Практическая работа «Характеристика транспортного робота»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Класс: 6
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
Модуль: Мобильная робототехника
Тема урока: Практическая работа «Характеристика транспортного робота»
Цель урока: Создать условия для исследования готовых моделей транспортных роботов и развития практических навыков анализа их технических характеристик и эффективности.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знание основных технических характеристик транспортных роботов
- Умение проводить измерения и расчеты технических параметров роботов
- Навык анализа эффективности конструкции транспортного робота
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: умение планировать исследовательскую деятельность, фиксировать результаты, оценивать полученные данные
- Познавательные УУД: умение проводить эксперимент, анализировать результаты, делать выводы на основе измерений
- Коммуникативные УУД: умение работать в парах/группах, представлять результаты исследования
Личностные:
- Формирование навыков исследовательской деятельности
- Развитие технического мышления и внимания к деталям
- Воспитание ответственного отношения к выполнению практической работы
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК
Задачи урока:
Образовательные:
- Научить методам исследования технических характеристик транспортных роботов
- Сформировать навыки измерения и расчета ключевых параметров (скорость, грузоподъемность и др.)
- Обучить правилам заполнения технологической карты характеристик робота
Развивающие:
- Развивать умение анализировать конструкцию с точки зрения механики
- Формировать навыки измерения, расчета и сравнительного анализа
- Развивать логическое мышление и умение делать обоснованные выводы
Воспитательные:
- Воспитывать культуру проведения технического эксперимента
- Формировать коммуникативные навыки при работе в исследовательских группах
- Развивать интерес к инженерно-техническим профессиям
Тип урока: Практическая работа
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
- Готовые модели транспортных роботов (не менее 2-3 различных типов)
- Измерительные приборы (линейка, секундомер, весы)
- Шаблоны технологических карт для заполнения
- Компьютер, проектор для демонстрации примеров заполнения карт
- Тестовый полигон для проведения испытаний роботов
- Грузы различного веса для тестирования грузоподъемности
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК
Образовательные технологии:
- Исследовательская деятельность
- Проектное обучение
- Работа в малых группах
- Информационно-коммуникационные технологии
Межпредметные связи:
- Физика: Анализ конструкции с точки зрения механики, изучение сил трения, инерции и тяги
- Математика: Измерение и расчет технических характеристик (скорость, грузоподъемность, время автономной работы)
- Информатика: Анализ программного обеспечения транспортного робота (при наличии)
- Технология: Оценка материалов и конструкционных решений
Основные понятия: Технические характеристики, скорость передвижения, грузоподъемность, проходимость, автономность работы, тяговое усилие, клиренс, маневренность, радиус поворота, энергоэффективность
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты предметные | Планируемые результаты УУД |
---|---|---|---|---|
1. Организационный момент (3 мин) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Обсуждает правила безопасности при работе с роботами. | Готовят рабочее место, настраиваются на практическую работу | Знание правил техники безопасности при работе с робототехникой | Регулятивные: самоорганизация, готовность к практической деятельности |
2. Мотивационный этап (5 мин) | Демонстрирует видеофрагмент о тестировании транспортных роботов в реальных условиях. Формулирует проблему: “Как определить, какой транспортный робот лучше подходит для выполнения конкретной задачи?” | Смотрят видеофрагмент, участвуют в обсуждении проблемы | Понимание важности характеристик роботов для решения практических задач | Познавательные: мотивация к исследовательской деятельности Коммуникативные: участие в обсуждении |
3. Инструктаж по выполнению практической работы (7 мин) | Объясняет суть и порядок выполнения практической работы, демонстрирует шаблон технологической карты для заполнения, описывает методы измерения различных характеристик | Слушают инструктаж, задают уточняющие вопросы, изучают шаблон технологической карты | Понимание методов измерения и способов фиксации характеристик роботов | Регулятивные: планирование деятельности Познавательные: понимание алгоритма исследования |
4. Практическая работа в группах (20 мин) | Организует работу в исследовательских группах (по 3-4 человека), распределяет модели роботов между группами, консультирует, наблюдает за правильностью измерений | Исследуют модели транспортных роботов: измеряют габариты, проводят испытания на скорость, проходимость и грузоподъемность, проверяют маневренность, заполняют технологическую карту | Умение измерять и рассчитывать технические характеристики роботов, заполнять технологическую карту | Познавательные: сбор и анализ данных Регулятивные: самоконтроль Коммуникативные: взаимодействие в группе |
5. Представление результатов (7 мин) | Организует краткие выступления групп, обсуждает полученные результаты, задает вопросы по обоснованию выводов | Представители групп кратко презентуют результаты исследований, сравнивают характеристики различных моделей, делают выводы об их эффективности для разных задач | Навык анализа и сравнения характеристик роботов, формулирования выводов | Коммуникативные: представление результатов Познавательные: сравнение и обобщение данных |
6. Рефлексия и подведение итогов (3 мин) | Организует обсуждение: “Какие характеристики оказались наиболее важными для разных типов транспортных роботов?”, “Какие факторы влияют на эти характеристики?” | Участвуют в обсуждении, делятся мнениями о проведенной работе, отмечают трудности при измерениях | Понимание взаимосвязи между конструкцией робота и его характеристиками | Регулятивные: оценка результатов Познавательные: рефлексия |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Базовый уровень:
- Завершить оформление технологической карты (если не успели на уроке)
- Подготовить краткий сравнительный анализ исследованных моделей роботов
Повышенный уровень:
- Разработать концепцию усовершенствования одной из моделей для улучшения определенной характеристики
- Подготовить эскиз усовершенствованной модели с пояснениями предлагаемых изменений
ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Критерии оценивания практической работы:
-
Полнота и точность измерений (1-5 баллов)
-
Правильность расчетов (1-5 баллов)
-
Качество заполнения технологической карты (1-5 баллов)
-
Обоснованность выводов об эффективности робота (1-5 баллов)
-
Культура оформления результатов (1-5 баллов)
Шкала оценивания:
- “5” - 21-25 баллов
- “4” - 16-20 баллов
- “3” - 10-15 баллов
- “2” - менее 10 баллов
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По итогам урока учащиеся должны:
Знать:
- Основные технические характеристики транспортных роботов
- Методы измерения и расчета параметров робототехнических систем
- Факторы, влияющие на эффективность работы транспортных роботов
Уметь:
- Проводить измерения технических характеристик роботов
- Заполнять технологическую карту с результатами исследований
- Анализировать полученные данные и делать выводы об эффективности моделей
Владеть:
- Навыками исследовательской деятельности
- Умением работать с измерительными приборами
- Способностью сравнивать и оценивать технические решения
Дополнительные материалы к уроку:
- Шаблон технологической карты для заполнения характеристик робота
- Инструкции по проведению измерений различных параметров
- Таблица стандартных характеристик транспортных роботов для сравнения
- Глоссарий технических терминов по теме урока