Skip to main content

7. Алгоритмическая структура «Ветвление»

🎬 Открыть презентацию

Технологическая карта урока

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Основы алгоритмизации и программирования робототехнических систем

Тема урока: Алгоритмическая структура «Ветвление»

Цель урока: Сформировать у учащихся понимание алгоритмической структуры ветвления, её видов и способов применения в управлении робототехническими системами для принятия решений в зависимости от условий.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать виды алгоритмической структуры «Ветвление» (однозначное и многозначное)
  • Понимать принципы работы условных операторов
  • Уметь составлять блок-схемы алгоритмов с ветвлением
  • Применять структуру ветвления для решения задач в робототехнике
  • Анализировать работу алгоритмов с вложенными условиями

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение планировать алгоритм с учетом возможных вариантов развития событий, контролировать и корректировать свою деятельность
  • Познавательные УУД: развитие логического мышления, умения строить причинно-следственные связи, анализировать ситуации и принимать решения
  • Коммуникативные УУД: умение аргументировать свою позицию, работать в команде над созданием алгоритма

Личностные:

  • Формирование аналитического и системного мышления
  • Развитие внимательности и предусмотрительности в проектировании алгоритмов
  • Воспитание ответственного отношения к принятию решений

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Объяснить сущность алгоритмической структуры «Ветвление»
  2. Рассмотреть различные виды ветвлений (полное и неполное, многозначное)
  3. Изучить правила составления логических выражений для условий
  4. Научить создавать блок-схемы алгоритмов с ветвлением
  5. Показать применение структуры ветвления в робототехнике
  6. Развить навыки проектирования алгоритмов принятия решений роботами

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала + практическая работа)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютерный класс с установленной средой программирования для роботов
  • Робототехнические наборы (по количеству групп)
  • Интерактивная доска/проектор для демонстрации
  • Презентация по теме «Алгоритмическая структура «Ветвление»»
  • Раздаточный материал с логическими операциями и примерами условий
  • Карточки с заданиями различного уровня сложности
  • Программа для создания блок-схем
  • Демонстрационные роботы для показа работы алгоритмов с ветвлением

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: Проблемное обучение, технология развития критического мышления, работа в малых группах, практико-ориентированное обучение

Межпредметные связи:

  • Информатика: логические выражения, условные операторы, структуры выбора
  • Математика: булева алгебра, логические функции, условные выражения
  • Физика: моделирование ситуаций и реакций на различные условия
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует внимание. Готовятся к уроку, проверяют наличие необходимых материалов. Регулятивные: самоорганизация
2. Актуализация знаний (5 мин) Организует фронтальную беседу по ранее изученному материалу:
- Какие алгоритмические структуры вы уже знаете?
- Когда применяется линейный алгоритм?
- Когда и как используется цикл?
- Как робот может принимать решения в зависимости от ситуации?

Фиксирует на доске основные понятия.
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, вспоминают ранее изученные алгоритмические структуры.

Приводят примеры ситуаций, когда роботу необходимо принимать решения.
Воспроизведение знаний о линейных алгоритмах и циклах.

Понимание необходимости различных алгоритмических структур.
Познавательные: актуализация знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
3. Мотивация и постановка проблемы (5 мин) Предлагает проблемную ситуацию:
“Робот движется вперед и обнаруживает препятствие. Какие действия он должен выполнить?"

Демонстрирует видеофрагмент с роботом, который сталкивается с различными ситуациями и должен принимать решения.

Формулирует проблемный вопрос: “Как научить робота принимать разные решения в зависимости от условий?”
Анализируют проблемную ситуацию.

Предлагают варианты действий робота.

Осознают необходимость механизма принятия решений в зависимости от условий.

Участвуют в формулировке цели урока.
Понимание проблематики принятия решений в робототехнике. Познавательные: анализ проблемной ситуации.

