Skip to main content

🔍 Мастерство поиска в интернете

Продолжительность: Целевая аудитория: 7-8 классы Тип урока: практико-ориентированный с элементами детективного расследования

🎯 Цели и задачи урока

Образовательные цели:

  • Освоить концепцию OSINT как этичного поиска в открытых источниках
  • Изучить продвинутые техники поиска в различных поисковых системах
  • Понять принципы работы поисковых алгоритмов на доступном уровне
  • Развить навыки критической оценки и верификации найденной информации

Развивающие задачи:

  • Формирование аналитического подхода к информационному поиску
  • Развитие логического мышления при решении поисковых задач
  • Повышение цифровой грамотности и критического мышления
  • Развитие навыков командной работы в исследовательских проектах

Воспитательные задачи:

  • Формирование этической культуры цифрового исследователя
  • Воспитание ответственного отношения к найденной информации
  • Развитие уважения к приватности и персональным данным

📋 Структура урока

Этап 1. Мотивационно-детективный (15 минут)

Детективная история “Цифровая археология школы”

1
2Ситуация (5 минут):
3
4- В архиве школы обнаружили упоминание о важном событии 1990-х годов
5- Документы частично повреждены, осталось только: "...торжественное открытие... 
6  первые выпускники физико-математического направления... местная газета..."
7- Задача: восстановить полную историю события, используя только открытые источники
8- Условие: никого лично не беспокоить, работать только с публичной информацией

Интерактивное планирование расследования (10 минут)

 1Мозговой штурм "Цифровые детективы":
 2
 3- Какие источники могут содержать информацию о событии?
 4- Какие ключевые слова использовать для поиска?
 5- Как проверить достоверность найденной информации?
 6- Какие этические принципы должны соблюдать?
 7
 8Формирование команд "детективных агентств":
 9
10- Команда "Архивариусы" - поиск в официальных источниках
11- Команда "Хронисты" - работа с новостными архивами  
12- Команда "Верификаторы" - проверка достоверности находок
13- Команда "Аналитики" - синтез информации из разных источников

Этап 2. Теоретико-практический блок “Школа цифрового сыщика” (48 минут)

Блок 2.1. OSINT для начинающих детективов (12 минут)

Что такое OSINT простыми словами
 1Интерактивное объяснение:
 2
 3- OSINT = "Умный поиск в том, что люди сами опубликовали"
 4- Open Source = открытые источники (не значит "бесплатные программы")
 5- Intelligence = разумный анализ, а не шпионаж
 6- Аналогия: "Цифровая археология" - находим следы прошлого в интернете
 7
 8Примеры OSINT в жизни школьника:
 9
10- Поиск информации для реферата с проверкой источников
11- Выбор кружка - изучение отзывов и результатов
12- Проверка новости перед репостом в соцсетях
13- Исследование истории своего района для проекта
Этические принципы юного исследователя
 1"Золотые правила" цифрового детектива:
 2
 31. Правило уважения: "Относись к чужой информации так, как хочешь, чтобы относились к твоей"
 4
 52. Правило согласия: "Публично ≠ разрешено использовать как угодно"
 6
 73. Правило проверки: "Одному источнику не верь, ищи подтверждения"
 8
 94. Правило безопасности: "Не навреди ни себе, ни другим"
10
115. Правило границ: "Есть места, куда цифровому детективу входить нельзя"
12
13Практическое применение:
14
15- Анализ кейса: "Можно ли использовать фотографии с открытого 
16  школьного сайта для своего проекта без разрешения?"

Блок 2.2. Как работают поисковики - просто о сложном (8 минут)

Поисковая система как библиотекарь-робот
 1Доступные аналогии:
 2
 3Индексация = "Робот-библиотекарь читает все книги в интернете"
 4- Каждый день сканирует миллионы страниц
 5- Запоминает, где что написано
 6- Создает огромный каталог информации
 7
 8Ранжирование = "Как робот решает, какую книгу дать первой"
 9- Популярность источника (много ли ссылок на него)
10- Соответствие запросу (есть ли нужные слова)
11- Свежесть информации (когда обновлялась)
12- Ваше местоположение (если ищете что-то местное)
13
14Персонализация = "Почему у всех разные результаты"
15- История ваших поисков
16- Где вы находитесь
17- Какое устройство используете
Эксперимент “Один запрос - разные ответы”
1Демонстрация в классе:
2
3- Один поисковый запрос: "лучшие школы России"
4- Результаты в Google vs Yandex
5- Обсуждение: почему результаты отличаются?
6- Вывод: важность использования разных поисковиков
7
8Практическое задание:
9Каждая команда ищет "история физико-математического образования" в разных поисковиках и сравнивает первые 5 результатов

