Skip to main content

Практическая работа «Создание робота с комплексной сенсорной системой»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Класс: 6

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Мобильная робототехника
Тема урока: Практическая работа «Создание робота с комплексной сенсорной системой»
Цель урока: Создать условия для формирования практических навыков конструирования и программирования робота с комплексной сенсорной системой, способного одновременно следовать по линии и обходить препятствия на пути.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение интегрировать в робота несколько типов датчиков
  • Навык программирования алгоритмов обработки данных с разных датчиков
  • Понимание принципов приоритезации действий робота на основе показаний разных датчиков
  • Умение создавать комплексные алгоритмы управления с ветвлениями и условиями

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение планировать сложную систему с несколькими сенсорами, отлаживать работу и находить оптимальные решения
  • Познавательные УУД: умение устанавливать взаимосвязи между данными от различных датчиков, принимать решения на основе комплексной информации
  • Коммуникативные УУД: умение работать в команде при создании сложной робототехнической системы, распределять задачи и координировать действия

Личностные:

  • Развитие системного и инженерного мышления
  • Формирование настойчивости при решении комплексных технических задач
  • Воспитание ответственности за качество созданного технического продукта
  • Развитие творческого подхода к решению многофакторных задач

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Образовательные:

  • Закрепить знания о принципах работы датчиков линии и расстояния
  • Научить методам интеграции нескольких датчиков в единую систему
  • Сформировать понимание логики приоритезации данных от разных датчиков

Развивающие:

  • Развивать навыки комплексного программирования с использованием нескольких датчиков
  • Формировать умение отладки сложных алгоритмов взаимодействия с окружающей средой
  • Развивать аналитическое мышление при оптимизации работы сенсорной системы

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру проектирования сложных технических систем
  • Формировать навыки командной работы и распределения ролей
  • Развивать ответственность за результаты своего труда

Тип урока: Практическая работа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Робототехнические наборы (по одному на группу из 2-3 учащихся)
  • Датчики линии (минимум два на группу)
  • Датчики расстояния (ультразвуковые или инфракрасные, по одному на группу)
  • Дополнительные конструктивные элементы для крепления датчиков
  • Компьютеры с установленной средой программирования
  • Полигон для тестирования с нарисованными линиями и расставленными препятствиями
  • Презентация с примерами алгоритмов обработки данных с нескольких датчиков
  • Схемы подключения датчиков к контроллеру
  • Раздаточный материал с описанием возможных логических условий для принятия решений

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии:

  • Проектное обучение
  • Практико-ориентированное обучение
  • Работа в малых группах
  • Проблемное обучение

Межпредметные связи:

  • Математика: Приоритезация данных от разных датчиков, логические условия выбора, пороговые значения, алгебра логики
  • Физика: Объединение данных о расстоянии и положении для точной навигации, распространение волн, отражение сигналов
  • Информатика: Условные операторы, составные условия, приоритеты выполнения операций, машина состояний
  • Технология: Конструирование с учетом размещения нескольких датчиков, оптимальное расположение элементов

Основные понятия: Комплексная сенсорная система, датчик линии, датчик расстояния, приоритезация данных, логические условия, объединение сенсоров, параллельная обработка данных, пороговые значения, состояние системы, машина состояний, алгоритм принятия решений, ветвление, обход препятствий

