Skip to main content

19. Измерения и точность в робототехнике - датчики расстояния

🎬 Открыть презентацию

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:

Модуль: Основы робототехники
Тема урока: Измерения и точность в робототехнике: датчики расстояния
Цель урока: Сформировать у обучающихся представление о принципах работы и применении ультразвуковых датчиков расстояния в робототехнических системах.

Планируемые результаты:

  • Личностные: развитие познавательного интереса к изучению физических явлений в робототехнике; формирование ответственного отношения к точности измерений; воспитание аккуратности при работе с датчиками.
  • Предметные: понимание принципов работы ультразвуковых датчиков; освоение методов расчета расстояния на основе времени прохождения сигнала; формирование навыков использования датчиков расстояния в робототехнических системах.
  • Метапредметные:
    • Регулятивные УУД: развитие умения планировать эксперимент с использованием датчиков расстояния; формирование навыков анализа результатов измерений.
    • Коммуникативные УУД: развитие умения объяснять принципы работы технических устройств; формирование навыков коллективного решения технических задач.
    • Познавательные УУД: развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между физическими явлениями и работой датчиков; формирование навыков преобразования информации из одной формы в другую.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с физическими основами ультразвука и его применением в датчиках расстояния
  2. Объяснить зависимость скорости звука от среды распространения
  3. Научить рассчитывать расстояние на основе времени прохождения сигнала
  4. Сформировать практические навыки работы с ультразвуковыми датчиками
  5. Обеспечить понимание ограничений и точности измерений при использовании датчиков расстояния

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала + практическая работа)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Робототехнические наборы с ультразвуковыми датчиками расстояния
  • Компьютеры с установленной средой программирования
  • Презентация “Ультразвуковые датчики расстояния”
  • Демонстрационные материалы по распространению звука в разных средах
  • Рабочие листы для записи результатов измерений
  • Линейки и рулетки для проверки точности измерений
  • Различные материалы для тестирования отражения ультразвука (картон, металл, ткань, пенопласт)
  • Таблица скоростей звука в разных средах
  • Калькуляторы для расчетов
  • Секундомеры

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, экспериментальная деятельность, обучение в сотрудничестве.

Межпредметные связи:

  • Физика: ультразвук, скорость звука в разных средах, эхолокация, отражение волн
  • Математика: расчет расстояния по времени прохождения сигнала, формулы скорости, погрешности измерений

