21. Бионические принципы в робототехнике
Модуль: Бионическая робототехника
Тема урока: 21. Бионические принципы в робототехнике
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о бионических принципах в робототехнике и способах применения принципов организации биологических систем при конструировании и программировании роботов.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать основные бионические принципы, применяемые в робототехнике
- Понимать взаимосвязь между строением живых организмов и конструкцией роботов
- Различать типы бионических решений в робототехнике
- Уметь анализировать и сравнивать биологические прототипы и их технические аналоги
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: умение устанавливать аналогии между природными и техническими системами
- Познавательные УУД: развитие системного мышления, способность к переносу знаний из разных предметных областей
- Коммуникативные УУД: умение обсуждать междисциплинарные вопросы, работать в группе по решению комплексных задач
Личностные:
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
- Развитие интереса к изучению живой природы и технических систем
- Воспитание бережного отношения к природе как источнику идей и решений
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с понятием бионики и её ролью в современной робототехнике
- Рассмотреть примеры бионических решений в конструкции роботов
- Изучить способы движения и манипуляции, заимствованные из живой природы
- Проанализировать сенсорные системы и алгоритмы поведения роботов, созданные по аналогии с биологическими
- Составить аналитическую таблицу сравнения биологических прототипов и их робототехнических аналогов
Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала + практическая работа)
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
- Компьютерный класс с проектором и интерактивной доской
- Презентация по теме “Бионические принципы в робототехнике”
- Видеоматериалы, демонстрирующие бионических роботов в действии
- Раздаточный материал с изображениями биологических систем и их технических аналогов
- Карточки для групповой работы
- Образцы бионических роботов или их модели (при наличии)
- Таблица для заполнения (сравнение биопрототипов и робототехнических аналогов)
Образовательные технологии: Проблемное обучение, работа в малых группах, технология развития критического мышления, информационно-коммуникационные технологии, визуализация учебной информации
Межпредметные связи:
- Биология: изучение строения и принципов движения живых организмов, биомеханика, физиология сенсорных систем
- Физика: механика движения биологических и механических систем, силы трения, рычаги, энергоэффективность
- Информатика: алгоритмы поведения, моделирование биологических систем
- История: развитие бионических идей в науке и технике
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты предметные | Планируемые результаты УУД |
---|---|---|---|---|
1. Организационный момент (2 мин) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. | Готовятся к уроку, занимают рабочие места. | Регулятивные: самоорганизация | |
2. Мотивация и актуализация знаний (5 мин) | Демонстрирует короткие видеофрагменты с бионическими роботами (робот-гепард Boston Dynamics, робот-птица Festo, гуманоидный робот и др.). Задает вопросы: - Что общего у показанных роботов? - На что они похожи? - Почему инженеры создают роботов, похожих на животных и людей? - Какие преимущества может дать копирование природных решений? |
Просматривают видеофрагменты. Отвечают на вопросы, высказывают предположения о преимуществах использования природных моделей при создании роботов. Приводят известные им примеры роботов, похожих на животных. |
Активизация представлений о разнообразии роботов. Понимание связи между природными и техническими системами. |
Познавательные: установление связей между природой и техникой. Коммуникативные: участие в диалоге, формулирование и высказывание своего мнения. |
3. Целеполагание (3 мин) | Организует формулировку темы и целей урока. Вводит понятие бионики как науки, изучающей принципы организации и функционирования живых систем для создания новых технических решений. Акцентирует внимание на практическом результате урока – создании аналитической таблицы сравнения биологических прототипов и их технических аналогов. |
Участвуют в формулировке целей урока. Осмысливают понятие бионики. Настраиваются на изучение взаимосвязей между биологическими системами и роботами. |
Понимание термина “бионика” и его значения для робототехники. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: понимание учебной задачи. |
4. Изучение нового материала: Введение в бионику и её история (7 мин) | Рассказывает об истории бионики и её основных принципах: 1. Определение бионики как науки 2. Краткая история бионических идей (от Леонардо да Винчи до современности) 3. Основные направления бионики в робототехнике: - Конструктивные решения - Механизмы движения - Сенсорные системы - Алгоритмы поведения - Материалы 4. Преимущества бионического подхода: - Энергоэффективность - Адаптивность - Надежность Демонстрирует примеры известных бионических решений в технике (застежка-липучка, аэродинамика, гидродинамика и др.). |
