11. Дистанционное управление
Модуль: Системы управления робототехническими комплексами
Тема урока: Дистанционное управление
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о принципах дистанционного управления роботами, типах пультов и протоколах передачи данных, а также способах организации обратной связи.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать основные принципы дистанционного управления роботами
- Понимать механизмы передачи сигналов по беспроводным каналам связи
- Различать типы пультов управления и их функциональные возможности
- Уметь анализировать системы дистанционного управления с точки зрения их компонентов и протоколов
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: умение анализировать системы управления, выделять их структурные элементы
- Познавательные УУД: развитие системного мышления, понимание взаимосвязи между передатчиком и приемником
- Коммуникативные УУД: умение работать в команде, представлять и обсуждать технические решения
Личностные:
- Формирование научного мировоззрения в области беспроводных технологий
- Развитие интереса к техническим средствам коммуникации
- Воспитание ответственного отношения к управлению техническими системами
Задачи урока:
- Изучить физические принципы распространения радиоволн и работы передатчиков/приемников
- Рассмотреть различные типы пультов управления и их особенности
- Познакомиться с протоколами беспроводной связи, применяемыми в робототехнике
- Исследовать методы кодирования и декодирования команд управления
- Проанализировать системы обратной связи в дистанционном управлении
- Разработать схему системы дистанционного управления роботом
Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала + практическая работа)
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
- Компьютерный класс с проектором и интерактивной доской
- Презентация по теме “Дистанционное управление роботами”
- Демонстрационные образцы различных пультов управления
- Робототехнические наборы с модулями беспроводной связи
- Раздаточный материал для создания схем систем управления
- Видеоматериалы по работе систем дистанционного управления
- Программное обеспечение для создания схем и диаграмм
Образовательные технологии: Проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, работа в малых группах, исследовательский метод
Межпредметные связи:
- Физика: распространение радиоволн, принципы работы передатчиков и приемников, электромагнитное излучение
- Информатика: протоколы беспроводной связи, обработка команд управления, интерфейсы
- Математика: кодирование сигналов, модуляция, дискретизация
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты предметные | Планируемые результаты УУД |
---|---|---|---|---|
1. Организационный момент (2 мин) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. | Готовятся к уроку, занимают рабочие места. | Регулятивные: самоорганизация | |
2. Мотивация и актуализация знаний (5 мин) | Демонстрирует видеоролик с примерами различных систем дистанционного управления (дроны, роботы-манипуляторы, бытовые роботы). Задает вопросы: - Какие системы дистанционного управления вы используете в повседневной жизни? - Как вы думаете, как происходит передача сигнала от пульта к устройству? - Почему некоторые пульты требуют прямой видимости, а другие работают через стены? |
Просматривают видеоролик. Отвечают на вопросы, приводят примеры из жизни (пульты от телевизора, радиоуправляемые модели, смартфоны для управления бытовой техникой). Высказывают предположения о принципах работы пультов. |
Актуализация знаний о системах дистанционного управления. | Познавательные: актуализация имеющихся знаний. Коммуникативные: участие в диалоге. |
3. Целеполагание (3 мин) | Формулирует вместе с учениками цель урока: “Сегодня мы изучим принципы дистанционного управления роботами и разработаем схему системы управления с учетом особенностей передачи данных." Объясняет практическую значимость темы для робототехники. |
Участвуют в формулировке цели урока. Осознают практическую значимость изучаемой темы. |
Регулятивные: целеполагание. Познавательные: понимание значимости изучаемого материала. |
