Skip to main content

Алгоритмическая структура «Цикл»

Технологическая карта урока

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Основы алгоритмизации в робототехнике

Тема урока: Алгоритмическая структура «Цикл»

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о циклических алгоритмических структурах, их видах и особенностях применения в робототехнике; научить оптимизировать циклические алгоритмы для эффективного управления робототехническими системами.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать основные виды циклических структур (с предусловием, с постусловием, счетный)
  • Понимать принципы работы циклов различных типов
  • Уметь составлять блок-схемы циклических алгоритмов
  • Применять циклические структуры в алгоритмах управления роботами
  • Оптимизировать циклические алгоритмы для решения робототехнических задач

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение планировать последовательность действий, оценивать правильность выполнения задачи
  • Познавательные УУД: развитие алгоритмического мышления, анализ и синтез алгоритмических конструкций
  • Коммуникативные УУД: умение аргументировать свою позицию, работать в группе над созданием алгоритмов

Личностные:

  • Формирование логического и критического мышления
  • Развитие познавательного интереса к алгоритмизации и программированию
  • Воспитание настойчивости при решении задач

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Актуализировать знания о линейных и разветвляющихся алгоритмах
  2. Сформировать понимание сущности циклических алгоритмов и их отличия от других алгоритмических структур
  3. Изучить особенности работы различных видов циклов (с предусловием, с постусловием, счетный)
  4. Научить создавать блок-схемы циклических алгоритмов
  5. Продемонстрировать применение циклических алгоритмов в управлении роботами
  6. Отработать навыки оптимизации циклических алгоритмов для робототехнических задач

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала + практическая работа)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютерный класс с установленной средой программирования для роботов
  • Интерактивная доска/проектор
  • Презентация по теме “Алгоритмическая структура «Цикл»”
  • Раздаточный материал с примерами блок-схем различных типов циклов
  • Робототехнические наборы (по количеству групп)
  • Карточки с заданиями для практической работы
  • Программное обеспечение для создания блок-схем
  • Рабочие листы для составления алгоритмов

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: Проблемное обучение, технология развития критического мышления, практико-ориентированное обучение, работа в малых группах

Межпредметные связи:

  • Информатика: структуры данных, алгоритмы, циклические процессы
  • Математика: итерационные процессы, последовательности, рекуррентные соотношения
  • Физика: повторяющиеся процессы в механических системах
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Создает положительный эмоциональный настрой. Готовятся к уроку, организуют рабочее место. Регулятивные: самоорганизация
2. Актуализация знаний (5 мин) Организует фронтальную беседу:
- Какие типы алгоритмов вы уже знаете?
- В чем особенности линейных и разветвляющихся алгоритмов?
- Приведите примеры задач, в которых нужно повторять одни и те же действия.

Создает проблемную ситуацию: “Как запрограммировать робота, чтобы он повторял одно и то же действие много раз без дублирования команд?”
Участвуют в беседе, вспоминают ранее изученный материал.

Приводят примеры линейных и разветвляющихся алгоритмов.

Предлагают варианты задач с повторяющимися действиями.
Воспроизведение знаний о линейных и разветвляющихся алгоритмах. Познавательные: актуализация имеющихся знаний.

Коммуникативные: участие в диалоге.
3. Мотивация и постановка цели (3 мин) Демонстрирует видеоролик с примерами циклических действий роботов (следование по линии, обход препятствий, повторяющиеся движения манипулятора).

Помогает сформулировать цель урока: “Сегодня мы изучим алгоритмическую структуру «Цикл», которая позволяет организовать повторение действий в программе”.
Просматривают видеоролик.

Участвуют в формулировке цели урока.

Осознают важность изучаемой темы для программирования роботов.
Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: понимание практической значимости материала.
4. Изучение нового материала (15 мин) Объясняет новый материал с использованием презентации:
1. Понятие цикла, его роль в алгоритмах
2. Виды циклов:
- Цикл с предусловием (WHILE)
- Цикл с постусловием (DO-WHILE)
- Цикл с параметром/счетный (FOR)
3. Блок-схемы различных видов циклов
4. Особенности применения циклов:
- Инициализация переменных
- Условия выхода из цикла
- Бесконечные циклы
5. Примеры применения циклов в робототехнике
Слушают объяснение учителя.

Делают записи в тетрадях.

Задают уточняющие вопросы.

Анализируют представленные блок-схемы и примеры.
Знание основных видов циклических структур.

Понимание принципов работы различных типов циклов.

Умение читать блок-схемы циклических алгоритмов.
Познавательные: восприятие и анализ новой информации.

