Skip to main content

Движение модели транспортного робота

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Класс: 6

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Мобильная робототехника
Тема урока: Модель движения транспортного робота
Цель урока: Создать условия для формирования представлений о различных типах движения транспортных роботов и методах оптимизации траекторий через построение и анализ графиков движения с различными параметрами.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знание основных типов движения транспортных роботов (равномерное, ускоренное)
  • Понимание влияния физических факторов (инерция, трение) на движение робота
  • Умение рассчитывать параметры движения (скорость, путь, время)
  • Навыки планирования оптимальных маршрутов для транспортных роботов

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение планировать движение робота, анализировать эффективность различных типов маневров
  • Познавательные УУД: умение применять знания из физики и математики для оптимизации движения робота
  • Коммуникативные УУД: умение аргументировать выбор оптимальной траектории движения, работать в группе

Личностные:

  • Развитие аналитического мышления при планировании движения роботов
  • Формирование понимания взаимосвязи теоретических знаний и их практического применения
  • Воспитание аккуратности и точности при проведении расчетов и построении графиков

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Образовательные:

  • Изучить различные типы движения транспортных роботов
  • Рассмотреть влияние физических факторов на характеристики движения
  • Научить методам оптимизации траекторий и планирования маршрутов

Развивающие:

  • Развивать умение анализировать графики движения
  • Формировать навыки расчета параметров движения
  • Развивать способность к выявлению оптимальных решений

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру выполнения технических расчетов
  • Формировать ответственное отношение к проектированию движения роботов
  • Развивать навыки командной работы при решении инженерных задач

Тип урока: Комбинированный (теория + практика)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютеры с программным обеспечением для построения графиков (Excel, Python или специализированное ПО)
  • Мультимедийный проектор и экран
  • Презентация по теме “Типы движения транспортных роботов”
  • Робототехнические наборы для демонстрации (опционально)
  • Рабочие листы для построения графиков движения
  • Калькуляторы для выполнения расчетов
  • Интерактивный симулятор движения робота (при наличии)
  • Таблицы с формулами для расчета параметров движения

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии:

  • Проблемное обучение
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Исследовательская деятельность
  • Групповая работа

Межпредметные связи:

  • Физика: Кинематика движения, ускорение, торможение, инерция, трение качения и скольжения, преобразование энергии
  • Математика: Расчет параметров движения, скорости, пути, времени, построение и анализ графиков, геометрия поворотов
  • Информатика: Моделирование движения, алгоритмы планирования маршрутов
  • Технология: Конструктивные особенности транспортных роботов, влияющие на характеристики движения

Основные понятия: Равномерное движение, ускоренное движение, тормозной путь, инерция, коэффициент трения, линейная скорость, угловая скорость, траектория, маневр, оптимизация маршрута, энергоэффективность движения, алгоритм планирования пути

