Skip to main content

29. Защита проекта «Взаимодействие роботов»

Технологическая карта урока

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Проектная деятельность в робототехнике

Тема урока: 29. Защита учебного проекта «Взаимодействие роботов»

Цель урока: Развить навыки публичного представления технических проектов через защиту разработанных робототехнических систем с демонстрацией их взаимодействия и обоснованием принятых решений.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Демонстрировать работу созданной робототехнической системы
  • Обосновывать выбор технических решений и алгоритмов взаимодействия роботов
  • Представлять результаты тестирования системы и данные измерений
  • Понимать перспективы развития и совершенствования проекта

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: самоорганизация при публичном выступлении, контроль времени, адаптация к вопросам
  • Познавательные УУД: структурирование информации для презентации, визуализация данных, обобщение результатов проекта
  • Коммуникативные УУД: аргументированное представление своих идей, ясное изложение технических концепций, ответы на вопросы

Личностные:

  • Формирование уверенности при публичных выступлениях
  • Развитие критического мышления при анализе достоинств и недостатков своего проекта
  • Воспитание культуры ведения дискуссии и восприятия критики
  • Осознание ценности командной работы и вклада каждого участника в проект

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Организовать публичную защиту проектов с демонстрацией работы роботов
  2. Развить навыки структурированного представления технических решений
  3. Научить учащихся аргументировать выбор технических решений
  4. Сформировать навыки грамотного представления данных и результатов тестирования
  5. Организовать конструктивное обсуждение представленных проектов

Тип урока: Защита проектов

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютер, проектор и экран для презентаций
  • Готовые к демонстрации роботы
  • Дополнительные аккумуляторы и запасные части на случай неполадок
  • Видеокамера для записи демонстрации работы роботов
  • Презентации проектов, подготовленные учащимися
  • Техническая документация проектов
  • Демонстрационная площадка для показа взаимодействия роботов
  • Таймер для контроля регламента выступлений
  • Оценочные листы для жюри и для взаимооценки учащихся

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: Проектная технология, технология публичной презентации, технология развития критического мышления, игровые технологии (соревновательный элемент)

Межпредметные связи:

  • Риторика: структурирование презентации, аргументация технических решений, техники публичного выступления
  • Информатика: визуализация результатов, представление данных, мультимедийные презентации
  • Физика: демонстрация физических принципов работы роботов
  • Математика: представление данных измерений и результатов тестирования
  • Русский язык: грамотная речь, использование технической терминологии
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (5 мин) Приветствует учащихся, гостей и членов жюри (если они приглашены).

Объясняет порядок и регламент защиты проектов:
- 7-8 минут на выступление
- 3-5 минут на демонстрацию работы роботов
- 3-5 минут на вопросы

Представляет критерии оценки проектов.

Проверяет готовность технических средств и демонстрационной площадки.
Занимают места, проверяют готовность своих презентаций и роботов.

Воспринимают порядок и регламент проведения защиты.

Задают организационные вопросы (при необходимости).
Регулятивные: принятие правил проведения защиты, самоорганизация.

Коммуникативные: готовность к публичному выступлению.
2. Вводное слово о значимости проектов (3 мин) Кратко рассказывает о значимости проектной деятельности в области робототехники.

Подчеркивает важность полученных в ходе работы над проектом компетенций для дальнейшего обучения и профессионального развития.

Желает учащимся успешной защиты.
Слушают вводное слово.

Настраиваются на защиту проектов.
Личностные: осознание значимости выполненной работы и приобретенных навыков.
3. Защита проектов первой группы (20 мин) Объявляет выступление первой группы.

Следит за соблюдением регламента.

При необходимости помогает с техническими вопросами во время демонстрации.

После выступления задает уточняющие вопросы, стимулирует вопросы от других учащихся.

Отмечает сильные стороны презентации и демонстрации.
Первая группа:
- Представляет свой проект согласно подготовленному плану
- Демонстрирует работу взаимодействующих роботов
- Обосновывает принятые технические решения
- Представляет результаты тестирования
- Отвечает на вопросы

Остальные учащиеся:
- Внимательно слушают
- Задают вопросы по проекту
- Заполняют листы взаимооценки
Умение представлять технический проект.

Демонстрация работы созданных роботов.

Обоснование технических решений.

Представление результатов тестирования.
Коммуникативные: ясное изложение информации, ответы на вопросы.

Познавательные: структурирование и представление технической информации.

Регулятивные: контроль времени выступления.

Личностные: уверенность при публичном выступлении.
4. Защита проектов второй группы (20 мин) Объявляет выступление второй группы.

Действует аналогично предыдущему этапу.

Стимулирует обсуждение различий в подходах к решению задач между группами.
Аналогично предыдущему этапу.