Регулятивные: целеполагание.
4. Изучение нового материала (15 мин) Объясняет новый материал с использованием презентации:

1. Понятие ветвления в алгоритмах
2. Виды ветвлений:
- Полное (с ветвью “иначе”)
- Неполное (без ветви “иначе”)
- Многозначное (выбор из нескольких вариантов)
3. Логические выражения в условиях:
- Операции сравнения (>, <, =, >=, <=, ≠)
- Логические операции (И, ИЛИ, НЕ)
- Составные условия
4. Вложенные условия
5. Блок-схемы алгоритмов с ветвлением
6. Примеры применения в робототехнике:
- Реакция на препятствие
- Выбор направления движения
- Классификация объектов по цвету

Демонстрирует примеры блок-схем с ветвлением.
Воспринимают новую информацию.

Делают записи в тетрадях.

Зарисовывают блок-схемы.

Задают уточняющие вопросы.
Знание понятия ветвления и его видов.

Понимание принципов построения логических выражений.

Умение читать блок-схемы с ветвлением.
Познавательные: восприятие новой информации, анализ, систематизация.

Коммуникативные: формулирование вопросов.
5. Первичное закрепление (8 мин) Организует работу с раздаточным материалом:
1. Определение вида ветвления в предложенных блок-схемах
2. Составление логических выражений для различных ситуаций
3. Интерпретация работы алгоритма с ветвлением по заданной блок-схеме

Контролирует правильность выполнения заданий, корректирует при необходимости.
Работают с раздаточным материалом:
- Определяют виды ветвлений
- Составляют логические выражения
- Интерпретируют блок-схемы
- Отвечают на вопросы учителя
Умение определять виды ветвлений.

Навыки составления логических выражений.

Умение интерпретировать блок-схемы с ветвлением.
Познавательные: анализ, классификация.

Регулятивные: самоконтроль.
6. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую физкультминутку с элементами “принятия решений”. Выполняют физические упражнения. Регулятивные: саморегуляция.
7. Практическая работа: создание блок-схем (20 мин) Организует работу в малых группах (по 2-3 человека).

Ставит задачу: “Разработать блок-схему алгоритма для робота, который должен принимать решения в заданной ситуации”.

Предлагает варианты заданий различной сложности:
1. Базовый уровень - робот должен выбирать направление движения в зависимости от цвета линии (2 варианта)
2. Средний уровень - робот должен реагировать на препятствия с разных сторон (3-4 варианта действий)
3. Повышенный уровень - робот должен классифицировать объекты по нескольким признакам (цвет, размер, форма) и выполнять соответствующие действия

Консультирует группы во время работы.
Работают в группах:
- Обсуждают поставленную задачу
- Определяют необходимые условия и действия
- Строят блок-схему алгоритма с ветвлением
- Проверяют работу алгоритма на различных входных данных
- При необходимости консультируются с учителем
Умение проектировать алгоритмы с ветвлением.

Навыки создания блок-схем для робототехнических задач.

Умение проверять работоспособность алгоритма.
Познавательные: проектирование, моделирование.

Регулятивные: планирование, самоконтроль.

Коммуникативные: работа в группе, согласование действий.
8. Представление и анализ результатов (10 мин) Организует представление результатов работы групп.

Предлагает каждой группе кратко представить свой алгоритм.

Задает вопросы по представленным блок-схемам:
- Почему выбран такой вид ветвления?
- Как работает алгоритм при различных входных данных?
- Можно ли оптимизировать алгоритм?

Организует обсуждение представленных решений.
Представляют разработанные блок-схемы.

Объясняют принцип работы своего алгоритма.

Отвечают на вопросы.

Участвуют в обсуждении решений других групп.

Анализируют различные подходы к решению задачи.
Умение объяснять принцип работы алгоритма с ветвлением.

Навыки анализа различных алгоритмических решений.
Коммуникативные: публичное выступление, аргументация.

Познавательные: анализ, критическое мышление.

Личностные: уважение к мнению других.
9. Обобщение и систематизация (5 мин) Организует обобщающую беседу:
- Какие виды ветвлений мы изучили?
- В каких ситуациях применяется каждый вид ветвления?
- Какие логические операции используются в условиях?
- Как работают вложенные условия?
- Какие задачи в робототехнике решаются с помощью ветвления?