Воспринимают информацию. Делают записи в тетрадях. Задают вопросы. Приводят известные им примеры использования природных идей в технике. |
Знание основных принципов бионики и её роли в развитии робототехники. Понимание исторических аспектов развития бионических идей. |
Познавательные: восприятие и структурирование новой информации. Личностные: формирование научного мировоззрения. |
5. Изучение нового материала: Бионические манипуляторы и способы передвижения (10 мин) | Объясняет с использованием презентации и видеоматериалов принципы создания бионических манипуляторов и способов передвижения: 1. Манипуляторы, основанные на строении: - Человеческой руки (антропоморфные) - Хоботка бабочки - Хобота слона - Щупалец осьминога 2. Способы передвижения роботов по аналогии с: - Двуногой походкой человека - Четвероногим бегом животных - Змееобразным движением - Движением насекомых - Полетом птиц и насекомых - Плаванием рыб и морских млекопитающих Для каждого типа объясняет: - Биологические принципы и особенности - Технические решения и их реализация - Преимущества и ограничения Подчеркивает межпредметную связь с физикой при объяснении биомеханики движения. |
Воспринимают информацию. Делают записи и зарисовки в тетрадях. Сравнивают различные типы биологических и технических систем. Задают вопросы. Устанавливают связь с изученным материалом по физике и биологии. |
Знание основных типов бионических манипуляторов и способов передвижения роботов. Понимание физических принципов их работы. Умение устанавливать аналогии между биологическими и техническими системами. |
Познавательные: анализ, сравнение, установление аналогий между природными и техническими системами. Регулятивные: фиксация ключевой информации. |
6. Физкультминутка (2 мин) | Организует короткую физкультминутку с элементами имитации движений животных (например, походка кошки, взмахи крыльев птицы, движения змеи). | Выполняют физические упражнения, имитирующие движения различных животных. | Регулятивные: саморегуляция, смена деятельности. | |
7. Изучение нового материала: Сенсорные системы и алгоритмы поведения (8 мин) | Рассказывает о бионических принципах в создании сенсорных систем и алгоритмов поведения роботов: 1. Сенсорные системы, основанные на: - Зрении животных (стереозрение, системы определения движения) - Слухе и эхолокации (ультразвуковые датчики) - Обонянии (газоанализаторы) - Тактильных ощущениях (сенсоры давления, касания) - Вестибулярном аппарате (гироскопы, акселерометры) 2. Алгоритмы поведения на основе: - Условных и безусловных рефлексов - Стайного поведения (роевой интеллект) - Адаптации к среде - Обучения через подкрепление Межпредметная связь с биологией: объясняет, как устроены сенсорные системы животных и как их принципы используются в робототехнике. |
Воспринимают новую информацию. Записывают основные принципы работы сенсорных систем и алгоритмов поведения. Устанавливают связь с изученным материалом по биологии. Задают уточняющие вопросы. |
Знание принципов построения сенсорных систем роботов на основе биологических прототипов. Понимание биологических основ поведенческих алгоритмов. Представление о перспективных направлениях развития робототехники. |
Познавательные: установление межпредметных связей с биологией, понимание принципов работы биологических и технических систем. Коммуникативные: формулирование вопросов по теме. |
8. Изучение нового материала: Современные бионические роботы (5 мин) | Демонстрирует примеры современных бионических роботов и разработок в этой области: 1. Boston Dynamics (роботы Spot, Atlas, Cheetah) 2. Festo (роботы BionicFlyingFox, BionicAnt, BionicKangaroo) 3. Роботизированные протезы конечностей 4. Мягкие роботы (Soft Robotics) 5. Роботы для исследования океанских глубин Для каждого примера подчеркивает: - Какие биологические прототипы использовались - Какие преимущества дает бионический подход - Какие технологические проблемы решаются |
Просматривают видеоматериалы. Анализируют представленные примеры. Обсуждают особенности показанных роботов. Определяют биологические прототипы для каждого из них. |
Знание примеров современных бионических роботов. Понимание их функциональных возможностей и ограничений. |
Познавательные: анализ практических примеров. Личностные: развитие интереса к современным технологиям. |
9. Инструктаж по практической работе (5 мин) | Объясняет задание для практической работы: “Составление аналитической таблицы сравнения биологических прототипов и их робототехнических аналогов”. Показывает структуру таблицы: 1. Биологический прототип (вид животного/растения) 2. Используемый принцип или механизм 3. Робототехнический аналог 4. Реализация принципа в роботе 5. Преимущества и недостатки Организует деление класса на группы по 3-4 человека. Объясняет, что каждая группа должна заполнить таблицу для определенного типа систем: - 1 группа: Системы передвижения - 2 группа: Манипуляторы и захваты - 3 группа: Сенсорные системы - 4 группа: Алгоритмы поведения и адаптации Раздает карточки с примерами и дополнительной информацией. |