Блок 2.3. Язык операторов поиска (15 минут)

Базовые операторы - “магические слова поиска”
 1Обучение через игру "Поисковые заклинания":
 2
 31. Точная фраза: "физико-математическая школа"
 4   🎯 Игра: найти точное название вашей школы
 5
 62. Исключение минус: школа -частная
 7   🎯 Игра: найти только государственные школы
 8
 93. Выбор ИЛИ: математика OR физика OR химия
10   🎯 Игра: найти олимпиады по любому из предметов
11
124. Обязательное плюс: +Москва школа рейтинг
13   🎯 Игра: обязательно включить название города
14
155. Маска звездочка: физмат*
16   🎯 Игра: найти все вариации слова "физмат"
Продвинутые операторы - “заклинания магистра”
 1Постепенное усложнение:
 2
 36. Поиск по сайту: site:edu.ru физико-математический
 4   🎮 Квест: найти все физмат школы на образовательных сайтах
 5   
 67. Поиск в заголовке: intitle:"олимпиада по физике"
 7   🎮 Квест: найти официальные страницы олимпиад
 8   
 98. Поиск файлов: filetype:pdf "программа по математике"
10   🎮 Квест: найти учебные программы в PDF
11   
129. Поиск в адресе: inurl:school математика
13   🎮 Квест: найти школьные сайты с разделом математики
14   
1510. Связанные сайты: related:mos.ru
16    🎮 Квест: найти сайты, похожие на портал Москвы
17
18Памятка-шпаргалка:
19Каждый ученик получает карточку с операторами и примерами их использования

Блок 2.4. Альтернативные поисковики-специалисты (8 минут)

Мини-лекция “Поисковики-специалисты” (4 минуты)
 1Доступным языком объясняем:
 2
 3Yandex - "русский специалист":
 4
 5- Лучше понимает русский язык и склонения
 6- Больше находит на российских сайтах
 7- Полезен для поиска информации о России и СНГ
 8- Пример: "физматшкола" найдет и "физико-математическая школа"
 9
10DuckDuckGo - "приватный детектив":
11
12- Не следит за пользователями
13- Одинаковые результаты для всех
14- Полезен, когда нужны "чистые" результаты без персонализации
15- Пример демонстрации различий в результатах
16
17Archive.org - "машина времени интернета":
18
19- Показывает, как выглядели сайты в прошлом
20- Можно найти удаленную информацию
21- Полезен для исторических исследований
22- Демонстрация: как выглядел сайт школы 5 лет назад
23
24Google Scholar - "библиотекарь для ученых" (только демонстрация):
25
26- Ищет научные статьи и исследования
27- Показывает, сколько раз статью цитировали
28- Пригодится в старших классах для серьезных проектов
Практическое задание “Поисковая эстафета” (4 минуты)
 1Задание для команд:
 2
 3Найти информацию о "первой физико-математической школе в СССР"
 4
 5Эстафета по поисковикам:
 6- 1 минута - Google (базовый поиск)
 7- 1 минута - Yandex (русскоязычная специфика)
 8- 1 минута - Archive.org (исторические данные)
 9- 1 минута - сравнение и обсуждение результатов
10
11Цель: показать, что разные поисковики дают разную информацию

Блок 2.5. Техника “Снежный ком исследователя” (5 минут)

Объяснение метода простыми словами (2 минуты)
 1Аналогия с детективным расследованием:
 2"Как один источник приводит к другому"
 3
 4Шаги метода:
 5
 61. Найти одну хорошую статью по теме (ядро снежного кома)
 72. Посмотреть, какие источники она использует (список литературы)
 83. Найти эти источники в интернете
 94. В новых источниках снова посмотреть списки литературы
105. Повторять, пока не перестанут появляться новые интересные источники
11
12Пример для школьников:
13
14Ищем историю физматшкол → находим статью → в ней ссылка на архив 
15→ в архиве находим документы → в документах новые имена → ищем по именам
Мини-практикум “Следуем по цепочке” (3 минуты)
1Быстрое упражнение:
2
31. Найти любую статью о Колмогорове (1 минута)
42. Найти в статье упоминание физматшколы (30 секунд)
53. Поискать информацию об этой школе (1 минута)
64. Поделиться находками (30 секунд)
7
8Вывод: одна статья привела к новой информации, которую мы искали

