Практическая работа «Сортировка деталей конструктора»
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Модуль: Основы робототехники
Тема урока: Практическая работа «Сортировка деталей конструктора»
Цель урока: Создать условия для формирования у обучающихся навыков систематизации и классификации деталей робототехнического конструктора по различным признакам.
Планируемые результаты:
- Личностные: формирование аккуратности и ответственного отношения к организации рабочего пространства; развитие дисциплинированности и внимательности; воспитание культуры учебного труда.
- Предметные: приобретение знаний о функциональном назначении различных деталей робототехнического конструктора; формирование умения классифицировать детали по форме, размеру и назначению; понимание логики организации конструкторских наборов.
- Метапредметные:
- Регулятивные УУД: развитие навыков самоорганизации рабочего пространства; умение планировать последовательность действий; формирование навыков самоконтроля.
- Коммуникативные УУД: умение договариваться и распределять работу в группе; развитие культуры речи при описании деталей и их характеристик.
- Познавательные УУД: развитие логических операций сравнения, анализа, классификации; формирование умения структурировать информацию и представлять её в табличной форме.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с разнообразием деталей робототехнического конструктора и их функциональным назначением
- Сформировать умение выделять существенные признаки деталей для их классификации
- Научить систематизировать детали по различным основаниям (форма, размер, функция)
- Организовать практическую деятельность по сортировке деталей конструктора
- Создать условия для составления классификационной таблицы элементов конструктора
- Развивать умение работать в группе при выполнении общего задания
Тип урока: урок-практикум с элементами исследовательской деятельности
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
- Робототехнические конструкторы (1 набор на 2-3 учащихся)
- Контейнеры для сортировки деталей
- Линейки, весы электронные (для измерения параметров деталей)
- Лупы (для изучения материалов и особенностей деталей)
- Шаблоны классификационных таблиц
- Проектор и экран
- Презентация “Систематизация элементов конструктора”
- Справочные материалы по робототехническим конструкторам
- Рабочие листы для заполнения результатов исследования деталей
- Цветные стикеры для маркировки контейнеров
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК
Образовательные технологии: проблемно-поисковое обучение, групповая работа, элементы исследовательской деятельности, технология развития критического мышления.
Межпредметные связи:
- Математика: классификация, множества, группировка по признакам
- Физика: физические характеристики материалов деталей (вес, плотность, прочность)
- Информатика: структурирование информации, создание таблиц
Основные понятия: классификация, систематизация, функциональное назначение, структурные элементы, соединительные элементы, электронные компоненты, приводы, сенсоры, контроллеры.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
---|---|---|---|
1. Организационный момент (2 мин) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует рабочее пространство. | Готовятся к уроку, занимают свои места. | Психологическая готовность к занятию |
2. Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Задает вопрос: “Представьте, что все детали конструктора перемешались. Как бы вы организовали работу по конструированию робота?” Демонстрирует коробку с перемешанными деталями. | Предлагают варианты организации работы, высказывают идеи о необходимости сортировки деталей. | Осознание практической значимости предстоящей работы |
3. Постановка цели и задач урока (3 мин) | Формулирует совместно с учащимися цель и задачи практической работы. Объясняет конечный результат – создание классификационной таблицы. | Участвуют в формулировании цели и задач, осмысливают практическую значимость работы. | Понимание цели и задач работы |
4. Теоретическая часть: основные принципы классификации (7 мин) | Объясняет принципы классификации объектов, демонстрирует презентацию с примерами классификаций. Вводит понятия “классификация”, “признак классификации”, “иерархия”. | Слушают объяснение, записывают ключевые понятия, отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении. | Понимание принципов классификации |
