Алгоритмическая структура «Цикл»
Модуль: Основы алгоритмизации в робототехнике
Тема урока: Алгоритмическая структура «Цикл»
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о циклических алгоритмических структурах, их видах и особенностях применения в робототехнике; научить оптимизировать циклические алгоритмы для эффективного управления робототехническими системами.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать основные виды циклических структур (с предусловием, с постусловием, счетный)
- Понимать принципы работы циклов различных типов
- Уметь составлять блок-схемы циклических алгоритмов
- Применять циклические структуры в алгоритмах управления роботами
- Оптимизировать циклические алгоритмы для решения робототехнических задач
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: умение планировать последовательность действий, оценивать правильность выполнения задачи
- Познавательные УУД: развитие алгоритмического мышления, анализ и синтез алгоритмических конструкций
- Коммуникативные УУД: умение аргументировать свою позицию, работать в группе над созданием алгоритмов
Личностные:
- Формирование логического и критического мышления
- Развитие познавательного интереса к алгоритмизации и программированию
- Воспитание настойчивости при решении задач
Задачи урока:
- Актуализировать знания о линейных и разветвляющихся алгоритмах
- Сформировать понимание сущности циклических алгоритмов и их отличия от других алгоритмических структур
- Изучить особенности работы различных видов циклов (с предусловием, с постусловием, счетный)
- Научить создавать блок-схемы циклических алгоритмов
- Продемонстрировать применение циклических алгоритмов в управлении роботами
- Отработать навыки оптимизации циклических алгоритмов для робототехнических задач
Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала + практическая работа)
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
- Компьютерный класс с установленной средой программирования для роботов
- Интерактивная доска/проектор
- Презентация по теме “Алгоритмическая структура «Цикл»”
- Раздаточный материал с примерами блок-схем различных типов циклов
- Робототехнические наборы (по количеству групп)
- Карточки с заданиями для практической работы
- Программное обеспечение для создания блок-схем
- Рабочие листы для составления алгоритмов
Образовательные технологии: Проблемное обучение, технология развития критического мышления, практико-ориентированное обучение, работа в малых группах
Межпредметные связи:
- Информатика: структуры данных, алгоритмы, циклические процессы
- Математика: итерационные процессы, последовательности, рекуррентные соотношения
- Физика: повторяющиеся процессы в механических системах
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты предметные | Планируемые результаты УУД |
---|---|---|---|---|
1. Организационный момент (2 мин) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Создает положительный эмоциональный настрой. | Готовятся к уроку, организуют рабочее место. | Регулятивные: самоорганизация | |
2. Актуализация знаний (5 мин) | Организует фронтальную беседу: - Какие типы алгоритмов вы уже знаете? - В чем особенности линейных и разветвляющихся алгоритмов? - Приведите примеры задач, в которых нужно повторять одни и те же действия. Создает проблемную ситуацию: “Как запрограммировать робота, чтобы он повторял одно и то же действие много раз без дублирования команд?” |
Участвуют в беседе, вспоминают ранее изученный материал. Приводят примеры линейных и разветвляющихся алгоритмов. Предлагают варианты задач с повторяющимися действиями. |
Воспроизведение знаний о линейных и разветвляющихся алгоритмах. | Познавательные: актуализация имеющихся знаний. Коммуникативные: участие в диалоге. |
3. Мотивация и постановка цели (3 мин) | Демонстрирует видеоролик с примерами циклических действий роботов (следование по линии, обход препятствий, повторяющиеся движения манипулятора). Помогает сформулировать цель урока: “Сегодня мы изучим алгоритмическую структуру «Цикл», которая позволяет организовать повторение действий в программе”. |
Просматривают видеоролик. Участвуют в формулировке цели урока. Осознают важность изучаемой темы для программирования роботов. |
Регулятивные: целеполагание. Познавательные: понимание практической значимости материала. |
|
