инверсную_кинематику(точка) {
39 // Реализация алгоритма расчета положений сегментов
40 // для достижения заданной точки кончиком манипулятора
41 // ...
42
43 вернуть рассчитанные_углы[];
44}
Пример алгоритма для змееподобного движения:
1// Пример псевдокода для змееподобного движения робота
2
3// Инициализация
4инициализировать_сервомоторы();
5калибровать_положение();
6
7// Параметры волнообразного движения
8амплитуда = 30; // Амплитуда волны в градусах
9частота = 1; // Частота волны (Гц)
10фазовый_сдвиг = 30; // Сдвиг фазы между сегментами в градусах
11направление = 0; // Направление движения (0 = прямо)
12
13// Основной цикл
14пока (true) {
15 текущее_время = получить_время();
16
17 // Управление каждым сегментом для создания волны
18 для (i = 0; i < количество_сегментов; i++) {
19 // Расчет угла для создания волны с учетом фазового сдвига
20 угол = амплитуда *
21 sin(2 * PI * частота * текущее_время - i * фазовый_сдвиг * (PI/180)) +
22 направление;
23
24 установить_угол(i, угол);
25 }
26
27 // Адаптация к поверхности
28 если (обнаружено_изменение_трения()) {
29 адаптировать_параметры_движения();
30 }
31
32 // Обход препятствий
33 если (обнаружено_препятствие()) {
34 обойти_препятствие();
35 }
36
37 ждать(10); // Пауза для плавности
38}
39
40// Функция адаптации параметров движения
41функция адаптировать_параметры_движения() {
42 коэффициент_трения = измерить_трение();
43
44 // Корректировка амплитуды и частоты в зависимости от поверхности
45 если (коэффициент_трения > высокое_трение) {
46 амплитуда = амплитуда * 1.2; // Увеличить амплитуду для лучшего сцепления
47 частота = частота * 0.8; // Снизить частоту для экономии энергии
48 } иначе если (коэффициент_трения < низкое_трение) {
49 амплитуда = амплитуда * 0.8; // Уменьшить амплитуду на скользкой поверхности
50 частота = частота * 1.2; // Увеличить частоту для поддержания скорости
51 }
52}
Карточка для анализа энергоэффективности:
1Анализ энергоэффективности бионического робота
2
3Группа: _______________________
4Название проекта: _____________
5Биологический прототип: _______
6
7Параметры измерений:
81. Исходное потребление энергии: ________ мА
92. Потребление после оптимизации: ________ мА
103. Улучшение (%): ________
11
12Примененные принципы оптимизации:
13□ Оптимизация структуры и веса
14□ Оптимизация алгоритма движения
15□ Использование пассивных элементов
16□ Рекуперация энергии
17□ Адаптивное управление мощностью
18□ Другое: ___________________
19
20Описание примененных методов оптимизации:
21_________________________________
22_________________________________
23
24Результаты тестирования (время работы от одного заряда батареи):
25- До оптимизации: _________
26- После оптимизации: _________
27
28Выводы об эффективности:
29_________________________________
30_________________________________
Критерии оценивания практической работы:
Бионический дизайн (0-5 баллов):
- Соответствие выбранному биологическому прототипу (0-2)
- Функциональность бионических элементов (0-2)
- Оригинальность и творческий подход (0-1)
Техническая реализация (0-5 баллов):
- Качество конструкции (0-2)
- Надежность и устойчивость работы (0-2)
- Сложность реализованных механизмов (0-1)
Программирование (0-5 баллов):
- Реализация имитации природных движений (0-2)
- Адаптивность и реакция на изменения среды (0-2)
- Эффективность алгоритмов (0-1)
Энергоэффективность (0-3 балла):
- Оптимизация энергопотребления (0-1)
- Эффективность движения (0-1)
- Использование физических принципов для повышения эффективности (0-1)
Защита проекта (0-2 балла):
- Понимание использованных бионических принципов (0-1)
- Качество презентации и ответы на вопросы (0-1)
Максимальный балл: 20 Шкала перевода в оценку:
- 18-20 баллов - “5”
- 14-17 баллов - “4”
- 10-13 баллов - “3”
- менее 10 баллов - “2”
Карта рефлексии “Бионический мост”:
1Фамилия, имя: _________________________
2Группа: _______
3
4Биологический принцип, который мы использовали:
5_________________________________________________
6_________________________________________________
7
8Как мы реализовали этот принцип технически:
9_________________________________________________
10_________________________________________________
11
12Что получилось лучше всего:
13_________________________________________________
14_________________________________________________
15
16Что можно улучшить:
17_________________________________________________
18_________________________________________________
19
20Какое открытие я сделал(а) в процессе работы:
21_________________________________________________
22_________________________________________________
23
24Моя оценка нашего бионического робота (от 1 до 10): _______