5. Межпредметная связь с математикой (5 мин) | Объясняет математические основы классификации, понятия множеств и подмножеств. Приводит примеры классификации геометрических фигур. | Участвуют в обсуждении примеров из математики, предлагают собственные примеры классификаций. | Установление взаимосвязи с математикой |
6. Межпредметная связь с физикой (5 мин) | Объясняет значение физических характеристик деталей (вес, прочность, материал) для их классификации и применения в робототехнике. | Обсуждают физические свойства различных материалов, из которых изготовлены детали конструктора. | Понимание значения физических характеристик материалов |
7. Инструктаж по выполнению практической работы (5 мин) | Объясняет порядок выполнения работы, демонстрирует шаблон классификационной таблицы, поясняет критерии оценивания работы. | Слушают инструкции, задают уточняющие вопросы, готовятся к практической работе. | Понимание алгоритма выполнения работы |
8. Организация работы в группах (3 мин) | Делит класс на группы по 3-4 человека, раздает конструкторы, рабочие листы и контейнеры для сортировки. Помогает распределить роли в группах. | Объединяются в группы, распределяют роли (координатор, исследователь, секретарь, докладчик). | Формирование навыков командной работы |
9. Практическая работа. Этап 1: Исследование деталей (10 мин) | Консультирует группы, контролирует ход работы. Предлагает изучить все детали конструктора, определить их назначение, материал, размеры. | Исследуют детали конструктора, измеряют их параметры, изучают физические свойства, делают записи в рабочих листах. | Развитие наблюдательности, умения выделять существенные признаки |
10. Физкультминутка (2 мин) | Проводит короткую динамическую паузу. | Выполняют физические упражнения. | Снятие усталости |
11. Практическая работа. Этап 2: Определение признаков классификации (7 мин) | Помогает группам выделить основные признаки для классификации деталей (функциональное назначение, форма, размер, материал и др.). | Обсуждают и выбирают наиболее существенные признаки для классификации, фиксируют в рабочих листах. | Развитие аналитических способностей |
12. Практическая работа. Этап 3: Сортировка деталей (15 мин) | Наблюдает за работой групп, при необходимости корректирует действия учащихся, задает наводящие вопросы. | Сортируют детали по выбранным признакам, раскладывают их по контейнерам, делают пометки о количестве деталей каждого типа. | Формирование навыков систематизации |
13. Практическая работа. Этап 4: Заполнение классификационной таблицы (10 мин) | Консультирует группы по оформлению таблицы, обращает внимание на правильность и аккуратность заполнения. | Создают классификационную таблицу элементов конструктора, систематизируя информацию о деталях. | Развитие умения структурировать информацию |
14. Представление результатов работы (8 мин) | Организует представление результатов работы групп, направляет обсуждение, задает уточняющие вопросы. | Представители групп демонстрируют результаты своей работы, объясняют выбранную систему классификации, отвечают на вопросы. | Развитие навыков публичного выступления |
15. Обсуждение и сравнение различных систем классификации (5 мин) | Организует обсуждение различных подходов к классификации, выявление их достоинств и недостатков. Помогает составить общую оптимальную систему классификации. | Участвуют в обсуждении, сравнивают различные системы классификации, высказывают свою точку зрения. | Развитие критического мышления |
16. Рефлексия (3 мин) | Организует рефлексию с использованием приема “Продолжи фразу”: “Сегодня я узнал…”, “Мне было трудно…”, “Теперь я умею…” | Выполняют задание на рефлексию, анализируют свою деятельность на уроке. | Развитие навыков самоанализа |
17. Домашнее задание (2 мин) | Объясняет домашнее задание: создать собственную оптимизированную систему хранения деталей конструктора и оформить её в виде схемы или рисунка. | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. | Понимание задания для самостоятельной работы |
18. Подведение итогов урока (3 мин) | Обобщает результаты практической работы, отмечает успехи учащихся, выставляет оценки. | Слушают, задают вопросы. | Осознание результатов и значимости проделанной работы |
Диагностика результатов:
- Оценка заполненной классификационной таблицы по критериям: полнота, логичность, аккуратность
- Наблюдение за работой группы в процессе выполнения практической работы
- Оценка устной презентации результатов работы
- Взаимооценка работы групп по предложенным критериям
- Анализ рефлексивных высказываний учащихся