Skip to main content

Манипуляторы для транспортных роботов

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Класс: 6

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Мобильная робототехника
Тема урока: Манипуляторы для транспортных роботов
Цель урока: Создать условия для формирования представлений о типах манипуляторов для транспортных роботов, их конструкции, принципах работы и применении через составление сравнительной таблицы.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знание различных типов манипуляторов для мобильных роботов
  • Понимание принципов работы манипуляторов и их кинематических схем
  • Умение определять степени свободы манипуляционных механизмов
  • Представление о связи конструкции манипулятора и его функциональности

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение классифицировать и сравнивать различные типы манипуляторов по заданным критериям
  • Познавательные УУД: умение устанавливать взаимосвязи между конструкцией манипулятора и его возможностями
  • Коммуникативные УУД: умение обосновывать выбор определенного типа манипулятора для конкретных задач

Личностные:

  • Развитие инженерного мышления и пространственного воображения
  • Формирование интереса к робототехническим системам и механизмам
  • Воспитание аналитического подхода при выборе технических решений

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с различными типами манипуляторов для мобильных роботов
  • Сформировать представление о кинематических схемах манипуляторов
  • Дать понимание зависимости между конструкцией манипулятора и его функциональными возможностями

Развивающие:

  • Развивать навыки сравнительного анализа технических систем
  • Формировать умение определять преимущества и ограничения различных конструкций
  • Развивать пространственное мышление при анализе кинематических схем

Воспитательные:

  • Воспитывать системный подход к изучению технических устройств
  • Формировать культуру технического мышления
  • Развивать интерес к инженерным решениям в робототехнике

Тип урока: Комбинированный (теория + практика)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютер, проектор, экран
  • Презентация по теме “Манипуляторы для транспортных роботов”
  • Демонстрационные модели различных типов манипуляторов (при наличии)
  • Видеоматериалы о работе промышленных и мобильных манипуляторов
  • Раздаточный материал с кинематическими схемами манипуляторов
  • Шаблоны для составления сравнительной таблицы
  • 3D-модели или интерактивные симуляции манипуляторов (при наличии)
  • Технические описания различных манипуляционных систем

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии:

  • Проблемное обучение
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Сравнительный анализ
  • Групповая работа

Межпредметные связи:

  • Физика: Степени свободы механизмов, рычаги, моменты сил, передача движения, распределение нагрузки
  • Математика: Расчет траекторий движения манипулятора, координаты в пространстве, векторы и углы поворота
  • Информатика: Алгоритмы управления манипуляторами, программирование перемещений
  • Технология: Механические передачи, конструирование подвижных соединений

Основные понятия: Манипулятор, степень свободы, кинематическая схема, рабочая зона, звено манипулятора, шарнирное соединение, схват (захват), грузоподъемность, точность позиционирования, антропоморфный манипулятор, SCARA-манипулятор, декартов манипулятор, цилиндрический манипулятор, кинематическая пара, сервопривод