Коммуникативные: формулирование вопросов.
5. Разбор примеров применения циклов в робототехнике (7 мин) Демонстрирует примеры применения циклов в программировании роботов:
1. Движение робота до препятствия (цикл с предусловием)
2. Выполнение действия не менее одного раза (цикл с постусловием)
3. Повторение действия заданное число раз (счетный цикл)
4. Вложенные циклы для сложных траекторий

Обсуждает с учащимися, какой тип цикла наиболее подходит для конкретных задач.
Анализируют представленные примеры.

Участвуют в обсуждении, определяют наиболее подходящие типы циклов для разных задач.

Предлагают свои варианты применения циклов.
Понимание применения различных типов циклов в робототехнических задачах.

Умение выбирать подходящий тип цикла для конкретной задачи.
Познавательные: установление причинно-следственных связей, сравнение.

Коммуникативные: участие в дискуссии, аргументация своего мнения.
6. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую физкультминутку с элементами “циклических” движений. Выполняют физические упражнения. Регулятивные: саморегуляция.
7. Практическая работа: “Создание блок-схем циклических алгоритмов” (15 мин) Организует работу в парах по созданию блок-схем циклических алгоритмов.

Раздает задания различного уровня сложности:
1. Базовый уровень - создать блок-схему алгоритма движения робота до препятствия
2. Средний уровень - создать блок-схему алгоритма подсчета черных линий на поле
3. Повышенный уровень - создать блок-схему алгоритма поиска выхода из лабиринта

Консультирует учащихся, помогает в случае затруднений.
Работают в парах:
- Анализируют полученное задание
- Определяют тип необходимого цикла
- Составляют блок-схему алгоритма
- При необходимости обращаются за помощью к учителю
- Проверяют корректность составленной блок-схемы
Умение создавать блок-схемы циклических алгоритмов.

Навыки применения различных видов циклов в робототехнических задачах.
Регулятивные: планирование, самоконтроль.

Познавательные: моделирование алгоритмов, логическое мышление.

Коммуникативные: работа в паре, согласование действий.
8. Оптимизация циклических алгоритмов (10 мин) Объясняет принципы оптимизации циклических алгоритмов:
1. Выбор оптимального типа цикла
2. Оптимизация условий выхода из цикла
3. Минимизация операций внутри цикла
4. Предотвращение бесконечных циклов

Предлагает учащимся оптимизировать ранее составленные блок-схемы.
Слушают объяснение учителя.

Анализируют составленные ранее блок-схемы с точки зрения оптимизации.

Вносят необходимые изменения для оптимизации алгоритмов.
Понимание принципов оптимизации циклических алгоритмов.

Умение оценивать эффективность циклических алгоритмов.
Познавательные: критическое мышление, анализ эффективности алгоритмов.

Регулятивные: коррекция, оценка.
9. Практическая работа: “Применение циклов в программировании роботов” (15 мин) Организует работу в малых группах (по 3-4 человека).

Предлагает каждой группе создать программу с использованием циклических алгоритмов для решения одной из задач:
1. Робот-патрульный, многократно объезжающий заданную территорию
2. Робот-сортировщик, обрабатывающий несколько объектов по очереди
3. Робот-следователь по линии с подсчетом перекрестков

Контролирует выполнение заданий, оказывает необходимую помощь.
Работают в группах над созданием программ:
- Обсуждают алгоритм решения задачи
- Выбирают подходящие типы циклов
- Создают программу в среде программирования
- Отлаживают программу
- Тестируют работу программы на роботе
Умение применять различные виды циклов в программировании роботов.

Навыки отладки циклических алгоритмов.
Регулятивные: планирование деятельности, контроль и коррекция.

Познавательные: применение знаний на практике, алгоритмическое мышление.

Коммуникативные: распределение ролей, совместная деятельность.
10. Представление результатов (10 мин) Организует представление результатов работы групп.

Предлагает каждой группе продемонстрировать работу своего робота и объяснить алгоритм.

Задает вопросы по использованным циклическим структурам и их оптимизации.
Представляют результаты работы:
- Демонстрируют работу робота
- Объясняют использованные типы циклов
- Обосновывают свой выбор
- Отвечают на вопросы учителя и одноклассников
Умение презентовать и объяснять разработанные циклические алгоритмы.

Понимание принципов работы программы.
Коммуникативные: публичное выступление, аргументация.

Познавательные: рефлексия способов деятельности.
11. Подведение итогов и рефлексия (5 мин) Организует подведение итогов урока.

Задает вопросы для рефлексии:
- В чем заключается основное преимущество использования циклов?
- Как выбрать оптимальный тип цикла для конкретной задачи?
- Какие трудности возникли при создании циклических алгоритмов?

Предлагает учащимся закончить предложения:
- “Сегодня я узнал…"
- “Мне было интересно…"
- “Мне было трудно…"
- “Теперь я могу…”
Участвуют в подведении итогов.

Отвечают на вопросы учителя.

Завершают предложения, анализируя свою работу на уроке.

