Skip to main content

Теория автоматического управления. ПИД-регулятор — умный мозг техники

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Образовательная организация: (ваша школа)
Учитель: (ФИО)
Дата проведения: (дата)
Класс: 8

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Вариативный модуль «Автоматизированные системы»
Тема урока: Теория автоматического управления (ТАУ). ПИД-регулятор — умный мозг техники
Цель урока: Погрузить в мир автоматического управления, показать, как ПИД-регуляторы делают технику «умной», научить видеть ТАУ в повседневной жизни и проектной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Понимание принципов обратной связи, регулирования, автоматизации
  • Знание устройства и работы ПИД-регулятора
  • Навыки анализа и проектирования простых систем управления

Метапредметные:

  • Анализ, моделирование, работа с информацией
  • Креативность, презентация идей

Личностные:

  • Интерес к инженерии, робототехнике, цифровым профессиям
  • Развитие проектного и критического мышления

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Оборудование и ПО:

  • Презентация с анимацией работы ПИД-регулятора
  • Видеоролики: «Как работает круиз-контроль?», «ПИД-регулятор в 3D-принтере»
  • Модели (или симуляторы) для экспериментов
  • Раздаточный материал: схемы, карточки для моделирования

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Результаты
1. Вдохновение Демонстрирует видео: «Как техника сама себя регулирует?» Обсуждают, делятся примерами из жизни Мотивация, вовлечение
2. Погружение в ТАУ Объясняет понятия: обратная связь, ошибка, регулирование Слушают, задают вопросы, приводят примеры Понимание основ
3. ПИД-регулятор — сердце автоматики Показывает схему, объясняет P, I, D-компоненты на примерах (термостат, квадрокоптер, автопилот) Анализируют, моделируют на карточках Осознанное понимание ПИД
4. Аналитика и творчество Предлагает разобрать реальные задачи: «Почему дрожит чайник?», «Как стабилизируется дрон?» Решают задачи, обсуждают, предлагают свои идеи Навыки анализа, креативность
5. Практика Организует мини-эксперимент: моделирование ПИД на симуляторе или бумаге Моделируют, делают выводы Практические навыки
6. Профессии будущего Рассказывает о профессиях: инженер-автоматчик, разработчик ПО для управления, инженер по робототехнике Обсуждают, выбирают интересные направления Профориентация
7. Рефлексия Подводит итоги, обсуждает, где встречается ТАУ Делятся открытиями Осознание значимости темы

ПРАКТИЧЕСКИЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

  • Найдите примеры ПИД-регуляторов в быту (чайник, холодильник, квадрокоптер, автомобиль).
  • Нарисуйте схему обратной связи для системы «умный дом» или 3D-принтера.
  • Смоделируйте на бумаге, как изменяется температура, если ПИД-регулятор работает неправильно (например, слишком большая ошибка — перегрев, слишком маленькая — медленная реакция).
  • Придумайте и опишите идею своего устройства с ПИД-регулятором (например, автоматический полив растений).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

  • Глубина понимания принципов ТАУ и ПИД
  • Креативность и полнота примеров
  • Активность в анализе и моделировании
  • Умение объяснить работу ПИД на простом языке

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Знать: что такое ТАУ, обратная связь, ПИД-регулятор, где они применяются
  • Уметь: анализировать, моделировать, объяснять работу систем
  • Владеть: навыками анализа, проектирования, презентации

ГЛОССАРИЙ

  • Теория автоматического управления (ТАУ), обратная связь, ошибка регулирования, ПИД-регулятор, пропорциональная, интегральная, дифференциальная составляющие

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Подготовить мини-эссе: «Как ПИД-регуляторы делают технику умной?»
  • Нарисовать схему обратной связи для выбранного устройства.