Skip to main content

Практическая работа «Сортировка деталей конструктора»

📊 Открыть презентацию

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:

Модуль: Основы робототехники
Тема урока: Практическая работа «Сортировка деталей конструктора»
Цель урока: Создать условия для формирования у обучающихся навыков систематизации и классификации деталей робототехнического конструктора по различным признакам.

Планируемые результаты:

  • Личностные: формирование аккуратности и ответственного отношения к организации рабочего пространства; развитие дисциплинированности и внимательности; воспитание культуры учебного труда.
  • Предметные: приобретение знаний о функциональном назначении различных деталей робототехнического конструктора; формирование умения классифицировать детали по форме, размеру и назначению; понимание логики организации конструкторских наборов.
  • Метапредметные:
    • Регулятивные УУД: развитие навыков самоорганизации рабочего пространства; умение планировать последовательность действий; формирование навыков самоконтроля.
    • Коммуникативные УУД: умение договариваться и распределять работу в группе; развитие культуры речи при описании деталей и их характеристик.
    • Познавательные УУД: развитие логических операций сравнения, анализа, классификации; формирование умения структурировать информацию и представлять её в табличной форме.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с разнообразием деталей робототехнического конструктора и их функциональным назначением
  2. Сформировать умение выделять существенные признаки деталей для их классификации
  3. Научить систематизировать детали по различным основаниям (форма, размер, функция)
  4. Организовать практическую деятельность по сортировке деталей конструктора
  5. Создать условия для составления классификационной таблицы элементов конструктора
  6. Развивать умение работать в группе при выполнении общего задания

Тип урока: урок-практикум с элементами исследовательской деятельности

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Робототехнические конструкторы (1 набор на 2-3 учащихся)
  • Контейнеры для сортировки деталей
  • Линейки, весы электронные (для измерения параметров деталей)
  • Лупы (для изучения материалов и особенностей деталей)
  • Шаблоны классификационных таблиц
  • Проектор и экран
  • Презентация “Систематизация элементов конструктора”
  • Справочные материалы по робототехническим конструкторам
  • Рабочие листы для заполнения результатов исследования деталей
  • Цветные стикеры для маркировки контейнеров

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: проблемно-поисковое обучение, групповая работа, элементы исследовательской деятельности, технология развития критического мышления.

Межпредметные связи:

  • Математика: классификация, множества, группировка по признакам
  • Физика: физические характеристики материалов деталей (вес, плотность, прочность)
  • Информатика: структурирование информации, создание таблиц

