Skip to main content

Программирование моделей роботов в компьютерно-управляемой среде

🎬 Открыть презентацию

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Класс: 6

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Программирование и моделирование роботов
Тема урока: Программирование моделей роботов в компьютерно-управляемой среде
Цель урока: Создать условия для формирования представлений о виртуальном моделировании роботов, принципах работы симуляторов и их использовании для тестирования и отладки программ через сравнительный анализ реальной и виртуальной отладки.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знание основных сред виртуального моделирования роботов
  • Понимание принципов моделирования физических взаимодействий в виртуальной среде
  • Умение сравнивать преимущества и ограничения реальной и виртуальной отладки роботов
  • Представление о практическом применении симуляторов в робототехнике

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение анализировать достоинства и недостатки различных подходов к разработке
  • Познавательные УУД: умение устанавливать связи между виртуальным и реальным поведением роботов
  • Коммуникативные УУД: умение представлять и обосновывать результаты сравнительного анализа

Личностные:

  • Развитие логического и аналитического мышления
  • Формирование современного технического мировоззрения
  • Понимание значимости компьютерного моделирования в современной инженерии

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с популярными средами виртуального моделирования роботов
  • Сформировать представление о принципах работы физических симуляторов
  • Научить выявлять преимущества и ограничения разных подходов к отладке программ роботов

Развивающие:

  • Развивать аналитическое мышление при сравнении разных подходов
  • Формировать системное понимание процесса разработки робототехнических систем
  • Развивать навыки классификации и систематизации информации

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру исследовательской деятельности
  • Формировать понимание важности предварительного моделирования в инженерном деле
  • Развивать интерес к современным технологиям разработки

Тип урока: Комбинированный (теория + практика)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютеры с доступом в интернет
  • Программное обеспечение для виртуального моделирования роботов (например, Gazebo, V-REP/CoppeliaSim, Webots или RobotBenchmark)
  • Мультимедийный проектор и экран
  • Презентация по теме “Виртуальное моделирование роботов”
  • Раздаточный материал для сравнительного анализа
  • Примеры виртуальных моделей роботов
  • Робототехнические наборы для демонстрации (опционально)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии:

  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Проблемное обучение
  • Технология развития критического мышления
  • Групповая работа

Межпредметные связи:

  • Физика: Моделирование физических взаимодействий в виртуальной среде, законы механики, трение, гравитация
  • Математика: Системы координат, векторы движения, математические модели поведения, интерполяция и аппроксимация
  • Информатика: Алгоритмизация, программирование, трехмерная графика, визуализация данных
  • Технология: Конструирование и проектирование роботов, техническая эстетика

Основные понятия: Виртуальная среда, симулятор, физический движок, система координат, степень свободы, датчик, исполнительный механизм, физическая модель, коллизия, интерфейс программирования, карта глубин, URDF-формат, твердое тело, детерминированность, параметризация

