Skip to main content

Датчики расстояния, назначение и функции

🎬 Открыть презентацию

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Класс: 6

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Сенсорные системы роботов
Тема урока: Датчики расстояния, назначение и функции
Цель урока: Создать условия для формирования представлений о различных типах датчиков расстояния, принципах их работы, характеристиках и применении в робототехнических системах через сравнительный анализ.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знание основных типов датчиков расстояния (ультразвуковой, инфракрасный, лазерный)
  • Понимание физических принципов работы датчиков расстояния
  • Умение сравнивать характеристики датчиков и выбирать подходящий для конкретной задачи
  • Представление о способах подключения и использования датчиков в робототехнике

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение анализировать характеристики устройств, сравнивать их по различным параметрам, делать обоснованный выбор
  • Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи между физическими принципами работы датчиков и их характеристиками
  • Коммуникативные УУД: умение работать в группе, аргументировать свою точку зрения при сравнительном анализе

Личностные:

  • Развитие научного мировоззрения
  • Формирование интереса к техническим дисциплинам
  • Развитие аналитического мышления

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Образовательные:

  • Изучить основные типы датчиков расстояния в робототехнике
  • Сформировать представление о физических принципах работы разных датчиков
  • Научить анализировать характеристики датчиков для решения различных задач

Развивающие:

  • Развивать умение сравнивать, анализировать и систематизировать информацию
  • Формировать навыки установления межпредметных связей (физика, математика)
  • Развивать техническое мышление и пространственное воображение

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру работы с техническими устройствами
  • Формировать командные навыки при совместной исследовательской работе
  • Развивать ответственное отношение к выбору технических решений

Тип урока: Комбинированный (теория + практика)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютер, проектор, экран
  • Презентация по теме “Датчики расстояния в робототехнике”
  • Демонстрационные образцы датчиков разных типов (ультразвуковой HC-SR04, инфракрасный Sharp GP2Y0A21, лазерный дальномер)
  • Линейки для измерения расстояний при демонстрации работы датчиков
  • Раздаточный материал с таблицей для сравнительного анализа
  • Робототехнические наборы с датчиками расстояния для демонстрации
  • Материалы разной фактуры и цвета для демонстрации особенностей работы датчиков

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии:

  • Проблемное обучение
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Групповая работа
  • Исследовательская деятельность

Межпредметные связи:

  • Физика: Ультразвук, инфракрасное излучение, распространение волн, отражение, законы оптики
  • Математика: Расчет расстояния по времени прохождения сигнала, триангуляция, обработка данных
  • Информатика: Принципы работы с сенсорами, обработка сигналов
  • Технология: Конструирование и применение датчиков в устройствах

Основные понятия: Датчик расстояния, ультразвуковой датчик, инфракрасный датчик, лазерный дальномер, тактильный датчик, время отклика, точность измерения, диапазон измерения, акустическая волна, электромагнитное излучение, отражение, фокусировка, триангуляция, мёртвая зона

