Skip to main content

11. Дистанционное управление

Технологическая карта урока

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Системы управления робототехническими комплексами

Тема урока: Дистанционное управление

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о принципах дистанционного управления роботами, типах пультов и протоколах передачи данных, а также способах организации обратной связи.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать основные принципы дистанционного управления роботами
  • Понимать механизмы передачи сигналов по беспроводным каналам связи
  • Различать типы пультов управления и их функциональные возможности
  • Уметь анализировать системы дистанционного управления с точки зрения их компонентов и протоколов

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение анализировать системы управления, выделять их структурные элементы
  • Познавательные УУД: развитие системного мышления, понимание взаимосвязи между передатчиком и приемником
  • Коммуникативные УУД: умение работать в команде, представлять и обсуждать технические решения

Личностные:

  • Формирование научного мировоззрения в области беспроводных технологий
  • Развитие интереса к техническим средствам коммуникации
  • Воспитание ответственного отношения к управлению техническими системами

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Изучить физические принципы распространения радиоволн и работы передатчиков/приемников
  2. Рассмотреть различные типы пультов управления и их особенности
  3. Познакомиться с протоколами беспроводной связи, применяемыми в робототехнике
  4. Исследовать методы кодирования и декодирования команд управления
  5. Проанализировать системы обратной связи в дистанционном управлении
  6. Разработать схему системы дистанционного управления роботом

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала + практическая работа)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютерный класс с проектором и интерактивной доской
  • Презентация по теме “Дистанционное управление роботами”
  • Демонстрационные образцы различных пультов управления
  • Робототехнические наборы с модулями беспроводной связи
  • Раздаточный материал для создания схем систем управления
  • Видеоматериалы по работе систем дистанционного управления
  • Программное обеспечение для создания схем и диаграмм

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: Проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, работа в малых группах, исследовательский метод

Межпредметные связи:

  • Физика: распространение радиоволн, принципы работы передатчиков и приемников, электромагнитное излучение
  • Информатика: протоколы беспроводной связи, обработка команд управления, интерфейсы
  • Математика: кодирование сигналов, модуляция, дискретизация
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Готовятся к уроку, занимают рабочие места. Регулятивные: самоорганизация
2. Мотивация и актуализация знаний (5 мин) Демонстрирует видеоролик с примерами различных систем дистанционного управления (дроны, роботы-манипуляторы, бытовые роботы).

Задает вопросы:
- Какие системы дистанционного управления вы используете в повседневной жизни?
- Как вы думаете, как происходит передача сигнала от пульта к устройству?
- Почему некоторые пульты требуют прямой видимости, а другие работают через стены?
Просматривают видеоролик.

Отвечают на вопросы, приводят примеры из жизни (пульты от телевизора, радиоуправляемые модели, смартфоны для управления бытовой техникой).

Высказывают предположения о принципах работы пультов.
Актуализация знаний о системах дистанционного управления. Познавательные: актуализация имеющихся знаний.

Коммуникативные: участие в диалоге.
3. Целеполагание (3 мин) Формулирует вместе с учениками цель урока: “Сегодня мы изучим принципы дистанционного управления роботами и разработаем схему системы управления с учетом особенностей передачи данных."

Объясняет практическую значимость темы для робототехники.
Участвуют в формулировке цели урока.

Осознают практическую значимость изучаемой темы.
Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: понимание значимости изучаемого материала.
4. Изучение нового материала: физические принципы дистанционной связи (10 мин) Объясняет с использованием презентации и демонстрационных моделей:

1. Физические основы передачи сигналов:
- Электромагнитные волны и их свойства
- Диапазоны частот, используемые для управления
- Факторы, влияющие на дальность передачи

2. Принципы работы передатчиков и приемников:
- Структура передатчика (генератор, модулятор, усилитель)
- Структура приемника (антенна, демодулятор, декодер)
- Основные характеристики (мощность, чувствительность)

Межпредметная связь с физикой подчеркивается при объяснении принципов распространения волн и работы радиоэлектронных компонентов.
Воспринимают новую информацию.

