Skip to main content

Практическая работа «Использование операторов ввода-вывода в визуальной среде программирования»

Технологическая карта урока

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Программирование робототехнических систем

Тема урока: Практическая работа «Использование операторов ввода-вывода в визуальной среде программирования»

Цель урока: Сформировать практические навыки использования операторов ввода-вывода в визуальной среде программирования для работы с датчиками и исполнительными механизмами робота.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать назначение и принципы работы операторов ввода-вывода
  • Уметь использовать блоки ввода для получения данных от датчиков
  • Уметь использовать блоки вывода для управления моторами и другими исполнительными устройствами
  • Создавать программы с обработкой данных от датчиков и управлением роботом на их основе

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение планировать последовательность действий для решения задачи, осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности
  • Познавательные УУД: умение анализировать информацию, делать выводы, строить логические рассуждения
  • Коммуникативные УУД: умение работать в группе, осуществлять учебное сотрудничество, аргументировать свою точку зрения

Личностные:

  • Формирование ответственного отношения к учению и познавательной деятельности
  • Развитие алгоритмического мышления и творческого подхода к решению задач
  • Воспитание самостоятельности и инициативности

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Актуализировать знания о датчиках робота и принципах получения данных от них
  2. Изучить основные операторы ввода-вывода в визуальной среде программирования
  3. Рассмотреть примеры использования операторов ввода-вывода при работе с различными датчиками
  4. Создать серию программ, демонстрирующих практическое применение операторов ввода-вывода
  5. Проанализировать эффективность созданных программ и оптимизировать их

Тип урока: Практическая работа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютерный класс с установленной визуальной средой программирования (Scratch, Blockly, Lego Mindstorms EV3/SPIKE или аналогичная)
  • Робототехнические наборы с контроллерами и датчиками (по количеству групп)
  • Проектор и интерактивная доска
  • Раздаточный материал с описанием практических заданий
  • Справочные материалы по операторам ввода-вывода
  • Инструкционные карты для выполнения практических заданий

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: Практико-ориентированное обучение, проблемное обучение, работа в малых группах, интерактивные технологии

Межпредметные связи:

  • Информатика: основы программирования, типы данных, операторы
  • Математика: логические выражения, обработка числовой информации
  • Физика: принципы работы датчиков, преобразование сигналов
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует рабочее пространство. Готовятся к уроку, проверяют наличие необходимых материалов и оборудования. Регулятивные: самоорганизация
2. Актуализация знаний и мотивация (5 мин) Организует фронтальную беседу:
- Что такое операторы ввода-вывода?
- Какие датчики робота вы знаете?
- Как мы можем получить информацию от датчиков?
- Как программа может управлять исполнительными механизмами?

Демонстрирует робота, который реагирует на сигналы от датчиков (например, следует за линией или объезжает препятствия).
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, вспоминают изученный материал.

Анализируют демонстрацию работы робота, высказывают предположения о принципах его работы.
Актуализация знаний о датчиках и исполнительных механизмах роботов. Познавательные: актуализация ранее изученного материала.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
3. Постановка цели и задач урока (3 мин) Формулирует цель урока совместно с учащимися.

“Сегодня мы будем учиться использовать операторы ввода-вывода для создания программ, которые позволят роботу получать информацию от датчиков и реагировать на нее с помощью исполнительных механизмов. К концу урока вы создадите несколько программ, демонстрирующих эти возможности”.
Участвуют в формулировании цели урока.

Записывают цель в тетрадь.
Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: умение формулировать проблему и пути ее решения.
4. Объяснение нового материала (10 мин) Объясняет с демонстрацией на интерактивной доске:
1. Основные операторы ввода в визуальной среде программирования:
- Блоки для получения данных от датчиков
- Форматы данных от разных типов датчиков
- Системные переменные для хранения введенных значений

2. Основные операторы вывода:
- Блоки управления моторами
- Блоки вывода на экран
- Блоки звуковых сигналов

3. Связь между операторами ввода и вывода:
- Обработка данных от датчиков
- Принятие решений на основе входных данных
- Управление выходными устройствами
Слушают объяснение учителя, делают записи в тетрадях.

