Skip to main content

Практическая работа «Проведение испытания, анализ разработанных программ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Класс: 6

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Мобильная робототехника
Тема урока: Практическая работа «Проведение испытания, анализ разработанных программ»
Цель урока: Создать условия для формирования навыков проведения испытаний робототехнических систем, анализа эффективности разработанных алгоритмов и составления аналитического отчета с предложениями по оптимизации программного кода.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение организовывать и проводить испытания робототехнических систем
  • Навык измерения характеристик движения робота и точности выполнения задач
  • Понимание методов статистической обработки результатов экспериментов
  • Умение составлять аналитические отчеты с выводами и рекомендациями

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение планировать эксперимент, оценивать достоверность результатов, корректировать программы
  • Познавательные УУД: умение анализировать данные, выявлять закономерности, формулировать выводы
  • Коммуникативные УУД: умение представлять результаты исследований, обсуждать проблемы и решения

Личностные:

  • Развитие критического мышления и самоанализа
  • Формирование ответственности за качество выполненной работы
  • Воспитание научного подхода к решению технических задач

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Образовательные:

  • Научить методам испытания робототехнических систем
  • Сформировать понимание принципов статистической обработки результатов
  • Обучить составлению аналитических отчетов по результатам испытаний

Развивающие:

  • Развивать навыки анализа и интерпретации данных
  • Формировать умение выявлять недостатки в программах и предлагать улучшения
  • Развивать системное мышление при анализе работы робототехнических систем

Воспитательные:

  • Воспитывать объективность при оценке результатов своей работы
  • Формировать культуру проведения технических испытаний
  • Развивать настойчивость в достижении оптимальных результатов

Тип урока: Практическая работа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Робототехнические наборы с запрограммированными ранее роботами
  • Компьютеры с установленной средой программирования
  • Полигоны для тестирования роботов
  • Измерительные инструменты (линейки, рулетки, секундомеры)
  • Шаблоны для аналитических отчетов
  • Электронные таблицы для статистической обработки результатов
  • Видеокамера или смартфоны для записи испытаний
  • Специальные маркеры для обозначения контрольных точек

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии:

  • Проектное обучение
  • Исследовательская деятельность
  • Работа в малых группах
  • Анализ проблемных ситуаций

Межпредметные связи:

  • Физика: Проведение эксперимента по измерению характеристик движения, определение скорости, ускорения, точности позиционирования
  • Математика: Статистическая обработка результатов эксперимента, оценка погрешностей, расчет средних значений, построение графиков
  • Информатика: Анализ алгоритмов, оптимизация программ, отладка кода
  • Русский язык: Составление технического отчета, корректное формулирование выводов и рекомендаций

Основные понятия: Испытание, тестирование, статистическая обработка, погрешность, среднеквадратическое отклонение, доверительный интервал, оптимизация программы, эффективность алгоритма, контрольная точка, повторяемость результатов, валидация, верификация, критерии эффективности