Делают записи в тетрадях.

Задают уточняющие вопросы.

Устанавливают связь с изученным материалом по физике.
Знание физических принципов передачи сигналов.

Понимание устройства передатчиков и приемников.

Представление о факторах, влияющих на качество связи.
Познавательные: восприятие и анализ новой информации, установление межпредметных связей с физикой.
5. Изучение нового материала: типы и протоколы дистанционного управления (12 мин) Рассказывает и демонстрирует:

1. Типы пультов и систем управления:
- Инфракрасные пульты
- Радиочастотные системы
- Управление через Wi-Fi/Bluetooth
- Управление через мобильные приложения

2. Протоколы беспроводной связи:
- Стандарты передачи данных (Bluetooth, Wi-Fi, ZigBee)
- Особенности протоколов для робототехники
- Пропускная способность и задержки

3. Кодирование и декодирование команд:
- Методы кодирования сигналов
- Защита от помех
- Проверка целостности данных

Межпредметная связь с информатикой подчеркивается при объяснении протоколов и обработки данных.
Слушают объяснение.

Анализируют представленные образцы пультов управления.

Сравнивают различные типы систем управления.

Отмечают в тетрадях преимущества и недостатки разных технологий.
Знание основных типов пультов и систем дистанционного управления.

Понимание особенностей различных протоколов связи.

Представление о методах кодирования и защиты информации.
Познавательные: сравнение, классификация, установление межпредметных связей с информатикой.

Регулятивные: оценка эффективности различных технических решений.
6. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую физкультминутку для снятия напряжения. Выполняют упражнения. Регулятивные: саморегуляция.
7. Изучение нового материала: обратная связь в системах управления (8 мин) Объясняет принципы организации обратной связи в системах дистанционного управления:

1. Необходимость обратной связи:
- Контроль выполнения команд
- Получение данных о состоянии робота
- Адаптация к изменяющимся условиям

2. Методы реализации обратной связи:
- Телеметрия
- Видеосвязь
- Сенсорные данные

3. Интерфейсы оператора:
- Визуальное отображение данных
- Тактильная обратная связь
- Звуковые сигналы
Воспринимают новую информацию.

Фиксируют основные понятия.

Приводят примеры систем с обратной связью из жизни.
Понимание роли и принципов организации обратной связи в системах дистанционного управления.

Знание методов предоставления информации оператору.
Познавательные: анализ систем управления с обратной связью.

Регулятивные: понимание значимости контроля в системах управления.
8. Инструктаж для практической работы (5 мин) Объясняет задание для практической работы:
“Разработка схемы системы дистанционного управления роботом”

Представляет примеры схем и объясняет требования:
1. Схема должна включать:
- Компоненты системы управления (пульт, приемник, контроллер, исполнительные механизмы)
- Каналы передачи данных с указанием протоколов
- Системы обратной связи
- Указание физических принципов работы

2. Для выбранной системы необходимо указать:
- Дальность действия
- Скорость передачи команд
- Помехоустойчивость
- Энергопотребление

Делит класс на группы по 3-4 человека.
Слушают инструкции.

Задают уточняющие вопросы.

Формируют рабочие группы.

Получают материалы для выполнения работы.
Регулятивные: принятие учебной задачи, планирование.

Коммуникативные: организация работы в группе.
9. Практическая работа (20 мин) Консультирует группы в процессе работы.

Обращает внимание на типичные ошибки.

Помогает группам в подборе информации о характеристиках систем связи.

Напоминает о необходимости учитывать межпредметные связи с физикой и информатикой.
Работают в группах над созданием схемы системы дистанционного управления:

- Выбирают тип системы управления (например, управление через Bluetooth, Wi-Fi или радиопульт)
- Определяют необходимые компоненты
- Составляют схему с указанием всех элементов системы
- Указывают протоколы передачи данных и принципы обратной связи
- Описывают характеристики выбранной системы
- Готовят презентацию своей системы
Умение проектировать системы дистанционного управления.

Навыки анализа и сравнения различных технологий связи.