Этап 3. Лаборатория “Цифровая археология школы” (27 минут)

Расследование 1: “Восстанавливаем историю” (10 минут)

 1Задача для всех команд:
 2
 3Найти максимум информации об истории физико-математического образования в вашем регионе/городе
 4
 5Алгоритм расследования:
 61. Планирование (2 минуты):
 7
 8   - Какие ключевые слова использовать?
 9   - В каких источниках искать?
10   - Как будем проверять найденное?
11
122. Активный поиск (6 минут):
13
14   - Команда "Архивариусы": site:edu.ru + ключевые слова
15   - Команда "Хронисты": поиск в новостных источниках с датами
16   - Команда "Верификаторы": проверка найденного через разные источники
17   - Команда "Аналитики": поиск связей между найденными фактами
18
193. Первичная проверка (2 минуты):
20
21   - Есть ли подтверждения в других источниках?
22   - Указаны ли авторы и даты?
23   - Выглядит ли информация достоверной?
24
25Инструменты: поисковые операторы, альтернативные поисковики, метод снежного кома

Расследование 2: “Проверяем школьные легенды” (10 минут)

 1Кейсы для верификации (каждой команде свой):
 2
 3Легенда 1: "Наша школа - первая физмат школа в регионе"
 4Легенда 2: "Выпускник нашей школы стал известным ученым"
 5Легенда 3: "Школа участвовала в важном научном проекте"
 6Легенда 4: "В школе учился будущий олимпийский чемпион"
 7
 8Протокол проверки:
 9
101. Поиск первоисточников (3 минуты)
112. Перекрестная проверка через разные поисковики (4 минуты)
123. Оценка достоверности (2 минуты)
134. Формулировка выводов (1 минута)
14
15Критерии оценки легенды:
16
17✅ Подтверждено: есть документальные источники
18❓ Возможно: есть косвенные указания
19❌ Опровергнуто: найдены противоречащие факты
20🔍 Требует дополнительного исследования

Расследование 3: “Верификация через источники” (7 минут)

Правило “Трех источников” (3 минуты)
 1Простое правило для школьников:
 2"Важной информации верь, только если нашел ее в 3 разных местах"
 3
 4Типы источников для проверки:
 51. Официальный источник (сайт организации, документ)
 62. Новостной источник (газета, новостной сайт)
 73. Независимый источник (другая организация, исследование)
 8
 9Пример проверки:
10
11Утверждение: "Наша школа - самая старая физматшкола в городе"
12- Источник 1: сайт школы (может быть предвзятым)
13- Источник 2: статья в местной газете (независимая проверка)
14- Источник 3: документ департамента образования (официальное подтверждение)
Красные флажки недостоверности (2 минуты)
 1Признаки сомнительной информации:
 2
 3🚩 Нет автора или непонятно, кто написал
 4🚩 Нет даты публикации или очень старая дата
 5🚩 Много эмоциональных слов, мало фактов
 6🚩 Нет ссылок на другие источники
 7🚩 Сайт выглядит непрофессионально
 8🚩 Информация кардинально отличается от других источников
 9
10Что делать при "красных флажках":
11
12- Поискать подтверждения в других источниках
13- Проверить репутацию сайта или автора
14- Задать вопрос учителю или библиотекарю
Практическое применение (2 минуты)
1Экспресс-задание:
2Каждая команда получает сомнительное утверждение для быстрой проверки:
3
4- "В нашем городе есть секретная физматшкола для гениев"
5- "Физматшколы появились в России только в 2000-х годах"
6- "Все выпускники физматшкол становятся учеными"
7
8Применить правило трех источников и найти красные флажки

Этап 4. Турнир “Мастер цифровой археологии” (10 минут)

Финальное соревнование команд

 1Формат: командное первенство с презентацией результатов
 2
 3Супер-задание: "Создаем цифровую летопись"
 4Каждая команда представляет свои главные находки в формате 
 5"исторической справки" (2,5 минуты на команду)
 6
 7Структура презентации:
 8
 9- Главная находка (что узнали нового?)
10- Источники (где нашли информацию?)
11- Методы (какие операторы и поисковики помогли?)
12- Проверка (как убедились в достоверности?)
13- Значимость (почему это важно знать?)
14
15Критерии оценки:
16
17🏆 Новизна информации (25%)
18🔍 Качество поиска и использование техник (25%) 
19✅ Достоверность источников (25%)
20🎯 Соблюдение этических принципов (25%)
21
22Специальные номинации:
23
24- "Лучший поисковый запрос"
25- "Самое интересное открытие"
26- "Образцовая верификация"
27- "Мастер альтернативных поисковиков"