|
4. Изучение нового материала: физические принципы дистанционной связи (10 мин) | Объясняет с использованием презентации и демонстрационных моделей: 1. Физические основы передачи сигналов: - Электромагнитные волны и их свойства - Диапазоны частот, используемые для управления - Факторы, влияющие на дальность передачи 2. Принципы работы передатчиков и приемников: - Структура передатчика (генератор, модулятор, усилитель) - Структура приемника (антенна, демодулятор, декодер) - Основные характеристики (мощность, чувствительность) Межпредметная связь с физикой подчеркивается при объяснении принципов распространения волн и работы радиоэлектронных компонентов. |
Воспринимают новую информацию. Делают записи в тетрадях. Задают уточняющие вопросы. Устанавливают связь с изученным материалом по физике. |
Знание физических принципов передачи сигналов. Понимание устройства передатчиков и приемников. Представление о факторах, влияющих на качество связи. |
Познавательные: восприятие и анализ новой информации, установление межпредметных связей с физикой. |
5. Изучение нового материала: типы и протоколы дистанционного управления (12 мин) | Рассказывает и демонстрирует: 1. Типы пультов и систем управления: - Инфракрасные пульты - Радиочастотные системы - Управление через Wi-Fi/Bluetooth - Управление через мобильные приложения 2. Протоколы беспроводной связи: - Стандарты передачи данных (Bluetooth, Wi-Fi, ZigBee) - Особенности протоколов для робототехники - Пропускная способность и задержки 3. Кодирование и декодирование команд: - Методы кодирования сигналов - Защита от помех - Проверка целостности данных Межпредметная связь с информатикой подчеркивается при объяснении протоколов и обработки данных. |
Слушают объяснение. Анализируют представленные образцы пультов управления. Сравнивают различные типы систем управления. Отмечают в тетрадях преимущества и недостатки разных технологий. |
Знание основных типов пультов и систем дистанционного управления. Понимание особенностей различных протоколов связи. Представление о методах кодирования и защиты информации. |
Познавательные: сравнение, классификация, установление межпредметных связей с информатикой. Регулятивные: оценка эффективности различных технических решений. |
6. Физкультминутка (2 мин) | Проводит короткую физкультминутку для снятия напряжения. | Выполняют упражнения. | Регулятивные: саморегуляция. | |
7. Изучение нового материала: обратная связь в системах управления (8 мин) | Объясняет принципы организации обратной связи в системах дистанционного управления: 1. Необходимость обратной связи: - Контроль выполнения команд - Получение данных о состоянии робота - Адаптация к изменяющимся условиям 2. Методы реализации обратной связи: - Телеметрия - Видеосвязь - Сенсорные данные 3. Интерфейсы оператора: - Визуальное отображение данных - Тактильная обратная связь - Звуковые сигналы |
Воспринимают новую информацию. Фиксируют основные понятия. Приводят примеры систем с обратной связью из жизни. |
Понимание роли и принципов организации обратной связи в системах дистанционного управления. Знание методов предоставления информации оператору. |
Познавательные: анализ систем управления с обратной связью. Регулятивные: понимание значимости контроля в системах управления. |
8. Инструктаж для практической работы (5 мин) | Объясняет задание для практической работы: “Разработка схемы системы дистанционного управления роботом” Представляет примеры схем и объясняет требования: 1. Схема должна включать: - Компоненты системы управления (пульт, приемник, контроллер, исполнительные механизмы) - Каналы передачи данных с указанием протоколов - Системы обратной связи - Указание физических принципов работы 2. Для выбранной системы необходимо указать: - Дальность действия - Скорость передачи команд - Помехоустойчивость - Энергопотребление Делит класс на группы по 3-4 человека. |
Слушают инструкции. Задают уточняющие вопросы. Формируют рабочие группы. Получают материалы для выполнения работы. |
Регулятивные: принятие учебной задачи, планирование. Коммуникативные: организация работы в группе. |
|
