Skip to main content

Рынок труда и его функции

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Образовательная организация: (ваша школа)
Учитель: (ФИО)
Дата проведения: (дата)
Класс: 8

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Профориентация и рынок труда
Тема урока: Рынок труда. Функции рынка труда
Цель урока: Сформировать представление о рынке труда, его функциях, структуре и особенностях, а также развить навыки анализа рынка труда региона и востребованных профессий.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знание понятий «рынок труда», «трудовые ресурсы»
  • Понимание функций рынка труда
  • Умение анализировать рынок труда региона
  • Навыки выявления востребованных профессий

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: планирование, самоорганизация, оценка результатов
  • Познавательные УУД: анализ, сравнение, работа с информацией
  • Коммуникативные УУД: работа в группе, аргументация, презентация результатов

Личностные:

  • Формирование интереса к профессиональному самоопределению
  • Развитие критического мышления
  • Осознание значимости труда и профессии в жизни человека

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить с понятием и функциями рынка труда
  • Изучить структуру и особенности рынка труда региона
  • Показать современные тенденции и востребованные профессии

Развивающие:

  • Развивать аналитическое мышление
  • Формировать умение анализировать рынок труда
  • Развивать навыки групповой работы

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к профессиональному развитию
  • Формировать культуру командной работы
  • Развивать ответственность за выбор профессии

Тип урока: Комбинированный (теория + практика)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютер, проектор, экран
  • Презентация по теме урока
  • Раздаточный материал (таблицы, схемы)
  • Онлайн-ресурсы по рынку труда региона

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии:

  • Проблемное обучение
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Групповая работа

Межпредметные связи:

  • Экономика: Рынок труда, профессии
  • Информатика: Анализ данных, визуализация
  • Обществознание: Социальные роли, труд

Основные понятия: рынок труда, трудовые ресурсы, профессия, компетенции, востребованные профессии

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует, формулирует тему, настраивает на работу Приветствуют, готовятся к уроку - Регулятивные: самоорганизация
2. Мотивация и проблемный вопрос (5 мин) Ставит вопрос: «Почему одни профессии исчезают, а другие становятся востребованными?» Высказывают мнения, обсуждают Актуализация знаний Коммуникативные: выражение мнения, познавательные: анализ
3. Изучение нового материала (12 мин) Объясняет понятия, функции рынка труда, анализирует рынок региона, приводит примеры востребованных профессий Слушают, делают записи, задают вопросы Формирование знаний о рынке труда Познавательные: анализ, сравнение
4. Аналитическая мини-игра (5 мин) Предлагает разобрать кейс: «Какие профессии востребованы в нашем регионе?» Анализируют кейс, выделяют профессии и компетенции Применение знаний на практике Коммуникативные: работа в группе
5. Практическая работа (15 мин) Организует работу по анализу рынка труда региона (таблица, диаграмма, карта профессий) Работают в группах, анализируют данные, составляют карту профессий Навыки анализа и визуализации рынка труда Познавательные: структурирование информации, коммуникативные: сотрудничество
6. Презентация результатов (5 мин) Организует представление работ, комментирует, оценивает Презентуют результаты, аргументируют выводы Закрепление знаний, развитие презентационных навыков Коммуникативные: выступление, регулятивные: самооценка
7. Рефлексия и подведение итогов (2 мин) Подводит итоги, задает вопросы: «Что нового узнали?», «Какие профессии наиболее перспективны?» Отвечают, делятся впечатлениями Осознание значимости темы Регулятивные: оценка деятельности, познавательные: рефлексия

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Найти информацию о востребованных профессиях региона и подготовить краткое сообщение
  2. Повторить материал урока

Повышенный уровень: 3. Составить мини-таблицу компетенций для выбранной профессии 4. Подготовить вопрос для обсуждения на следующем уроке

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания практической работы:

  • Полнота и логика анализа (1-5 баллов)
  • Корректность выделения профессий и компетенций (1-5 баллов)
  • Применение примеров из реального рынка труда (1-5 баллов)
  • Креативность и оформление (1-5 баллов)
  • Аргументация и презентация (1-5 баллов)

Шкала оценивания:

  • “5” — 21-25 баллов
  • “4” — 16-20 баллов
  • “3” — 10-15 баллов
  • “2” — менее 10 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам урока учащиеся должны:

Знать:

  • Понятия рынок труда, трудовые ресурсы, профессия
  • Функции рынка труда
  • Востребованные профессии региона

Уметь:

  • Анализировать рынок труда
  • Выделять востребованные профессии и компетенции
  • Применять знания для решения практических задач

Владеть:

  • Навыками анализа и визуализации информации
  • Умением работать в команде
  • Презентационными навыками

Дополнительные материалы к уроку:

  • Примеры анализа рынка труда
  • Фото/видео о профессиях региона
  • Глоссарий терминов по теме
  • Ссылки на онлайн-ресурсы по рынку труда