Skip to main content

Групповой учебный проект по робототехнике - обоснование проекта

🎬 Открыть презентацию

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Класс: 6

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Мобильная робототехника
Тема урока: Групповой учебный проект по робототехнике: обоснование проекта
Цель урока: Создать условия для формирования навыков планирования робототехнического проекта через разработку технического задания на создание транспортного робота с конкретными функциональными характеристиками.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение определять цели и задачи робототехнического проекта
  • Навык анализа требований и ограничений при проектировании робота
  • Понимание принципов составления технического задания
  • Знание физических и технических ограничений при проектировании роботов

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение планировать проектную деятельность, распределять ресурсы и роли
  • Познавательные УУД: умение анализировать требования, выполнять математическое моделирование и прогнозировать результаты
  • Коммуникативные УУД: умение работать в команде, аргументировать свою позицию, достигать консенсуса при принятии решений

Личностные:

  • Развитие ответственности за результаты групповой работы
  • Формирование проектного мышления и культуры планирования
  • Воспитание уважительного отношения к мнению участников команды
  • Развитие интереса к комплексным техническим проектам

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Образовательные:

  • Сформировать представление о процессе планирования робототехнического проекта
  • Научить анализировать требования и ограничения при проектировании
  • Познакомить с принципами составления технического задания

Развивающие:

  • Развивать навыки стратегического планирования
  • Формировать умение выявлять и структурировать требования к проекту
  • Развивать способность прогнозировать возможные трудности и способы их преодоления

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру командной работы
  • Формировать ответственное отношение к планированию проекта
  • Развивать навыки конструктивной дискуссии и принятия совместных решений

Тип урока: Урок-проектирование

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютер, проектор, экран
  • Презентация по теме “Планирование робототехнического проекта”
  • Шаблоны технического задания
  • Примеры технических заданий для различных робототехнических проектов
  • Рабочие листы для анализа требований
  • Материалы для мозгового штурма (стикеры, маркеры, флипчарты или большие листы бумаги)
  • Таблицы для распределения ролей и ресурсов
  • Справочная информация по техническим характеристикам доступных компонентов
  • Литература по проектированию робототехнических систем

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии:

  • Проектное обучение
  • Групповая работа
  • Мозговой штурм
  • Проблемное обучение
  • SWOT-анализ

Межпредметные связи:

  • Физика: Анализ физических ограничений и возможностей для реализации проекта, законы механики, электрические характеристики, силы трения и инерции
  • Математика: Математическое моделирование проектируемой системы, расчет ожидаемых показателей, оценка погрешностей, статистический анализ
  • Информатика: Планирование алгоритмов управления, определение необходимых датчиков и программных модулей
  • Технология: Анализ материалов и компонентов, технологичность конструкции, ресурсное обеспечение

Основные понятия: Техническое задание, спецификация требований, функциональные характеристики, нефункциональные требования, проектные ограничения, ресурсное планирование, декомпозиция задач, критерии успешности проекта, проектные риски, математическая модель, физические ограничения, распределение ролей

