Конструирование робототехнической модели
Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Модуль: Основы робототехники
Тема урока: Конструирование робототехнической модели
Цель урока: Создать условия для формирования у обучающихся практических навыков конструирования робототехнических моделей с учетом основных инженерных принципов.
Планируемые результаты:
- Личностные: развитие любознательности, инженерного мышления; формирование ответственного отношения к выполнению практических заданий; воспитание терпения и аккуратности при конструировании.
- Предметные: овладение знаниями об основных конструктивных элементах роботов; приобретение умений соединять детали различными способами; формирование понимания принципов обеспечения жесткости конструкции.
- Метапредметные:
- Регулятивные УУД: умение планировать последовательность действий для достижения результата; развитие навыков самоконтроля и оценки своей деятельности.
- Коммуникативные УУД: развитие умения работать в паре/группе, договариваться о распределении функций; формирование навыков взаимопомощи.
- Познавательные УУД: развитие пространственного мышления; формирование умения анализировать конструкцию с точки зрения её прочности и устойчивости.
Задачи урока:
- Изучить основные конструктивные элементы, используемые в робототехнике
- Освоить различные способы соединения деталей робототехнических конструкторов
- Сформировать понимание принципов обеспечения жесткости конструкции
- Рассмотреть связь между центром тяжести и устойчивостью робототехнических моделей
- Научить применять принципы симметрии и геометрические формы при конструировании
Тип урока: комбинированный (теоретическая часть + практическая работа)
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
- Образовательные робототехнические наборы (LEGO Education, TRIK, Arduino или аналоги)
- Демонстрационные модели различных типов соединений и конструкций
- Мультимедийное оборудование (проектор, экран)
- Презентация “Основы конструирования робототехнических моделей”
- Инструкционные карты с заданиями для практической работы
- Схемы различных типов соединений деталей
- Рабочие листы для записи результатов наблюдений и тестирования конструкций
- Весы для определения центра тяжести модели (по 1 на группу)
Образовательные технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, технология мастерских, информационно-коммуникационные технологии.
Межпредметные связи:
- Физика: понятие о центре тяжести, устойчивости конструкций
- Математика: геометрические формы, симметрия в конструкциях
- Технология: основы конструирования и моделирования
Основные понятия: конструктивные элементы, соединение деталей, жесткость конструкции, центр тяжести, устойчивость, симметрия, несущие конструкции, балки, фермы, каркасы, консоли.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
---|---|---|---|
1. Организационный момент (2 мин) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует рабочие места. | Готовятся к уроку, проверяют наличие необходимых принадлежностей. | Психологическая готовность к занятию |
2. Актуализация знаний (5 мин) | Задает вопросы о конструкциях роботов, виденных учениками: “Из каких частей состоят роботы?”, “Почему некоторые конструкции прочнее других?”. Показывает изображения различных роботов и их конструктивных элементов. | Отвечают на вопросы, делятся своими наблюдениями, анализируют изображения. | Активизация имеющихся знаний, подготовка к восприятию новой информации |
3. Мотивация и целеполагание (3 мин) | Демонстрирует проблемную ситуацию: показывает две модели – устойчивую и неустойчивую. Задает вопрос: “Почему одна модель устойчива, а другая нет?” Совместно с учащимися формулирует цель урока. | Наблюдают за демонстрацией, высказывают предположения, участвуют в формулировке цели урока. | Формирование познавательного интереса, осознание цели урока |
4. Изучение нового материала: основные конструктивные элементы (8 мин) | Объясняет основные конструктивные элементы робототехнических моделей с использованием презентации: балки, фермы, каркасы, шарниры, соединители. Демонстрирует примеры на реальных моделях. | Слушают объяснение, рассматривают примеры, делают записи и зарисовки в тетрадях, задают вопросы. | Формирование представлений об основных конструктивных элементах роботов |
5. Межпредметная связь с математикой (5 мин) | Объясняет роль геометрических форм в конструкциях: “Какие геометрические фигуры обеспечивают наибольшую жесткость?”. Рассказывает о значении симметрии в робототехнических конструкциях. | Вспоминают изученные геометрические фигуры, отвечают на вопросы, приводят примеры симметричных конструкций. | Установление межпредметных связей с математикой, понимание роли геометрии в конструировании |