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Создает позитивный настрой. Готовятся к уроку, занимают рабочие места - Регулятивные: самоорганизация
2. Мотивация и целеполагание (5 мин) Демонстрирует видеофрагменты работы различных манипуляторов (промышленных роботов, мобильных роботов с манипуляторами). Задает вопросы: “Для чего транспортным роботам нужны манипуляторы?”, “Какие задачи они могут выполнять?”, “От чего зависит выбор типа манипулятора?” Смотрят видео, отвечают на вопросы, высказывают предположения, участвуют в формулировании темы и цели урока Актуализация представлений о назначении манипуляторов Познавательные: мотивация к изучению темы Коммуникативные: участие в диалоге
3. Актуализация знаний (5 мин) Задает вопросы: “Что такое степени свободы механизма?”, “Как работает рычаг?”, “Как можно описать положение точки в пространстве?”, “Какие виды механических передач вы знаете?” Отвечают на вопросы, вспоминают материал из курсов физики и математики, обсуждают механические принципы Актуализация знаний о механике и пространственных координатах Познавательные: извлечение имеющихся знаний Коммуникативные: формулирование мыслей
4. Изучение нового материала (20 мин) Объясняет основные типы манипуляторов для мобильных роботов, сопровождая рассказ презентацией: 1) Классификация манипуляторов: - По типу кинематической схемы (декартовы, цилиндрические, сферические, SCARA, антропоморфные) - По количеству степеней свободы - По типу привода (электрические, гидравлические, пневматические) 2) Конструкция манипуляторов: - Основные узлы (основание, звенья, шарниры, схват) - Типы соединений и передач - Приводные механизмы 3) Кинематические схемы: - Принципы построения кинематических схем - Рабочая зона манипулятора - Анализ степеней свободы 4) Применение манипуляторов в транспортных роботах: - Логистические операции - Взаимодействие с окружающей средой - Специализированные задачи Демонстрирует схемы, модели или симуляции работы различных типов манипуляторов. Слушают объяснения, делают записи, зарисовывают кинематические схемы, задают уточняющие вопросы Формирование знаний о различных типах манипуляторов и их конструкциях Познавательные: усвоение новой информации, установление причинно-следственных связей
5. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую динамическую паузу с имитацией движений различных типов манипуляторов. Выполняют физические упражнения, имитируя движения звеньев манипуляторов - Регулятивные: переключение внимания
6. Демонстрация принципов работы (10 мин) Демонстрирует принципы работы различных типов манипуляторов с помощью моделей, видео или интерактивных симуляций. Объясняет особенности движения, преимущества и ограничения каждого типа. Наблюдают за демонстрацией, задают вопросы, делают заметки о характеристиках различных типов манипуляторов Понимание принципов работы различных типов манипуляторов Познавательные: анализ информации, выявление особенностей
7. Практическая работа (15 мин) Организует групповую работу. Делит класс на группы по 3-4 человека. Задание: “Составить сравнительную таблицу различных типов манипуляторов с их преимуществами и ограничениями”. Раздает шаблоны таблицы с указанием критериев сравнения: количество степеней свободы, форма рабочей зоны, грузоподъемность, точность позиционирования, сложность конструкции, области применения. Консультирует группы в процессе работы. Работают в группах, заполняют сравнительную таблицу по указанным критериям, анализируют и обсуждают характеристики различных типов манипуляторов, определяют их преимущества и ограничения Умение анализировать и сравнивать различные типы манипуляторов Регулятивные: планирование работы Познавательные: сравнение, классификация Коммуникативные: работа в группе
8. Представление результатов (10 мин) Организует представление результатов работы групп. Задает уточняющие вопросы: “Почему у данного типа манипулятора такая форма рабочей зоны?”, “Для каких задач наиболее подходит этот тип манипулятора?”, “Каковы ограничения этой конструкции?” Представители групп демонстрируют заполненные таблицы, объясняют свои выводы о преимуществах и ограничениях различных типов манипуляторов, отвечают на вопросы Понимание взаимосвязи между конструкцией манипулятора и его функциональными возможностями Коммуникативные: представление результатов, аргументация Познавательные: обобщение информации
9. Обсуждение практического применения (8 мин) Организует обсуждение оптимального выбора манипуляторов для различных задач: “Какой тип манипулятора выбрать для складского робота?”, “Какой манипулятор нужен для робота-помощника в быту?”, “Какой тип манипулятора оптимален для погрузочно-разгрузочных работ?” Участвуют в обсуждении, предлагают обоснованные решения для различных задач, аргументируют свой выбор Умение применять знания о манипуляторах для решения практических задач Познавательные: применение знаний Коммуникативные: участие в дискуссии
10. Рефлексия и подведение итогов (3 мин) Подводит итоги урока, задает вопросы: “Какие типы манипуляторов вы сегодня узнали?”, “Как конструкция манипулятора влияет на его возможности?”, “Какие характеристики важно учитывать при выборе манипулятора для конкретной задачи?” Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, оценивают свою работу на уроке Систематизация знаний о манипуляторах для транспортных роботов Регулятивные: оценка результатов Познавательные: рефлексия

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Завершить заполнение сравнительной таблицы (если не успели на уроке)
  2. Подготовить краткое описание одного из типов манипуляторов (по выбору)

Повышенный уровень:

  1. Разработать эскиз манипулятора для конкретного транспортного робота с указанием его кинематической схемы и степеней свободы
  2. Исследовать и описать инновационные решения в области конструирования манипуляторов для мобильных роботов

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания сравнительной таблицы:

  • Полнота охвата различных типов манипуляторов (1-5 баллов)
  • Точность определения характеристик каждого типа (1-5 баллов)
  • Корректность выявления преимуществ и ограничений (1-5 баллов)
  • Обоснованность определения областей применения (1-5 баллов)
  • Аккуратность и наглядность оформления таблицы (1-5 баллов)

Шкала оценивания:

  • “5” - 21-25 баллов
  • “4” - 16-20 баллов
  • “3” - 10-15 баллов
  • “2” - менее 10 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам урока учащиеся должны:

Знать:

  • Основные типы манипуляторов для транспортных роботов
  • Принципы построения кинематических схем манипуляторов
  • Ключевые характеристики различных типов манипуляторов
  • Факторы, влияющие на выбор типа манипулятора для конкретных задач

Уметь:

  • Сравнивать различные типы манипуляторов по заданным критериям
  • Определять степени свободы манипуляционных механизмов
  • Анализировать форму рабочей зоны различных манипуляторов
  • Подбирать оптимальный тип манипулятора для конкретной задачи

Владеть:

  • Навыками анализа кинематических схем
  • Терминологией в области манипуляционных робототехнических систем
  • Пониманием взаимосвязи конструкции и функциональности манипуляторов

Дополнительные материалы к уроку:

  • Сравнительные характеристики различных типов манипуляторов
  • Схемы кинематических цепей наиболее распространенных манипуляторов
  • Примеры применения манипуляторов в реальных транспортных роботах
  • Видеоматериалы о современных манипуляционных системах
  • Задачи для самостоятельного анализа манипуляторов
  • Глоссарий терминов по теме “Манипуляторы для транспортных роботов”