Skip to main content

7. Алгоритмическая структура «Ветвление»

Технологическая карта урока

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Основы алгоритмизации и программирования робототехнических систем

Тема урока: Алгоритмическая структура «Ветвление»

Цель урока: Сформировать у учащихся понимание алгоритмической структуры ветвления, её видов и способов применения в управлении робототехническими системами для принятия решений в зависимости от условий.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать виды алгоритмической структуры «Ветвление» (однозначное и многозначное)
  • Понимать принципы работы условных операторов
  • Уметь составлять блок-схемы алгоритмов с ветвлением
  • Применять структуру ветвления для решения задач в робототехнике
  • Анализировать работу алгоритмов с вложенными условиями

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение планировать алгоритм с учетом возможных вариантов развития событий, контролировать и корректировать свою деятельность
  • Познавательные УУД: развитие логического мышления, умения строить причинно-следственные связи, анализировать ситуации и принимать решения
  • Коммуникативные УУД: умение аргументировать свою позицию, работать в команде над созданием алгоритма

Личностные:

  • Формирование аналитического и системного мышления
  • Развитие внимательности и предусмотрительности в проектировании алгоритмов
  • Воспитание ответственного отношения к принятию решений

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Объяснить сущность алгоритмической структуры «Ветвление»
  2. Рассмотреть различные виды ветвлений (полное и неполное, многозначное)
  3. Изучить правила составления логических выражений для условий
  4. Научить создавать блок-схемы алгоритмов с ветвлением
  5. Показать применение структуры ветвления в робототехнике
  6. Развить навыки проектирования алгоритмов принятия решений роботами

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала + практическая работа)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютерный класс с установленной средой программирования для роботов
  • Робототехнические наборы (по количеству групп)
  • Интерактивная доска/проектор для демонстрации
  • Презентация по теме «Алгоритмическая структура «Ветвление»»
  • Раздаточный материал с логическими операциями и примерами условий
  • Карточки с заданиями различного уровня сложности
  • Программа для создания блок-схем
  • Демонстрационные роботы для показа работы алгоритмов с ветвлением

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: Проблемное обучение, технология развития критического мышления, работа в малых группах, практико-ориентированное обучение

Межпредметные связи:

  • Информатика: логические выражения, условные операторы, структуры выбора
  • Математика: булева алгебра, логические функции, условные выражения
  • Физика: моделирование ситуаций и реакций на различные условия
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует внимание. Готовятся к уроку, проверяют наличие необходимых материалов. Регулятивные: самоорганизация
2. Актуализация знаний (5 мин) Организует фронтальную беседу по ранее изученному материалу:
- Какие алгоритмические структуры вы уже знаете?
- Когда применяется линейный алгоритм?
- Когда и как используется цикл?
- Как робот может принимать решения в зависимости от ситуации?

Фиксирует на доске основные понятия.
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, вспоминают ранее изученные алгоритмические структуры.

Приводят примеры ситуаций, когда роботу необходимо принимать решения.
Воспроизведение знаний о линейных алгоритмах и циклах.

Понимание необходимости различных алгоритмических структур.
Познавательные: актуализация знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
3. Мотивация и постановка проблемы (5 мин) Предлагает проблемную ситуацию:
“Робот движется вперед и обнаруживает препятствие. Какие действия он должен выполнить?"

Демонстрирует видеофрагмент с роботом, который сталкивается с различными ситуациями и должен принимать решения.

Формулирует проблемный вопрос: “Как научить робота принимать разные решения в зависимости от условий?”
Анализируют проблемную ситуацию.

Предлагают варианты действий робота.

Осознают необходимость механизма принятия решений в зависимости от условий.

Участвуют в формулировке цели урока.
Понимание проблематики принятия решений в робототехнике. Познавательные: анализ проблемной ситуации.