Задают уточняющие вопросы.

Анализируют примеры программ на экране.
Понимание принципов работы операторов ввода-вывода.

Знание основных блоков визуальной среды для работы с датчиками и моторами.
Познавательные: восприятие и осмысление новой информации.

Коммуникативные: умение формулировать вопросы.
5. Инструктаж по выполнению практической работы (5 мин) Объясняет порядок выполнения практической работы:
1. Ученики разделяются на группы по 2-3 человека
2. Каждая группа получает робототехнический набор и задания
3. Необходимо создать 3-4 программы, демонстрирующие различные аспекты использования операторов ввода-вывода
4. По окончании работы группы демонстрируют результаты

Раздает карточки с заданиями разных уровней сложности.
Внимательно слушают инструктаж.

Распределяются по группам.

Получают оборудование и задания.

Задают уточняющие вопросы по организации работы.
Регулятивные: понимание последовательности действий.

Коммуникативные: умение работать в группе.
6. Практическая работа (35 мин) Контролирует выполнение практической работы.

Консультирует группы по мере необходимости.

Обращает внимание на типичные ошибки.

Помогает в отладке программ.

Следит за временем.
Работают в группах над созданием программ:

Задание 1: Создание программы считывания данных с датчика и их отображения

Задание 2: Программирование робота для реагирования на внешние условия (например, движение до препятствия)

Задание 3: Создание интерактивной программы с обработкой данных от нескольких датчиков

Задание 4: Программирование дифференцированного управления исполнительными механизмами
Умение создавать программы с использованием операторов ввода-вывода.

Навыки программирования роботов для реагирования на изменения внешней среды.

Понимание связи между входными данными и управляющими воздействиями.
Регулятивные: планирование деятельности, контроль и коррекция.

Познавательные: моделирование, анализ, синтез.

Коммуникативные: умение распределять роли, слушать и понимать партнера.
7. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую физкультминутку для снятия напряжения. Выполняют упражнения для разминки. Регулятивные: саморегуляция.
8. Продолжение практической работы и завершение программ (15 мин) Напоминает о необходимости завершить работу.

Предлагает дополнительные задания для групп, которые справились с основными заданиями:
- Оптимизация программы
- Добавление дополнительных функций
- Комбинирование нескольких датчиков
Завершают создание программ.

Тестируют работу роботов.

Исправляют ошибки.

Подготавливают демонстрацию результатов работы.
Умение отлаживать и тестировать созданные программы.

Навыки оптимизации алгоритмов управления роботом.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка своих действий.

Познавательные: решение проблем.
9. Презентация результатов работы (10 мин) Организует демонстрацию созданных программ.

Предлагает каждой группе кратко описать свою программу:
- Какие операторы ввода-вывода использованы
- Как обрабатываются данные с датчиков
- Какие решения принимает программа на основе входных данных

Корректирует и дополняет объяснения учащихся.
Представляют результаты своей работы.

Демонстрируют работу роботов по созданным программам.

Объясняют принципы работы своих программ.

Отвечают на вопросы учителя и одноклассников.
Умение объяснять принципы работы созданных программ.

Понимание взаимосвязи между программным кодом и поведением робота.
Коммуникативные: представление результатов работы, аргументация своей позиции.

Познавательные: рефлексия способов деятельности.
10. Сравнительный анализ созданных программ (5 мин) Организует обсуждение созданных программ:
- Сравнение различных подходов к решению одной задачи
- Выявление наиболее эффективных решений
- Анализ ошибок и способов их исправления

Акцентирует внимание на межпредметных связях с информатикой (типы данных, операторы) и математикой (логические выражения).
Участвуют в обсуждении.

Сравнивают свои решения с решениями других групп.

Выявляют преимущества и недостатки различных подходов.

Формулируют выводы о наиболее эффективных способах использования операторов ввода-вывода.
Умение анализировать и сравнивать различные алгоритмические решения.

Понимание связи между программированием роботов и другими предметами.
Познавательные: сравнение, анализ, обобщение.