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (3 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Создает позитивный настрой на проектную работу. Готовятся к уроку, занимают рабочие места - Регулятивные: самоорганизация
2. Мотивация и целеполагание (7 мин) Демонстрирует видеоролик об успешных робототехнических проектах, акцентируя внимание на этапе планирования. Задает вопросы: “Почему важно тщательно планировать проект?”, “Как правильное планирование влияет на результат?”, “Что происходит, если пропустить этап планирования?” Смотрят видео, отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении важности планирования, формулируют цели занятия Понимание важности планирования проекта Познавательные: мотивация к проектной деятельности Коммуникативные: участие в диалоге
3. Актуализация знаний (5 мин) Задает вопросы: “Какие типы транспортных роботов мы изучили?”, “Какие системы и компоненты необходимы для создания транспортного робота?”, “Какие факторы необходимо учитывать при проектировании робота?” Отвечают на вопросы, вспоминают изученный материал, обсуждают ключевые компоненты транспортных роботов Актуализация знаний о транспортных роботах и их компонентах Познавательные: извлечение имеющихся знаний Коммуникативные: формулирование мыслей
4. Введение в проектную работу (10 мин) Объясняет структуру и этапы проектной работы: 1) Определение цели и задач проекта 2) Анализ требований и ограничений 3) Планирование ресурсов 4) Распределение ролей в команде 5) Составление технического задания Демонстрирует примеры технических заданий, объясняет их структуру и значение. Представляет шаблон технического задания. Слушают объяснения, изучают примеры технических заданий, задают уточняющие вопросы, записывают ключевые моменты Понимание этапов планирования проекта и структуры технического задания Познавательные: усвоение новой информации
5. Формирование проектных команд (5 мин) Организует разделение класса на проектные команды по 4-5 человек. Предлагает командам придумать название и выбрать руководителя проекта. Формируют команды, выбирают руководителя проекта, придумывают название команды Формирование командной идентичности Коммуникативные: взаимодействие в группе
6. Определение цели и задач проекта (15 мин) Организует работу команд по определению цели и задач проекта. Предлагает командам выбрать один из вариантов транспортного робота: робот-доставщик, робот-исследователь, робот-помощник и т.д. Консультирует команды, задает направляющие вопросы: “Какую проблему будет решать ваш робот?”, “Кто будет пользователем робота?”, “В каких условиях он будет работать?” Работают в командах: выбирают тип транспортного робота, формулируют цель проекта, определяют основные задачи, которые должен решать робот, обсуждают возможные сценарии использования Умение формулировать цель и задачи проекта Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: совместное решение задач
7. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую физкультминутку для переключения внимания и снятия напряжения. Выполняют физические упражнения - Регулятивные: переключение внимания
8. Анализ требований и ограничений (20 мин) Организует работу команд по анализу требований и ограничений проекта. Предлагает структуру анализа: 1) Функциональные требования (что должен делать робот) 2) Нефункциональные требования (надежность, безопасность, энергоэффективность) 3) Физические ограничения (размеры, вес, скорость) 4) Ресурсные ограничения (доступные компоненты, время, бюджет) Раздает рабочие листы для анализа требований. Консультирует команды в процессе работы. Работают в командах: анализируют требования и ограничения проекта, заполняют рабочие листы, обсуждают возможные технические решения, учитывают физические законы и ограничения, оценивают реализуемость требований Умение анализировать требования и ограничения проекта с учетом физических законов Познавательные: анализ, систематизация Регулятивные: планирование
9. Математическое моделирование (15 мин) Руководит процессом математического моделирования проектируемой системы. Предлагает рассчитать: 1) Ожидаемую скорость и маневренность робота 2) Время автономной работы 3) Грузоподъемность 4) Точность навигации Предоставляет формулы и примеры расчетов. Выполняют математическое моделирование: рассчитывают ожидаемые технические характеристики робота, оценивают энергопотребление, моделируют поведение робота в различных условиях, определяют ожидаемые показатели эффективности Умение применять математические методы для прогнозирования характеристик робота Познавательные: математическое моделирование
10. Планирование ресурсов (10 мин) Организует работу по планированию необходимых ресурсов для реализации проекта: 1) Аппаратные компоненты (платформа, двигатели, датчики) 2) Программное обеспечение 3) Инструменты и материалы 4) Временные ресурсы Предлагает учесть стоимостные ограничения при выборе компонентов. Планируют необходимые ресурсы: составляют список требуемых компонентов, оценивают их совместимость, рассматривают альтернативные варианты, определяют бюджет проекта Умение планировать ресурсы для реализации проекта Регулятивные: ресурсное планирование Познавательные: анализ альтернатив
11. Распределение ролей в команде (5 мин) Руководит процессом распределения ролей в командах. Предлагает основные роли: конструктор, программист, исследователь, документалист, тестировщик. Объясняет обязанности каждой роли. Распределяют роли в команде: обсуждают сильные стороны каждого участника, определяют зоны ответственности, фиксируют распределение ролей Понимание значимости распределения ролей в проектной команде Коммуникативные: распределение обязанностей Личностные: осознание своей роли
12. Составление технического задания (15 мин) Руководит процессом составления технического задания. Объясняет структуру документа: 1) Название проекта и состав команды 2) Цель и задачи проекта 3) Описание функциональности робота 4) Технические характеристики 5) Требования к конструкции и программному обеспечению 6) Критерии успешности проекта 7) План реализации Консультирует команды в процессе работы. Работают над составлением технического задания: обобщают результаты предыдущих этапов, формулируют требования к конструкции и ПО, определяют критерии успешности проекта, составляют план реализации, оформляют документ Умение составлять техническое задание для робототехнического проекта Регулятивные: целостное планирование Познавательные: систематизация информации Коммуникативные: согласование требований
13. Представление и обсуждение результатов (10 мин) Организует представление результатов работы команд. Предлагает руководителям проектов кратко представить разработанные технические задания. Организует конструктивное обсуждение предложенных проектов. Представляют разработанные технические задания: руководители проектов презентуют основные идеи, отвечают на вопросы, все участники активно участвуют в обсуждении проектов других команд Умение представлять и обосновывать проектные решения Коммуникативные: презентация результатов, аргументация Познавательные: критический анализ
14. Рефлексия и подведение итогов (3 мин) Подводит итоги урока, задает вопросы: “Какие этапы планирования проекта оказались наиболее сложными?”, “Как учет физических ограничений повлиял на ваше техническое задание?”, “Что вы считаете главным достижением своей команды на этом этапе?” Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, оценивают свою работу на уроке, анализируют возникшие трудности Осознание значимости этапа планирования в проектной деятельности Регулятивные: оценка результатов Познавательные: рефлексия

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Доработать техническое задание с учетом обсуждений на уроке
  2. Подготовить графические схемы и эскизы проектируемого робота

Повышенный уровень:

  1. Провести анализ рисков проекта и разработать стратегии их минимизации
  2. Подготовить детальный план-график реализации проекта с контрольными точками

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания технического задания:

  • Четкость формулировки цели и задач проекта (1-5 баллов)
  • Полнота анализа требований и ограничений (1-5 баллов)
  • Обоснованность технических решений с учетом физических законов (1-5 баллов)
  • Качество математического моделирования и расчетов (1-5 баллов)
  • Реалистичность планирования ресурсов и сроков (1-5 баллов)

Шкала оценивания:

  • “5” - 21-25 баллов
  • “4” - 16-20 баллов
  • “3” - 10-15 баллов
  • “2” - менее 10 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам урока учащиеся должны:

Знать:

  • Этапы планирования робототехнического проекта
  • Структуру и содержание технического задания
  • Методы анализа требований и ограничений
  • Принципы математического моделирования робототехнических систем

Уметь:

  • Формулировать цели и задачи проекта
  • Анализировать требования с учетом физических ограничений
  • Планировать необходимые ресурсы для реализации проекта
  • Составлять техническое задание для робототехнического проекта

Владеть:

  • Навыками работы в проектной команде
  • Методами математического моделирования технических систем
  • Техникой анализа требований и ограничений
  • Приемами планирования проектной деятельности

Дополнительные материалы к уроку:

  • Шаблон технического задания для робототехнического проекта
  • Примеры успешных технических заданий
  • Справочная информация по техническим характеристикам доступных компонентов
  • Методические рекомендации по планированию робототехнических проектов
  • Таблицы для анализа требований и распределения ролей
  • Глоссарий терминов по проектному планированию в робототехнике