Понимание взаимосвязи компонентов системы управления.
Познавательные: моделирование, проектирование, анализ.

Коммуникативные: работа в команде, распределение обязанностей.

Регулятивные: самоконтроль, корректировка действий.
10. Представление результатов (12 мин) Организует представление результатов работы групп.

Задает уточняющие вопросы:
- Почему выбран именно этот тип связи?
- Какие физические явления лежат в основе передачи данных?
- Как организована обратная связь?
- Какие преимущества и недостатки у вашей системы?

Координирует обсуждение представленных систем.
Представляют разработанные схемы систем управления.

Объясняют принципы работы компонентов.

Обосновывают выбор протоколов и технологий.

Отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

Участвуют в обсуждении работ других групп.
Умение обосновывать выбор технических решений.

Навыки анализа систем дистанционного управления.
Коммуникативные: публичное выступление, аргументация, ответы на вопросы.

Познавательные: обобщение, систематизация.
11. Обобщение и систематизация знаний (5 мин) Организует обобщающую беседу по изученному материалу:
- Какие физические принципы лежат в основе дистанционного управления?
- Какие типы систем управления наиболее распространены и почему?
- Как выбрать оптимальный протокол связи для конкретной задачи?
- Почему важна обратная связь?

Помогает сформулировать общие выводы о системах дистанционного управления.
Участвуют в обобщающей беседе.

Формулируют выводы об особенностях различных систем дистанционного управления.

Устанавливают взаимосвязи между физическими принципами и практическим применением.
Систематизация знаний о дистанционном управлении.

Умение анализировать и сравнивать различные технологии связи.
Познавательные: обобщение, систематизация знаний.

Коммуникативные: формулирование выводов, участие в обсуждении.
12. Контроль знаний (5 мин) Проводит короткий тест с выбором ответа для проверки усвоения материала.

Примеры вопросов:
- Какой диапазон волн используется в Bluetooth-связи?
- Какой протокол обеспечивает наибольшую дальность связи?
- Что обеспечивает помехоустойчивость системы управления?
Выполняют тестовые задания.

Проверяют свои ответы (взаимопроверка).
Знание основных понятий и принципов дистанционного управления. Регулятивные: самоконтроль, оценка усвоения материала.
13. Рефлексия и подведение итогов (5 мин) Проводит рефлексию по методу “Лестница успеха”:
- На какой ступеньке понимания темы вы находились в начале урока?
- На какой ступеньке вы сейчас?
- Что помогло вам продвинуться вперед?

Подводит итоги урока.

Выставляет оценки за работу на уроке.
Оценивают свой уровень понимания темы.

Отмечают наиболее интересные и сложные моменты урока.

Определяют, что нового они узнали.
Регулятивные: оценка результатов деятельности.

Личностные: самоанализ, рефлексия.
14. Домашнее задание (3 мин) Дает дифференцированное домашнее задание:
1. Обязательная часть: подготовить сравнительную таблицу различных систем дистанционного управления
2. По выбору:
- Исследовать современные системы управления промышленными роботами
- Подготовить доклад о перспективных технологиях беспроводной связи для робототехники
- Разработать проект пульта управления для конкретного робота
Записывают домашнее задание.

Задают уточняющие вопросы.
Регулятивные: планирование самостоятельной работы.

Дополнительные материалы:

Сравнительная таблица систем дистанционного управления:

Технология Частотный диапазон Дальность действия Скорость передачи данных Помехоустойчивость Энергопотребление Преимущества Недостатки Примеры применения
Инфракрасное управление Инфракрасный диапазон 5-10 м (прямая видимость) До 1 Мбит/с Низкая Очень низкое Простота, низкая стоимость Требует прямой видимости, подвержен помехам от солнечного света Пульты ДУ, простые роботы
Радиоуправление (27, 40, 433 МГц) LF/HF/UHF 50-300 м 10-100 кбит/с Средняя Низкое Доступность, не требует прямой видимости Подвержен помехам, ограниченная пропускная способность Радиоуправляемые модели, простые роботы
Bluetooth 2.4 ГГц 10-100 м До 3 Мбит/с Высокая Среднее Универсальность, хорошая совместимость Ограниченная дальность, небольшое количество подключений Образовательная робототехника, потребительские устройства
Wi-Fi 2.4/5 ГГц До 100 м До 1 Гбит/с Высокая Высокое Высокая скорость, стандартизация Высокое энергопотребление, сложность настройки Дроны, видеонаблюдение, телеприсутствие
ZigBee 2.4 ГГц 10-100 м (с ретрансляцией до 1.5 км) 250 кбит/с Очень высокая Очень низкое Низкое энергопотребление, ячеистая сеть Невысокая скорость, сложность настройки Промышленные роботы, IoT устройства
LoRa 433/868/915 МГц До 15 км 0.3-50 кбит/с Очень высокая Очень низкое Большая дальность, энергоэффективность Очень низкая скорость передачи Роботы для мониторинга территорий, полевых работ
5G 700 МГц - 52 ГГц До нескольких км До 10 Гбит/с Очень высокая Высокое Сверхвысокая скорость, низкая задержка Высокая стоимость, сложность реализации Дистанционное управление промышленными роботами, телехирургия

Структурная схема типовой системы дистанционного управления (пример):

[ОПЕРАТОР] <---> [ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ] <--- Беспроводной канал связи ---> [ПРИЕМНИК НА РОБОТЕ] <---> [КОНТРОЛЛЕР РОБОТА] <---> [ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ]
                        ^                                                          |
                        |                                                          v
                        +--------------- Канал обратной связи -------------------[ДАТЧИКИ]

Компоненты системы дистанционного управления:

  1. Пульт управления (передатчик):

    • Устройство ввода (джойстики, кнопки, сенсорный экран)
    • Микроконтроллер для обработки команд
    • Передатчик сигнала (RF модуль, Bluetooth, Wi-Fi)
    • Система индикации (дисплей, светодиоды)
    • Питание (аккумуляторы, батареи)
  2. Приемник:

    • Антенна для приема сигнала
    • Модуль приемника соответствующего стандарта
    • Декодер/демодулятор сигнала
    • Интерфейс для связи с контроллером робота
  3. Каналы связи:

    • Прямой канал (от пульта к роботу)
    • Канал обратной связи (от робота к пульту)
    • Протоколы передачи данных
  4. Система обратной связи:

    • Датчики на роботе
    • Система сбора данных
    • Передатчик для отправки данных на пульт
    • Системы отображения информации для оператора

Критерии оценивания практической работы:

Схема системы дистанционного управления (0-10 баллов):

  • Полнота отображения всех компонентов системы (0-3)
  • Корректность обозначения протоколов и каналов связи (0-2)
  • Наличие и правильность указания характеристик системы (0-2)
  • Учет физических принципов передачи данных (0-2)
  • Эстетичность и понятность схемы (0-1)

Представление и защита работы (0-5 баллов):

  • Качество презентации схемы (0-2)
  • Аргументированность выбора технологий (0-2)
  • Ответы на дополнительные вопросы (0-1)

Работа в группе (0-3 балла):

  • Равномерное распределение обязанностей (0-1)
  • Эффективность взаимодействия в группе (0-1)
  • Своевременное выполнение работы (0-1)

Максимальный балл: 18 Шкала перевода в оценку:

  • 16-18 баллов - “5”
  • 13-15 баллов - “4”
  • 9-12 баллов - “3”
  • менее 9 баллов - “2”

Рефлексивная карта “Лестница успеха”:

Фамилия, имя: _________________________

На диаграмме укажите свое положение на "лестнице понимания":
      ____
     |    | Я могу объяснить тему другим
     |____|
     |    | Я хорошо понимаю тему
     |____|
     |    | Я понимаю основные принципы
     |____|
     |    | У меня есть общее представление
     |____|
     |    | Я мало что понимаю по теме
     |____|

В начале урока: _______  В конце урока: _______

Что помогло мне продвинуться: ______________________
_________________________________________________

Что осталось непонятным: __________________________
_________________________________________________