Основные понятия: ультразвук, эхолокация, датчик расстояния, скорость звука, время прохождения сигнала, эхо, погрешность измерения, триггер, приемник звука, преобразование энергии.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создает позитивный настрой на работу. Готовятся к уроку, проверяют наличие необходимых принадлежностей. Психологическая готовность к занятию
2. Актуализация знаний (5 мин) Задает вопросы об изученных ранее датчиках: “Какие датчики мы уже изучили?”, “Как робот может определить расстояние до объекта?”. Демонстрирует проблемную ситуацию: робот должен остановиться перед препятствием, не сталкиваясь с ним. Отвечают на вопросы, высказывают предположения о способах определения расстояния, обсуждают проблемную ситуацию. Актуализация имеющихся знаний о датчиках
3. Постановка цели и задач урока (3 мин) Формулирует тему урока и предлагает учащимся самостоятельно определить цель занятия. Предлагают варианты целей урока, формулируют ключевые вопросы, на которые хотят получить ответы. Осознание цели учебной деятельности
4. Межпредметная связь с физикой: ультразвук и его свойства (10 мин) Объясняет понятие ультразвука, его свойства, способы генерации и приема. Демонстрирует опыты по распространению звука, объясняет явление эхолокации в природе (летучие мыши, дельфины). Рассказывает о скорости звука в разных средах с помощью таблицы. Слушают объяснение, наблюдают демонстрацию, делают записи в тетради, задают вопросы о свойствах ультразвука и его распространении в разных средах. Формирование представлений об ультразвуке и его свойствах
5. Изучение принципа работы ультразвукового датчика расстояния (7 мин) Объясняет устройство и принцип работы ультразвукового датчика расстояния, демонстрирует его компоненты (излучатель, приемник), показывает схему измерения расстояния с помощью отраженного сигнала. Изучают устройство датчика, делают схематичные зарисовки принципа работы, задают уточняющие вопросы. Понимание принципа работы ультразвукового датчика
6. Межпредметная связь с математикой: расчет расстояния (8 мин) Объясняет формулу для расчета расстояния на основе времени прохождения сигнала и скорости звука: расстояние = скорость звука × время / 2. Демонстрирует примеры расчетов, обращает внимание на деление на 2 (сигнал проходит путь дважды). Записывают формулу, решают примеры расчета расстояния по заданному времени прохождения сигнала, выполняют задания на применение формулы. Освоение математических основ работы датчика расстояния
7. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую физкультминутку с элементами игры “Эхолокация”, где учащиеся имитируют определение расстояния с помощью звука. Выполняют физические упражнения, участвуют в игре на определение источника звука с закрытыми глазами. Снятие физического напряжения
8. Демонстрация работы ультразвукового датчика (5 мин) Демонстрирует работу ультразвукового датчика на примере простого робота, показывает, как меняются показания при изменении расстояния до объекта, обращает внимание на точность измерений. Наблюдают за демонстрацией, записывают показания датчика при разных расстояниях, сравнивают с измерениями с помощью линейки. Наблюдение за практическим применением датчика
9. Факторы, влияющие на точность измерений (5 мин) Объясняет факторы, влияющие на точность измерений ультразвуковым датчиком: отражающая способность материала, угол отражения, температура окружающей среды, помехи. Демонстрирует различия в показаниях при измерении расстояния до разных материалов. Слушают объяснение, записывают факторы, влияющие на точность, предлагают способы повышения точности измерений. Понимание ограничений работы датчика и факторов точности
10. Практическая работа: подключение и программирование датчика расстояния (15 мин) Организует работу учащихся по подключению ультразвукового датчика к контроллеру, демонстрирует пример программы для считывания показаний. Объясняет структуру программы и функции для работы с датчиком. Подключают датчики расстояния к контроллерам, создают простую программу для считывания и отображения показаний датчика, тестируют работу программы. Формирование навыков работы с ультразвуковым датчиком
11. Практическая работа: исследование точности измерений (10 мин) Организует исследовательскую работу по определению точности измерений датчика при разных условиях. Предлагает измерить расстояние до разных типов поверхностей, под разными углами, при разной освещенности. Проводят серию измерений расстояния с помощью датчика и линейки, записывают результаты в таблицу, рассчитывают погрешность измерений. Развитие навыков экспериментальной работы
12. Практическая работа: создание программы “Остановка перед препятствием” (15 мин) Предлагает учащимся создать программу для робота, который будет двигаться вперед и останавливаться на заданном расстоянии от препятствия (например, 10 см). Консультирует учащихся по возникающим вопросам. Разрабатывают алгоритм работы робота, создают программу с использованием датчика расстояния, тестируют работу программы, корректируют ее при необходимости. Применение знаний о датчиках расстояния для решения практической задачи
13. Тестирование роботов и обсуждение результатов (7 мин) Организует тестирование созданных роботов, предлагает каждой группе продемонстрировать работу своего робота и объяснить принцип его работы. Демонстрируют работу своих роботов, объясняют принципы программирования, анализируют причины возможных ошибок в работе. Развитие навыков представления результатов работы
14. Применение ультразвуковых датчиков в робототехнике и технике (5 мин) Рассказывает о применении ультразвуковых датчиков в робототехнике (навигация, обнаружение препятствий) и в технике (парктроники, медицинское оборудование, эхолоты). Демонстрирует видеоматериалы о практическом применении. Слушают рассказ, смотрят видеоматериалы, записывают области применения датчиков расстояния, обсуждают перспективы использования. Понимание значения датчиков расстояния в современной технике
15. Рефлексия (3 мин) Предлагает учащимся оценить свое понимание темы, используя прием “Светофор”: зеленый - все понятно, желтый - есть вопросы, красный - есть затруднения. Выясняет, какие вопросы остались непонятными. Оценивают свое понимание темы, задают вопросы по непонятным моментам, делятся впечатлениями от урока. Развитие навыков самооценки и рефлексии
16. Домашнее задание (3 мин) Объясняет домашнее задание: 1) Решить задачи на расчет расстояния по времени прохождения сигнала; 2) Придумать и описать устройство или робота, использующего ультразвуковой датчик для решения практической задачи. Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. Понимание домашнего задания
17. Подведение итогов урока (5 мин) Обобщает изученный материал, отмечает успехи учащихся, подчеркивает важность точных измерений в робототехнике и технике. Слушают обобщение, задают возникшие вопросы. Осознание результатов урока

Диагностика результатов:

  1. Оценка понимания физических основ работы ультразвуковых датчиков через ответы на вопросы
  2. Анализ правильности расчетов расстояния по времени прохождения сигнала
  3. Оценка качества выполнения практической работы (подключение, программирование датчика)
  4. Проверка точности измерений и корректности анализа погрешностей
  5. Наблюдение за работой учащихся при создании программы для робота
  6. Оценка функциональности созданного робота с датчиком расстояния
  7. Анализ результатов рефлексии