Воспринимают задание. Формируют рабочие группы. Знакомятся со структурой таблицы. Распределяют обязанности в группе. Задают уточняющие вопросы по заданию. |
Регулятивные: принятие учебной задачи, планирование. Коммуникативные: распределение ролей в группе. |
|
10. Практическая работа: Составление аналитической таблицы (15 мин) | Консультирует группы в процессе работы: - Помогает подобрать соответствующие примеры - Задает наводящие вопросы - Обращает внимание на ключевые принципы - Подсказывает источники информации Напоминает о необходимости учитывать физические и биологические аспекты при заполнении таблицы. |
Работают в группах над заполнением аналитической таблицы: - Обсуждают возможные примеры - Подбирают соответствия между биологическими и техническими системами - Определяют основные принципы, используемые в робототехнике - Выявляют преимущества и недостатки - Оформляют результаты в виде таблицы - При необходимости используют дополнительные источники |
Умение анализировать и сопоставлять биологические и технические системы. Навыки выявления ключевых принципов функционирования биологических систем и их технической реализации. Понимание преимуществ и ограничений бионического подхода. |
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, установление аналогий. Коммуникативные: работа в группе, обсуждение, аргументация. Регулятивные: организация деятельности по решению задачи. |
11. Представление результатов работы групп (12 мин) | Организует представление и обсуждение результатов групповой работы. Предлагает каждой группе кратко представить свою часть таблицы (3 мин. на группу). Задает уточняющие вопросы: - Почему выбраны именно эти примеры? - Какие преимущества дает использование этого биологического принципа? - Какие трудности возникают при технической реализации? Дополняет ответы учащихся, корректирует неточности. |
Представители от каждой группы демонстрируют результаты работы: - Представляют заполненную часть аналитической таблицы - Объясняют выбранные примеры - Комментируют принципы работы - Отвечают на вопросы Учащиеся из других групп задают вопросы, дополняют ответы. |
Умение объяснять принципы работы бионических систем. Навыки анализа и сравнения биологических и технических систем. Понимание комплексного характера бионических решений. |
Коммуникативные: представление результатов, участие в дискуссии, формулирование вопросов. Познавательные: обобщение информации, установление причинно-следственных связей. |
12. Обобщение результатов практической работы (5 мин) | Организует обобщение результатов всех групп: - Выделяет общие принципы бионического подхода - Подчеркивает междисциплинарный характер бионики - Обсуждает перспективы развития бионической робототехники Формулирует вместе с учащимися общие выводы о роли бионики в робототехнике. |
Участвуют в обобщающей беседе. Формулируют выводы об использовании бионических принципов в робототехнике. Предлагают перспективные направления развития бионических роботов. |
Систематизация знаний о бионических принципах в робототехнике. Понимание перспектив развития бионического направления. |
Познавательные: обобщение, систематизация, формулирование выводов. Регулятивные: оценка полученных результатов. |
13. Рефлексия и подведение итогов (5 мин) | Организует рефлексию с использованием метода “Биоробо-ассоциации”: - Предлагает каждому ученику назвать биологический объект и связанное с ним техническое решение или идею для робота Подводит итоги урока: - Акцентирует внимание на значимости изучения живой природы для развития робототехники - Подчеркивает необходимость междисциплинарного подхода Оценивает работу групп и отдельных учащихся. |
Участвуют в рефлексии, предлагая свои биоробо-ассоциации. Оценивают свой вклад в групповую работу. Формулируют личные выводы о значимости изученного материала. |
Регулятивные: оценка собственной деятельности. Личностные: осознание значимости изученного материала, развитие творческого мышления. Коммуникативные: выражение своих мыслей. |
|
14. Домашнее задание (3 мин) | Объясняет домашнее задание: 1. Обязательная часть: подготовить мини-доклад об одном из бионических роботов (на выбор) 2. Творческое задание (по желанию): предложить концепцию робота, использующего бионический принцип, который не обсуждался на уроке Рекомендует источники информации для подготовки. |
Записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы. |
Регулятивные: планирование самостоятельной работы. |
Биологический прототип | Используемый принцип | Робототехнический аналог | Реализация в роботе | Преимущества и недостатки |
---|---|---|---|---|
Гепард | Гибкий позвоночник, позволяющий увеличить длину шага | Робот Cheetah (Boston Dynamics) | Гибкая “спина” с гидравлическими приводами | + Высокая скорость и маневренность - Сложность конструкции и управления |
