Skip to main content

15. Оптические датчики в робототехнике

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:

Модуль: Основы робототехники
Тема урока: Оптические датчики в робототехнике
Цель урока: Сформировать у обучающихся представление о принципах работы и применении оптических датчиков в робототехнических системах.

Планируемые результаты:

  • Личностные: развитие познавательного интереса к изучению физических явлений; формирование осознанного отношения к выбору технических решений; воспитание внимательности и аккуратности при работе с датчиками.
  • Предметные: понимание принципов работы оптических датчиков; овладение навыками использования датчиков света и цвета; формирование представлений о преобразовании оптических сигналов в электрические.
  • Метапредметные:
    • Регулятивные УУД: развитие умения планировать эксперимент с использованием оптических датчиков; формирование навыков анализа и интерпретации показаний датчиков.
    • Коммуникативные УУД: развитие умения объяснять принципы работы технических устройств; формирование навыков коллективного решения практических задач.
    • Познавательные УУД: развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между физическими явлениями и работой датчиков; формирование навыков преобразования информации из одной формы в другую.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с физическими основами работы оптических датчиков
  2. Объяснить принципы преобразования световых сигналов в электрические и далее в числовые значения
  3. Научить определять интенсивность света с помощью датчиков
  4. Сформировать навыки различения цветов с помощью оптических датчиков
  5. Обеспечить практическое применение оптических датчиков в робототехнических проектах

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала + практическая работа)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Робототехнические наборы с оптическими датчиками (датчик света, датчик цвета)
  • Компьютеры с установленной средой программирования
  • Презентация “Оптические датчики в робототехнике”
  • Демонстрационные материалы по оптике (источники света, цветные фильтры)
  • Рабочие листы для фиксации результатов экспериментов
  • Карточки с задачами для практической работы
  • Образцы различных поверхностей для тестирования датчиков (белая, черная, цветная)
  • Материалы для создания полигона с линиями разного цвета
  • Мультиметры для демонстрации электрических сигналов
  • Таблицы для перевода значений аналоговых сигналов в цифровые

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, экспериментальная деятельность, обучение в сотрудничестве.

Межпредметные связи:

  • Физика: оптика, отражение и поглощение света, фотоэффект, спектр видимого излучения
  • Математика: преобразование показаний датчиков в числовые значения, построение графиков зависимости показаний от интенсивности света