Систематизирует полученные знания в виде схемы на доске.
Участвуют в обобщающей беседе.

Отвечают на вопросы.

Приводят примеры применения ветвлений в робототехнике.

Формулируют выводы.
Систематизация знаний об алгоритмической структуре “Ветвление”.

Понимание применения ветвлений в робототехнике.
Познавательные: обобщение, систематизация.

Регулятивные: оценка понимания материала.
10. Контроль и самопроверка (5 мин) Организует выполнение короткого теста на понимание видов ветвления и их применения.

Предлагает задания на определение результатов работы алгоритмов с ветвлением при различных входных данных.
Выполняют тестовые задания.

Определяют результаты работы алгоритмов при заданных условиях.

Проверяют свои ответы.
Умение определять вид ветвления.

Навыки трассировки алгоритмов с ветвлением.
Регулятивные: самоконтроль.

Познавательные: применение знаний.
11. Подведение итогов и рефлексия (5 мин) Подводит итоги урока.

Организует рефлексию с использованием приема “Незаконченное предложение”:
- “Сегодня я узнал…"
- “Мне было интересно…"
- “Мне было трудно…"
- “Теперь я могу…"
- “Я научился…"
- “У меня получилось…"

Оценивает работу групп на уроке.
Участвуют в рефлексии.

Продолжают предложенные фразы.

Оценивают свою работу на уроке и работу группы.
Регулятивные: оценка своей деятельности.

Личностные: самоанализ, осознание достигнутых результатов.
12. Домашнее задание (3 мин) Объясняет домашнее задание:
1. Обязательная часть: разработать блок-схему алгоритма с многозначным ветвлением для робота, решающего определенную задачу (на выбор из предложенных вариантов)
2. Дополнительно (по желанию): найти примеры применения сложных систем принятия решений в реальных роботах или автоматизированных системах
Записывают домашнее задание.

Задают уточняющие вопросы.
Регулятивные: планирование самостоятельной работы.

Дополнительные материалы:

Схемы основных видов ветвления:

1. Полное ветвление (с ветвью “иначе”):

 1┌───────────┐
 2│  Начало   │
 3└─────┬─────┘
 4 5┌─────▼─────┐
 6│  Условие  │
 7└─────┬─────┘
 8 9   ┌──┴──┐
10  Да│    │Нет
11    │    │
12┌───▼┐  ┌▼───┐
13│Блок│  │Блок│
14│ 1  │  │ 2  │
15└───┬┘  └┬───┘
16    │    │
17    └──┐ │
18       │ │
19┌──────▼─▼──┐
20│  Конец    │
21└───────────┘

2. Неполное ветвление (без ветви “иначе”):

 1┌───────────┐
 2│  Начало   │
 3└─────┬─────┘
 4 5┌─────▼─────┐
 6│  Условие  │
 7└─────┬─────┘
 8 9   ┌──┴──┐
10  Да│    │Нет
11    │    │
12┌───▼┐   │
13│Блок│   │
14│ 1  │   │
15└───┬┘   │
16    │    │
17    └──┐ │
18       │ │
19┌──────▼─▼──┐
20│  Конец    │
21└───────────┘

3. Многозначное ветвление:

 1┌───────────┐
 2│  Начало   │
 3└─────┬─────┘
 4 5┌─────▼─────┐
 6│ Условие 1 │
 7└─────┬─────┘
 8 9   ┌──┴──┐
10  Да│    │Нет
11    │    │
12┌───▼┐ ┌─▼───────┐
13│Блок│ │Условие 2│
14│ 1  │ └──┬──────┘
15└───┬┘    │
16    │  ┌──┴──┐
17    │ Да│    │Нет
18    │   │    │
19    │ ┌─▼┐ ┌─▼─┐
20    │ │Бл│ │Бл │
21    │ │2 │ │3  │
22    │ └─┬┘ └─┬─┘
23    │   │    │
24    └───┼────┘
2526┌───────▼─────┐
27│    Конец    │
28└─────────────┘

Примеры логических выражений и их использование в робототехнике:

Простые условия:

  • Расстояние < 10 см (проверка наличия препятствия)
  • Яркость > 50% (определение светлой поверхности)
  • Цвет = черный (обнаружение черной линии)
  • Угол наклона ≥ 30° (проверка крутизны склона)

Составные условия:

  • (Расстояние < 10 см) И (Скорость > 20%) → замедление при приближении к препятствию
  • (Цвет = красный) ИЛИ (Цвет = желтый) → остановка на запрещающем сигнале
  • (Яркость > 70%) И (Температура > 30°) → обнаружение источника тепла и света
  • НЕ(Звук обнаружен) ИЛИ (Расстояние > 100 см) → продолжение движения в тишине или при отсутствии близких объектов

Задания для практической работы:

Базовый уровень:

Задача: Разработать блок-схему алгоритма для робота-сортировщика, который должен распределять объекты по цвету (красный, синий, зеленый).

Средний уровень:

Задача: Создать блок-схему алгоритма для робота-исследователя, который должен выбирать маршрут в зависимости от типа поверхности (ровная, неровная), наличия препятствий и уровня освещенности.

Повышенный уровень:

Задача: Спроектировать блок-схему алгоритма для робота-спасателя, который должен принимать решения в зависимости от комплексных условий: наличия пострадавших, уровня опасности, доступного пути и своих технических возможностей.

Тестовые задания для самопроверки:

  1. Определите вид ветвления в алгоритме:

    1ЕСЛИ (датчик обнаружил линию) ТО
    2    Следовать по линии
    3ИНАЧЕ
    4    Искать линию
    5КОНЕЦ ЕСЛИ
    

    a) Неполное ветвление b) Полное ветвление c) Многозначное ветвление

  2. Какое логическое выражение соответствует условию “робот должен повернуть вправо, если слева обнаружено препятствие и впереди свободно”? a) (слева_препятствие) ИЛИ (впереди_свободно) b) (слева_препятствие) И (впереди_свободно) c) НЕ(слева_препятствие) И (впереди_свободно)

  3. Трассировка алгоритма:

    1ЕСЛИ (расстояние < 15) ТО
    2    ЕСЛИ (цвет = красный) ТО
    3        Остановиться
    4    ИНАЧЕ
    5        Снизить скорость
    6    КОНЕЦ ЕСЛИ
    7ИНАЧЕ
    8    Двигаться с нормальной скоростью
    9КОНЕЦ ЕСЛИ
    

    Что произойдет, если расстояние = 10 и цвет = зеленый? a) Остановка b) Снижение скорости c) Движение с нормальной скоростью

Критерии оценивания:

Блок-схема алгоритма с ветвлением (0-10 баллов):

  • Корректность выбора вида ветвления (0-2)
  • Правильность построения логических выражений (0-2)
  • Корректность графического изображения блок-схемы (0-2)
  • Работоспособность алгоритма во всех возможных ситуациях (0-2)
  • Оптимальность решения (0-2)

Ответы на вопросы (0-5 баллов):

  • Понимание принципов работы алгоритма с ветвлением (0-2)
  • Умение объяснить выбранное решение (0-2)
  • Способность анализировать альтернативные варианты (0-1)

Максимальный балл: 15 Шкала перевода в оценку:

  • 13-15 баллов - “5”
  • 10-12 баллов - “4”
  • 7-9 баллов - “3”
  • менее 7 баллов - “2”

Материалы для дополнительного изучения:

  1. Примеры применения сложных систем принятия решений в робототехнике:
    • Автономные транспортные средства
    • Промышленные роботы-манипуляторы
    • Бытовые роботы-пылесосы
    • Роботы-спасатели

  1. Особенности реализации ветвлений в различных средах программирования роботов:
    • Визуальные блочные языки (Scratch, LEGO Mindstorms)
    • Текстовые языки программирования (Python, C++)
    • Специализированные среды робототехники

  1. Расширенные логические операции и их применение в условиях:
    • Комбинирование условий
    • Приоритеты логических операций
    • Оптимизация сложных условий