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Создает позитивный эмоциональный настрой. Готовятся к уроку, занимают рабочие места - Регулятивные: самоорганизация
2. Мотивация и целеполагание (5 мин) Демонстрирует видеофрагмент о работе автономных роботов, избегающих препятствий. Задает вопрос: “Как роботы определяют расстояние до объектов?” Подводит к формулированию темы и цели урока. Просматривают видеофрагмент, участвуют в обсуждении, высказывают предположения, формулируют тему и цели урока Актуализация знаний о необходимости измерения расстояний в робототехнике Познавательные: мотивация к изучению темы Коммуникативные: участие в диалоге
3. Актуализация знаний (5 мин) Задает вопросы: “Как человек определяет расстояние до объектов?”, “Какие физические явления могут помочь измерить расстояние?”, “Где в повседневной жизни используются устройства для измерения расстояния?” Отвечают на вопросы, приводят примеры из жизни (парковочные датчики, дальномеры), обсуждают физические принципы определения расстояния Актуализация знаний о способах определения расстояния Познавательные: извлечение имеющихся знаний Коммуникативные: формулирование мыслей
4. Изучение нового материала (15 мин) Объясняет принципы работы различных типов датчиков расстояния, сопровождая рассказ презентацией: 1) Ультразвуковой датчик - принцип эхолокации 2) Инфракрасный датчик - принцип отражения ИК-излучения 3) Лазерный дальномер - принципы точного измерения расстояний 4) Тактильные датчики - определение столкновений Демонстрирует работу датчиков разных типов, показывает их устройство, объясняет формулу расчета расстояния по времени прохождения сигнала. Слушают, делают записи, зарисовывают схемы работы датчиков, задают вопросы. Наблюдают за демонстрацией работы датчиков. Формирование знаний о принципах работы и устройстве различных типов датчиков расстояния Познавательные: усвоение новой информации, установление причинно-следственных связей между физическими явлениями и принципами работы датчиков
5. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую динамическую паузу: “Представьте, что вы - ультразвуковые волны, отражающиеся от препятствий”. Выполняют физические упражнения, имитируя распространение и отражение волн - Регулятивные: саморегуляция
6. Практическая работа (15 мин) Организует групповую работу. Делит класс на группы (3-4 человека). Задание: “Провести сравнительный анализ различных типов датчиков расстояния”. Раздает таблицу для заполнения с параметрами: принцип работы, диапазон измерения, точность, скорость отклика, влияние внешних условий, стоимость, применение в робототехнике. Консультирует группы в процессе работы. Работают в группах, заполняют сравнительную таблицу, используя материалы урока, дополнительные источники информации. Анализируют преимущества и недостатки каждого типа датчиков для различных задач робототехники. Умение анализировать и сравнивать характеристики различных типов датчиков Познавательные: систематизация информации, сравнение Регулятивные: планирование деятельности Коммуникативные: работа в команде
7. Представление результатов (8 мин) Организует представление результатов работы групп. Модерирует обсуждение, задает уточняющие вопросы: “В каких условиях предпочтительнее использовать ультразвуковой датчик?”, “Какие ограничения есть у инфракрасных датчиков?” Представители групп озвучивают результаты анализа, аргументируют выбор оптимальных датчиков для разных задач, отвечают на вопросы учителя и одноклассников Закрепление понимания особенностей разных типов датчиков, умение обосновывать выбор Коммуникативные: презентация результатов, аргументация Познавательные: обобщение информации
8. Рефлексия и подведение итогов (3 мин) Подводит итоги урока, задает вопросы: “Какой тип датчика наиболее универсален?”, “Почему в роботах часто используют комбинацию разных датчиков?”, “Какие новые знания вы получили на уроке?” Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, оценивают свою работу и работу группы на уроке Осознание практического значения полученных знаний Регулятивные: оценка результатов Познавательные: рефлексия

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Составить словарь терминов по теме “Датчики расстояния” (не менее 10 понятий с определениями)
  2. Найти примеры применения датчиков расстояния в бытовых приборах и технических устройствах (не менее 3-х примеров)

Повышенный уровень:

  1. Подготовить сообщение о перспективных технологиях измерения расстояния (лидары, радары, стереозрение и т.д.)
  2. Разработать концепцию размещения датчиков расстояния на роботе для обеспечения максимального обзора окружающего пространства

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания практической работы (сравнительной таблицы):

  • Полнота охвата типов датчиков расстояния (1-5 баллов)
  • Корректность описания физических принципов работы (1-5 баллов)
  • Точность указания технических характеристик (1-5 баллов)
  • Обоснованность анализа преимуществ и недостатков (1-5 баллов)
  • Качество оформления и логичность представления информации (1-5 баллов)

Шкала оценивания:

  • “5” - 21-25 баллов
  • “4” - 16-20 баллов
  • “3” - 10-15 баллов
  • “2” - менее 10 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам урока учащиеся должны:

Знать:

  • Основные типы датчиков расстояния, используемые в робототехнике
  • Физические принципы работы ультразвуковых, инфракрасных и лазерных датчиков
  • Математические основы расчета расстояния по времени прохождения сигнала
  • Преимущества и недостатки различных типов датчиков

Уметь:

  • Различать типы датчиков расстояния по принципу работы
  • Анализировать характеристики датчиков (диапазон, точность, скорость отклика)
  • Выбирать оптимальный тип датчика для конкретной задачи
  • Объяснять физические принципы, лежащие в основе работы датчиков

Владеть:

  • Навыками сравнительного анализа технических устройств
  • Терминологией в области сенсорных систем роботов
  • Способностью устанавливать межпредметные связи (физика, математика)

Дополнительные материалы к уроку:

  • Карточки с техническими характеристиками различных моделей датчиков
  • Схемы работы датчиков разных типов
  • Примеры расчета расстояния по времени прохождения сигнала
  • Видеофрагменты с демонстрацией работы датчиков в различных условиях
  • Таблица-шаблон для сравнительного анализа датчиков расстояния
  • Глоссарий терминов по теме “Сенсорные системы роботов”