Skip to main content

Практическая работа «Разработка конструкции робота»

Технологическая карта урока

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Конструирование робототехнических систем

Тема урока: Практическая работа «Разработка конструкции робота»

Цель урока: Сформировать у обучающихся навыки проектирования и сборки конструкции робота с учетом технических требований, функционального назначения и физических принципов.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать принципы проектирования робототехнических конструкций
  • Уметь анализировать техническое задание и определять требования к конструкции
  • Владеть способами оптимизации конструкций по весу, прочности и функциональности
  • Применять знания о механических передачах и соединениях для создания надежной конструкции

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение планировать работу, контролировать процесс и результат, вносить необходимые коррективы
  • Познавательные УУД: анализ конструкций, моделирование, выбор оптимальных технических решений
  • Коммуникативные УУД: умение работать в команде, распределять обязанности, обсуждать технические решения

Личностные:

  • Развитие инженерного мышления и конструкторских способностей
  • Формирование ответственного отношения к выполнению технического задания
  • Воспитание настойчивости в достижении поставленной цели

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Повторить основные принципы конструирования роботов
  2. Научить проводить анализ технического задания и формулировать требования к конструкции
  3. Развить навыки оптимизации конструкций с учетом физических принципов
  4. Сформировать умение создавать документацию к разработанной конструкции
  5. Организовать практическую работу по сборке механической конструкции робота

Тип урока: Практическая работа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Робототехнические наборы (LEGO Mindstorms EV3/SPIKE Prime, Arduino с конструктором или аналоги) по количеству групп
  • Компьютеры с программным обеспечением для проектирования и расчетов
  • Интерактивная доска/проектор для демонстрации образцов конструкций
  • Рабочие листы с техническим заданием и требованиями к конструкции
  • Измерительные инструменты (линейки, угломеры)
  • Весы для измерения массы отдельных компонентов и готовой конструкции
  • Тестовые стенды для проверки прочности и устойчивости конструкции

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: Проектная деятельность, инженерное проектирование, работа в малых группах, исследовательская деятельность

Межпредметные связи:

  • Физика: прочностные расчеты конструкции, баланс и устойчивость, распределение нагрузок
  • Математика: геометрические расчеты, пропорции конструкции, расчет оптимальных параметров
  • Черчение: создание эскизов и чертежей конструкции
  • Технология: обработка материалов, соединения деталей
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует рабочие группы по 2-3 человека. Готовятся к уроку, проверяют наличие необходимых материалов, распределяются по группам. Регулятивные: самоорганизация, готовность к работе
2. Мотивация и целеполагание (5 мин) Демонстрирует видеоролик с примерами эффективных и неэффективных робототехнических конструкций.

Создает проблемную ситуацию: “Почему некоторые роботы не могут выполнить поставленную задачу, несмотря на правильную программу?"

Помогает сформулировать цель урока.
Просматривают видеоролик.

Анализируют причины неудач конструкций роботов.

Участвуют в формулировке цели урока.

Записывают цель в тетрадь.
Понимание значимости качественного проектирования конструкции робота для его эффективной работы. Познавательные: анализ информации, установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: целеполагание.
3. Актуализация знаний (7 мин) Организует фронтальный опрос по базовым принципам конструирования:
- Какие факторы влияют на устойчивость робота?
- Что такое центр тяжести и как его расположение влияет на работу робота?
- Какие типы механических передач вы знаете?
- Как рассчитать передаточное отношение?

Обобщает ответы, корректирует при необходимости.
Отвечают на вопросы, приводят примеры из опыта предыдущих уроков.

Демонстрируют понимание физических принципов устойчивости, баланса и прочности конструкций.
Воспроизведение знаний о принципах конструирования роботов и механических передачах. Познавательные: актуализация имеющихся знаний.

Коммуникативные: формулирование ответов, участие в диалоге.
4. Постановка технического задания (8 мин) Раздает рабочие листы с техническими заданиями для разных групп.

Объясняет требования к конструкциям роботов:
- Робот для перемещения по пересеченной местности
- Робот-манипулятор для перемещения грузов
- Робот для движения по наклонной поверхности

Обращает внимание на критерии оценки: прочность, устойчивость, вес, функциональность.
Получают технические задания.

Изучают требования к своей конструкции.

Задают уточняющие вопросы.

Формулируют основные требования к конструкции своего робота.
Умение анализировать техническое задание и определять конструктивные требования к роботу. Регулятивные: принятие и понимание учебной задачи.

Познавательные: анализ информации и выделение главного.
5. Изучение принципов оптимизации конструкций (10 мин) Объясняет с использованием демонстрационных моделей:
1. Принципы оптимизации конструкций по весу (облегчение без потери прочности)
2. Баланс и устойчивость (расположение центра тяжести)
3. Прочностные характеристики различных конструкций
4. Геометрические расчёты для оптимальных пропорций

Демонстрирует физические принципы на моделях (распределение нагрузки, точки опоры, рычаги).
Воспринимают информацию.