Основные понятия: оптический датчик, фотоэлемент, фоторезистор, фототранзистор, датчик света, датчик цвета, интенсивность света, отражение света, поглощение света, аналоговый сигнал, цифровое значение, калибровка датчика.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создает позитивный настрой. Готовятся к уроку, проверяют наличие необходимых принадлежностей. Психологическая готовность к занятию
2. Актуализация знаний (5 мин) Задает вопросы об изученных ранее датчиках: “Какие типы датчиков мы уже изучили?”, “Как датчик преобразует физическую величину в электрический сигнал?”. Проводит мини-опрос о световых явлениях: “Что происходит со светом при падении на поверхность?”, “Почему мы видим предметы разного цвета?”. Отвечают на вопросы, вспоминают изученный ранее материал о датчиках и световых явлениях, участвуют в обсуждении. Актуализация знаний о датчиках и световых явлениях
3. Постановка цели и задач урока (3 мин) Формулирует тему урока, организует постановку цели урока учащимися: “Сегодня мы будем изучать оптические датчики. Как вы думаете, что нам важно узнать об этих датчиках?” Участвуют в формулировке цели урока, высказывают предположения о том, что важно узнать об оптических датчиках. Осознание цели учебной деятельности
4. Межпредметная связь с физикой: оптика, отражение и поглощение света (10 мин) Объясняет физические основы работы оптических датчиков. Демонстрирует опыты с отражением и поглощением света различными поверхностями. Рассказывает о фотоэффекте и его применении в фотоэлементах. Слушают объяснение, наблюдают демонстрационные опыты, делают записи в тетради, задают вопросы о световых явлениях. Понимание физических основ работы оптических датчиков
5. Изучение принципа работы фотоэлементов (8 мин) Объясняет устройство и принцип работы различных типов фотоэлементов (фоторезистор, фототранзистор, фотодиод). Демонстрирует изменение электрического сопротивления фоторезистора при изменении освещенности с помощью мультиметра. Изучают устройство фотоэлементов, наблюдают за демонстрацией, делают записи в тетради, схематично зарисовывают принцип работы фотоэлементов. Формирование представлений о принципе работы фотоэлементов
6. Межпредметная связь с математикой: преобразование показаний датчиков (7 мин) Объясняет процесс преобразования аналогового сигнала с датчика в цифровое значение. Рассказывает о калибровке датчиков и математических формулах, используемых для обработки сигналов. Демонстрирует построение графика зависимости показаний датчика от освещенности. Слушают объяснение, изучают математические преобразования, строят графики в тетради, задают вопросы о преобразовании сигналов. Понимание математических основ обработки сигналов с датчиков
7. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую физкультминутку с элементами имитации работы светового сенсора. Выполняют физические упражнения, имитируя реакцию на свет. Снятие физического напряжения
8. Практическая работа, часть 1: Знакомство с датчиками света (10 мин) Организует работу с датчиками света. Объясняет, как подключить датчик к контроллеру, демонстрирует программу для считывания показаний. Предлагает измерить уровень освещенности в разных частях класса. Подключают датчики света к контроллерам, запускают программу для считывания показаний, проводят измерения освещенности, записывают результаты в рабочие листы. Формирование практических навыков работы с датчиками света
9. Использование датчика света в робототехнике (5 мин) Демонстрирует примеры использования датчика света в робототехнике (следование за светом, реакция на изменение освещенности). Объясняет практические применения таких систем в реальной жизни (автоматическое включение уличного освещения, управление жалюзи). Наблюдают за демонстрацией, обсуждают возможные применения датчиков света, предлагают свои идеи использования таких датчиков. Понимание практического применения датчиков света
10. Датчики цвета и их особенности (7 мин) Объясняет принцип работы датчика цвета, рассказывает о RGB-модели цветов. Демонстрирует, как датчик цвета различает разные цвета с помощью комбинации световых сенсоров с цветными фильтрами. Слушают объяснение, изучают RGB-модель цветов, задают вопросы о принципе работы датчика цвета. Понимание принципа работы датчиков цвета
11. Практическая работа, часть 2: Работа с датчиком цвета (15 мин) Организует работу с датчиками цвета. Предлагает определить цвета различных объектов с помощью датчика, сравнить показания датчика для разных цветов. Предлагает написать простую программу для распознавания цветов (например, разные действия для разных цветов). Подключают датчики цвета, проводят эксперименты по определению цветов различных объектов, записывают и анализируют полученные данные, создают простую программу для реакции на разные цвета. Формирование практических навыков работы с датчиками цвета
12. Мини-проект “Робот, следующий по линии” (15 мин) Объясняет принцип работы робота, следующего по линии с помощью оптических датчиков. Предлагает группам собрать и запрограммировать простого робота, который будет двигаться вдоль черной линии на белом фоне. Консультирует группы в процессе работы. Работают в группах над созданием робота, следующего по линии, собирают конструкцию, программируют реакцию на показания датчика, тестируют работу своего робота на подготовленном полигоне. Применение полученных знаний в практическом проекте
13. Демонстрация и обсуждение результатов мини-проекта (7 мин) Организует демонстрацию созданных роботов, предлагает каждой группе рассказать о своем решении, сравнивает различные подходы к программированию движения по линии. Демонстрируют работу своих роботов, объясняют принцип работы программы, сравнивают свои решения с решениями других групп. Развитие навыков представления результатов работы
14. Рефлексия (3 мин) Предлагает учащимся оценить свое понимание принципов работы оптических датчиков. Задает вопросы: “Что было самым интересным на уроке?”, “Какие трудности возникли при работе с оптическими датчиками?”, “Какие идеи возникли для дальнейшего использования этих датчиков?”. Оценивают свое понимание материала, отвечают на вопросы, делятся впечатлениями об уроке, рассказывают о возникших идеях. Развитие навыков самооценки и рефлексии
15. Домашнее задание (3 мин) Объясняет домашнее задание: 1) Подготовить мини-доклад о применении оптических датчиков в повседневной жизни; 2) Продумать идею робота, использующего датчики света или цвета для решения практической задачи. Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. Понимание домашнего задания
16. Подведение итогов урока (3 мин) Обобщает изученный материал, подчеркивает важность оптических датчиков в робототехнике, отмечает успехи учащихся. Слушают обобщение учителя, задают возникшие вопросы. Осознание результатов урока

Диагностика результатов:

  1. Оценка понимания физических принципов работы оптических датчиков через ответы на вопросы
  2. Анализ результатов практической работы с датчиками света и цвета
  3. Оценка созданных программ для работы с оптическими датчиками
  4. Наблюдение за работой в группах при создании мини-проекта
  5. Оценка функциональности робота, следующего по линии
  6. Анализ ответов при рефлексии
  7. Проверка качества выполнения домашнего задания на следующем уроке