6. Межпредметная связь с физикой (7 мин) | Объясняет понятие центра тяжести и его влияние на устойчивость конструкции. Демонстрирует опыты по определению центра тяжести различных моделей. Объясняет принцип “чем ниже центр тяжести, тем устойчивее конструкция”. | Наблюдают за демонстрацией, участвуют в опытах, делают выводы, записывают основные положения. | Установление межпредметных связей с физикой, понимание физических основ устойчивости конструкций |
7. Изучение нового материала: принципы соединения деталей (10 мин) | Демонстрирует различные типы соединений деталей: жесткие, подвижные, разъемные, неразъемные. Объясняет преимущества и недостатки каждого типа. Показывает, как правильно соединять детали для обеспечения прочности конструкции. | Изучают типы соединений, делают пробные соединения деталей из имеющихся наборов, сравнивают их прочность. | Понимание принципов соединения деталей, развитие практических навыков конструирования |
8. Физкультминутка (2 мин) | Проводит короткий комплекс упражнений для снятия усталости. | Выполняют упражнения. | Снятие напряжения, подготовка к практической деятельности |
9. Практическая работа в парах: “Создание устойчивой конструкции” (15 мин) | Объясняет задание: создать конструкцию максимальной высоты, которая должна быть устойчивой при небольшом наклоне поверхности. Раздает инструкционные карты, наблюдает за работой учащихся, консультирует, задает наводящие вопросы. | Работают в парах, проектируют и собирают конструкцию, тестируют её устойчивость, при необходимости вносят изменения. Заполняют рабочие листы, отмечая применяемые принципы конструирования. | Развитие практических навыков конструирования, применение знаний о центре тяжести и устойчивости |
10. Эксперимент: испытание на жесткость (5 мин) | Организует испытание созданных конструкций на жесткость: предлагает поместить на конструкцию небольшой груз. Объясняет, как можно усилить конструкцию для повышения её жесткости. | Проводят испытания своих конструкций, наблюдают за результатами, делают выводы, вносят усовершенствования. | Развитие навыков анализа и оптимизации конструкции |
11. Представление и обсуждение результатов (8 мин) | Организует представление созданных конструкций. Предлагает учащимся объяснить, какие принципы они использовали для обеспечения устойчивости и жесткости. | Представляют свои конструкции, объясняют принципы, использованные при создании, отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении. | Развитие коммуникативных навыков, умения анализировать и представлять результаты своей работы |
12. Закрепление материала (5 мин) | Проводит мини-викторину по изученным понятиям и принципам: “Назовите типы соединений”, “Как обеспечить устойчивость высокой конструкции?”, “Какие геометрические фигуры обеспечивают жесткость конструкции?” | Отвечают на вопросы викторины индивидуально или в командах. | Закрепление полученных знаний |
13. Рефлексия (3 мин) | Проводит рефлексию с использованием приема “Лестница успеха”: учащиеся отмечают, на какой ступеньке (от 1 до 5) они находятся в понимании темы. Задает вопросы: “Что нового вы узнали?”, “Что оказалось самым сложным?”, “Какой принцип конструирования кажется вам самым важным?” | Оценивают свой уровень понимания темы, отвечают на вопросы, делятся впечатлениями от урока. | Развитие навыков самооценки и рефлексии |
14. Домашнее задание (2 мин) | Объясняет домашнее задание: 1) Найти и зарисовать примеры различных конструктивных элементов в повседневной жизни (мосты, башни, мебель); 2) Подготовиться к следующему уроку по теме “Механизмы в робототехнике”. | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. | Понимание домашнего задания |
15. Подведение итогов урока (5 мин) | Обобщает изученный материал, отмечает успешные конструкторские решения учащихся, выставляет оценки, благодарит за работу. | Слушают, задают вопросы. | Осознание результатов урока |
- Оценка теоретических знаний через ответы на вопросы и участие в мини-викторине
- Оценка созданных конструкций по критериям: устойчивость, жесткость, оригинальность решения
- Оценка умения объяснить применяемые конструкторские принципы
- Анализ заполненных рабочих листов
- Наблюдение за работой учащихся во время практической части (умение сотрудничать, планировать работу, преодолевать трудности)
- Самооценка учащихся (рефлексия)