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Готовятся к уроку, занимают рабочие места - Регулятивные: самоорганизация
2. Мотивация и целеполагание (5 мин) Демонстрирует видеоролики с движением транспортных роботов: один движется рывками и неэффективно, другой - плавно и оптимально. Задает вопросы: “Почему один робот движется эффективнее другого?”, “Как можно спланировать оптимальное движение?” Смотрят видео, отвечают на вопросы, участвуют в формулировании темы и цели урока Понимание важности планирования движения роботов Познавательные: мотивация к изучению темы Коммуникативные: участие в диалоге
3. Актуализация знаний (7 мин) Задает вопросы: “Какие типы движения вы знаете из курса физики?”, “Как рассчитать скорость движения?”, “Что влияет на тормозной путь?”, “Что происходит с телом при резкой остановке?” Отвечают на вопросы, вспоминают формулы расчета скорости, ускорения, пути, понятия инерции, трения Актуализация знаний о кинематике движения из курса физики Познавательные: извлечение имеющихся знаний Коммуникативные: формулирование мыслей
4. Изучение нового материала (15 мин) Объясняет основные типы движения транспортных роботов, сопровождая рассказ презентацией: 1) Равномерное движение (постоянная скорость) 2) Равноускоренное движение (старт, разгон) 3) Равнозамедленное движение (торможение) Рассказывает о факторах, влияющих на движение (инерция, трение, масса робота, распределение нагрузки). Объясняет принципы оптимизации траекторий и планирования маршрутов. Слушают объяснения, делают записи, зарисовывают графики различных типов движения, задают уточняющие вопросы Формирование знаний о типах движения транспортных роботов и факторах, влияющих на их движение Познавательные: усвоение новой информации, установление причинно-следственных связей
5. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую динамическую паузу: “Представим, что мы - роботы с разными типами движения: равномерным, ускоренным, с торможением” Выполняют физические упражнения, имитируя разные типы движения - Регулятивные: переключение внимания
6. Демонстрация расчета параметров движения (8 мин) Показывает на примере, как рассчитать параметры движения робота: 1) Расчет времени движения при известном пути и скорости 2) Определение оптимального ускорения для достижения заданной скорости 3) Расчет тормозного пути при известной скорости и ускорении 4) Вычисление расхода энергии при различных типах движения Наблюдают за демонстрацией, записывают формулы и примеры расчетов, решают простые задачи вместе с учителем Умение выполнять расчеты параметров движения транспортных роботов Познавательные: применение знаний для решения задач
7. Практическая работа (15 мин) Организует работу в группах по 3-4 человека. Задание: “Построить графики движения транспортного робота с различными параметрами для разных типов маневров”. Раздает рабочие листы с заданиями: построить графики “скорость-время” и “путь-время” для: 1) Равномерного движения 2) Движения с ускорением и торможением 3) Движения с оптимизированным профилем скорости Консультирует группы в процессе работы. Работают в группах: выполняют расчеты параметров движения для разных ситуаций, строят графики скорости и пути, анализируют полученные результаты, делают выводы об эффективности различных типов движения Умение строить и анализировать графики движения транспортного робота Регулятивные: планирование работы Познавательные: построение графиков, анализ данных Коммуникативные: работа в группе
8. Обсуждение результатов (8 мин) Организует представление результатов работы групп. Задает вопросы: “Какой тип движения наиболее энергоэффективен?”, “Как изменяется тормозной путь при увеличении скорости?”, “Какой профиль скорости оптимален для поворота?” Представляют свои графики, сравнивают результаты разных групп, объясняют выявленные закономерности, отвечают на вопросы Понимание зависимостей между параметрами движения, умение анализировать графики Коммуникативные: представление результатов Познавательные: обобщение данных, формулирование выводов
9. Практическое применение (10 мин) Предлагает решить практическую задачу: “Разработать оптимальный профиль скорости для транспортного робота, который должен преодолеть заданный маршрут с препятствиями за минимальное время с минимальным расходом энергии”. Демонстрирует пример решения. Решают практическую задачу, применяя полученные знания: определяют участки для равномерного движения, ускорения и торможения, рассчитывают оптимальные параметры Умение применять знания для оптимизации движения транспортного робота Регулятивные: принятие решений Познавательные: применение знаний в новой ситуации
10. Рефлексия и подведение итогов (3 мин) Подводит итоги урока, задает вопросы: “Какие факторы наиболее важны при планировании движения робота?”, “Каким образом можно оптимизировать движение робота для энергосбережения?”, “Где в повседневной жизни вы наблюдаете примеры оптимизации движения?” Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, оценивают свою работу на уроке Систематизация знаний о движении транспортных роботов Регулятивные: оценка результатов Познавательные: рефлексия

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Рассчитать время и путь при равноускоренном движении робота с заданными параметрами
  2. Составить таблицу зависимости тормозного пути от скорости движения

Повышенный уровень:

  1. Разработать оптимальный профиль скорости для выполнения роботом сложного маршрута с поворотами и построить соответствующие графики
  2. Исследовать и описать, как влияет масса груза на параметры движения транспортного робота

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания практической работы (построение графиков):

  • Правильность выполнения расчетов параметров движения (1-5 баллов)
  • Точность построения графиков (1-5 баллов)
  • Корректность анализа графиков и выводов (1-5 баллов)
  • Оптимальность предложенного профиля движения (1-5 баллов)
  • Качество оформления и представления результатов (1-5 баллов)

Шкала оценивания:

  • “5” - 21-25 баллов
  • “4” - 16-20 баллов
  • “3” - 10-15 баллов
  • “2” - менее 10 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам урока учащиеся должны:

Знать:

  • Основные типы движения транспортных роботов (равномерное, ускоренное, замедленное)
  • Физические факторы, влияющие на движение робота (инерция, трение, масса)
  • Формулы для расчета параметров движения (скорость, путь, время, ускорение)
  • Принципы оптимизации траекторий движения

Уметь:

  • Рассчитывать параметры движения транспортного робота
  • Строить и анализировать графики движения
  • Определять оптимальный профиль скорости для различных маневров
  • Планировать эффективные маршруты движения роботов

Владеть:

  • Навыками оптимизации движения роботов
  • Методами анализа графиков движения
  • Способностью применять знания из физики и математики для решения практических задач

Дополнительные материалы к уроку:

  • Формулы для расчета параметров движения
  • Примеры графиков различных типов движения
  • Шаблоны для построения графиков
  • Задачи для самостоятельного решения
  • Справочная информация о физических характеристиках различных поверхностей (коэффициенты трения)
  • Алгоритмы оптимизации маршрутов для различных задач