18. Практическая работа «Программирование робота с элементами машинного зрения»
Модуль: Системы восприятия в робототехнике
Тема урока: 18. Практическая работа «Программирование робота с элементами машинного зрения»
Цель урока: Сформировать практические навыки настройки и программирования робота с системой машинного зрения для идентификации и сортировки объектов.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать принципы работы датчиков цвета и камер в робототехнике
- Понимать основы калибровки оптических систем
- Уметь программировать алгоритмы распознавания простых объектов
- Владеть навыками настройки робота для сортировки по цвету или форме
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: умение настраивать параметры системы, отлаживать программу, контролировать результаты
- Познавательные УУД: понимание принципов обработки визуальной информации, анализ результатов распознавания
- Коммуникативные УУД: умение работать в команде, обсуждать и решать технические проблемы
Личностные:
- Развитие инженерного мышления
- Формирование внимательности и точности при работе с техническими системами
- Воспитание настойчивости при решении практических задач
Задачи урока:
- Актуализировать знания о системах машинного зрения
- Научить калибровать датчик цвета/камеру с учетом условий освещения
- Сформировать навыки программирования алгоритмов распознавания объектов
- Научить создавать программы для сортировки предметов по заданным признакам
- Развить умение оптимизировать и отлаживать алгоритмы распознавания
Тип урока: Практическая работа
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
- Робототехнические наборы с контроллерами (по числу групп)
- Датчики цвета или камеры для роботов
- Объекты для сортировки разных цветов и форм (кубики, шары, цилиндры)
- Компьютеры с установленной средой программирования
- Инструкционные карты по настройке и калибровке датчиков
- Примеры программного кода для распознавания объектов
- Схема полигона для тестирования робота-сортировщика
- Лампы для создания различных условий освещения
- Измерительные инструменты (для измерения размеров объектов)
Образовательные технологии: Проектная деятельность, работа в малых группах, проблемное обучение, практико-ориентированное обучение
Межпредметные связи:
- Физика: калибровка оптической системы, учет условий освещения, оптические явления
- Математика: реализация алгоритмов обработки изображения, пороговые значения для распознавания
- Информатика: программирование, обработка данных, алгоритмы
- Технология: конструирование механизмов для сортировки
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты предметные | Планируемые результаты УУД |
---|---|---|---|---|
1. Организационный момент (3 мин) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Организует деление на рабочие группы по 2-3 человека. | Готовятся к уроку, формируют рабочие группы, проверяют наличие необходимого оборудования. | Регулятивные: самоорганизация, готовность к работе в группе | |
2. Актуализация знаний (5 мин) | Организует фронтальную беседу по вопросам: - Что такое машинное зрение? - Какие способы распознавания объектов роботом вы знаете? - По каким признакам робот может различать объекты? Демонстрирует видеоролик с примером работы робота-сортировщика. |
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Вспоминают материал предыдущего урока о машинном зрении. Просматривают и обсуждают видеоролик. |
Воспроизведение знаний о принципах машинного зрения и распознавания объектов. | Познавательные: актуализация имеющихся знаний. Коммуникативные: участие в диалоге. |
3. Постановка цели и мотивация (3 мин) | Формулирует цель практической работы: “Сегодня мы научимся программировать робота, который будет распознавать и сортировать предметы по цвету или форме”. Объясняет практическую значимость системы технического зрения в современной робототехнике. Демонстрирует задание: настроить робота для сортировки объектов разных цветов по соответствующим зонам. |
Осмысливают цель работы. Знакомятся с заданием. Задают уточняющие вопросы. |
Регулятивные: целеполагание. Личностные: мотивация к практической деятельности. |
|
4. Инструктаж по практической работе (7 мин) | Объясняет этапы выполнения практической работы: 1. Сборка робота с датчиком цвета/камерой 2. Калибровка датчика под условия освещения 3. Программирование распознавания объектов 4. Создание алгоритма сортировки 5. Тестирование и отладка Демонстрирует основные приемы работы с датчиками: - Правильное расположение датчика относительно объектов - Настройка порогов распознавания - Учет внешнего освещения Объясняет правила работы с оборудованием и технику безопасности. |
Слушают инструкции. Изучают демонстрационные материалы. Знакомятся со схемой сортировочного полигона. Задают уточняющие вопросы. Распределяют роли в группе. |