Змея | Волнообразные движения тела, создающие силу трения | Робот-змея ACM-R5 | Сегментированное тело с последовательным изменением угла между сегментами | + Проходимость в узких пространствах - Низкая скорость движения |
Кенгуру | Накопление энергии в сухожилиях при приземлении и освобождение при прыжке | BionicKangaroo (Festo) | Пневматические “мышцы” и система накопления энергии | + Энергоэффективность - Сложность балансировки |
Человек | Двуногая походка с переносом центра тяжести | Робот ASIMO (Honda) | Динамическая балансировка и расчет точки нулевого момента | + Возможность использования инфраструктуры для людей - Высокая сложность управления |
Биологический прототип | Используемый принцип | Робототехнический аналог | Реализация в роботе | Преимущества и недостатки |
---|---|---|---|---|
Рука человека | Противопоставление большого пальца и точная моторика | Антропоморфный манипулятор Shadow Hand | Многозвенная конструкция с множеством приводов и сенсоров | + Высокая функциональность - Сложность и высокая стоимость |
Хобот слона | Гибкая структура без жесткого скелета | OctArm, Bionic Handling Assistant | Пневматические камеры, создающие изгиб | + Безопасность при взаимодействии с человеком - Сложность точного позиционирования |
Щупальца осьминога | Гидростатический скелет, возможность изменения жесткости | Робот-манипулятор OCTOPUS | Мягкие материалы с изменяемой жесткостью | + Адаптация к форме предметов - Ограниченная грузоподъемность |
Язык хамелеона | Быстрый выброс с липкой поверхностью | Пневматический захват с адгезивной поверхностью | Быстро выдвигаемый элемент с клейкой поверхностью | + Захват легких объектов на расстоянии - Ограниченная грузоподъемность |
Биологический прототип | Используемый принцип | Робототехнический аналог | Реализация в роботе | Преимущества и недостатки |
---|---|---|---|---|
Глаз человека | Бинокулярное зрение для определения расстояния | Стереокамера | Две камеры с алгоритмом триангуляции | + Точное определение расстояния - Чувствительность к освещению |
Летучая мышь | Эхолокация | Ультразвуковой датчик расстояния | Излучатель и приемник ультразвуковых волн | + Работа в темноте - Ограниченная точность и дальность |
Боковая линия рыб | Восприятие колебаний воды и давления | Массив датчиков давления | Линейка чувствительных сенсоров, реагирующих на изменение давления | + Работа под водой - Сложность интерпретации данных |
Усики насекомых | Тактильное восприятие | Тактильные сенсоры | Гибкие элементы с датчиками давления | + Определение контакта и текстуры - Хрупкость конструкции |
Биологический прототип | Используемый принцип | Робототехнический аналог | Реализация в роботе | Преимущества и недостатки |
---|---|---|---|---|
Муравейник | Роевой интеллект, коллективное решение задач | Рой мини-роботов Kilobot | Распределенный алгоритм с простыми правилами взаимодействия | + Устойчивость к отказу отдельных модулей - Ограниченные возможности отдельных роботов |
Условные рефлексы | Обучение через подкрепление | Алгоритмы машинного обучения с подкреплением | Корректировка поведения на основе “наград” и “наказаний” | + Адаптация к новым условиям - Требует большого количества попыток |
Миграция птиц | Навигация с использованием магнитного поля и ориентиров | SLAM (одновременная локализация и построение карты) | Комбинирование данных с различных датчиков для навигации | + Работа в неизвестной среде - Вычислительная сложность |
Социальное обучение у приматов | Имитация действий других особей | Имитационное обучение роботов | Распознавание и повторение действий человека | + Быстрое освоение новых задач - Сложность распознавания действий |
Бионика в робототехнике
│
├── Конструктивные решения
│ ├── Легкие и прочные структуры (по примеру скелетов и экзоскелетов)
│ ├── Гибкие элементы (по примеру позвоночника)
│ └── Мышечные системы (пневматические и гидравлические аналоги)
│
├── Способы передвижения
│ ├── Ходьба (двуногая, четвероногая, многоногая)
│ ├── Ползание и перемещение без конечностей
│ ├── Полет (машущий, планирующий)
│ └── Плавание (волновое, реактивное)
│
├── Манипуляторы
│ ├── Антропоморфные конечности
│ ├── Гибкие хватательные органы
│ ├── Присоски и адгезивные механизмы
│ └── Специализированные захваты
│
├── Сенсорные системы
│ ├── Визуальное восприятие
│ ├── Акустические и ультразвуковые датчики
│ ├── Тактильные сенсоры
│ ├── Химические сенсоры
│ └── Датчики положения и ориентации
│
└── Алгоритмы поведения
├── Рефлекторные реакции
├── Адаптивное поведение
├── Коллективное поведение
└── Обучение на опыте
Биологические примеры:
- Четвероногий бег (кошачьи, собачьи)
- Червеобразное движение (дождевой червь)
- Полет птиц и насекомых
- Движение рыб и морских животных
- Передвижение по вертикальным поверхностям (геккон)
Технические аналоги:
- Четвероногие роботы (Spot, HyQ, ANYmal)
- Червеобразные и змееподобные роботы
- Роботизированные птицы и насекомые
- Биомиметические подводные роботы
- Роботы с адгезивными механизмами
Вопросы для обсуждения:
- Какие преимущества дает каждый тип передвижения?
