Skip to main content

Практическая работа «Характеристика транспортного робота»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

🎬 Открыть презентацию

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Класс: 6

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Мобильная робототехника
Тема урока: Практическая работа «Характеристика транспортного робота»
Цель урока: Создать условия для исследования готовых моделей транспортных роботов и развития практических навыков анализа их технических характеристик и эффективности.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знание основных технических характеристик транспортных роботов
  • Умение проводить измерения и расчеты технических параметров роботов
  • Навык анализа эффективности конструкции транспортного робота

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение планировать исследовательскую деятельность, фиксировать результаты, оценивать полученные данные
  • Познавательные УУД: умение проводить эксперимент, анализировать результаты, делать выводы на основе измерений
  • Коммуникативные УУД: умение работать в парах/группах, представлять результаты исследования

Личностные:

  • Формирование навыков исследовательской деятельности
  • Развитие технического мышления и внимания к деталям
  • Воспитание ответственного отношения к выполнению практической работы

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Образовательные:

  • Научить методам исследования технических характеристик транспортных роботов
  • Сформировать навыки измерения и расчета ключевых параметров (скорость, грузоподъемность и др.)
  • Обучить правилам заполнения технологической карты характеристик робота

Развивающие:

  • Развивать умение анализировать конструкцию с точки зрения механики
  • Формировать навыки измерения, расчета и сравнительного анализа
  • Развивать логическое мышление и умение делать обоснованные выводы

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру проведения технического эксперимента
  • Формировать коммуникативные навыки при работе в исследовательских группах
  • Развивать интерес к инженерно-техническим профессиям

Тип урока: Практическая работа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Готовые модели транспортных роботов (не менее 2-3 различных типов)
  • Измерительные приборы (линейка, секундомер, весы)
  • Шаблоны технологических карт для заполнения
  • Компьютер, проектор для демонстрации примеров заполнения карт
  • Тестовый полигон для проведения испытаний роботов
  • Грузы различного веса для тестирования грузоподъемности

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии:

  • Исследовательская деятельность
  • Проектное обучение
  • Работа в малых группах
  • Информационно-коммуникационные технологии

Межпредметные связи:

  • Физика: Анализ конструкции с точки зрения механики, изучение сил трения, инерции и тяги
  • Математика: Измерение и расчет технических характеристик (скорость, грузоподъемность, время автономной работы)
  • Информатика: Анализ программного обеспечения транспортного робота (при наличии)
  • Технология: Оценка материалов и конструкционных решений

Основные понятия: Технические характеристики, скорость передвижения, грузоподъемность, проходимость, автономность работы, тяговое усилие, клиренс, маневренность, радиус поворота, энергоэффективность

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (3 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Обсуждает правила безопасности при работе с роботами. Готовят рабочее место, настраиваются на практическую работу Знание правил техники безопасности при работе с робототехникой Регулятивные: самоорганизация, готовность к практической деятельности
2. Мотивационный этап (5 мин) Демонстрирует видеофрагмент о тестировании транспортных роботов в реальных условиях. Формулирует проблему: “Как определить, какой транспортный робот лучше подходит для выполнения конкретной задачи?” Смотрят видеофрагмент, участвуют в обсуждении проблемы Понимание важности характеристик роботов для решения практических задач Познавательные: мотивация к исследовательской деятельности Коммуникативные: участие в обсуждении
3. Инструктаж по выполнению практической работы (7 мин) Объясняет суть и порядок выполнения практической работы, демонстрирует шаблон технологической карты для заполнения, описывает методы измерения различных характеристик Слушают инструктаж, задают уточняющие вопросы, изучают шаблон технологической карты Понимание методов измерения и способов фиксации характеристик роботов Регулятивные: планирование деятельности Познавательные: понимание алгоритма исследования
4. Практическая работа в группах (20 мин) Организует работу в исследовательских группах (по 3-4 человека), распределяет модели роботов между группами, консультирует, наблюдает за правильностью измерений Исследуют модели транспортных роботов: измеряют габариты, проводят испытания на скорость, проходимость и грузоподъемность, проверяют маневренность, заполняют технологическую карту Умение измерять и рассчитывать технические характеристики роботов, заполнять технологическую карту Познавательные: сбор и анализ данных Регулятивные: самоконтроль Коммуникативные: взаимодействие в группе
5. Представление результатов (7 мин) Организует краткие выступления групп, обсуждает полученные результаты, задает вопросы по обоснованию выводов Представители групп кратко презентуют результаты исследований, сравнивают характеристики различных моделей, делают выводы об их эффективности для разных задач Навык анализа и сравнения характеристик роботов, формулирования выводов Коммуникативные: представление результатов Познавательные: сравнение и обобщение данных
6. Рефлексия и подведение итогов (3 мин) Организует обсуждение: “Какие характеристики оказались наиболее важными для разных типов транспортных роботов?”, “Какие факторы влияют на эти характеристики?” Участвуют в обсуждении, делятся мнениями о проведенной работе, отмечают трудности при измерениях Понимание взаимосвязи между конструкцией робота и его характеристиками Регулятивные: оценка результатов Познавательные: рефлексия

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Завершить оформление технологической карты (если не успели на уроке)
  2. Подготовить краткий сравнительный анализ исследованных моделей роботов

Повышенный уровень:

  1. Разработать концепцию усовершенствования одной из моделей для улучшения определенной характеристики
  2. Подготовить эскиз усовершенствованной модели с пояснениями предлагаемых изменений

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания практической работы:

  • Полнота и точность измерений (1-5 баллов)

  • Правильность расчетов (1-5 баллов)

  • Качество заполнения технологической карты (1-5 баллов)

  • Обоснованность выводов об эффективности робота (1-5 баллов)

  • Культура оформления результатов (1-5 баллов)


Шкала оценивания:

  • “5” - 21-25 баллов
  • “4” - 16-20 баллов
  • “3” - 10-15 баллов
  • “2” - менее 10 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам урока учащиеся должны:

Знать:

  • Основные технические характеристики транспортных роботов
  • Методы измерения и расчета параметров робототехнических систем
  • Факторы, влияющие на эффективность работы транспортных роботов

Уметь:

  • Проводить измерения технических характеристик роботов
  • Заполнять технологическую карту с результатами исследований
  • Анализировать полученные данные и делать выводы об эффективности моделей

Владеть:

  • Навыками исследовательской деятельности
  • Умением работать с измерительными приборами
  • Способностью сравнивать и оценивать технические решения

Дополнительные материалы к уроку:

  • Шаблон технологической карты для заполнения характеристик робота
  • Инструкции по проведению измерений различных параметров
  • Таблица стандартных характеристик транспортных роботов для сравнения
  • Глоссарий технических терминов по теме урока