Знание этапов настройки системы технического зрения. Понимание принципов калибровки оптических датчиков. |
Регулятивные: принятие учебной задачи, планирование. Познавательные: понимание алгоритма действий. Коммуникативные: распределение ролей. |
5. Практическая работа: сборка робота (10 мин) | Консультирует группы в процессе сборки робота: - Помогает правильно расположить датчик/камеру - Обращает внимание на оптимальное расстояние до объектов - Подсказывает конструкцию механизма для сортировки - Контролирует правильность сборки |
Работают в группах над сборкой робота: - Собирают базовую конструкцию робота - Устанавливают датчик цвета/камеру - Конструируют механизм для перемещения объектов - Проверяют надежность креплений - Подключают все компоненты к контроллеру |
Умение собирать робота с системой технического зрения. Навыки правильного расположения оптических датчиков. |
Регулятивные: следование инструкции. Коммуникативные: взаимодействие в группе. Личностные: аккуратность при сборке. |
6. Практическая работа: калибровка датчика (15 мин) | Объясняет принципы калибровки датчиков: - Демонстрирует, как условия освещения влияют на показания датчика - Показывает способы определения пороговых значений - Объясняет, как выполнять тестовые измерения Организует эксперимент с разными условиями освещения: - Предлагает измерить показания датчика при разном освещении - Обращает внимание на характеристики отражения света от разных поверхностей Межпредметная связь с физикой: обсуждает оптические явления при работе датчика. |
Калибруют датчик цвета/камеру: - Измеряют показания датчика для объектов разных цветов - Записывают пороговые значения для каждого цвета - Тестируют работу датчика при разном освещении - Корректируют пороговые значения - Создают таблицу зависимости показаний от условий освещения - Выбирают оптимальные настройки |
Понимание влияния освещения на работу оптических датчиков. Умение калибровать датчики для точного распознавания. Навыки определения пороговых значений. |
Познавательные: анализ данных, установление зависимостей. Регулятивные: настройка параметров, контроль результатов. Личностные: развитие внимательности и точности. |
7. Физкультминутка (2 мин) | Проводит короткую физкультминутку с упражнениями для глаз и спины. | Выполняют упражнения для снятия напряжения. | Регулятивные: саморегуляция. | |
8. Практическая работа: программирование распознавания (20 мин) | Объясняет принципы программирования распознавания объектов: - Показывает структуру программного кода - Объясняет логику работы условных операторов для определения цвета - Демонстрирует пример программы для распознавания нескольких цветов Обращает внимание на математические аспекты: - Использование пороговых значений - Обработка серии измерений - Фильтрация случайных выбросов Консультирует группы в процессе программирования. |
Программируют алгоритм распознавания объектов: - Создают программу считывания данных с датчика - Внедряют пороговые значения для распознавания цветов - Разрабатывают условные операторы для принятия решений - Добавляют обработку исключений - Тестируют работу программы на разных объектах - Отлаживают программный код |
Умение программировать алгоритмы распознавания объектов. Навыки использования условных операторов для классификации. Понимание принципов фильтрации данных. |
Познавательные: алгоритмическое мышление. Регулятивные: отладка программы, коррекция ошибок. Коммуникативные: обсуждение логики алгоритма. |
9. Практическая работа: программирование сортировки (15 мин) | Объясняет алгоритм сортировки объектов: - Показывает, как связать распознавание с действиями робота - Демонстрирует управление моторами для перемещения объектов - Объясняет логику перемещения к нужным зонам Консультирует группы в процессе программирования: - Помогает оптимизировать алгоритм - Подсказывает решения возникающих проблем - Обращает внимание на точность перемещения |
Программируют алгоритм сортировки: - Создают логику перемещения робота на основе распознанного цвета - Программируют действия для каждого типа объекта - Настраивают параметры движения - Добавляют обратную связь (звуковые или световые сигналы) - Проводят первичное тестирование - Корректируют программу |
Умение связывать результаты распознавания с действиями робота. Навыки программирования алгоритмов сортировки. Понимание принципов работы полной системы. |
Познавательные: логическое мышление, комплексное применение знаний. Регулятивные: планирование последовательности действий. Личностные: настойчивость в достижении результата. |
