Skip to main content

Простые модели роботов с элементами управления

🎬 Открыть презентацию

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Класс: 6

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Мобильная робототехника
Тема урока: Простые модели роботов с элементами управления
Цель урока: Создать условия для формирования представлений о системах управления роботами, их типах и принципах работы через практическое проектирование схемы управления транспортным роботом.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знание основ систем управления роботами
  • Понимание разницы между разомкнутыми и замкнутыми системами управления
  • Умение различать типы контроллеров
  • Способность составлять схемы управления роботом

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение планировать последовательность действий, определять необходимые компоненты системы управления
  • Познавательные УУД: умение анализировать системы управления, устанавливать связи между сигналами и действиями
  • Коммуникативные УУД: умение работать в паре/группе, объяснять свои решения, аргументировать выбор

Личностные:

  • Формирование системного мышления
  • Развитие интереса к системам управления техническими объектами
  • Воспитание культуры проектной работы

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Образовательные:

  • Изучить основные компоненты систем управления роботами
  • Сформировать понимание принципов работы разомкнутых и замкнутых систем управления
  • Рассмотреть типы контроллеров и их функции

Развивающие:

  • Развивать логическое и аналитическое мышление при проектировании систем управления
  • Формировать умение выстраивать причинно-следственные связи
  • Развивать навыки схематизации и визуального представления систем

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность и точность в проектной работе
  • Формировать культуру работы с техническими системами
  • Развивать коммуникативные навыки в процессе групповой работы

Тип урока: Комбинированный (теория + практика)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютер, проектор, экран
  • Презентация по теме “Системы управления роботами”
  • Демонстрационные модели роботов с различными типами управления
  • Раздаточный материал (шаблоны для составления схем)
  • Маркеры, цветные карандаши, бумага формата А3
  • Примеры готовых схем управления

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии:

  • Проблемное обучение
  • Технология развития критического мышления
  • Групповая работа
  • Моделирование и проектирование

Межпредметные связи:

  • Физика: Принципы управления движением, преобразование сигналов в механическое действие
  • Математика: Алгоритмы управления, логические операции в системах управления
  • Информатика: Программное обеспечение для систем управления
  • Технология: Конструирование механических систем

Основные понятия: Система управления, контроллер, разомкнутая система, замкнутая система, датчик, исполнительный механизм, обратная связь, алгоритм управления, входной сигнал, выходной сигнал, управляющее воздействие

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, формулирует тему урока: “Сегодня мы будем изучать, как управлять роботами и создавать системы управления” Приветствуют учителя, готовятся к уроку, записывают тему - Регулятивные: самоорганизация, готовность к учебной деятельности
2. Актуализация знаний (5 мин) Задает вопросы: “Как вы думаете, что необходимо роботу, чтобы выполнять заданные действия?”, “Что такое управление?”, “Какие примеры систем управления вы можете привести из повседневной жизни?” Отвечают на вопросы, приводят примеры: пульт от телевизора, управление автомобилем, регулировка громкости и т.д. Актуализация представлений о системах управления Познавательные: извлечение имеющихся знаний Коммуникативные: формулирование мыслей
3. Изучение нового материала (15 мин) Объясняет основные понятия системы управления роботами, демонстрирует презентацию. Рассказывает о разомкнутых и замкнутых системах управления, показывает их схемы и объясняет различия. Демонстрирует различные типы контроллеров, объясняет их функции. Приводит примеры применения в роботах. Слушают, делают записи, задают вопросы. Зарисовывают в тетрадь основные схемы разомкнутой и замкнутой систем управления. Формирование знаний об основах систем управления, их типах и принципах работы Познавательные: анализ информации, установление причинно-следственных связей Коммуникативные: умение задавать вопросы
4. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую динамическую паузу: “Представьте, что вы - роботы, и я - ваша система управления. Буду подавать команды, а вы должны их выполнять” Выполняют физические упражнения по командам учителя - Регулятивные: выполнение инструкций
5. Практическая работа (15 мин) Делит класс на группы по 3-4 человека. Объясняет задание: “Разработать схему системы управления транспортным роботом с указанием входных и выходных сигналов”. Раздает шаблоны для схем и материалы. Консультирует группы в процессе работы. Работают в группах, обсуждают, что нужно для управления транспортным роботом. Определяют входные сигналы (от датчиков, пульта и т.д.) и выходные сигналы (к моторам, индикаторам). Составляют схему на листе А3. Умение проектировать схему системы управления, определять входные и выходные сигналы Познавательные: моделирование системы Регулятивные: планирование деятельности Коммуникативные: групповое взаимодействие
6. Представление результатов (4 мин) Организует представление результатов работы групп. Задает уточняющие вопросы, направляет дискуссию. Представители групп показывают свои схемы, объясняют, как работает их система управления, какие входные сигналы используются, какие выходные сигналы генерируются и как они влияют на работу робота. Понимание принципов работы систем управления, умение объяснить связи между компонентами Коммуникативные: презентация результатов Познавательные: структурирование и обобщение информации
7. Рефлексия и подведение итогов (2 мин) Подводит итоги урока, задает вопросы: “Что нового вы узнали о системах управления?”, “Какие типы систем управления существуют?”, “В чем преимущества замкнутой системы управления?” Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, оценивают свою работу на уроке Закрепление понимания основных понятий и принципов систем управления Регулятивные: оценка результатов Познавательные: рефлексия

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Составить список примеров разомкнутых и замкнутых систем управления из повседневной жизни (не менее 3 каждого типа)
  2. Доработать схему системы управления роботом, если не успели на уроке

Повышенный уровень: 3. Подготовить мини-исследование на тему “Применение систем управления в современных бытовых устройствах” 4. Разработать схему системы управления для робота-манипулятора, указав все входные и выходные сигналы

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания практической работы (схемы системы управления):

  • Правильность структуры системы управления (1-5 баллов)
  • Полнота указания входных сигналов (1-5 баллов)
  • Корректность определения выходных сигналов (1-5 баллов)
  • Логическая связь между компонентами системы (1-5 баллов)
  • Аккуратность и наглядность оформления (1-5 баллов)

Шкала оценивания:

  • “5” - 21-25 баллов
  • “4” - 16-20 баллов
  • “3” - 10-15 баллов
  • “2” - менее 10 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам урока учащиеся должны:

Знать:

  • Основные компоненты системы управления роботом
  • Различия между разомкнутыми и замкнутыми системами управления
  • Типы контроллеров и их функции
  • Принципы преобразования сигналов в механические действия

Уметь:

  • Составлять схемы систем управления
  • Определять входные и выходные сигналы системы
  • Анализировать работу простых систем управления
  • Выбирать подходящий тип системы управления для конкретной задачи

Владеть:

  • Навыками проектирования простых систем управления
  • Терминологией в области управления роботами
  • Умением визуализировать системы управления в виде схем

Дополнительные материалы к уроку:

  • Схемы различных систем управления
  • Примеры алгоритмов для простых систем управления
  • Иллюстрации контроллеров различных типов
  • Глоссарий основных терминов по теме урока