📚 Дидактические материалы

Справочник юного детектива

 1Памятка "Операторы поиска":
 2
 3=============================
 4Базовые заклинания:
 5"точная фраза"      → поиск точного сочетания слов
 6слово1 -слово2      → исключить слово2
 7слово1 OR слово2    → найти любое из слов
 8+обязательное       → обязательно включить слово
 9слово*              → найти все варианты слова
10
11Продвинутые заклинания:
12
13site:сайт.ru слово  → искать только на этом сайте
14intitle:слово       → искать в заголовках
15filetype:pdf        → искать PDF файлы
16inurl:слово         → искать в адресах страниц
17related:сайт.ru     → найти похожие сайты
18
19Альтернативные поисковики:
20
21- Yandex.ru - для русскоязычного контента
22- DuckDuckGo.com - приватный поиск
23- Archive.org - исторические версии сайтов
24- Scholar.google.com - научные статьи (демонстрационно)
25
26Метод "снежного кома":
27
281. Найди хорошую статью
292. Изучи её источники
303. Найди эти источники
314. Повтори с новыми источниками
32
33Правило трех источников:
34
35✓ Официальный источник
36✓ Новостной источник  
37✓ Независимый источник
38
39Специальные функции:
40
41define:термин       → определение слова
42cache:сайт.ru       → старая версия сайта
43weather:город       → погода в городе

Чек-лист цифрового археолога

 1Планирование поиска:
 2
 3□ Четко сформулировал, что ищу
 4□ Составил список ключевых слов
 5□ Выбрал подходящие поисковики
 6□ Продумал этические ограничения
 7
 8Выбор поисковика:
 9
10□ Попробовал разные поисковые системы
11□ Использовал Yandex для русскоязычного контента
12□ Проверил исторические версии в Archive.org
13□ При необходимости использовал приватный поиск
14
15Процесс поиска:
16
17□ Начал с простых запросов
18□ Использовал операторы для уточнения
19□ Проверил несколько источников
20□ Сохранил ссылки на находки
21
22Метод снежного кома:
23
24□ Нашел качественную начальную статью
25□ Изучил список источников в статье
26□ Проследил цепочку ссылок
27□ Остановился, когда перестали появляться новые источники
28
29Проверка результатов:
30
31□ Оценил надежность источников
32□ Сравнил информацию из разных мест
33□ Проверил даты и авторство
34□ Убедился в актуальности
35
36Верификация информации:
37
38□ Нашел минимум 3 независимых источника
39□ Проверил наличие автора и даты
40□ Оценил качество и репутацию источников
41□ Обратил внимание на "красные флажки"
42
43Этические принципы:
44
45□ Использовал только открытую информацию
46□ Не нарушал чужую приватность
47□ Указал источники находок
48□ Подумал о последствиях использования

Цифровые ресурсы урока

 1Основные материалы:
 2
 3- Интерактивная презентация "Цифровая археология"
 4- Набор тренировочных поисковых заданий по уровням сложности
 5- Коллекция примеров эффективных запросов для разных поисковиков
 6- Видео-демонстрация работы с операторами и альтернативными поисковиками (7 минут)
 7
 8Дополнительные ресурсы:
 9
10- Онлайн-тренажер поисковых запросов с игровыми элементами
11- Инфографика "Эволюция поиска в интернете: от каталогов до AI"
12- Подкаст "Истории цифровых археологов" (для увлеченных)
13- База проверенных образовательных сайтов для безопасной практики
14
15Материалы для практики:
16
17- Архивные фотографии школы для верификации
18- Исторические документы об образовании в открытом доступе
19- Примеры "школьных легенд" для проверки достоверности
20- Шаблоны для оформления результатов поиска и источников
21- Карточки с QR-кодами для быстрого доступа к альтернативным поисковикам
22
23Инструменты оценивания:
24
25- Рубрики для оценки качества поисковых стратегий
26- Чек-листы для самооценки и взаимооценки
27- Шаблоны для презентации результатов исследования

