Skip to main content

Практическая работа «Оптимизация движения робота для увеличения времени автономной работы»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Класс: 6

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Мобильная робототехника
Тема урока: Практическая работа «Оптимизация движения робота для увеличения времени автономной работы»
Цель урока: Создать условия для формирования практических навыков исследования энергопотребления робота и оптимизации алгоритмов движения для увеличения времени автономной работы.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение измерять энергопотребление робота при различных режимах движения
  • Навык анализа графиков энергопотребления и выявления закономерностей
  • Понимание связи между скоростью движения и энергоэффективностью
  • Умение оптимизировать алгоритм движения для увеличения времени автономной работы

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение планировать эксперимент, собирать данные, анализировать результаты и вносить корректировки
  • Познавательные УУД: умение строить и анализировать графики зависимостей, выявлять оптимальные параметры работы
  • Коммуникативные УУД: умение работать в команде при проведении исследования, представлять и обсуждать результаты

Личностные:

  • Развитие ответственного отношения к использованию энергоресурсов
  • Формирование научного подхода к решению практических задач
  • Воспитание настойчивости при поиске оптимальных решений
  • Развитие экологического мышления через понимание важности энергосбережения

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Образовательные:

  • Закрепить знания о факторах, влияющих на энергопотребление роботов
  • Научить методам измерения тока потребления при разных режимах работы
  • Сформировать понимание зависимости энергопотребления от параметров движения

Развивающие:

  • Развивать навыки проведения научного эксперимента
  • Формировать умение анализировать данные и строить графики зависимостей
  • Развивать способность оптимизировать алгоритмы на основе экспериментальных данных

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к энергоресурсам
  • Формировать культуру проведения научных исследований
  • Развивать ответственность за качество проделанной работы

Тип урока: Практическая работа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Робототехнические наборы с полностью заряженными аккумуляторами
  • Мультиметры или специализированные датчики тока для измерения потребления
  • Компьютеры с установленной средой программирования
  • Программное обеспечение для построения графиков
  • Секундомеры для измерения времени работы
  • Рабочие листы для фиксации результатов измерений
  • Тестовая трасса для движения робота (с разметкой для измерений)
  • Презентация с примерами оптимизации алгоритмов движения
  • Таблицы для записи результатов экспериментов

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии:

  • Исследовательская деятельность
  • Проблемное обучение
  • Групповая работа
  • Экспериментальный метод

Межпредметные связи:

  • Математика: Построение графиков энергопотребления, расчет оптимальной скорости, нахождение минимумов функций, обработка экспериментальных данных
  • Физика: Измерение тока потребления при различных режимах работы, связь между механической работой и электрической энергией, КПД системы
  • Информатика: Оптимизация алгоритмов, программирование различных режимов движения
  • Экология: Энергосбережение и экологичность технических систем

Основные понятия: Энергопотребление, потребляемый ток, оптимальная скорость, энергоэффективность, время автономной работы, режимы движения, ускорение, торможение, постоянная скорость, алгоритм движения, энергосбережение, батарея, емкость аккумулятора, КПД, рекуперация энергии