Делают записи и зарисовки в рабочих тетрадях.

Наблюдают за демонстрацией принципов на моделях.

Делают выводы о применении физических законов в конструировании роботов.
Знание принципов оптимизации робототехнических конструкций.

Понимание физических основ устойчивости и прочности.
Познавательные: восприятие и осмысление информации, установление межпредметных связей с физикой и математикой.
6. Инструктаж по выполнению практической работы (5 мин) Объясняет этапы проектирования и сборки конструкции:
1. Создание эскиза конструкции с указанием основных узлов
2. Расчет необходимых параметров (расположение центра тяжести, передаточные отношения)
3. Сборка основной конструкции
4. Тестирование и оптимизация
5. Документирование результатов

Напоминает правила техники безопасности при работе с конструктором.
Слушают инструкции.

Планируют свою деятельность.

Распределяют роли в группе (конструктор, расчетчик, испытатель, документалист).

Задают уточняющие вопросы.
Регулятивные: планирование деятельности.

Коммуникативные: распределение ролей, согласование действий.
7. Практическая работа: проектирование (15 мин) Консультирует группы в процессе проектирования.

Задает наводящие вопросы:
- Какую форму основания выбрать для устойчивости?
- Где лучше расположить тяжелые компоненты?
- Какие механизмы использовать для необходимых движений?

Помогает в проведении математических и физических расчетов.
Работают в группах над проектированием робота:
- Создают эскизы конструкции
- Рассчитывают необходимые параметры (размеры, пропорции)
- Определяют оптимальное расположение центра тяжести
- Выбирают механические передачи для конструкции
- Проводят геометрические расчеты
Умение проектировать конструкцию робота с учетом физических принципов.

Навыки расчета параметров конструкции.
Регулятивные: планирование работы, самоконтроль.

Познавательные: моделирование, анализ, применение физико-математических знаний.

Коммуникативные: обсуждение технических решений в группе.
8. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую физкультминутку для снятия напряжения. Выполняют упражнения. Регулятивные: саморегуляция.
9. Практическая работа: сборка конструкции (25 мин) Наблюдает за процессом сборки.

Оказывает помощь при необходимости.

Обращает внимание на типичные ошибки конструирования.

Организует промежуточное тестирование конструкций на устойчивость и прочность.
Собирают механическую конструкцию робота согласно разработанному проекту:
- Подбирают необходимые детали
- Создают основание робота
- Монтируют подвижные части
- Устанавливают моторы и датчики
- Проверяют надежность соединений
- Проводят промежуточное тестирование устойчивости
Практические навыки сборки конструкции робота.

Умение реализовывать технический проект.
Регулятивные: контроль процесса деятельности, коррекция.

Познавательные: применение знаний на практике.

Личностные: настойчивость, терпение.
10. Оптимизация и испытания конструкций (10 мин) Организует проведение испытаний:
- Тест на устойчивость (наклонная поверхность)
- Тест на грузоподъемность (для манипуляторов)
- Тест на проходимость (для мобильных роботов)

Предлагает взвесить конструкции и сравнить с расчетными параметрами.

Консультирует по вопросам оптимизации конструкции.
Проводят испытания робота:
- Тестируют устойчивость и баланс
- Измеряют вес конструкции
- Проверяют функциональность
- Выявляют недостатки
- Вносят необходимые изменения для оптимизации
- Документируют результаты испытаний
Умение проводить испытания и оптимизировать конструкцию.

Навыки оценки эффективности технического решения.
Регулятивные: оценка результатов, коррекция.

Познавательные: анализ результатов испытаний, выявление причинно-следственных связей.
11. Документирование результатов (7 мин) Предлагает заполнить техническую документацию на собранную конструкцию:
- Описание конструкции
- Основные параметры (вес, размеры, степени свободы)
- Выбранные технические решения
- Результаты испытаний
- Рекомендации по улучшению
Заполняют техническую документацию:
- Описывают основные узлы и механизмы
- Указывают технические характеристики
- Фиксируют результаты испытаний
- Отмечают достоинства и недостатки конструкции
- Предлагают варианты дальнейшей оптимизации
Умение составлять техническую документацию.

Навыки анализа и описания технических решений.
Познавательные: систематизация информации.

Коммуникативные: письменная речь, точность формулировок.
12. Презентация результатов (10 мин) Организует выступления групп.

Задаёт вопросы для анализа принятых решений:
- Почему выбрали такую форму основания?
- Как расположили центр тяжести?
- Какие решения использовали для повышения прочности при минимальном весе?

Модерирует обсуждение.
Представляют свои конструкции:
- Демонстрируют работоспособность
- Объясняют выбранные технические решения
- Обосновывают принципы оптимизации
- Отвечают на вопросы
- Участвуют в обсуждении проектов других групп
Умение представить и обосновать принятые конструкторские решения.