Вторая группа представляет и демонстрирует свой проект.

Остальные учащиеся слушают и задают вопросы.
Аналогично предыдущему этапу. Аналогично предыдущему этапу.
5. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую физкультминутку для снятия напряжения и усталости. Выполняют физические упражнения. Регулятивные: саморегуляция.
6. Защита проектов третьей группы (20 мин) Объявляет выступление третьей группы.

Действует аналогично предыдущим этапам.

Обращает внимание на особенности представления данных и визуализации результатов (связь с информатикой).
Аналогично предыдущим этапам.

Третья группа представляет и демонстрирует свой проект.

Остальные учащиеся слушают и задают вопросы.
Аналогично предыдущим этапам. Аналогично предыдущим этапам.
7. Защита проектов четвертой группы (20 мин) Объявляет выступление четвертой группы.

Действует аналогично предыдущим этапам.

Обращает внимание на структуру аргументации и приемы публичного выступления (связь с риторикой).
Аналогично предыдущим этапам.

Четвертая группа представляет и демонстрирует свой проект.

Остальные учащиеся слушают и задают вопросы.
Аналогично предыдущим этапам. Аналогично предыдущим этапам.
8. Общее обсуждение проектов (10 мин) Организует общее обсуждение представленных проектов:
- Предлагает сравнить различные подходы к решению задач
- Стимулирует выявление сильных сторон каждого проекта
- Обсуждает возможности комбинирования решений разных групп
- Задает вопросы о перспективах развития проектов

Подчеркивает ценность разнообразия подходов и решений.
Участвуют в обсуждении:
- Сравнивают различные подходы к решению задач
- Отмечают интересные решения других групп
- Предлагают идеи для дальнейшего развития проектов
- Делятся впечатлениями от работы над проектом
Понимание различных подходов к решению технических задач.

Осознание перспектив развития проекта.
Коммуникативные: участие в дискуссии, аргументация своей позиции.

Познавательные: анализ и сравнение различных технических решений.

Личностные: уважение к работе других команд.
9. Подведение итогов и оценивание (10 мин) Подводит итоги защиты проектов:
- Отмечает сильные стороны каждого проекта
- Выделяет наиболее интересные технические решения
- Комментирует качество презентаций и демонстраций

Если присутствует жюри, предоставляет им слово.

Объявляет результаты оценивания проектов (или сообщает, что результаты будут объявлены позже после детального анализа).
Воспринимают итоги и оценки.

При необходимости задают уточняющие вопросы.

Принимают признание достижений и конструктивную критику.
Регулятивные: оценка результатов работы.

Личностные: восприятие оценки своей деятельности.
10. Рефлексия (5 мин) Организует рефлексию с использованием метода “Три главных вывода”:
- Что было самым важным в работе над проектом?
- Чему научились в процессе создания и защиты проекта?
- Что хотели бы улучшить или изменить в будущих проектах?

Предлагает учащимся поделиться своими выводами.
Проводят рефлексию:
- Формулируют свои главные выводы
- Делятся мыслями о полученном опыте
- Анализируют свои достижения и области для развития

Некоторые учащиеся высказывают свои выводы вслух.
Регулятивные: оценка своей деятельности.

Познавательные: обобщение полученного опыта.

Личностные: осознание приобретенных компетенций.
11. Завершение урока (5 мин) Благодарит учащихся за проделанную работу над проектами.

Отмечает вклад каждой группы в общее развитие.

Объявляет о завершении модуля по проектной деятельности.

Дает информацию о возможностях дальнейшего развития проектов (участие в конкурсах, выставках и т.д.).

Организует сбор и хранение проектных материалов.
Слушают заключительное слово.

Обсуждают возможности дальнейшего развития своих проектов.

Собирают и сдают проектные материалы и техническую документацию.
Регулятивные: планирование дальнейших действий.

Личностные: осознание достижений и перспектив.

Дополнительные материалы:

Рекомендуемая структура презентации проекта:

  1. Титульный слайд:

    • Название проекта
    • Авторы (члены команды)
    • Класс, образовательное учреждение
    • Руководитель проекта
  2. Введение:

    • Цель и задачи проекта
    • Актуальность проблемы
    • Краткое описание итогового результата
  3. Обоснование проекта:

    • Анализ существующих решений
    • Преимущества предложенного подхода
    • Ожидаемые результаты
  4. Техническая реализация:

    • Конструкция роботов (с иллюстрациями)
    • Принципы взаимодействия роботов
    • Используемые датчики и исполнительные механизмы
    • Алгоритмы работы (блок-схемы)
    • Особенности программного обеспечения
  5. Результаты тестирования:

    • Методика испытаний
    • Основные измеренные параметры (таблицы, графики)
    • Выявленные проблемы и внесенные улучшения
  6. Демонстрация:

    • Краткое описание демонстрационного сценария
    • Видеофрагменты работы (при невозможности живой демонстрации)
  7. Заключение:

    • Итоги работы и соответствие поставленным целям
    • Перспективы развития проекта
    • Возможные области применения
  8. Источники и использованные материалы

Рекомендации по представлению данных:

  1. Визуализация количественных данных:

    • Используйте графики для представления динамики (изменения параметров во времени)
    • Применяйте столбчатые диаграммы для сравнения различных показателей
    • Используйте круговые диаграммы для отображения долей или процентов
    • Добавляйте подписи и единицы измерения к осям графиков
    • Выбирайте контрастные цвета для лучшего восприятия
  2. Представление результатов измерений:

    • Структурируйте данные в таблицы с четкими заголовками
    • Указывайте единицы измерения
    • Отмечайте погрешности измерений
    • Выделяйте ключевые показатели, соответствующие требованиям проекта
  3. Представление технических характеристик:

    • Используйте инфографику и схемы
    • Сравнивайте фактические характеристики с планируемыми
    • Визуально выделяйте наиболее важные параметры
  4. Демонстрация алгоритмов:

    • Используйте блок-схемы для иллюстрации логики работы
    • Применяйте анимацию для пошагового объяснения сложных алгоритмов
    • Подчеркивайте особенности алгоритмов взаимодействия роботов

Рекомендации по проведению демонстрации работы роботов:

  1. Подготовка к демонстрации:

    • Заранее проверьте заряд аккумуляторов
    • Убедитесь в работоспособности всех компонентов
    • Подготовьте запасные части на случай неполадок
    • Проверьте демонстрационную площадку
  2. Структура демонстрации:

    • Начните с краткого объяснения, что именно будет продемонстрировано
    • Сначала покажите работу отдельных роботов
    • Затем продемонстрируйте их взаимодействие
    • Прокомментируйте каждый этап работы системы
  3. Действия при технических проблемах:

    • Заранее подготовьте видеозапись успешной демонстрации
    • Имейте план быстрого устранения типичных неполадок
    • Если проблема серьезная, объясните её причину и покажите видеозапись
  4. Комментирование демонстрации:

    • Объясняйте, что происходит на каждом этапе
    • Обращайте внимание на ключевые моменты взаимодействия роботов
    • Подчеркивайте особенности реализации, которые не видны визуально

Рекомендации по аргументации технических решений:

  1. Структура аргументации:

    • Четко сформулируйте принятое решение
    • Объясните причины выбора данного решения
    • Представьте альтернативы, которые рассматривались
    • Обоснуйте преимущества выбранного решения по сравнению с альтернативами
    • Признайте ограничения выбранного подхода
  2. Типы аргументов:

    • Технические: эффективность, надежность, энергопотребление
    • Функциональные: выполнение требуемых задач, универсальность
    • Практические: доступность компонентов, простота реализации
    • Научные: соответствие физическим принципам, математическим моделям
  3. Подкрепление аргументов:

    • Используйте количественные данные и результаты измерений
    • Ссылайтесь на результаты тестирования
    • Демонстрируйте наглядные примеры преимуществ решения
    • Сравнивайте с известными аналогами или стандартами

Критерии оценивания проекта:

1. Качество технической реализации (0-10 баллов):

  • Функциональность системы (0-3)
  • Качество конструкции (0-2)
  • Алгоритмы взаимодействия роботов (0-3)
  • Оригинальность технических решений (0-2)

2. Презентация проекта (0-10 баллов):

  • Структурированность и логика изложения (0-2)
  • Качество визуальных материалов (0-2)
  • Представление данных и результатов (0-2)
  • Ответы на вопросы (0-2)
  • Соблюдение регламента (0-1)
  • Культура речи (0-1)

3. Демонстрация работы роботов (0-5 баллов):

  • Успешность демонстрации (0-2)
  • Стабильность работы системы (0-2)
  • Комментирование демонстрации (0-1)

4. Техническая документация (0-5 баллов):

  • Полнота документации (0-2)
  • Качество протокола испытаний (0-2)
  • Оформление документации (0-1)

Максимальный балл: 30 Шкала оценок:

  • 27-30 баллов - “5” (отлично)
  • 21-26 баллов - “4” (хорошо)
  • 15-20 баллов - “3” (удовлетворительно)
  • Менее 15 баллов - “2” (неудовлетворительно)

Шаблон оценочного листа для жюри или взаимооценки:

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
ПРОЕКТ "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОБОТОВ"

Название проекта: _______________________________________
Группа: _______________________
Члены команды: _______________________________________