9. Практическая работа (20 мин) | Консультирует группы в процессе работы. Обращает внимание на типичные ошибки. Помогает группам в подборе информации о характеристиках систем связи. Напоминает о необходимости учитывать межпредметные связи с физикой и информатикой. |
Работают в группах над созданием схемы системы дистанционного управления: - Выбирают тип системы управления (например, управление через Bluetooth, Wi-Fi или радиопульт) - Определяют необходимые компоненты - Составляют схему с указанием всех элементов системы - Указывают протоколы передачи данных и принципы обратной связи - Описывают характеристики выбранной системы - Готовят презентацию своей системы |
Умение проектировать системы дистанционного управления. Навыки анализа и сравнения различных технологий связи. Понимание взаимосвязи компонентов системы управления. |
Познавательные: моделирование, проектирование, анализ. Коммуникативные: работа в команде, распределение обязанностей. Регулятивные: самоконтроль, корректировка действий. |
10. Представление результатов (12 мин) | Организует представление результатов работы групп. Задает уточняющие вопросы: - Почему выбран именно этот тип связи? - Какие физические явления лежат в основе передачи данных? - Как организована обратная связь? - Какие преимущества и недостатки у вашей системы? Координирует обсуждение представленных систем. |
Представляют разработанные схемы систем управления. Объясняют принципы работы компонентов. Обосновывают выбор протоколов и технологий. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников. Участвуют в обсуждении работ других групп. |
Умение обосновывать выбор технических решений. Навыки анализа систем дистанционного управления. |
Коммуникативные: публичное выступление, аргументация, ответы на вопросы. Познавательные: обобщение, систематизация. |
11. Обобщение и систематизация знаний (5 мин) | Организует обобщающую беседу по изученному материалу: - Какие физические принципы лежат в основе дистанционного управления? - Какие типы систем управления наиболее распространены и почему? - Как выбрать оптимальный протокол связи для конкретной задачи? - Почему важна обратная связь? Помогает сформулировать общие выводы о системах дистанционного управления. |
Участвуют в обобщающей беседе. Формулируют выводы об особенностях различных систем дистанционного управления. Устанавливают взаимосвязи между физическими принципами и практическим применением. |
Систематизация знаний о дистанционном управлении. Умение анализировать и сравнивать различные технологии связи. |
Познавательные: обобщение, систематизация знаний. Коммуникативные: формулирование выводов, участие в обсуждении. |
12. Контроль знаний (5 мин) | Проводит короткий тест с выбором ответа для проверки усвоения материала. Примеры вопросов: - Какой диапазон волн используется в Bluetooth-связи? - Какой протокол обеспечивает наибольшую дальность связи? - Что обеспечивает помехоустойчивость системы управления? |
Выполняют тестовые задания. Проверяют свои ответы (взаимопроверка). |
Знание основных понятий и принципов дистанционного управления. | Регулятивные: самоконтроль, оценка усвоения материала. |
13. Рефлексия и подведение итогов (5 мин) | Проводит рефлексию по методу “Лестница успеха”: - На какой ступеньке понимания темы вы находились в начале урока? - На какой ступеньке вы сейчас? - Что помогло вам продвинуться вперед? Подводит итоги урока. Выставляет оценки за работу на уроке. |
Оценивают свой уровень понимания темы. Отмечают наиболее интересные и сложные моменты урока. Определяют, что нового они узнали. |
Регулятивные: оценка результатов деятельности. Личностные: самоанализ, рефлексия. |
|
14. Домашнее задание (3 мин) | Дает дифференцированное домашнее задание: 1. Обязательная часть: подготовить сравнительную таблицу различных систем дистанционного управления 2. По выбору: - Исследовать современные системы управления промышленными роботами - Подготовить доклад о перспективных технологиях беспроводной связи для робототехники - Разработать проект пульта управления для конкретного робота |
Записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы. |
Регулятивные: планирование самостоятельной работы. |