🔧 Методические рекомендации

Адаптация для разных уровней подготовки

 1Базовый уровень (требуют поддержки):
 2
 3- Больше времени на освоение простых операторов
 4- Работа в парах с более опытными одноклассниками  
 5- Готовые шаблоны поисковых запросов
 6- Упрощенные задания с четкими пошаговыми инструкциями
 7- Фокус на 2-3 основных поисковиках вместо всех
 8
 9Средний уровень (основная масса класса):
10
11- Стандартная программа урока
12- Самостоятельная работа с консультациями
13- Участие во всех этапах соревнования
14- Создание собственных поисковых стратегий
15- Использование метода снежного кома под руководством
16
17Продвинутый уровень (мотивированные ученики):
18
19- Дополнительные сложные операторы
20- Роль консультантов для других команд
21- Самостоятельное создание заданий для проверки
22- Исследование дополнительных специализированных поисковиков
23- Анализ ограничений и возможностей различных OSINT подходов
24- Ведение исследовательского журнала с рефлексией

Организация безопасной практики

 1Технические требования:
 2
 3- Школьные компьютеры с фильтрацией контента
 4- Стабильное интернет-соединение
 5- Доступ к основным поисковым системам без блокировок
 6- Возможность сохранения результатов работы в школьном облаке
 7- Подготовленные закладки с альтернативными поисковиками
 8
 9Протокол безопасности:
10
11- Работа только с заранее проверенными источниками
12- Категорический запрет на поиск информации о конкретных людях
13- Обязательное согласование всех "сомнительных" находок с педагогом
14- Постоянный мониторинг деятельности учащихся
15- Использование только образовательных аккаунтов
16
17Этические гарантии:
18
19- Все найденные материалы обсуждаются открыто в классе
20- Результаты используются исключительно в образовательных целях
21- Строгое соблюдение авторских прав при цитировании
22- Анонимизация любых персональных данных
23- Документирование всех этических решений в процессе работы

Работа с затруднениями

 1Типичные проблемы и решения:
 2
 3"Ничего не нашел":
 4
 5→ Проверить орфографию запроса и раскладку клавиатуры
 6→ Попробовать синонимы и альтернативные формулировки
 7→ Упростить запрос, убрав лишние операторы
 8→ Поискать в другой поисковой системе (Yandex вместо Google)
 9→ Использовать метод снежного кома от найденной базовой информации
10
11"Слишком много результатов":
12
13→ Добавить уточняющие ключевые слова
14→ Использовать точные фразы в кавычках
15→ Применить фильтры по дате, типу файла или сайту
16→ Исключить ненужные термины через минус
17→ Использовать более специализированный поисковик
18
19"Сомневаюсь в достоверности":
20
21→ Применить правило трех источников
22→ Проверить авторство и дату публикации
23→ Сравнить с официальными данными
24→ Поискать красные флажки недостоверности
25→ Обратиться за помощью к учителю или использовать факт-чекинг сайты
26
27"Нарушил этические принципы":
28
29→ Немедленно остановить поиск
30→ Обсудить ситуацию с учителем
31→ Проанализировать, что пошло не так
32→ Скорректировать стратегию поиска
33→ Документировать урок для будущих исследований
34
35"Потерялся в информации":
36
37→ Вернуться к первоначальной цели поиска
38→ Создать mind map найденной информации
39→ Применить метод снежного кома систематически
40→ Обратиться к команде за помощью в структурировании

📊 Система оценивания

Критерии оценки практической работы

 1Поисковые навыки (30%):
 2
 3- Правильное использование базовых и продвинутых операторов
 4- Эффективность поисковых стратегий и выбор подходящих поисковиков
 5- Способность находить релевантную информацию
 6- Умение адаптировать подход при неудачах
 7- Использование метода снежного кома
 8
 9Качество результатов (25%):
10
11- Достоверность найденной информации
12- Полнота ответов на поставленные вопросы
13- Новизна и интересность находок
14- Правильное оформление и указание источников
15- Глубина проработки темы
16
17Верификационные навыки (25%):
18
19- Критическая оценка источников
20- Способность к перекрестной проверке через множественные источники
21- Умение выявлять недостоверную информацию и красные флажки
22- Применение правила трех источников
23- Навыки анализа исторической достоверности
24
25Этические компетенции (20%):
26
27- Соблюдение принципов этичного поиска
28- Уважение к авторским правам и указание источников
29- Ответственное отношение к найденной информации
30- Способность к этической рефлексии
31- Демонстрация понимания границ допустимого в исследованиях