1. КАЧЕСТВО ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ (0-10 баллов):
   • Функциональность системы (0-3): _____
   • Качество конструкции (0-2): _____
   • Алгоритмы взаимодействия роботов (0-3): _____
   • Оригинальность технических решений (0-2): _____
   
   ИТОГО по разделу 1: _____

2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА (0-10 баллов):
   • Структурированность и логика изложения (0-2): _____
   • Качество визуальных материалов (0-2): _____
   • Представление данных и результатов (0-2): _____
   • Ответы на вопросы (0-2): _____
   • Соблюдение регламента (0-1): _____
   • Культура речи (0-1): _____
   
   ИТОГО по разделу 2: _____

3. ДЕМОНСТРАЦИЯ РАБОТЫ РОБОТОВ (0-5 баллов):
   • Успешность демонстрации (0-2): _____
   • Стабильность работы системы (0-2): _____
   • Комментирование демонстрации (0-1): _____
   
   ИТОГО по разделу 3: _____

4. ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ (0-5 баллов):
   • Полнота документации (0-2): _____
   • Качество протокола испытаний (0-2): _____
   • Оформление документации (0-1): _____
   
   ИТОГО по разделу 4: _____

ОБЩИЙ БАЛЛ: _____

Сильные стороны проекта:
_________________________________________________
_________________________________________________

Рекомендации по улучшению:
_________________________________________________
_________________________________________________

Дата: _________________   Эксперт: _________________

Типичные вопросы при защите проекта и рекомендации по ответам:

  1. Вопрос: Почему вы выбрали именно такой подход к взаимодействию роботов? Рекомендация: Объясните преимущества выбранного подхода, сравните с альтернативами, которые рассматривали, укажите, как этот подход соответствует поставленным задачам.

  2. Вопрос: Какие основные проблемы возникали при реализации проекта и как вы их решали? Рекомендация: Честно расскажите о трудностях, опишите путь поиска решения, объясните логику выбора конкретного решения, извлеченные уроки.

  3. Вопрос: Как можно улучшить ваш проект при наличии дополнительных ресурсов? Рекомендация: Продемонстрируйте критическое мышление, опишите конкретные улучшения (не только “больше датчиков”), объясните, как эти улучшения повысят эффективность системы.

  4. Вопрос: Почему вы использовали именно этот алгоритм взаимодействия? Рекомендация: Объясните преимущества выбранного алгоритма с точки зрения эффективности, надежности, простоты реализации, приведите примеры, подтверждающие его работоспособность.

  5. Вопрос: Как организована коммуникация между роботами? Рекомендация: Опишите технический механизм обмена данными, форматы сообщений, протоколы обработки ошибок, продемонстрируйте понимание выбранного решения.

Карта рефлексии “Три главных вывода”:

Фамилия, имя: _________________________
Группа: _______

1. Что было самым важным в работе над проектом?
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________

2. Чему я научился(ась) в процессе создания и защиты проекта?
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________

3. Что я хотел(а) бы улучшить или изменить в будущих проектах?
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________

Самый ценный совет, который я получил(а) при обсуждении проектов:
_________________________________________________
_________________________________________________

Мой главный вклад в командную работу:
_________________________________________________
_________________________________________________

Оцените свою удовлетворенность результатами проекта (от 1 до 10): _______

Какие знания и навыки, полученные в этом проекте, пригодятся мне в будущем:
_________________________________________________
_________________________________________________

Примерное содержание технической документации проекта:

  1. Титульный лист:

    • Название проекта
    • Авторы (члены команды)
    • Класс, образовательное учреждение
    • Руководитель проекта
    • Дата завершения проекта
  2. Содержание

  3. Техническое задание:

    • Цель и задачи проекта
    • Функциональные требования
    • Ограничения и условия эксплуатации
  4. Описание конструкции:

    • Общая архитектура системы
    • Робот 1: конструкция, компоненты, функции
    • Робот 2: конструкция, компоненты, функции
    • Механизмы взаимодействия
    • Спецификация использованных деталей и компонентов
  5. Программное обеспечение:

    • Общая структура программы
    • Алгоритмы управления отдельными роботами
    • Алгоритмы взаимодействия роботов
    • Ключевые фрагменты кода с комментариями
  6. Протокол испытаний:

    • Методика испытаний
    • Результаты измерений
    • Выявленные проблемы и способы их решения
    • Сравнение фактических характеристик с плановыми
  7. Инструкция по эксплуатации:

    • Подготовка к работе
    • Порядок работы
    • Типичные проблемы и способы их устранения
    • Техническое обслуживание
  8. Приложения:

    • Схемы, чертежи, диаграммы
    • Фотографии процесса разработки и готовой системы
    • Полный текст программ
    • Список использованных источников