4. Изучение нового материала (15 мин) | Объясняет новый материал с использованием презентации: 1. Понятие цикла, его роль в алгоритмах 2. Виды циклов: - Цикл с предусловием (WHILE) - Цикл с постусловием (DO-WHILE) - Цикл с параметром/счетный (FOR) 3. Блок-схемы различных видов циклов 4. Особенности применения циклов: - Инициализация переменных - Условия выхода из цикла - Бесконечные циклы 5. Примеры применения циклов в робототехнике |
Слушают объяснение учителя. Делают записи в тетрадях. Задают уточняющие вопросы. Анализируют представленные блок-схемы и примеры. |
Знание основных видов циклических структур. Понимание принципов работы различных типов циклов. Умение читать блок-схемы циклических алгоритмов. |
Познавательные: восприятие и анализ новой информации. Коммуникативные: формулирование вопросов. |
5. Разбор примеров применения циклов в робототехнике (7 мин) | Демонстрирует примеры применения циклов в программировании роботов: 1. Движение робота до препятствия (цикл с предусловием) 2. Выполнение действия не менее одного раза (цикл с постусловием) 3. Повторение действия заданное число раз (счетный цикл) 4. Вложенные циклы для сложных траекторий Обсуждает с учащимися, какой тип цикла наиболее подходит для конкретных задач. |
Анализируют представленные примеры. Участвуют в обсуждении, определяют наиболее подходящие типы циклов для разных задач. Предлагают свои варианты применения циклов. |
Понимание применения различных типов циклов в робототехнических задачах. Умение выбирать подходящий тип цикла для конкретной задачи. |
Познавательные: установление причинно-следственных связей, сравнение. Коммуникативные: участие в дискуссии, аргументация своего мнения. |
6. Физкультминутка (2 мин) | Проводит короткую физкультминутку с элементами “циклических” движений. | Выполняют физические упражнения. | Регулятивные: саморегуляция. | |
7. Практическая работа: “Создание блок-схем циклических алгоритмов” (15 мин) | Организует работу в парах по созданию блок-схем циклических алгоритмов. Раздает задания различного уровня сложности: 1. Базовый уровень - создать блок-схему алгоритма движения робота до препятствия 2. Средний уровень - создать блок-схему алгоритма подсчета черных линий на поле 3. Повышенный уровень - создать блок-схему алгоритма поиска выхода из лабиринта Консультирует учащихся, помогает в случае затруднений. |
Работают в парах: - Анализируют полученное задание - Определяют тип необходимого цикла - Составляют блок-схему алгоритма - При необходимости обращаются за помощью к учителю - Проверяют корректность составленной блок-схемы |
Умение создавать блок-схемы циклических алгоритмов. Навыки применения различных видов циклов в робототехнических задачах. |
Регулятивные: планирование, самоконтроль. Познавательные: моделирование алгоритмов, логическое мышление. Коммуникативные: работа в паре, согласование действий. |
8. Оптимизация циклических алгоритмов (10 мин) | Объясняет принципы оптимизации циклических алгоритмов: 1. Выбор оптимального типа цикла 2. Оптимизация условий выхода из цикла 3. Минимизация операций внутри цикла 4. Предотвращение бесконечных циклов Предлагает учащимся оптимизировать ранее составленные блок-схемы. |
Слушают объяснение учителя. Анализируют составленные ранее блок-схемы с точки зрения оптимизации. Вносят необходимые изменения для оптимизации алгоритмов. |
Понимание принципов оптимизации циклических алгоритмов. Умение оценивать эффективность циклических алгоритмов. |
Познавательные: критическое мышление, анализ эффективности алгоритмов. Регулятивные: коррекция, оценка. |
9. Практическая работа: “Применение циклов в программировании роботов” (15 мин) | Организует работу в малых группах (по 3-4 человека). Предлагает каждой группе создать программу с использованием циклических алгоритмов для решения одной из задач: 1. Робот-патрульный, многократно объезжающий заданную территорию 2. Робот-сортировщик, обрабатывающий несколько объектов по очереди 3. Робот-следователь по линии с подсчетом перекрестков Контролирует выполнение заданий, оказывает необходимую помощь. |
Работают в группах над созданием программ: - Обсуждают алгоритм решения задачи - Выбирают подходящие типы циклов - Создают программу в среде программирования - Отлаживают программу - Тестируют работу программы на роботе |
Умение применять различные виды циклов в программировании роботов. Навыки отладки циклических алгоритмов. |
Регулятивные: планирование деятельности, контроль и коррекция. Познавательные: применение знаний на практике, алгоритмическое мышление. Коммуникативные: распределение ролей, совместная деятельность. |