- С какими физическими проблемами сталкиваются инженеры при копировании биологических систем передвижения?
- В каких условиях наиболее эффективен каждый тип передвижения?
Биологические примеры:
- Рука и кисть человека
- Хобот слона
- Щупальца осьминога
- Клешни ракообразных
- Язык хамелеона
Технические аналоги:
- Антропоморфные манипуляторы
- Гибкие манипуляторы без жесткой структуры
- Мягкие роботизированные захваты
- Специализированные механические захваты
- Быстродействующие захваты с клейкими поверхностями
Вопросы для обсуждения:
- Как устроены различные типы биологических манипуляторов?
- Какие преимущества и недостатки имеют разные типы захватов?
- Для каких задач подходит каждый тип манипулятора?
Биологические примеры:
- Зрительная система человека и животных
- Слуховая система и эхолокация
- Осязание и тактильное восприятие
- Обоняние и вкус
- Вестибулярный аппарат
Технические аналоги:
- Системы компьютерного зрения
- Ультразвуковые датчики и микрофонные массивы
- Тактильные сенсоры и искусственная кожа
- Химические и газовые сенсоры
- Системы стабилизации и определения положения
Вопросы для обсуждения:
- Как работают биологические сенсорные системы?
- Какие технические аналоги наиболее близки к биологическим прототипам?
- Каких возможностей животных пока не удалось воспроизвести в технике?
Биологические примеры:
- Условные и безусловные рефлексы
- Групповое поведение (муравейник, стая птиц)
- Адаптация к изменяющимся условиям
- Навигация и построение карт местности
- Обучение через наблюдение
Технические аналоги:
- Реактивные алгоритмы
- Роевой интеллект
- Адаптивные алгоритмы и обучение с подкреплением
- SLAM и навигационные системы
- Имитационное обучение
Вопросы для обсуждения:
- Как живые организмы адаптируются к изменяющимся условиям?
- Какие алгоритмы позволяют роботам коллективно решать задачи?
- Как реализуется обучение в биологических и искусственных системах?
Полнота информации (0-5 баллов):
- Разнообразие представленных примеров (0-2)
- Детальность описания биологических принципов (0-1)
- Детальность описания технической реализации (0-2)
Корректность сопоставления (0-5 баллов):
- Правильность выявления биологических принципов (0-2)
- Адекватность сопоставления с техническими решениями (0-2)
- Точность терминологии (0-1)
Анализ преимуществ и недостатков (0-3 балла):
- Выявление ключевых преимуществ бионического подхода (0-1)
- Понимание ограничений и недостатков (0-1)
- Полнота анализа (0-1)
Оформление и представление (0-2 балла):
- Структурированность и наглядность (0-1)
- Качество представления информации (0-1)
Максимальный балл: 15 Шкала перевода в оценку:
- 13-15 баллов - “5”
- 10-12 баллов - “4”
- 7-9 баллов - “3”
- менее 7 баллов - “2”
Фамилия, имя: _________________________
Мой биологический объект: _____________________
Принцип или особенность этого объекта, которые могут быть полезны в робототехнике:
_________________________________________________
_________________________________________________
Как этот принцип можно реализовать технически:
_________________________________________________
_________________________________________________
Для решения каких задач это может быть полезно:
_________________________________________________
_________________________________________________
Что нового я узнал(а) на уроке? _______________________
_________________________________________________
Что мне показалось наиболее интересным? ______________
_________________________________________________