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (3 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Проверяет наличие необходимого оборудования и зарядку аккумуляторов. Готовят рабочие места, проверяют оборудование, подключают датчики тока Подготовка к проведению исследовательской работы Регулятивные: самоорганизация
2. Постановка задачи (7 мин) Формулирует цель практической работы: “Сегодня мы будем исследовать энергопотребление робота при различных алгоритмах движения и оптимизировать программу для увеличения времени автономной работы на 20-30%”. Объясняет план работы: 1) Измерение базового энергопотребления при стандартном движении 2) Исследование влияния разных параметров на энергопотребление 3) Разработка оптимизированного алгоритма 4) Тестирование и сравнение результатов Слушают задание, задают уточняющие вопросы, осмысливают проблему и план работы Понимание целей и этапов исследовательской работы Познавательные: целеполагание Коммуникативные: формулирование вопросов
3. Актуализация знаний (5 мин) Задает вопросы: “Какие факторы влияют на энергопотребление робота?”, “Как связаны скорость движения и потребляемый ток?”, “Что происходит с энергопотреблением при резком старте и торможении?”, “Как правильно измерять потребляемый ток?” Отвечают на вопросы, вспоминают материал предыдущего урока, обсуждают методы измерения и факторы энергопотребления Актуализация знаний об энергопотреблении роботов и методах его измерения Познавательные: извлечение имеющихся знаний Коммуникативные: участие в обсуждении
4. Подготовка к эксперименту (10 мин) Объясняет методику проведения эксперимента: 1) Настройка измерительного оборудования 2) Программирование базового алгоритма движения 3) Методы записи и систематизации результатов Демонстрирует подключение датчика тока и методику проведения измерений. Распределяет учащихся на исследовательские группы. Подключают датчики тока к роботам, создают базовую программу для движения робота по тестовой трассе, подготавливают таблицы для записи результатов Умение подготовить оборудование для проведения исследования энергопотребления Регулятивные: планирование работы Познавательные: моделирование эксперимента
5. Измерение базового энергопотребления (15 мин) Руководит проведением базовых измерений. Предлагает измерить: 1) Ток потребления в состоянии покоя 2) Ток при равномерном движении с разной скоростью 3) Ток при старте и остановке 4) Время автономной работы при стандартном алгоритме движения Консультирует группы по методике измерений. Проводят серию базовых измерений: программируют робота для движения с постоянной скоростью, измеряют ток потребления в разных режимах, фиксируют результаты в таблицах, рассчитывают базовое время автономной работы Умение измерять энергопотребление робота в различных режимах Регулятивные: контроль процесса измерений Познавательные: сбор данных
6. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую динамическую паузу, имитирующую разные режимы движения (плавный старт, резкое торможение и т.д.). Выполняют физические упражнения, имитируя различные режимы движения - Регулятивные: переключение внимания
7. Построение и анализ графиков (15 мин) Организует работу по построению графиков зависимости тока потребления от скорости движения. Предлагает построить графики: 1) Ток потребления в зависимости от скорости 2) Ток потребления в зависимости от ускорения 3) Энергопотребление при разных алгоритмах старта и торможения Задает направляющие вопросы: “Есть ли оптимальная скорость с точки зрения энергоэффективности?”, “Как влияет резкость старта на энергопотребление?” Обрабатывают полученные данные, строят графики зависимости тока потребления от различных параметров, анализируют графики, выявляют оптимальные параметры движения, определяют закономерности Умение строить и анализировать графики энергопотребления, выявлять оптимальные параметры Познавательные: анализ данных, выявление закономерностей Коммуникативные: обсуждение в группах
8. Разработка оптимизированного алгоритма (20 мин) Руководит работой по созданию оптимизированного алгоритма движения. Предлагает направления оптимизации: 1) Плавный старт и торможение 2) Движение с оптимальной скоростью 3) Минимизация остановок и изменений направления 4) Рекуперация энергии при торможении (если возможно) Консультирует группы в процессе программирования. Разрабатывают оптимизированный алгоритм движения на основе выявленных закономерностей: программируют плавные разгоны и торможения, настраивают оптимальную скорость движения, оптимизируют маршрут для минимизации энергопотребления, реализуют энергосберегающие режимы Умение оптимизировать алгоритм движения робота на основе экспериментальных данных Регулятивные: планирование и реализация Познавательные: применение знаний Коммуникативные: сотрудничество
9. Тестирование и сравнение результатов (15 мин) Организует тестирование оптимизированных алгоритмов. Предлагает методику сравнения: 1) Измерение энергопотребления при оптимизированном алгоритме 2) Сравнение с базовыми показателями 3) Расчет увеличения времени автономной работы Следит за объективностью проведения сравнительных тестов. Тестируют оптимизированный алгоритм: загружают программу в робота, проводят измерения энергопотребления, сравнивают с базовыми показателями, рассчитывают процент увеличения времени автономной работы, документируют результаты Умение проводить сравнительное тестирование алгоритмов и оценивать эффект оптимизации Регулятивные: контроль и оценка результатов Познавательные: анализ эффективности
10. Представление и обсуждение результатов (10 мин) Организует представление результатов работы групп. Задает вопросы: “Какие оптимизации дали наибольший эффект?”, “Насколько удалось увеличить время автономной работы?”, “Какие закономерности вы выявили при исследовании?” Представляют результаты своей работы: демонстрируют графики энергопотребления, объясняют внесенные оптимизации, показывают результаты сравнительных тестов, отвечают на вопросы Умение анализировать и представлять результаты исследования Коммуникативные: презентация результатов Познавательные: обобщение информации
11. Рефлексия и подведение итогов (3 мин) Подводит итоги практической работы, задает вопросы: “Какие алгоритмические решения оказались наиболее энергоэффективными?”, “Какие еще способы оптимизации энергопотребления вы можете предложить?”, “Как полученные знания можно применить в других проектах?” Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, оценивают свою работу, анализируют полученные результаты Осознание приобретенных знаний и навыков оптимизации энергопотребления Регулятивные: оценка результатов Познавательные: рефлексия

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Составить отчет о проведенном исследовании с графиками и выводами
  2. Подготовить схему оптимизированного алгоритма движения с пояснениями

Повышенный уровень:

  1. Разработать и описать дополнительные методы оптимизации энергопотребления для своего робота
  2. Исследовать влияние механических факторов (трение, аэродинамика, вес) на энергоэффективность робота

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания практической работы:

  • Точность и корректность проведения измерений (1-5 баллов)
  • Качество построения и анализа графиков энергопотребления (1-5 баллов)
  • Эффективность оптимизированного алгоритма движения (1-5 баллов)
  • Достигнутый процент увеличения времени автономной работы (1-5 баллов)
  • Обоснованность выводов и качество документирования (1-5 баллов)

Шкала оценивания:

  • “5” - 21-25 баллов
  • “4” - 16-20 баллов
  • “3” - 10-15 баллов
  • “2” - менее 10 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам урока учащиеся должны:

Знать:

  • Факторы, влияющие на энергопотребление робота при движении
  • Методы измерения энергопотребления в различных режимах
  • Принципы оптимизации алгоритмов движения для энергосбережения
  • Связь между параметрами движения и временем автономной работы

Уметь:

  • Проводить измерения энергопотребления робота
  • Строить и анализировать графики зависимостей
  • Находить оптимальные параметры движения для максимальной энергоэффективности
  • Оптимизировать алгоритмы движения для увеличения времени автономной работы

Владеть:

  • Навыками проведения исследовательской работы с робототехническими системами
  • Методами оптимизации энергопотребления мобильных роботов
  • Техникой анализа экспериментальных данных
  • Приемами программирования энергоэффективных алгоритмов движения

Дополнительные материалы к уроку:

  • Шаблоны таблиц для записи результатов измерений
  • Примеры графиков энергопотребления при различных режимах движения
  • Образцы оптимизированных алгоритмов движения
  • Руководство по подключению датчиков тока и проведению измерений
  • Справочные материалы по энергопотреблению различных компонентов робота
  • Рекомендации по практическому применению результатов исследования