Skip to main content

6. Практическая работа «Сборка модели с ременной или зубчатой передачей»

📊 Открыть презентацию

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:

Модуль: Основы робототехники
Тема урока: Практическая работа «Сборка модели с ременной или зубчатой передачей»
Цель урока: Создать условия для формирования у обучающихся практических навыков конструирования механизмов с заданным передаточным числом и экспериментального определения зависимости между передаточным отношением и выигрышем в силе или скорости.

Планируемые результаты:

  • Личностные: развитие любознательности и интереса к техническому творчеству; формирование навыков сотрудничества при работе в парах; воспитание аккуратности и ответственности при работе с техническими устройствами.
  • Предметные: приобретение навыков конструирования механизмов с ременной и зубчатой передачей; умение измерять и рассчитывать передаточное отношение; понимание зависимости между передаточным числом и выигрышем в силе или скорости.
  • Метапредметные:
    • Регулятивные УУД: умение планировать последовательность действий для сборки механизма; развитие навыков самоконтроля и самопроверки.
    • Коммуникативные УУД: развитие умения работать в паре, согласовывать действия для достижения общего результата.
    • Познавательные УУД: развитие навыков экспериментального исследования; умение анализировать результаты эксперимента и делать выводы.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Закрепить знания о видах механических передач и их свойствах
  2. Научить собирать модели с ременной и зубчатой передачей
  3. Сформировать умение конструировать механизмы с заданным передаточным числом
  4. Развивать навыки экспериментального определения передаточного отношения
  5. Научить измерять и анализировать выигрыш в силе или скорости при разных передаточных числах
  6. Формировать умение применять математические расчеты при конструировании механизмов

Тип урока: урок-практикум

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Робототехнические конструкторы с набором деталей для создания механических передач
  • Моторы, батарейные блоки или аккумуляторы
  • Инструкционные карты со схемами сборки различных передач
  • Мультимедийный проектор, экран
  • Презентация с примерами механических передач
  • Рабочие листы для фиксации результатов измерений
  • Линейки, транспортиры, секундомеры
  • Грузики разной массы для тестирования силовых характеристик
  • Тахометр (при возможности) или метки для визуального подсчета оборотов
  • Динамометр для измерения силы (при наличии)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность, обучение в сотрудничестве.

Межпредметные связи:

  • Физика: экспериментальное определение передаточного отношения, сила, скорость, работа
  • Математика: расчет скорости вращения выходного вала по входному, пропорциональные зависимости, отношения величин