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Готовятся к уроку, настраиваются на работу - Регулятивные: самоорганизация
2. Мотивация и целеполагание (5 мин) Демонстрирует видеоролик о разработке роботов с использованием виртуального моделирования. Задает вопросы: “Почему важно сначала тестировать роботов в виртуальной среде?”, “Какие риски могут возникнуть при тестировании только на реальных роботах?” Просматривают видео, участвуют в обсуждении, формулируют возможные преимущества виртуального тестирования (безопасность, экономия ресурсов, возможность быстрой проверки разных идей) Понимание значимости виртуального моделирования в робототехнике Познавательные: актуализация знаний, мотивация к изучению темы
3. Актуализация знаний (5 мин) Задает вопросы: “Что вы знаете о компьютерном моделировании?”, “Как можно представить поведение физических объектов в виртуальной среде?”, “С какими симуляторами вы уже сталкивались?” Отвечают на вопросы, делятся имеющимся опытом работы с симуляторами, вспоминают знания из физики и математики, необходимые для понимания темы Актуализация знаний о моделировании и симуляции Познавательные: извлечение имеющихся знаний Коммуникативные: выражение своих мыслей
4. Изучение нового материала (15 мин) Проводит презентацию по теме “Виртуальное моделирование роботов”: 1) Обзор популярных сред виртуального моделирования (Gazebo, CoppeliaSim, Webots) 2) Принципы работы физических движков (моделирование твердых тел, коллизий, трения) 3) Особенности задания параметров виртуальной среды 4) Типы виртуальных датчиков и исполнительных механизмов 5) Программирование виртуальных моделей Слушают материал, делают записи, задают уточняющие вопросы Формирование представлений о средах виртуального моделирования и принципах их работы Познавательные: восприятие и осмысление новой информации
5. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую динамическую паузу: “Представим, что мы - роботы в виртуальной среде, и у нас есть определенные степени свободы” Выполняют физические упражнения, имитируя движения роботов с ограниченными степенями свободы - Регулятивные: переключение внимания
6. Демонстрация виртуальной среды (8 мин) Демонстрирует работу с одной из сред виртуального моделирования: создание простой виртуальной модели робота, настройка параметров среды, запуск простой программы. Обращает внимание на физические взаимодействия в виртуальной среде. Наблюдают за демонстрацией, задают вопросы, отмечают особенности моделирования физических взаимодействий Понимание принципов работы со средой виртуального моделирования Познавательные: наблюдение, анализ
7. Практическая работа (15 мин) Организует групповую работу. Делит класс на группы по 3-4 человека. Задание: “Провести сравнительный анализ реальной и виртуальной отладки роботов”. Раздает таблицу-шаблон для заполнения с категориями: стоимость, безопасность, скорость разработки, точность моделирования, повторяемость результатов, учет непредвиденных факторов и т.д. Консультирует группы в процессе работы. Работают в группах, заполняют сравнительную таблицу, анализируя преимущества и ограничения реальной и виртуальной отладки по различным критериям. Приводят примеры ситуаций, когда предпочтительнее виртуальная или реальная отладка. Умение анализировать преимущества и недостатки разных подходов к отладке роботов Регулятивные: планирование работы Познавательные: сравнительный анализ Коммуникативные: взаимодействие в группе
8. Представление результатов (8 мин) Организует представление результатов работы групп. Модерирует обсуждение, задает уточняющие вопросы: “В каких случаях виртуальная отладка может давать неточные результаты?”, “Когда лучше использовать комбинированный подход?” Представители групп озвучивают результаты анализа, аргументируют свои выводы, приводят примеры из практики Понимание ограничений и преимуществ разных подходов к отладке роботов Коммуникативные: представление результатов, аргументация Познавательные: обобщение информации
9. Рефлексия и подведение итогов (5 мин) Подводит итоги урока, систематизирует основные выводы. Задает вопросы: “Какие преимущества виртуального моделирования вы считаете наиболее важными?”, “Какие ограничения необходимо учитывать при использовании виртуальных сред?”, “Как вы думаете, может ли виртуальное моделирование полностью заменить реальное тестирование?” Отвечают на вопросы, делятся мнением о важности темы, оценивают свое понимание материала Систематизация знаний о виртуальном моделировании Регулятивные: оценка результатов Познавательные: рефлексия

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Подготовить краткий обзор одной из сред виртуального моделирования роботов (на выбор)
  2. Дополнить сравнительную таблицу реальной и виртуальной отладки 2-3 собственными критериями сравнения

Повышенный уровень:

  1. Исследовать возможности бесплатных онлайн-симуляторов роботов и подготовить краткую презентацию об одном из них
  2. Подготовить сообщение о применении виртуального моделирования в реальных робототехнических проектах (например, в космической или военной робототехнике)

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания практической работы (сравнительной таблицы):

  • Полнота анализа преимуществ и ограничений (1-5 баллов)
  • Корректность приведенных примеров (1-5 баллов)
  • Обоснованность выводов (1-5 баллов)
  • Учет различных аспектов (технических, экономических, практических) (1-5 баллов)
  • Качество оформления и представления результатов (1-5 баллов)

Шкала оценивания:

  • “5” - 21-25 баллов
  • “4” - 16-20 баллов
  • “3” - 10-15 баллов
  • “2” - менее 10 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам урока учащиеся должны:

Знать:

  • Основные среды виртуального моделирования роботов
  • Принципы моделирования физических взаимодействий в виртуальной среде
  • Преимущества и ограничения виртуальной отладки по сравнению с реальной

Уметь:

  • Анализировать достоинства и недостатки разных подходов к отладке роботов
  • Выбирать оптимальный подход к тестированию робототехнических решений
  • Определять ситуации, когда виртуальная отладка имеет преимущества

Владеть:

  • Пониманием роли виртуального моделирования в современной робототехнике
  • Навыками сравнительного анализа технических решений
  • Терминологией в области компьютерного моделирования роботов

Дополнительные материалы к уроку:

  • Обзор популярных сред виртуального моделирования роботов
  • Примеры задач, решаемых с помощью виртуального моделирования
  • Таблица-шаблон для сравнительного анализа
  • Ссылки на бесплатные онлайн-симуляторы для самостоятельного изучения
  • Примеры проектов, разработанных с использованием виртуального моделирования
  • Глоссарий терминов по теме “Виртуальное моделирование роботов”