Технология | Частотный диапазон | Дальность действия | Скорость передачи данных | Помехоустойчивость | Энергопотребление | Преимущества | Недостатки | Примеры применения |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Инфракрасное управление | Инфракрасный диапазон | 5-10 м (прямая видимость) | До 1 Мбит/с | Низкая | Очень низкое | Простота, низкая стоимость | Требует прямой видимости, подвержен помехам от солнечного света | Пульты ДУ, простые роботы |
Радиоуправление (27, 40, 433 МГц) | LF/HF/UHF | 50-300 м | 10-100 кбит/с | Средняя | Низкое | Доступность, не требует прямой видимости | Подвержен помехам, ограниченная пропускная способность | Радиоуправляемые модели, простые роботы |
Bluetooth | 2.4 ГГц | 10-100 м | До 3 Мбит/с | Высокая | Среднее | Универсальность, хорошая совместимость | Ограниченная дальность, небольшое количество подключений | Образовательная робототехника, потребительские устройства |
Wi-Fi | 2.4/5 ГГц | До 100 м | До 1 Гбит/с | Высокая | Высокое | Высокая скорость, стандартизация | Высокое энергопотребление, сложность настройки | Дроны, видеонаблюдение, телеприсутствие |
ZigBee | 2.4 ГГц | 10-100 м (с ретрансляцией до 1.5 км) | 250 кбит/с | Очень высокая | Очень низкое | Низкое энергопотребление, ячеистая сеть | Невысокая скорость, сложность настройки | Промышленные роботы, IoT устройства |
LoRa | 433/868/915 МГц | До 15 км | 0.3-50 кбит/с | Очень высокая | Очень низкое | Большая дальность, энергоэффективность | Очень низкая скорость передачи | Роботы для мониторинга территорий, полевых работ |
5G | 700 МГц - 52 ГГц | До нескольких км | До 10 Гбит/с | Очень высокая | Высокое | Сверхвысокая скорость, низкая задержка | Высокая стоимость, сложность реализации | Дистанционное управление промышленными роботами, телехирургия |
[ОПЕРАТОР] <---> [ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ] <--- Беспроводной канал связи ---> [ПРИЕМНИК НА РОБОТЕ] <---> [КОНТРОЛЛЕР РОБОТА] <---> [ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ]
^ |
| v
+--------------- Канал обратной связи -------------------[ДАТЧИКИ]
-
Пульт управления (передатчик):
- Устройство ввода (джойстики, кнопки, сенсорный экран)
- Микроконтроллер для обработки команд
- Передатчик сигнала (RF модуль, Bluetooth, Wi-Fi)
- Система индикации (дисплей, светодиоды)
- Питание (аккумуляторы, батареи)
-
Приемник:
- Антенна для приема сигнала
- Модуль приемника соответствующего стандарта
- Декодер/демодулятор сигнала
- Интерфейс для связи с контроллером робота
-
Каналы связи:
- Прямой канал (от пульта к роботу)
- Канал обратной связи (от робота к пульту)
- Протоколы передачи данных
-
Система обратной связи:
- Датчики на роботе
- Система сбора данных
- Передатчик для отправки данных на пульт
- Системы отображения информации для оператора
Схема системы дистанционного управления (0-10 баллов):
- Полнота отображения всех компонентов системы (0-3)
- Корректность обозначения протоколов и каналов связи (0-2)
- Наличие и правильность указания характеристик системы (0-2)
- Учет физических принципов передачи данных (0-2)
- Эстетичность и понятность схемы (0-1)
Представление и защита работы (0-5 баллов):
- Качество презентации схемы (0-2)
- Аргументированность выбора технологий (0-2)
- Ответы на дополнительные вопросы (0-1)
Работа в группе (0-3 балла):
- Равномерное распределение обязанностей (0-1)
- Эффективность взаимодействия в группе (0-1)
- Своевременное выполнение работы (0-1)
Максимальный балл: 18 Шкала перевода в оценку:
- 16-18 баллов - “5”
- 13-15 баллов - “4”
- 9-12 баллов - “3”
- менее 9 баллов - “2”
Фамилия, имя: _________________________
На диаграмме укажите свое положение на "лестнице понимания":
____
| | Я могу объяснить тему другим
|____|
| | Я хорошо понимаю тему
|____|
| | Я понимаю основные принципы
|____|
| | У меня есть общее представление
|____|
| | Я мало что понимаю по теме
|____|
В начале урока: _______ В конце урока: _______
Что помогло мне продвинуться: ______________________
_________________________________________________
Что осталось непонятным: __________________________
_________________________________________________