Оценивают свой вклад в решение задач.
Регулятивные: оценка результатов деятельности.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: самооценка, осознание своих достижений.
12. Домашнее задание (3 мин) Объясняет домашнее задание:
1. Обязательная часть: составить блок-схему алгоритма с использованием всех трех типов циклов для управления роботом в заданной ситуации
2. По желанию: найти примеры применения циклических алгоритмов в реальных робототехнических системах (промышленные роботы, бытовые роботы и т.д.)
Записывают домашнее задание.

Задают уточняющие вопросы.
Регулятивные: планирование будущей деятельности.

Дополнительные материалы:

Блок-схемы основных типов циклов:

1. Цикл с предусловием (WHILE):

┌───────────┐
│  Начало   │
└─────┬─────┘
      │
┌─────▼─────┐
│Инициализация│
│переменных  │
└─────┬─────┘
      │
   ┌──▼──┐
   │Условие├───Ложь──┐
   └──┬───┘          │
      │Истина        │
      │              │
┌─────▼─────┐        │
│  Тело     │        │
│  цикла    │        │
└─────┬─────┘        │
      │              │
      └───────┐      │
              │      │
┌─────────────▼──────▼┐
│      Конец         │
└────────────────────┘

2. Цикл с постусловием (DO-WHILE):

┌───────────┐
│  Начало   │
└─────┬─────┘
      │
┌─────▼─────┐
│Инициализация│
│переменных  │
└─────┬─────┘
      │
┌─────▼─────┐
│  Тело     │
│  цикла    │
└─────┬─────┘
      │
   ┌──▼──┐
   │Условие├───Истина─┐
   └──┬───┘           │
      │Ложь           │
      │               │
      │       ┌───────▼┐
      │       │        │
      └───────►        │
              │        │
┌─────────────▼────────┐
│      Конец          │
└──────────────────────┘

3. Цикл с параметром/счетный (FOR):

┌───────────┐
│  Начало   │
└─────┬─────┘
      │
┌─────▼─────┐
│Инициализация│
│счетчика   │
└─────┬─────┘
      │
   ┌──▼──┐
   │Проверка├───Ложь──┐
   │условия│          │
   └──┬───┘           │
      │Истина         │
      │               │
┌─────▼─────┐         │
│  Тело     │         │
│  цикла    │         │
└─────┬─────┘         │
      │               │
┌─────▼─────┐         │
│Изменение  │         │
│счетчика   │         │
└─────┬─────┘         │
      │               │
      └───────┐       │
              │       │
┌─────────────▼───────▼┐
│      Конец          │
└──────────────────────┘

Примеры применения циклов в робототехнике:

1. Цикл с предусловием (WHILE):

Задача: Движение робота до препятствия

Начало
Установить скорость моторов = 50%
ПОКА (расстояние до препятствия > 10 см)
    Двигаться вперед
КОНЕЦ ЦИКЛА
Остановить роботa
Конец

2. Цикл с постусловием (DO-WHILE):

Задача: Поворот робота до обнаружения линии

Начало
Установить скорость поворота = 30%
ВЫПОЛНЯТЬ
    Поворачивать робота вправо
    Проверить показания датчика цвета
ПОКА (цвет != черный)
Остановить поворот
Конец

3. Цикл с параметром/счетный (FOR):

Задача: Движение робота по квадратной траектории

Начало
ДЛЯ i ОТ 1 ДО 4
    Двигаться вперед 30 см
    Повернуть на 90 градусов вправо
КОНЕЦ ЦИКЛА
Остановить робота
Конец

Задания для практической работы:

Уровень 1 (базовый):

Создайте блок-схему алгоритма движения робота до черной линии с использованием цикла с предусловием.

Уровень 2 (средний):

Создайте блок-схему алгоритма, который заставит робота двигаться вдоль стены, поддерживая постоянное расстояние до нее, используя цикл с предусловием и вложенный цикл с постусловием для корректировки положения.

Уровень 3 (повышенный):

Создайте блок-схему алгоритма для робота, который должен найти и собрать 5 объектов, разбросанных по полю, используя счетный цикл для подсчета найденных объектов и цикл с предусловием для поиска каждого объекта.

Критерии оценивания:

За блок-схему циклического алгоритма:

  • Корректность изображения блок-схемы (0-2 балла)
  • Правильность выбора типа цикла (0-1 балл)
  • Правильность условий выхода из цикла (0-1 балл)
  • Оптимизация алгоритма (0-1 балл)

За программу управления роботом:

  • Работоспособность программы (0-3 балла)
  • Применение различных типов циклов (0-2 балла)
  • Оптимизация циклических конструкций (0-2 балла)
  • Оригинальность решения (0-1 балл)

Шкала перевода баллов в оценку:

  • 11-13 баллов - “5”
  • 8-10 баллов - “4”
  • 6-7 баллов - “3”
  • менее 6 баллов - “2”