10. Представление результатов (10 мин) | Организует представление результатов работы групп. Предлагает каждой группе продемонстрировать работу своего робота и объяснить алгоритм. Задает вопросы по использованным циклическим структурам и их оптимизации. |
Представляют результаты работы: - Демонстрируют работу робота - Объясняют использованные типы циклов - Обосновывают свой выбор - Отвечают на вопросы учителя и одноклассников |
Умение презентовать и объяснять разработанные циклические алгоритмы. Понимание принципов работы программы. |
Коммуникативные: публичное выступление, аргументация. Познавательные: рефлексия способов деятельности. |
11. Подведение итогов и рефлексия (5 мин) | Организует подведение итогов урока. Задает вопросы для рефлексии: - В чем заключается основное преимущество использования циклов? - Как выбрать оптимальный тип цикла для конкретной задачи? - Какие трудности возникли при создании циклических алгоритмов? Предлагает учащимся закончить предложения: - “Сегодня я узнал…" - “Мне было интересно…" - “Мне было трудно…" - “Теперь я могу…” |
Участвуют в подведении итогов. Отвечают на вопросы учителя. Завершают предложения, анализируя свою работу на уроке. Оценивают свой вклад в решение задач. |
Регулятивные: оценка результатов деятельности. Познавательные: рефлексия. Личностные: самооценка, осознание своих достижений. |
|
12. Домашнее задание (3 мин) | Объясняет домашнее задание: 1. Обязательная часть: составить блок-схему алгоритма с использованием всех трех типов циклов для управления роботом в заданной ситуации 2. По желанию: найти примеры применения циклических алгоритмов в реальных робототехнических системах (промышленные роботы, бытовые роботы и т.д.) |
Записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы. |
Регулятивные: планирование будущей деятельности. |
┌───────────┐
│ Начало │
└─────┬─────┘
│
┌─────▼─────┐
│Инициализация│
│переменных │
└─────┬─────┘
│
┌──▼──┐
│Условие├───Ложь──┐
└──┬───┘ │
│Истина │
│ │
┌─────▼─────┐ │
│ Тело │ │
│ цикла │ │
└─────┬─────┘ │
│ │
└───────┐ │
│ │
┌─────────────▼──────▼┐
│ Конец │
└────────────────────┘
┌───────────┐
│ Начало │
└─────┬─────┘
│
┌─────▼─────┐
│Инициализация│
│переменных │
└─────┬─────┘
│
┌─────▼─────┐
│ Тело │
│ цикла │
└─────┬─────┘
│
┌──▼──┐
│Условие├───Истина─┐
└──┬───┘ │
│Ложь │
│ │
│ ┌───────▼┐
│ │ │
└───────► │
│ │
┌─────────────▼────────┐
│ Конец │
└──────────────────────┘
┌───────────┐
│ Начало │
└─────┬─────┘
│
┌─────▼─────┐
│Инициализация│
│счетчика │
└─────┬─────┘
│
┌──▼──┐
│Проверка├───Ложь──┐
│условия│ │
└──┬───┘ │
│Истина │
│ │
┌─────▼─────┐ │
│ Тело │ │
│ цикла │ │
└─────┬─────┘ │
│ │
┌─────▼─────┐ │
│Изменение │ │
│счетчика │ │
└─────┬─────┘ │
│ │
└───────┐ │
│ │
┌─────────────▼───────▼┐
│ Конец │
└──────────────────────┘
Задача: Движение робота до препятствия
Начало
Установить скорость моторов = 50%
ПОКА (расстояние до препятствия > 10 см)
Двигаться вперед
КОНЕЦ ЦИКЛА
Остановить роботa
Конец
Задача: Поворот робота до обнаружения линии
Начало
Установить скорость поворота = 30%
ВЫПОЛНЯТЬ
Поворачивать робота вправо
Проверить показания датчика цвета
ПОКА (цвет != черный)
Остановить поворот
Конец
Задача: Движение робота по квадратной траектории
Начало
ДЛЯ i ОТ 1 ДО 4
Двигаться вперед 30 см
Повернуть на 90 градусов вправо
КОНЕЦ ЦИКЛА
Остановить робота
Конец
Создайте блок-схему алгоритма движения робота до черной линии с использованием цикла с предусловием.
Создайте блок-схему алгоритма, который заставит робота двигаться вдоль стены, поддерживая постоянное расстояние до нее, используя цикл с предусловием и вложенный цикл с постусловием для корректировки положения.
Создайте блок-схему алгоритма для робота, который должен найти и собрать 5 объектов, разбросанных по полю, используя счетный цикл для подсчета найденных объектов и цикл с предусловием для поиска каждого объекта.
За блок-схему циклического алгоритма:
- Корректность изображения блок-схемы (0-2 балла)
- Правильность выбора типа цикла (0-1 балл)
- Правильность условий выхода из цикла (0-1 балл)
- Оптимизация алгоритма (0-1 балл)
За программу управления роботом:
- Работоспособность программы (0-3 балла)
- Применение различных типов циклов (0-2 балла)
- Оптимизация циклических конструкций (0-2 балла)
- Оригинальность решения (0-1 балл)
Шкала перевода баллов в оценку:
- 11-13 баллов - “5”
- 8-10 баллов - “4”
- 6-7 баллов - “3”
- менее 6 баллов - “2”