Регулятивные: целеполагание.
4. Изучение нового материала (15 мин) Объясняет новый материал с использованием презентации:

1. Понятие ветвления в алгоритмах
2. Виды ветвлений:
- Полное (с ветвью “иначе”)
- Неполное (без ветви “иначе”)
- Многозначное (выбор из нескольких вариантов)
3. Логические выражения в условиях:
- Операции сравнения (>, <, =, >=, <=, ≠)
- Логические операции (И, ИЛИ, НЕ)
- Составные условия
4. Вложенные условия
5. Блок-схемы алгоритмов с ветвлением
6. Примеры применения в робототехнике:
- Реакция на препятствие
- Выбор направления движения
- Классификация объектов по цвету

Демонстрирует примеры блок-схем с ветвлением.
Воспринимают новую информацию.

Делают записи в тетрадях.

Зарисовывают блок-схемы.

Задают уточняющие вопросы.
Знание понятия ветвления и его видов.

Понимание принципов построения логических выражений.

Умение читать блок-схемы с ветвлением.
Познавательные: восприятие новой информации, анализ, систематизация.

Коммуникативные: формулирование вопросов.
5. Первичное закрепление (8 мин) Организует работу с раздаточным материалом:
1. Определение вида ветвления в предложенных блок-схемах
2. Составление логических выражений для различных ситуаций
3. Интерпретация работы алгоритма с ветвлением по заданной блок-схеме

Контролирует правильность выполнения заданий, корректирует при необходимости.
Работают с раздаточным материалом:
- Определяют виды ветвлений
- Составляют логические выражения
- Интерпретируют блок-схемы
- Отвечают на вопросы учителя
Умение определять виды ветвлений.

Навыки составления логических выражений.

Умение интерпретировать блок-схемы с ветвлением.
Познавательные: анализ, классификация.

Регулятивные: самоконтроль.
6. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую физкультминутку с элементами “принятия решений”. Выполняют физические упражнения. Регулятивные: саморегуляция.
7. Практическая работа: создание блок-схем (20 мин) Организует работу в малых группах (по 2-3 человека).

Ставит задачу: “Разработать блок-схему алгоритма для робота, который должен принимать решения в заданной ситуации”.

Предлагает варианты заданий различной сложности:
1. Базовый уровень - робот должен выбирать направление движения в зависимости от цвета линии (2 варианта)
2. Средний уровень - робот должен реагировать на препятствия с разных сторон (3-4 варианта действий)
3. Повышенный уровень - робот должен классифицировать объекты по нескольким признакам (цвет, размер, форма) и выполнять соответствующие действия

Консультирует группы во время работы.
Работают в группах:
- Обсуждают поставленную задачу
- Определяют необходимые условия и действия
- Строят блок-схему алгоритма с ветвлением
- Проверяют работу алгоритма на различных входных данных
- При необходимости консультируются с учителем
Умение проектировать алгоритмы с ветвлением.

Навыки создания блок-схем для робототехнических задач.

Умение проверять работоспособность алгоритма.
Познавательные: проектирование, моделирование.

Регулятивные: планирование, самоконтроль.

Коммуникативные: работа в группе, согласование действий.
8. Представление и анализ результатов (10 мин) Организует представление результатов работы групп.

Предлагает каждой группе кратко представить свой алгоритм.

Задает вопросы по представленным блок-схемам:
- Почему выбран такой вид ветвления?
- Как работает алгоритм при различных входных данных?
- Можно ли оптимизировать алгоритм?

Организует обсуждение представленных решений.
Представляют разработанные блок-схемы.

Объясняют принцип работы своего алгоритма.

Отвечают на вопросы.

Участвуют в обсуждении решений других групп.

Анализируют различные подходы к решению задачи.
Умение объяснять принцип работы алгоритма с ветвлением.

Навыки анализа различных алгоритмических решений.
Коммуникативные: публичное выступление, аргументация.

Познавательные: анализ, критическое мышление.

Личностные: уважение к мнению других.
9. Обобщение и систематизация (5 мин) Организует обобщающую беседу:
- Какие виды ветвлений мы изучили?
- В каких ситуациях применяется каждый вид ветвления?
- Какие логические операции используются в условиях?
- Как работают вложенные условия?
- Какие задачи в робототехнике решаются с помощью ветвления?