Понимание взаимосвязи между теоретическими расчетами и практической реализацией.
Коммуникативные: публичное выступление, аргументация, ответы на вопросы.

Познавательные: сравнение различных технических решений.
13. Подведение итогов и рефлексия (5 мин) Подводит итоги урока, отмечает удачные конструкторские решения.

Организует рефлексию по модели “PNI” (Позитивное, Негативное, Интересное):
- Что было положительного в работе?
- Какие трудности возникли?
- Что показалось наиболее интересным?

Выставляет оценки группам на основе критериев.
Участвуют в подведении итогов.

Заполняют рефлексивные карты.

Делятся своими впечатлениями от работы.

Оценивают свой вклад в общий результат.
Регулятивные: оценка результатов деятельности.

Личностные: самоанализ, рефлексия.

Коммуникативные: выражение своего мнения.
14. Домашнее задание (3 мин) Объясняет домашнее задание:
1. Проанализировать конструкцию любого бытового или промышленного робота с точки зрения оптимизации веса и прочности
2. Предложить улучшения для своего робота (в виде эскиза)
3. *По желанию: разработать 3D-модель оптимизированного узла робота
Записывают домашнее задание.

Уточняют требования к выполнению.
Регулятивные: планирование самостоятельной работы.

Дополнительные материалы:

Техническое задание для проектирования робота (пример):

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Тип робота: Мобильная платформа для перемещения по пересеченной местности

Требования:
1. Функциональные:
   - Способность преодолевать препятствия высотой до 3 см
   - Устойчивость при движении по наклонной поверхности (до 30°)
   - Возможность поворота на месте
   - Место для установки датчиков (минимум 3)

2. Конструктивные:
   - Максимальный вес конструкции: 500 г
   - Размеры: не более 25×25×20 см
   - Использование не более 2 электромоторов
   - Обеспечение жесткости конструкции при минимальном весе

3. Условия испытаний:
   - Тест на подъем по наклонной плоскости (10°, 20°, 30°)
   - Тест на преодоление препятствий (планка 2 см, 3 см)
   - Измерение веса конструкции
   - Оценка прочности (нагрузка 100 г, 200 г, 300 г на платформу)

Критерии оценивания практической работы:

Проектирование (0-5 баллов):

  • Качество и детализация эскиза (0-1)
  • Правильность расчетов (0-1)
  • Учет физических принципов (баланс, устойчивость) (0-1)
  • Оригинальность и эффективность решений (0-1)
  • Соответствие проекта техническому заданию (0-1)

Конструкция (0-8 баллов):

  • Прочность и надежность соединений (0-2)
  • Оптимальное соотношение вес/прочность (0-2)
  • Устойчивость и баланс (0-2)
  • Функциональность механизмов (0-2)

Испытания (0-4 балла):

  • Прохождение теста на устойчивость (0-1)
  • Прохождение теста на прочность (0-1)
  • Прохождение функционального теста (0-1)
  • Соответствие параметров техническому заданию (0-1)

Документация и презентация (0-3 балла):

  • Полнота технической документации (0-1)
  • Качество презентации результатов (0-1)
  • Обоснованность принятых решений (0-1)

Максимальный балл: 20 Шкала перевода баллов в оценку: 18-20 баллов - “5” 14-17 баллов - “4” 10-13 баллов - “3” менее 10 баллов - “2”

Формы для документирования результатов:

ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

Группа: _______________________________
Тип робота: __________________________

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
   - Вес конструкции: _____ г
   - Габариты (Д×Ш×В): _____ см
   - Количество моторов: _____ шт
   - Передаточное отношение: _____
   - Расчетная грузоподъемность: _____ г

2. КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ:
   - Тип шасси: _____________________
   - Особенности основания: _________
   - Способ повышения устойчивости: _____
   - Решения для снижения веса: _____

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ:
   Тест на устойчивость:
   - Угол наклона 10°: □ пройден □ не пройден
   - Угол наклона 20°: □ пройден □ не пройден
   - Угол наклона 30°: □ пройден □ не пройден
   
   Тест на прочность:
   - Нагрузка 100 г: □ пройден □ не пройден
   - Нагрузка 200 г: □ пройден □ не пройден
   - Нагрузка 300 г: □ пройден □ не пройден

4. ОПТИМИЗАЦИЯ:
   - Проблемы, выявленные при тестировании: ______
   - Внесенные изменения: ______
   - Результат оптимизации: ______

5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ:
   ______________________________________
   ______________________________________

Рефлексивная карта “PNI”:

Имя: _______________________________

P (Позитивное) - что было удачным в работе:
____________________________________
____________________________________

N (Негативное) - с какими трудностями столкнулись:
____________________________________
____________________________________

I (Интересное) - что заинтересовало, удивило:
____________________________________
____________________________________

Мои выводы о конструировании роботов:
____________________________________
____________________________________