Skip to main content

Построение чертежа в САПР на основе 3D-модели

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Образовательная организация: (ваша школа)
Учитель: (ФИО)
Дата проведения: (дата)
Класс: 8

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Компьютерная графика. Черчение
Тема урока: Технология построения чертежа в САПР на основе трехмерной модели
Цель урока: Научиться строить ассоциативные чертежи в САПР на основе 3D-моделей, освоить порядок создания чертежей, анализировать и синтезировать формы объектов.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знание порядка создания чертежа в САПР на основе 3D-модели
  • Понимание принципов ассоциативного чертежа
  • Навыки построения геометрических примитивов (цилиндр, конус, призма)
  • Умение анализировать форму объекта и синтезировать модель

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: планирование, самоорганизация, оценка результатов
  • Познавательные УУД: анализ, синтез, работа с информацией, визуализация
  • Коммуникативные УУД: работа в группе, аргументация, презентация результатов

Личностные:

  • Формирование интереса к инженерным и дизайнерским профессиям
  • Развитие креативного и пространственного мышления
  • Осознание значимости цифровых компетенций

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить с порядком создания чертежа в САПР на основе 3D-модели
  • Изучить ассоциативные чертежи, дерево модели, способы формообразования
  • Показать примеры сложных моделей и сборочных чертежей

Развивающие:

  • Развивать креативность и пространственное мышление
  • Формировать навыки анализа и синтеза формы объекта
  • Развивать умение работать с инструментами САПР

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к инженерным и цифровым профессиям
  • Формировать культуру командной работы
  • Развивать ответственность за результат

Тип урока: Комбинированный (теория + практика)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютеры с установленным САПР (Fusion 360, Компас-3D и др.)
  • Проектор, экран
  • Презентация по теме урока
  • Раздаточный материал (шаблоны чертежей, инструкции)
  • Примеры 3D-моделей и чертежей
  • Онлайн-ресурсы для вдохновения

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии:

  • Проектное и проблемное обучение
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Групповая работа
  • STEM-подход

Межпредметные связи:

  • Математика: Геометрия, пространственное мышление
  • Информатика: Работа с программным обеспечением, визуализация
  • Технология: Проектирование, моделирование
  • ИЗО: Креативность, композиция

Основные понятия: САПР, ассоциативный чертеж, 3D-модель, геометрические примитивы, дерево модели, формообразование, эскиз, сборочный чертеж

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует, формулирует тему, настраивает на работу Приветствуют, готовятся к уроку - Регулятивные: самоорганизация
2. Мотивация и креативный вызов (5 мин) Демонстрирует примеры чертежей и моделей, задает вопрос: «Как из 3D-модели получить чертеж?» Высказывают идеи, обсуждают, вдохновляются Актуализация знаний, мотивация Коммуникативные: выражение мнения, познавательные: анализ
3. Изучение нового материала (10 мин) Объясняет порядок создания чертежа, ассоциативность, работу с деревом модели, демонстрирует построение примитивов Слушают, делают записи, задают вопросы, наблюдают за демонстрацией Формирование знаний о черчении и моделировании Познавательные: анализ, синтез
4. Аналитическая мини-игра (5 мин) Предлагает разобрать примеры: «Как построен этот чертеж? Какие операции использованы?» Анализируют примеры, обсуждают способы построения Применение знаний на практике Коммуникативные: работа в группе
5. Практическая работа (20 мин) Организует выполнение задания: построение чертежа на основе 3D-модели, консультирует Используют инструменты САПР для построения чертежа, создают примитивы, редактируют эскизы Навыки работы с САПР, креативность Познавательные: структурирование информации, коммуникативные: сотрудничество
6. Презентация и обсуждение (7 мин) Организует представление работ, комментирует, оценивает Презентуют свои чертежи, аргументируют решения Закрепление знаний, развитие презентационных навыков Коммуникативные: выступление, регулятивные: самооценка
7. Рефлексия и подведение итогов (3 мин) Подводит итоги, задает вопросы: «Что нового узнали?», «Какие профессии заинтересовали?» Отвечают, делятся впечатлениями Осознание значимости темы Регулятивные: оценка деятельности, познавательные: рефлексия

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Найти пример ассоциативного чертежа, подготовить краткое описание
  2. Повторить материал урока

Повышенный уровень: 3. Построить простой чертеж на основе 3D-модели в онлайн-САПР и сделать скриншот 4. Подготовить вопрос для обсуждения на следующем уроке

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания практической работы:

  • Полнота и логика построения чертежа (1-5 баллов)
  • Корректность использования инструментов САПР (1-5 баллов)
  • Креативность и оформление (1-5 баллов)
  • Соответствие требованиям к чертежам (1-5 баллов)
  • Аргументация и презентация (1-5 баллов)

Шкала оценивания:

  • “5” — 21-25 баллов
  • “4” — 16-20 баллов
  • “3” — 10-15 баллов
  • “2” — менее 10 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам урока учащиеся должны:

Знать:

  • Порядок построения чертежа в САПР на основе 3D-модели
  • Принципы ассоциативного чертежа, дерево модели
  • Современные профессии в сфере компьютерной графики и черчения

Уметь:

  • Использовать инструменты САПР для построения чертежей
  • Анализировать и синтезировать формы объектов
  • Презентовать и аргументировать свои решения

Владеть:

  • Навыками работы с программным обеспечением для черчения
  • Креативным и пространственным мышлением
  • Презентационными навыками

Дополнительные материалы к уроку:

  • Примеры чертежей и моделей
  • Видеоуроки по работе в САПР
  • Глоссарий терминов по теме
  • Ссылки на онлайн-ресурсы для вдохновения