10. Тестирование и отладка (10 мин) | Организует тестирование роботов-сортировщиков: - Предлагает набор объектов для сортировки - Контролирует процесс тестирования - Помогает выявить проблемы - Консультирует по оптимизации алгоритма - Предлагает изменить условия освещения для проверки устойчивости работы |
Тестируют и отлаживают робота-сортировщика: - Запускают полный цикл сортировки - Проверяют точность распознавания - Выявляют ошибки и сбои - Корректируют программу и настройки - Проверяют работу при разном освещении - Оптимизируют алгоритм для повышения надежности |
Умение тестировать и отлаживать робототехническую систему. Навыки выявления и устранения проблем. Понимание факторов, влияющих на надежность работы. |
Регулятивные: контроль результатов, коррекция. Познавательные: анализ причин ошибок. Личностные: терпение при отладке. |
11. Демонстрация результатов (10 мин) | Организует демонстрацию работы роботов-сортировщиков: - Предоставляет каждой группе возможность продемонстрировать своего робота - Задает вопросы о принципах работы - Предлагает усложненные тестовые задания - Организует взаимооценку результатов |
Демонстрируют работу своих роботов: - Представляют робота-сортировщика - Объясняют принцип его работы - Показывают процесс распознавания и сортировки - Комментируют особенности своего решения - Отвечают на вопросы - Оценивают работы других групп |
Умение представлять и объяснять работу технической системы. Навыки демонстрации результатов работы. Понимание сильных и слабых сторон своего решения. |
Коммуникативные: представление результатов, аргументация. Познавательные: сравнение различных решений. Личностные: уверенность при представлении работы. |
12. Обсуждение результатов (5 мин) | Организует обсуждение результатов практической работы: - Предлагает сравнить разные подходы к решению - Обсуждает проблемы, с которыми столкнулись группы - Анализирует факторы, влияющие на точность распознавания - Подводит итоги эффективности различных алгоритмов |
Участвуют в обсуждении: - Делятся опытом решения проблем - Анализируют причины ошибок - Предлагают идеи для улучшения - Сравнивают эффективность разных подходов - Формулируют выводы об оптимальных настройках |
Понимание факторов, влияющих на точность распознавания. Знание способов оптимизации работы системы. Умение анализировать эффективность алгоритмов. |
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение. Коммуникативные: участие в дискуссии. Регулятивные: оценка результатов. |
13. Рефлексия и подведение итогов (3 мин) | Организует рефлексию с помощью метода “Три вопроса”: - Что получилось лучше всего? - С какой проблемой было труднее всего справиться? - Что бы вы сделали по-другому, если бы начали сначала? Подводит итоги урока. Оценивает работу групп. |
Участвуют в рефлексии: - Отвечают на вопросы - Анализируют свой опыт - Оценивают свой вклад в работу группы - Делятся впечатлениями |
Регулятивные: самоанализ деятельности. Личностные: осознание полученного опыта. Коммуникативные: выражение своих мыслей. |
|
14. Домашнее задание (2 мин) | Объясняет домашнее задание: 1. Обязательная часть: подготовить краткий отчет о проделанной работе с указанием особенностей реализации и возникших проблем 2. Творческое задание (по желанию): предложить улучшения алгоритма для более точного распознавания или для работы в сложных условиях освещения |
Записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы. |
Регулятивные: планирование самостоятельной работы. |
Таблица для записи результатов калибровки:
Цвет объекта | Показания RGB-датчика | Пороговые значения для распознавания | ||
---|---|---|---|---|
R | G | B | Условие распознавания | |
Красный | … | … | … | R > (G+B)*1.5 |
Синий | … | … | … | B > (R+G)*1.5 |
Зеленый | … | … | … | G > (R+B)*1.5 |
Желтый | … | … | … | (R+G) > B*2 |
Черный | … | … | … | (R+G+B) < 50 |
Белый | … | … | … | (R+G+B) > 200 |
Влияние различного освещения:
Условия освещения | Корректирующий коэффициент | Примечания |
---|---|---|
Яркий свет | 0.8 | Снижать пороговые значения |
Нормальное освещение | 1.0 | Стандартные настройки |
Слабый свет | 1.3 | Повышать пороговые значения |
// Функция определения цвета объекта
функция ОпределитьЦвет()
// Получаем данные с датчика
R = Датчик.КрасныйКомпонент()
G = Датчик.ЗеленыйКомпонент()
B = Датчик.СинийКомпонент()
// Нормализация значений с учетом освещения
коэффициент = ОпределитьКоэффициентОсвещения()
R = R * коэффициент
G = G * коэффициент
B = B * коэффициент
// Определение цвета по пороговым значениям
если R > (G+B)*1.5 тогда
вернуть "Красный"
иначе_если B > (R+G)*1.5 тогда
вернуть "Синий"
иначе_если G > (R+B)*1.5 тогда
вернуть "Зеленый"
иначе_если (R+G) > B*2 И R > 100 И G > 100 тогда
вернуть "Желтый"
иначе_если (R+G+B) < 50 тогда
вернуть "Черный"
иначе_если (R+G+B) > 200 тогда
вернуть "Белый"
иначе
вернуть "Неизвестный"
конец_если