Систематизирует полученные знания в виде схемы на доске.
Участвуют в обобщающей беседе.

Отвечают на вопросы.

Приводят примеры применения ветвлений в робототехнике.

Формулируют выводы.
Систематизация знаний об алгоритмической структуре “Ветвление”.

Понимание применения ветвлений в робототехнике.
Познавательные: обобщение, систематизация.

Регулятивные: оценка понимания материала.
10. Контроль и самопроверка (5 мин) Организует выполнение короткого теста на понимание видов ветвления и их применения.

Предлагает задания на определение результатов работы алгоритмов с ветвлением при различных входных данных.
Выполняют тестовые задания.

Определяют результаты работы алгоритмов при заданных условиях.

Проверяют свои ответы.
Умение определять вид ветвления.

Навыки трассировки алгоритмов с ветвлением.
Регулятивные: самоконтроль.

Познавательные: применение знаний.
11. Подведение итогов и рефлексия (5 мин) Подводит итоги урока.

Организует рефлексию с использованием приема “Незаконченное предложение”:
- “Сегодня я узнал…"
- “Мне было интересно…"
- “Мне было трудно…"
- “Теперь я могу…"
- “Я научился…"
- “У меня получилось…"

Оценивает работу групп на уроке.
Участвуют в рефлексии.

Продолжают предложенные фразы.

Оценивают свою работу на уроке и работу группы.
Регулятивные: оценка своей деятельности.

Личностные: самоанализ, осознание достигнутых результатов.
12. Домашнее задание (3 мин) Объясняет домашнее задание:
1. Обязательная часть: разработать блок-схему алгоритма с многозначным ветвлением для робота, решающего определенную задачу (на выбор из предложенных вариантов)
2. Дополнительно (по желанию): найти примеры применения сложных систем принятия решений в реальных роботах или автоматизированных системах
Записывают домашнее задание.

Задают уточняющие вопросы.
Регулятивные: планирование самостоятельной работы.

Дополнительные материалы:

Схемы основных видов ветвления:

1. Полное ветвление (с ветвью “иначе”):

┌───────────┐
│  Начало   │
└─────┬─────┘
      │
┌─────▼─────┐
│  Условие  │
└─────┬─────┘
      │
   ┌──┴──┐
  Да│    │Нет
    │    │
┌───▼┐  ┌▼───┐
│Блок│  │Блок│
│ 1  │  │ 2  │
└───┬┘  └┬───┘
    │    │
    └──┐ │
       │ │
┌──────▼─▼──┐
│  Конец    │
└───────────┘

2. Неполное ветвление (без ветви “иначе”):

┌───────────┐
│  Начало   │
└─────┬─────┘
      │
┌─────▼─────┐
│  Условие  │
└─────┬─────┘
      │
   ┌──┴──┐
  Да│    │Нет
    │    │
┌───▼┐   │
│Блок│   │
│ 1  │   │
└───┬┘   │
    │    │
    └──┐ │
       │ │
┌──────▼─▼──┐
│  Конец    │
└───────────┘

3. Многозначное ветвление:

┌───────────┐
│  Начало   │
└─────┬─────┘
      │
┌─────▼─────┐
│ Условие 1 │
└─────┬─────┘
      │
   ┌──┴──┐
  Да│    │Нет
    │    │
┌───▼┐ ┌─▼───────┐
│Блок│ │Условие 2│
│ 1  │ └──┬──────┘
└───┬┘    │
    │  ┌──┴──┐
    │ Да│    │Нет
    │   │    │
    │ ┌─▼┐ ┌─▼─┐
    │ │Бл│ │Бл │
    │ │2 │ │3  │
    │ └─┬┘ └─┬─┘
    │   │    │
    └───┼────┘
        │
┌───────▼─────┐
│    Конец    │
└─────────────┘

Примеры логических выражений и их использование в робототехнике:

Простые условия:

  • Расстояние < 10 см (проверка наличия препятствия)
  • Яркость > 50% (определение светлой поверхности)
  • Цвет = черный (обнаружение черной линии)
  • Угол наклона ≥ 30° (проверка крутизны склона)

Составные условия:

  • (Расстояние < 10 см) И (Скорость > 20%) → замедление при приближении к препятствию
  • (Цвет = красный) ИЛИ (Цвет = желтый) → остановка на запрещающем сигнале
  • (Яркость > 70%) И (Температура > 30°) → обнаружение источника тепла и света
  • НЕ(Звук обнаружен) ИЛИ (Расстояние > 100 см) → продолжение движения в тишине или при отсутствии близких объектов

Задания для практической работы:

Базовый уровень:

Задача: Разработать блок-схему алгоритма для робота-сортировщика, который должен распределять объекты по цвету (красный, синий, зеленый).

Средний уровень:

Задача: Создать блок-схему алгоритма для робота-исследователя, который должен выбирать маршрут в зависимости от типа поверхности (ровная, неровная), наличия препятствий и уровня освещенности.

Повышенный уровень:

Задача: Спроектировать блок-схему алгоритма для робота-спасателя, который должен принимать решения в зависимости от комплексных условий: наличия пострадавших, уровня опасности, доступного пути и своих технических возможностей.

Тестовые задания для самопроверки:

  1. Определите вид ветвления в алгоритме:

    ЕСЛИ (датчик обнаружил линию) ТО
        Следовать по линии
    ИНАЧЕ
        Искать линию
    КОНЕЦ ЕСЛИ
    

    a) Неполное ветвление b) Полное ветвление c) Многозначное ветвление

  2. Какое логическое выражение соответствует условию “робот должен повернуть вправо, если слева обнаружено препятствие и впереди свободно”? a) (слева_препятствие) ИЛИ (впереди_свободно) b) (слева_препятствие) И (впереди_свободно) c) НЕ(слева_препятствие) И (впереди_свободно)

  3. Трассировка алгоритма:

    ЕСЛИ (расстояние < 15) ТО
        ЕСЛИ (цвет = красный) ТО
            Остановиться
        ИНАЧЕ
            Снизить скорость
        КОНЕЦ ЕСЛИ
    ИНАЧЕ
        Двигаться с нормальной скоростью
    КОНЕЦ ЕСЛИ
    

    Что произойдет, если расстояние = 10 и цвет = зеленый? a) Остановка b) Снижение скорости c) Движение с нормальной скоростью

Критерии оценивания:

Блок-схема алгоритма с ветвлением (0-10 баллов):

  • Корректность выбора вида ветвления (0-2)
  • Правильность построения логических выражений (0-2)
  • Корректность графического изображения блок-схемы (0-2)
  • Работоспособность алгоритма во всех возможных ситуациях (0-2)
  • Оптимальность решения (0-2)

Ответы на вопросы (0-5 баллов):

  • Понимание принципов работы алгоритма с ветвлением (0-2)
  • Умение объяснить выбранное решение (0-2)
  • Способность анализировать альтернативные варианты (0-1)

Максимальный балл: 15 Шкала перевода в оценку:

  • 13-15 баллов - “5”
  • 10-12 баллов - “4”
  • 7-9 баллов - “3”
  • менее 7 баллов - “2”

Материалы для дополнительного изучения:

  1. Примеры применения сложных систем принятия решений в робототехнике:
    • Автономные транспортные средства
    • Промышленные роботы-манипуляторы
    • Бытовые роботы-пылесосы
    • Роботы-спасатели

  1. Особенности реализации ветвлений в различных средах программирования роботов:
    • Визуальные блочные языки (Scratch, LEGO Mindstorms)
    • Текстовые языки программирования (Python, C++)
    • Специализированные среды робототехники

  1. Расширенные логические операции и их применение в условиях:
    • Комбинирование условий
    • Приоритеты логических операций
    • Оптимизация сложных условий