Формы оценивания

 1Текущее оценивание:
 2
 3- Наблюдение за командной работой и взаимодействием
 4- Устная обратная связь по результатам каждого этапа поиска
 5- Взаимооценка качества поисковых запросов и стратегий
 6- Самооценка соблюдения этических принципов
 7- Мониторинг использования различных поисковых техник
 8
 9Итоговое оценивание:
10
11- Презентация результатов "цифровой археологии" с защитой методологии
12- Портфолио лучших находок урока с комментариями
13- Рефлексивное эссе "Как изменилось мое понимание поиска информации"
14- Создание собственного поискового задания для одноклассников
15- Групповой анализ эффективности различных поисковых стратегий
16
17Критерии выставления отметок:
18
19"5" - мастерское владение операторами + использование альтернативных поисковиков + 
20      этичный подход + качественные верифицированные находки + применение метода снежного кома
21
22"4" - уверенное использование основных операторов + знакомство с альтернативными поисковиками + 
23      соблюдение этики + качественная верификация источников
24
25"3" - базовые навыки поиска + понимание этических принципов + 
26      способность к простой верификации + использование правила трех источников
27
28Дополнительные баллы:
29
30- За креативность в поисковых запросах
31- За помощь одноклассникам
32- За обнаружение особенно интересных исторических фактов
33- За демонстрацию продвинутых техник верификации

Домашнее задание (дифференцированное)

 1Базовый уровень:
 2
 3"Цифровая археология семьи"
 4Найти 3 интересных исторических факта о своем районе/городе, используя разные поисковики. Для каждого факта указать: источник, поисковый запрос, способ проверки достоверности.
 5
 6Продвинутый уровень:
 7
 8"Сравнительное исследование поисковых систем"
 9Сравнить результаты поиска одной и той же информации в Google, Yandex, 
10DuckDuckGo и Archive.org. Проанализировать различия, их причины и 
11определить, когда какой поисковик предпочтительнее.
12
13Творческий уровень:
14
15"Гид по цифровой археологии для младшеклассников"
16Создать иллюстрированную инструкцию по эффективному и безопасному поиску 
17для учащихся 5-6 классов (с примерами, играми и предупреждениями).
18Включить раздел об альтернативных поисковиках.
19
20Исследовательский уровень:
21
22"История в цифрах: временной анализ"
23Используя Archive.org и различные поисковики, проследить, как изменялась 
24информация о выбранной теме (например, отношение к ИИ в образовании) 
25за последние 10 лет. Создать timeline с ключевыми изменениями.
26
27Групповой проект (по желанию):
28
29"Цифровая летопись школы"
30Создать comprehensive исследование истории своей школы, используя все 
31изученные техники поиска и верификации. Результат оформить как 
32интерактивную презентацию или сайт.

🎯 Ожидаемые результаты урока

Предметные результаты

  • Понимание концепции OSINT как этичного исследования открытых источников
  • Уверенное владение базовыми и продвинутыми операторами поиска
  • Знание особенностей и применения различных поисковых систем
  • Навыки верификации найденной информации через множественные источники
  • Способность к критической оценке достоверности и качества источников
  • Умение применять метод “снежного кома” для углубленного исследования

Метапредметные результаты

  • Развитие информационной грамотности и исследовательских навыков
  • Формирование критического мышления при работе с информацией
  • Улучшение навыков командной работы и взаимодействия
  • Развитие способности к этической рефлексии и принятию решений
  • Формирование навыков планирования и структурирования исследовательской деятельности
  • Развитие умения адаптировать стратегии в зависимости от результатов

Личностные результаты

  • Формирование этической культуры цифрового исследователя
  • Развитие ответственного отношения к информации и её источникам
  • Повышение мотивации к изучению истории и культуры
  • Готовность к самостоятельному решению информационных задач
  • Формирование уважения к интеллектуальной собственности
  • Развитие познавательной активности и исследовательского интереса

Связь с последующими уроками

Освоенные в уроке 17 навыки поиска и верификации станут фундаментальной основой для:

  • Урока 17.5 - концепции автоматизации OSINT и введения в продвинутые техники
  • Урока 18 - анализа метаданных изображений и геолокации
  • Уроков 19-20 - геопространственного анализа и работы со спутниковыми данными
  • Урока 21 - этичного исследования в социальных сетях
  • Урока 22 - продвинутых техник верификации и борьбы с дезинформацией
  • Урока 23 - итогового исследовательского проекта

Долгосрочные образовательные эффекты

  • Подготовка к академическому исследовательскому процессу в старших классах
  • Формирование основ для будущей профессиональной деятельности в области аналитики
  • Развитие медиаграмотности и устойчивости к дезинформации
  • Подготовка к ответственному участию в цифровом обществе