конец_функции
// Функция определения коэффициента освещения
функция ОпределитьКоэффициентОсвещения()
// Измерение эталонной поверхности (белый лист)
ИзмеритьЭталон()
эталонная_сумма = ЭталонR + ЭталонG + ЭталонB
если эталонная_сумма > 700 тогда
вернуть 0.8 // яркий свет
иначе_если эталонная_сумма < 500 тогда
вернуть 1.3 // слабый свет
иначе
вернуть 1.0 // нормальное освещение
конец_если
конец_функции
// Основная программа сортировки
процедура СортироватьОбъекты()
пока Истина выполнять
// Ожидаем появления объекта
пока НЕ ДатчикРасстояния.ОбъектОбнаружен() выполнять
ждать(10)
конец_цикла
// Измеряем цвет объекта
цвет = ОпределитьЦвет()
// Выводим информацию о распознанном цвете
Дисплей.Вывод("Обнаружен: " + цвет)
// Сортируем по цвету
если цвет == "Красный" тогда
ДоставитьВКонтейнер(1)
иначе_если цвет == "Синий" тогда
ДоставитьВКонтейнер(2)
иначе_если цвет == "Зеленый" тогда
ДоставитьВКонтейнер(3)
иначе_если цвет == "Желтый" тогда
ДоставитьВКонтейнер(4)
иначе
ДоставитьВКонтейнерНеизвестных()
конец_если
// Возврат в исходное положение
ВернутьсяНаПозициюОжидания()
конец_цикла
конец_процедуры
// Процедура доставки объекта в указанный контейнер
процедура ДоставитьВКонтейнер(номер_контейнера)
// Подъем объекта
Манипулятор.Опустить()
Манипулятор.Захватить()
Манипулятор.Поднять()
// Перемещение к нужному контейнеру
ПовернутьсяККонтейнеру(номер_контейнера)
Двигаться(расстояние_до_контейнера)
// Выгрузка объекта
Манипулятор.Опустить()
Манипулятор.Отпустить()
Манипулятор.Поднять()
// Подтверждение выполнения операции
ЗвуковойСигнал()
конец_процедуры
Задача: Создать робота, который сортирует объекты по цвету (красный, синий, зеленый) и доставляет их в соответствующие контейнеры. Требования:
- Распознавать не менее трех разных цветов
- Стабильно работать при одинаковом освещении
- Сортировать минимум 5 объектов подряд без ошибок
Задача: Создать робота, который адаптируется к изменениям освещения и сортирует объекты по цвету. Требования:
- Распознавать не менее четырех разных цветов
- Адаптироваться к изменению условий освещения
- Использовать калибровку по эталонной поверхности
- Сигнализировать о неопределенности при низкой уверенности распознавания
Задача: Создать робота, который сортирует объекты по комбинации цвета и формы. Требования:
- Распознавать как цвет, так и форму объекта (используя дополнительные датчики)
- Реализовать двухуровневую сортировку (сначала по цвету, затем по форме)
- Создать статистику распознавания на дисплее робота
-
Подготовка эталонных образцов:
- Подготовьте объекты всех цветов, которые требуется распознавать
- Подготовьте белый лист бумаги для калибровки освещения
-
Базовая калибровка:
- Разместите датчик на расстоянии 1-2 см от поверхности
- Направьте датчик перпендикулярно поверхности
- Измерьте показания для белого листа (эталон освещенности)
-
Измерение цветовых образцов:
- Для каждого цвета произведите несколько измерений
- Запишите средние значения RGB-компонентов
- Вычислите стандартное отклонение для оценки стабильности
-
Определение пороговых значений:
- На основе измерений определите диапазоны для каждого цвета
- Задайте условия распознавания с запасом
- Проверьте разделимость соседних цветов
-
Проверка калибровки:
- Протестируйте на всех цветах несколько раз
- Проверьте при разном положении объектов
- При необходимости скорректируйте пороги
Конструкция робота (0-3 балла):
- Правильное расположение датчика цвета/камеры (0-1)
- Функциональность механизма сортировки (0-1)
- Устойчивость и надежность конструкции (0-1)
Калибровка датчика (0-5 баллов):
- Точность определения пороговых значений (0-2)
- Учет условий освещения (0-2)
- Документирование результатов калибровки (0-1)
Алгоритм распознавания (0-5 баллов):
- Корректность распознавания различных цветов (0-2)
- Устойчивость к изменениям условий (0-1)
- Обработка неопределенных случаев (0-1)
- Оптимизация кода (0-1)
Работа системы в целом (0-7 баллов):
- Точность сортировки (0-2)
- Скорость работы (0-1)
- Надежность работы (0-2)
- Работа при изменении условий освещения (0-1)
- Наглядность демонстрации (0-1)
Максимальный балл: 20 Шкала перевода в оценку:
- 18-20 баллов - “5”
- 14-17 баллов - “4”
- 10-13 баллов - “3”
- менее 10 баллов - “2”
Фамилия, имя: _________________________
Группа: _______
Что получилось лучше всего?
_________________________________________________
_________________________________________________
С какой проблемой было труднее всего справиться?
_________________________________________________
_________________________________________________
Что бы вы сделали по-другому, если бы начали сначала?
_________________________________________________
_________________________________________________
Моя оценка работы нашей группы (от 1 до 5): _______