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (3 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Проводит инструктаж по технике безопасности при работе с электронными компонентами и движущимися механизмами. Готовят рабочие места, проверяют наличие необходимых компонентов Знание правил безопасной работы с робототехническими наборами Регулятивные: самоорганизация
2. Постановка задачи (7 мин) Формулирует цель практической работы: “Сегодня вы создадите робота, который одновременно может следовать по линии и обходить препятствия на пути”. Демонстрирует видео с примером работы такого робота. Объясняет условия успешного выполнения задачи: робот должен в приоритетном порядке избегать столкновений с препятствиями и при этом стремиться следовать по линии. Слушают задание, смотрят видео, задают уточняющие вопросы, обсуждают стратегию решения задачи Понимание целей практической работы и критериев успешного выполнения Познавательные: целеполагание Коммуникативные: формулирование вопросов
3. Актуализация знаний (5 мин) Задает вопросы: “Как работают датчики линии?”, “Как работают датчики расстояния?”, “Какие алгоритмы следования по линии мы изучили ранее?”, “Как можно организовать обход препятствий?” Отвечают на вопросы, вспоминают принципы работы датчиков и алгоритмы управления, делятся опытом предыдущих проектов Актуализация знаний о работе датчиков и алгоритмах управления Познавательные: извлечение имеющихся знаний Коммуникативные: участие в обсуждении
4. Планирование комплексной сенсорной системы (10 мин) Объясняет принципы создания комплексной сенсорной системы: 1) Выбор и размещение датчиков на роботе 2) Определение приоритетов обработки данных 3) Составление логических условий для принятия решений 4) Проектирование алгоритма с учетом всех возможных ситуаций Показывает примеры размещения датчиков на роботе для оптимального восприятия информации. Слушают объяснения, делают записи, обсуждают в группах оптимальное размещение датчиков для своего робота, составляют схему расположения датчиков Понимание принципов создания комплексной сенсорной системы Познавательные: анализ и планирование Регулятивные: целеполагание и планирование
5. Конструирование робота с комплексной сенсорной системой (20 мин) Организует работу в группах по 2-3 человека. Консультирует по вопросам конструирования, обращает внимание на правильное размещение датчиков. Напоминает о необходимости учета взаимного влияния датчиков друг на друга. Работают в группах: собирают базовую платформу робота, устанавливают датчики линии в нижней части корпуса, монтируют датчик расстояния в передней части, обеспечивают надежное крепление всех компонентов, подключают датчики к контроллеру Умение конструировать робота с несколькими типами датчиков Регулятивные: организация деятельности Коммуникативные: работа в группе
6. Разработка алгоритма обработки данных (10 мин) Объясняет принципы приоритезации данных от разных датчиков и логику принятия решений: 1) Определение пороговых значений для каждого датчика 2) Создание иерархии приоритетов (например, избегание препятствий важнее следования по линии) 3) Разработка алгоритма с состояниями (нормальное следование по линии, обход препятствия) Демонстрирует блок-схему алгоритма с комплексной обработкой данных. Разрабатывают алгоритм работы своего робота: определяют пороговые значения для датчиков, создают иерархию приоритетов, проектируют логику переключения между различными состояниями, составляют блок-схему алгоритма Умение разрабатывать алгоритмы обработки данных от нескольких датчиков Познавательные: алгоритмическое мышление Регулятивные: планирование
7. Программирование (20 мин) Демонстрирует примеры программного кода для обработки данных с разных датчиков и организации ветвления алгоритма. Обращает внимание на необходимость использования составных логических условий (AND, OR). Консультирует группы в процессе программирования. Программируют робота: создают функции чтения данных с датчиков, реализуют алгоритм следования по линии, добавляют проверку расстояния до препятствий, программируют логику обхода препятствий, объединяют всё в единую программу с приоритезацией Умение программировать комплексные алгоритмы с обработкой данных от нескольких датчиков Познавательные: применение знаний на практике Регулятивные: контроль и коррекция
8. Тестирование и отладка (15 мин) Организует тестирование роботов на специальном полигоне с линией и препятствиями. Предлагает провести несколько итераций тестирования с постепенным усложнением задачи (сначала только линия, потом добавление препятствий). Помогает выявлять и устранять проблемы. Тестируют работу робота: проверяют корректность следования по линии, тестируют реакцию на препятствия, отлаживают программу, корректируют пороговые значения и алгоритмы, проводят повторные тесты после каждого изменения Умение тестировать и отлаживать работу комплексной робототехнической системы Регулятивные: контроль, коррекция Познавательные: анализ результатов
9. Демонстрация и анализ результатов (12 мин) Организует демонстрацию работы созданных роботов. Предлагает каждой группе показать функционирование своего робота и рассказать об особенностях реализации. Задает вопросы: “Как ваша программа определяет приоритет действий?”, “Какие проблемы возникли и как вы их решили?” Демонстрируют работу своего робота, объясняют принципы обработки данных с разных датчиков, комментируют особенности алгоритма, отвечают на вопросы Понимание принципов комплексной обработки сенсорных данных Коммуникативные: презентация результатов Познавательные: рефлексия
10. Рефлексия и подведение итогов (3 мин) Подводит итоги практической работы, отмечает успешные решения и типичные проблемы. Задает вопросы: “Какие преимущества дает использование нескольких типов датчиков?”, “С какими сложностями вы столкнулись при объединении данных от разных сенсоров?” Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, оценивают свои достижения, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления Осознание значимости комплексной обработки данных в робототехнике Регулятивные: оценка результатов Познавательные: обобщение опыта

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Составить отчет о проделанной практической работе с описанием конструкции робота и алгоритма обработки данных
  2. Предложить способ улучшения разработанной системы (повышение точности, скорости реакции и т.д.)

Повышенный уровень:
3. Разработать концепцию робота с тремя типами датчиков и схемой их взаимодействия 4. Спроектировать алгоритм обработки данных при противоречивых показаниях датчиков (что делать, если один датчик “говорит одно”, а другой - противоположное)

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания практической работы:

  • Качество конструкции робота и расположения датчиков (1-5 баллов)
  • Корректность алгоритма и программы обработки данных (1-5 баллов)
  • Эффективность следования по линии (1-5 баллов)
  • Надежность обхода препятствий (1-5 баллов)
  • Оптимальность решения при одновременном выполнении обеих задач (1-5 баллов)

Шкала оценивания:

  • “5” - 21-25 баллов
  • “4” - 16-20 баллов
  • “3” - 10-15 баллов
  • “2” - менее 10 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам урока учащиеся должны:

Знать:

  • Принципы работы комплексной сенсорной системы
  • Методы приоритезации данных от разных датчиков
  • Способы объединения алгоритмов следования по линии и обхода препятствий
  • Подходы к отладке сложных робототехнических систем

Уметь:

  • Конструировать роботов с несколькими типами датчиков
  • Программировать алгоритмы обработки комплексных сенсорных данных
  • Реализовывать логику принятия решений на основе показаний нескольких датчиков
  • Отлаживать работу сложных алгоритмов управления роботом

Владеть:

  • Навыками создания комплексных робототехнических систем
  • Методами интеграции нескольких сенсоров в единую систему
  • Приемами оптимизации работы робота в сложных условиях
  • Способами анализа и решения проблем при комплексной обработке данных

Дополнительные материалы к уроку:

  • Схемы размещения датчиков на различных типах робототехнических платформ
  • Примеры программ для комплексной обработки данных с нескольких датчиков
  • Алгоритмы переключения между режимами следования по линии и обхода препятствий
  • Таблица типичных проблем при совмещении нескольких сенсорных систем и способов их решения
  • Видеоматериалы с примерами работы роботов с комплексной сенсорной системой