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (3 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Напоминает о правилах безопасности при проведении испытаний роботов. Готовят рабочие места, проверяют работоспособность робототехнических систем Понимание правил безопасного проведения испытаний Регулятивные: самоорганизация
2. Постановка задачи (7 мин) Формулирует цель практической работы: “Сегодня вы проведете испытания ранее разработанных программ управления роботом, соберете данные о точности выполнения задач и составите аналитический отчет с предложениями по оптимизации”. Объясняет критерии оценки эффективности программ и методику проведения испытаний. Слушают задание, задают уточняющие вопросы, подготавливают материалы для фиксации результатов Понимание целей и методики проведения испытаний Познавательные: целеполагание Коммуникативные: формулирование вопросов
3. Подготовка к эксперименту (10 мин) Объясняет принципы организации эксперимента: 1) Определение параметров для измерения (точность движения, скорость выполнения задачи, энергоэффективность и т.д.) 2) Подготовка испытательных полигонов и оборудования 3) Разработка методики фиксации результатов Демонстрирует пример подготовки эксперимента. Определяют параметры для измерения, подготавливают испытательные полигоны, размечают контрольные точки, настраивают измерительные инструменты Умение планировать техническое испытание Регулятивные: планирование деятельности Познавательные: определение критериев оценки
4. Проведение испытаний (20 мин) Консультирует группы во время проведения испытаний. Обращает внимание на необходимость многократного повторения тестов для повышения достоверности результатов. Напоминает о необходимости фиксации всех данных, включая ошибки и сбои. Проводят серию испытаний разработанных программ: 1) Тестируют точность выполнения задач 2) Измеряют характеристики движения (скорость, точность позиционирования) 3) Фиксируют результаты каждого испытания 4) Документируют условия проведения тестов Умение проводить испытания робототехнической системы, собирать объективные данные Регулятивные: организация деятельности Познавательные: сбор и систематизация данных
5. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую динамическую паузу. Выполняют физические упражнения - Регулятивные: переключение внимания
6. Статистическая обработка результатов (15 мин) Объясняет методы статистической обработки результатов: 1) Расчет средних значений 2) Определение погрешностей и отклонений 3) Построение графиков зависимостей Демонстрирует примеры использования электронных таблиц для обработки данных. Обрабатывают собранные данные статистическими методами: вычисляют средние значения, стандартные отклонения, строят графики, выявляют закономерности Умение применять статистические методы для обработки результатов экспериментов Познавательные: анализ данных, выявление закономерностей Регулятивные: организация деятельности
7. Анализ результатов и выявление проблем (10 мин) Организует анализ полученных результатов. Задает направляющие вопросы: “Какие отклонения от ожидаемых результатов вы обнаружили?”, “В каких условиях программа работает нестабильно?”, “Какие алгоритмические проблемы можно выделить?” Анализируют результаты испытаний, выявляют проблемные места в программах, определяют причины неточностей и сбоев Умение анализировать результаты и выявлять проблемы в работе программ Познавательные: критический анализ Регулятивные: оценка результатов
8. Разработка рекомендаций по оптимизации (10 мин) Организует разработку рекомендаций по оптимизации программ. Ориентирует на конкретные предложения: “Как можно улучшить точность позиционирования?”, “Какие изменения в алгоритме позволят увеличить скорость выполнения задачи?” Разрабатывают конкретные предложения по оптимизации программ: изменения в алгоритме, корректировка параметров, добавление новых функций Умение предлагать решения для оптимизации программ Познавательные: выдвижение гипотез Регулятивные: коррекция деятельности
9. Составление аналитического отчета (15 мин) Объясняет структуру аналитического отчета: 1) Цели и методика испытаний 2) Результаты измерений с статистической обработкой 3) Выявленные проблемы 4) Рекомендации по оптимизации программ Консультирует в процессе составления отчетов. Составляют аналитический отчет по результатам испытаний, включающий таблицы данных, графики, выявленные проблемы и рекомендации по оптимизации Умение составлять технический отчет по результатам испытаний Познавательные: синтез информации Коммуникативные: письменное изложение результатов
10. Презентация результатов (10 мин) Организует краткие выступления групп с презентацией результатов испытаний и предложений по оптимизации. Задает уточняющие вопросы. Представляют результаты испытаний, демонстрируют ключевые графики и таблицы, озвучивают выявленные проблемы и предложения по оптимизации Умение представлять результаты технических испытаний Коммуникативные: публичное выступление, аргументация Познавательные: обобщение информации
11. Рефлексия и подведение итогов (3 мин) Подводит итоги практической работы, отмечает успешные решения и качественные отчеты. Задает вопросы: “Какие навыки вы приобрели при проведении испытаний?”, “Насколько важен этап тестирования при разработке робототехнических систем?” Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, оценивают свои достижения Осознание значимости тестирования и анализа в робототехнике Регулятивные: оценка результатов Познавательные: рефлексия

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Завершить аналитический отчет (если не успели на уроке)
  2. Внести 1-2 исправления в программу робота согласно разработанным рекомендациям

Повышенный уровень:

  1. Провести повторные испытания оптимизированной программы и сравнить результаты с первоначальными данными
  2. Разработать универсальный чек-лист для тестирования робототехнических программ

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания аналитического отчета:

  • Полнота и корректность проведения испытаний (1-5 баллов)
  • Качество статистической обработки результатов (1-5 баллов)
  • Глубина анализа выявленных проблем (1-5 баллов)
  • Обоснованность и реализуемость рекомендаций по оптимизации (1-5 баллов)
  • Структурированность, наглядность и информативность отчета (1-5 баллов)

Шкала оценивания:

  • “5” - 21-25 баллов
  • “4” - 16-20 баллов
  • “3” - 10-15 баллов
  • “2” - менее 10 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам урока учащиеся должны:

Знать:

  • Методику проведения испытаний робототехнических систем
  • Принципы статистической обработки результатов экспериментов
  • Структуру аналитического отчета по результатам испытаний
  • Способы выявления проблем в программах и алгоритмах

Уметь:

  • Планировать и проводить техническое испытание робота
  • Измерять и фиксировать характеристики движения и точность выполнения задач
  • Обрабатывать результаты экспериментов статистическими методами
  • Выявлять недостатки в программах и предлагать способы оптимизации
  • Составлять структурированный аналитический отчет

Владеть:

  • Навыками объективной оценки эффективности программ
  • Методами анализа и интерпретации данных испытаний
  • Приемами оптимизации алгоритмов
  • Культурой технического документирования результатов

Дополнительные материалы к уроку:

  • Шаблон для составления аналитического отчета
  • Примеры типичных ошибок в программах и способы их устранения
  • Инструкция по статистической обработке результатов экспериментов
  • Чек-лист для проверки качества проведения испытаний
  • Справочные материалы по оптимизации алгоритмов управления роботами