Коммуникативные: участие в дискуссии, уважение к мнению других.
11. Подведение итогов и рефлексия (5 мин) Подводит итоги урока.

Организует рефлексию:
- Что нового вы узнали об операторах ввода-вывода?
- Какие задачи можно решать с помощью этих операторов?
- Какие трудности возникли при выполнении практической работы?
- Как можно применить полученные знания в дальнейшей работе с роботами?

Выставляет оценки за работу на уроке.
Участвуют в подведении итогов урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу на уроке.

Формулируют, что получилось хорошо, а что требует дополнительной практики.
Регулятивные: оценка результатов своей деятельности.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: осознание своих достижений и затруднений.
12. Домашнее задание (3 мин) Объясняет домашнее задание:
1. Продумать алгоритм для робота, который будет автоматически следовать по сложной траектории с использованием датчиков
2. Записать блок-схему алгоритма в тетрадь
3. *Дополнительно (по желанию): разработать программу для решения творческой задачи с использованием операторов ввода-вывода
Записывают домашнее задание.

Задают уточняющие вопросы.
Регулятивные: планирование будущей деятельности.

Дополнительные материалы:

Примеры заданий для практической работы:

Задание 1. Программа “Умный светильник”

Создайте программу, которая:

  • Считывает данные с датчика освещенности
  • Отображает уровень освещенности на экране контроллера
  • Включает светодиод, если уровень освещенности падает ниже определенного порогового значения
  • Меняет яркость светодиода в зависимости от уровня освещенности

Задание 2. Программа “Робот-исследователь”

Создайте программу для робота, который:

  • Движется вперед до обнаружения препятствия (используя ультразвуковой датчик)
  • При обнаружении препятствия останавливается и измеряет расстояние до него
  • Выводит измеренное расстояние на экран контроллера
  • Издает звуковой сигнал, частота которого зависит от расстояния до препятствия
  • Поворачивается и продолжает движение в новом направлении

Задание 3. Программа “Сортировщик объектов”

Создайте программу для робота, который:

  • Определяет цвет объекта с помощью датчика цвета
  • Выводит название распознанного цвета на экран
  • В зависимости от цвета управляет сервоприводом для перемещения объекта в соответствующий контейнер
  • Ведет подсчет отсортированных объектов каждого цвета

Задание 4. Программа “Интерактивный робот”

Создайте программу для робота, реагирующего на команды пользователя:

  • Получает данные от кнопок управления (или датчика касания)
  • Распознает различные типы команд (короткое и длинное нажатие)
  • Выполняет различные действия в зависимости от полученных команд
  • Выводит на экран текущее состояние и режим работы

Критерии оценивания практической работы:

  • Работоспособность созданной программы (0-3 балла)
  • Корректность использования операторов ввода-вывода (0-3 балла)
  • Эффективность алгоритма (0-2 балла)
  • Оригинальность решения (0-1 балл)
  • Качество защиты/представления работы (0-1 балл)

Инструкция по использованию операторов ввода-вывода в визуальной среде программирования:

Операторы ввода:

  1. Блоки получения данных от датчиков:

    • Получить значение датчика [выбор датчика]
    • Проверить состояние [выбор датчика]
    • Ждать, пока [условие для датчика]
  2. Пример использования:

    Переменная "расстояние" = Значение ультразвукового датчика
    Если "расстояние" < 10, то...
    

Операторы вывода:

  1. Блоки управления моторами:

    • Включить мотор [порт] со скоростью [значение]
    • Повернуть мотор [порт] на [угол] градусов
    • Остановить мотор [порт]
  2. Блоки вывода информации:

    • Вывести на экран [текст/значение]
    • Воспроизвести звук [выбор звука]
    • Включить светодиод [цвет]
  3. Пример использования:

    Вывести на экран "Расстояние: " + переменная "расстояние"
    Включить мотор B со скоростью 50
    

Схема связи между операторами ввода и вывода:

[Датчики] → [Операторы ввода] → [Обработка данных] → [Операторы вывода] → [Исполнительные механизмы]