Основные понятия: классификация, систематизация, функциональное назначение, структурные элементы, соединительные элементы, электронные компоненты, приводы, сенсоры, контроллеры.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует рабочее пространство. Готовятся к уроку, занимают свои места. Психологическая готовность к занятию
2. Актуализация знаний и мотивация (5 мин) Задает вопрос: “Представьте, что все детали конструктора перемешались. Как бы вы организовали работу по конструированию робота?” Демонстрирует коробку с перемешанными деталями. Предлагают варианты организации работы, высказывают идеи о необходимости сортировки деталей. Осознание практической значимости предстоящей работы
3. Постановка цели и задач урока (3 мин) Формулирует совместно с учащимися цель и задачи практической работы. Объясняет конечный результат – создание классификационной таблицы. Участвуют в формулировании цели и задач, осмысливают практическую значимость работы. Понимание цели и задач работы
4. Теоретическая часть: основные принципы классификации (7 мин) Объясняет принципы классификации объектов, демонстрирует презентацию с примерами классификаций. Вводит понятия “классификация”, “признак классификации”, “иерархия”. Слушают объяснение, записывают ключевые понятия, отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении. Понимание принципов классификации
5. Межпредметная связь с математикой (5 мин) Объясняет математические основы классификации, понятия множеств и подмножеств. Приводит примеры классификации геометрических фигур. Участвуют в обсуждении примеров из математики, предлагают собственные примеры классификаций. Установление взаимосвязи с математикой
6. Межпредметная связь с физикой (5 мин) Объясняет значение физических характеристик деталей (вес, прочность, материал) для их классификации и применения в робототехнике. Обсуждают физические свойства различных материалов, из которых изготовлены детали конструктора. Понимание значения физических характеристик материалов
7. Инструктаж по выполнению практической работы (5 мин) Объясняет порядок выполнения работы, демонстрирует шаблон классификационной таблицы, поясняет критерии оценивания работы. Слушают инструкции, задают уточняющие вопросы, готовятся к практической работе. Понимание алгоритма выполнения работы
8. Организация работы в группах (3 мин) Делит класс на группы по 3-4 человека, раздает конструкторы, рабочие листы и контейнеры для сортировки. Помогает распределить роли в группах. Объединяются в группы, распределяют роли (координатор, исследователь, секретарь, докладчик). Формирование навыков командной работы
9. Практическая работа. Этап 1: Исследование деталей (10 мин) Консультирует группы, контролирует ход работы. Предлагает изучить все детали конструктора, определить их назначение, материал, размеры. Исследуют детали конструктора, измеряют их параметры, изучают физические свойства, делают записи в рабочих листах. Развитие наблюдательности, умения выделять существенные признаки
10. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую динамическую паузу. Выполняют физические упражнения. Снятие усталости
11. Практическая работа. Этап 2: Определение признаков классификации (7 мин) Помогает группам выделить основные признаки для классификации деталей (функциональное назначение, форма, размер, материал и др.). Обсуждают и выбирают наиболее существенные признаки для классификации, фиксируют в рабочих листах. Развитие аналитических способностей
12. Практическая работа. Этап 3: Сортировка деталей (15 мин) Наблюдает за работой групп, при необходимости корректирует действия учащихся, задает наводящие вопросы. Сортируют детали по выбранным признакам, раскладывают их по контейнерам, делают пометки о количестве деталей каждого типа. Формирование навыков систематизации
13. Практическая работа. Этап 4: Заполнение классификационной таблицы (10 мин) Консультирует группы по оформлению таблицы, обращает внимание на правильность и аккуратность заполнения. Создают классификационную таблицу элементов конструктора, систематизируя информацию о деталях. Развитие умения структурировать информацию
14. Представление результатов работы (8 мин) Организует представление результатов работы групп, направляет обсуждение, задает уточняющие вопросы. Представители групп демонстрируют результаты своей работы, объясняют выбранную систему классификации, отвечают на вопросы. Развитие навыков публичного выступления
15. Обсуждение и сравнение различных систем классификации (5 мин) Организует обсуждение различных подходов к классификации, выявление их достоинств и недостатков. Помогает составить общую оптимальную систему классификации. Участвуют в обсуждении, сравнивают различные системы классификации, высказывают свою точку зрения. Развитие критического мышления
16. Рефлексия (3 мин) Организует рефлексию с использованием приема “Продолжи фразу”: “Сегодня я узнал…”, “Мне было трудно…”, “Теперь я умею…” Выполняют задание на рефлексию, анализируют свою деятельность на уроке. Развитие навыков самоанализа
17. Домашнее задание (2 мин) Объясняет домашнее задание: создать собственную оптимизированную систему хранения деталей конструктора и оформить её в виде схемы или рисунка. Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. Понимание задания для самостоятельной работы
18. Подведение итогов урока (3 мин) Обобщает результаты практической работы, отмечает успехи учащихся, выставляет оценки. Слушают, задают вопросы. Осознание результатов и значимости проделанной работы

Диагностика результатов:

  1. Оценка заполненной классификационной таблицы по критериям: полнота, логичность, аккуратность
  2. Наблюдение за работой группы в процессе выполнения практической работы
  3. Оценка устной презентации результатов работы
  4. Взаимооценка работы групп по предложенным критериям
  5. Анализ рефлексивных высказываний учащихся