Транспортные роботы
Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Класс: 6
Модуль: Мобильная робототехника
Тема урока: Транспортные роботы
Цель урока: Создать условия для формирования представлений о классификации мобильных роботов, изучения особенностей транспортных роботов и принципов их работы, а также областей их применения через аналитическую деятельность учащихся.
Предметные:
- Знание классификации мобильных роботов
- Понимание принципов работы транспортных роботов
- Умение определять области применения транспортных роботов
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: умение планировать деятельность, самоорганизация, контроль и оценка результатов
- Познавательные УУД: умение анализировать и классифицировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи
- Коммуникативные УУД: умение работать в команде, выражать свои мысли, представлять результаты работы
Личностные:
- Формирование интереса к инженерным специальностям
- Развитие технического мышления
- Понимание значимости робототехники в современном мире
Образовательные:
- Сформировать представление о классификации мобильных роботов
- Изучить особенности транспортных роботов и принципы их работы
- Познакомить с областями применения транспортных роботов
Развивающие:
- Развивать аналитическое мышление и умение классифицировать объекты
- Формировать навыки анализа и обобщения информации
- Развивать пространственное мышление
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к инженерным специальностям
- Формировать культуру работы в команде
- Развивать понимание значимости робототехники в современном мире
Тип урока: Комбинированный (теория + практика)
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
- Компьютер, проектор, экран
- Презентация по теме урока
- Раздаточный материал для выполнения практического задания
- Демонстрационные модели транспортных роботов (при наличии)
- Конструктор для сборки робота (опционально)
Образовательные технологии:
- Проблемное обучение
- Информационно-коммуникационные технологии
- Групповая работа
- Здоровьесберегающие технологии
Межпредметные связи:
- Физика: Принципы движения, силы трения и инерции, преобразование энергии
- Математика: Расчет траекторий движения, скоростей и ускорений
- Информатика: Алгоритмизация движения роботов
- Технология: Конструирование и материаловедение
Основные понятия: Мобильная робототехника, транспортный робот, колесное шасси, гусеничное шасси, шагающие механизмы, автономность, навигация, манипулятор, алгоритм движения
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты предметные | Планируемые результаты УУД |
---|---|---|---|---|
1. Организационный момент (2 мин) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой: “Сегодня мы будем изучать роботов, которые умеют передвигаться!” | Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу | - | Регулятивные: умение настроиться на работу, самоорганизация |
2. Актуализация знаний (5 мин) | Проводит блиц-опрос: “Что такое робототехника?”, “Какие виды роботов вы знаете?”, “Где в повседневной жизни мы встречаем роботов?” | Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, приводят примеры роботов | Актуализация знаний о робототехнике | Коммуникативные: умение выражать свои мысли Познавательные: актуализация имеющихся знаний |
3. Изучение нового материала (15 мин) | Рассказывает о мобильных роботах, их классификации, демонстрирует презентацию. Объясняет особенности транспортных роботов, принципы их движения и области применения. Акцентирует внимание на связи с физикой (принципы движения) и математикой (расчеты траекторий). | Слушают, делают записи в тетрадях, задают вопросы, анализируют полученную информацию | Формирование знаний о мобильных роботах, их классификации и принципах работы транспортных роботов | Познавательные: умение анализировать информацию Коммуникативные: умение задавать вопросы |
4. Физкультминутка (2 мин) | Проводит короткую динамическую паузу: “Давайте представим, что мы роботы. Выполним движения, которые могут делать различные типы транспортных роботов” | Выполняют упражнения, имитирующие движения роботов | - | Регулятивные: саморегуляция, переключение внимания |
5. Практическая работа (15 мин) | Организует групповую работу по составлению аналитической таблицы “Классификация транспортных роботов”. Выдает инструкции и раздаточный материал, консультирует группы. | Работают в группах, заполняют таблицу, классифицируя транспортных роботов по принципам движения и сферам применения | Развитие умения классифицировать транспортных роботов и определять их применение | Познавательные: умение классифицировать, анализировать Коммуникативные: сотрудничество в группе Регулятивные: планирование деятельности |
6. Презентация результатов (4 мин) | Организует представление результатов работы групп. Корректирует и дополняет выступления учащихся. | Представители групп кратко презентуют свои таблицы, аргументируют свои решения | Закрепление знаний о транспортных роботах, их видах и применении | Коммуникативные: умение выступать перед аудиторией, представлять результаты работы Познавательные: структурирование знаний |
7. Рефлексия и подведение итогов (2 мин) | Подводит итоги урока, задает вопросы: “Что нового вы узнали?”, “Какие транспортные роботы, на ваш взгляд, наиболее перспективны?”, “Какие трудности возникли при выполнении задания?” | Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, оценивают свою работу на уроке | Осознание полученных знаний | Регулятивные: оценка своей деятельности Познавательные: рефлексия |
Базовый уровень:
- Найти и подготовить краткое сообщение об одном из современных транспортных роботов (на выбор)
- Повторить материал урока
Повышенный уровень: 3. Подумать над идеей создания собственного транспортного робота для решения конкретной задачи (описать концепцию) 4. Выполнить эскиз робота с указанием основных узлов и механизмов
Критерии оценивания практической работы:
- Полнота классификации (1-5 баллов)
- Логичность структуры таблицы (1-5 баллов)
- Корректность определения принципов движения (1-5 баллов)
- Разнообразие представленных примеров (1-5 баллов)
- Качество оформления (1-5 баллов)
Шкала оценивания:
- “5” - 21-25 баллов
- “4” - 16-20 баллов
- “3” - 10-15 баллов
- “2” - менее 10 баллов
По итогам урока учащиеся должны:
Знать:
- Основные классификации мобильных роботов
- Особенности транспортных роботов
- Принципы движения транспортных роботов
- Области применения транспортных роботов
Уметь:
- Классифицировать транспортных роботов по различным признакам
- Определять подходящий тип робота для решения конкретной задачи
- Систематизировать информацию в виде аналитической таблицы
Владеть:
- Навыками анализа технической информации
- Умением работать в команде
- Способностью представлять и защищать результаты своей работы
Дополнительные материалы к уроку:
- Карточки с изображениями различных транспортных роботов
- Видеофрагменты работы транспортных роботов в различных условиях
- Шаблоны для заполнения аналитической таблицы
- Глоссарий основных терминов по теме урока