Основные понятия: механическая передача, зубчатая передача, ременная передача, передаточное число, редуктор, мультипликатор, крутящий момент, угловая скорость, выигрыш в силе, выигрыш в скорости.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует рабочее пространство. Готовятся к уроку, проверяют наличие необходимых принадлежностей. Психологическая готовность к занятию
2. Актуализация знаний и постановка задачи (5 мин) Напоминает о механических передачах, изученных на прошлом уроке. Задает вопросы: “Что такое передаточное число?”, “От чего зависит выигрыш в силе или скорости?” Формулирует задачи практической работы. Отвечают на вопросы, вспоминают материал прошлого урока, формулируют цели работы. Актуализация имеющихся знаний, подготовка к практической работе
3. Инструктаж по выполнению практической работы (7 мин) Объясняет порядок выполнения работы: 1) Сборка механизма с зубчатой передачей по инструкции; 2) Измерение передаточного отношения; 3) Тестирование на выигрыш в силе или скорости; 4) Сборка механизма с ременной передачей; 5) Сравнение характеристик. Объясняет методику измерений и заполнения таблиц результатов. Слушают инструкцию, задают уточняющие вопросы, изучают инструкционные карты и рабочие листы. Понимание порядка выполнения практической работы
4. Организация работы в парах (3 мин) Делит класс на пары, раздает конструкторы, инструкционные карты и рабочие листы. Помогает распределить обязанности в парах. Объединяются в пары, распределяют роли, готовят материалы для работы. Формирование навыков сотрудничества
5. Практическая работа “Сборка модели с зубчатой передачей” (15 мин) Консультирует учащихся, следит за правильностью сборки, помогает преодолевать возникающие трудности. Напоминает о необходимости точного следования инструкции для обеспечения заданного передаточного числа. Собирают модель с зубчатой передачей по инструкции, подсчитывают количество зубьев шестерен, определяют передаточное число. Формирование практических навыков конструирования зубчатой передачи
6. Экспериментальная часть: исследование зубчатой передачи (10 мин) Объясняет методику проведения эксперимента: а) измерение числа оборотов входного и выходного валов за одно и то же время; б) определение выигрыша в силе при подъеме груза. Помогает с проведением измерений. Подключают мотор к модели, проводят измерения, заполняют таблицу результатов. Рассчитывают экспериментальное значение передаточного числа, сравнивают с теоретическим. Развитие навыков экспериментального исследования механизмов
7. Физкультминутка (2 мин) Проводит динамическую паузу с упражнениями для снятия усталости глаз и напряжения рук. Выполняют упражнения. Снятие физического напряжения
8. Практическая работа “Сборка модели с ременной передачей” (12 мин) Объясняет особенности сборки ременной передачи, обращает внимание на натяжение ремня и выбор шкивов нужного диаметра для обеспечения заданного передаточного числа. Разбирают предыдущую модель и собирают новую с ременной передачей, измеряют диаметры шкивов, рассчитывают передаточное число. Формирование практических навыков конструирования ременной передачи
9. Экспериментальная часть: исследование ременной передачи (10 мин) Координирует проведение экспериментов с ременной передачей, предлагает сравнить её с зубчатой по эффективности передачи вращения. Проводят те же эксперименты, что и с зубчатой передачей, заполняют таблицу результатов. Сравнивают эффективность двух типов передач. Углубление понимания свойств различных типов механических передач
10. Решение экспериментальной задачи (8 мин) Предлагает задачу: сконструировать механизм с передаточным числом 1:3 (ученики сами выбирают тип передачи). Консультирует, наблюдает за работой. Подбирают подходящие шестерни или шкивы, конструируют механизм с заданным передаточным числом, проверяют его экспериментально. Развитие навыков применения знаний для решения конструкторских задач
11. Представление и обсуждение результатов (7 мин) Организует представление результатов работы пар, сравнение полученных данных. Задает вопросы: “Какая передача обеспечивает больший выигрыш в силе?”, “При какой передаче выше скорость вращения?” Представляют результаты своих измерений, сравнивают с результатами других пар, объясняют различия, отвечают на вопросы. Развитие коммуникативных навыков, обобщение результатов эксперимента
12. Закрепление материала: межпредметная связь с математикой (5 мин) Предлагает решить задачу: “Если входной вал делает 120 оборотов в минуту, а передаточное число механизма 1:4, то какова скорость вращения выходного вала?” Решают задачу, применяя математические формулы, проверяют результаты друг у друга. Закрепление межпредметных связей с математикой
13. Рефлексия (3 мин) Предлагает учащимся оценить свое понимание материала и успешность выполнения практической работы с помощью приема “Светофор”: зеленый - все понятно, желтый - есть вопросы, красный - многое непонятно. Просит каждого назвать одно новое открытие, сделанное на уроке. Оценивают свою работу на уроке, делятся впечатлениями и новыми знаниями. Развитие навыков самооценки и рефлексии
14. Домашнее задание (3 мин) Объясняет домашнее задание: 1) Нарисовать схему механизма с комбинированной передачей (зубчатой и ременной), рассчитать его передаточное число; 2) Найти примеры использования различных передач в бытовой технике. Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. Понимание домашнего задания
15. Подведение итогов урока (3 мин) Обобщает результаты практической работы, акцентирует внимание на зависимости между передаточным числом и выигрышем в силе или скорости, выставляет оценки. Слушают, задают вопросы. Осознание результатов урока

Диагностика результатов:

  1. Оценка правильности сборки механизмов с заданным передаточным числом
  2. Анализ точности проведенных измерений и расчетов
  3. Оценка заполнения рабочих листов с результатами экспериментов
  4. Наблюдение за активностью учащихся в процессе практической работы
  5. Оценка умения применять теоретические знания для решения практических задач
  6. Анализ ответов на вопросы при обсуждении результатов
  7. Оценка самостоятельности в решении экспериментальной задачи