Практическая работа «Использование операторов ввода-вывода в визуальной среде программирования»
Модуль: Программирование робототехнических систем
Тема урока: Практическая работа «Использование операторов ввода-вывода в визуальной среде программирования»
Цель урока: Сформировать практические навыки использования операторов ввода-вывода в визуальной среде программирования для работы с датчиками и исполнительными механизмами робота.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать назначение и принципы работы операторов ввода-вывода
- Уметь использовать блоки ввода для получения данных от датчиков
- Уметь использовать блоки вывода для управления моторами и другими исполнительными устройствами
- Создавать программы с обработкой данных от датчиков и управлением роботом на их основе
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: умение планировать последовательность действий для решения задачи, осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности
- Познавательные УУД: умение анализировать информацию, делать выводы, строить логические рассуждения
- Коммуникативные УУД: умение работать в группе, осуществлять учебное сотрудничество, аргументировать свою точку зрения
Личностные:
- Формирование ответственного отношения к учению и познавательной деятельности
- Развитие алгоритмического мышления и творческого подхода к решению задач
- Воспитание самостоятельности и инициативности
Задачи урока:
- Актуализировать знания о датчиках робота и принципах получения данных от них
- Изучить основные операторы ввода-вывода в визуальной среде программирования
- Рассмотреть примеры использования операторов ввода-вывода при работе с различными датчиками
- Создать серию программ, демонстрирующих практическое применение операторов ввода-вывода
- Проанализировать эффективность созданных программ и оптимизировать их
Тип урока: Практическая работа
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
- Компьютерный класс с установленной визуальной средой программирования (Scratch, Blockly, Lego Mindstorms EV3/SPIKE или аналогичная)
- Робототехнические наборы с контроллерами и датчиками (по количеству групп)
- Проектор и интерактивная доска
- Раздаточный материал с описанием практических заданий
- Справочные материалы по операторам ввода-вывода
- Инструкционные карты для выполнения практических заданий
Образовательные технологии: Практико-ориентированное обучение, проблемное обучение, работа в малых группах, интерактивные технологии
Межпредметные связи:
- Информатика: основы программирования, типы данных, операторы
- Математика: логические выражения, обработка числовой информации
- Физика: принципы работы датчиков, преобразование сигналов
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты предметные | Планируемые результаты УУД |
---|---|---|---|---|
1. Организационный момент (2 мин) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует рабочее пространство. | Готовятся к уроку, проверяют наличие необходимых материалов и оборудования. | Регулятивные: самоорганизация | |
2. Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Организует фронтальную беседу: - Что такое операторы ввода-вывода? - Какие датчики робота вы знаете? - Как мы можем получить информацию от датчиков? - Как программа может управлять исполнительными механизмами? Демонстрирует робота, который реагирует на сигналы от датчиков (например, следует за линией или объезжает препятствия). |
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, вспоминают изученный материал. Анализируют демонстрацию работы робота, высказывают предположения о принципах его работы. |
Актуализация знаний о датчиках и исполнительных механизмах роботов. | Познавательные: актуализация ранее изученного материала. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
3. Постановка цели и задач урока (3 мин) | Формулирует цель урока совместно с учащимися. “Сегодня мы будем учиться использовать операторы ввода-вывода для создания программ, которые позволят роботу получать информацию от датчиков и реагировать на нее с помощью исполнительных механизмов. К концу урока вы создадите несколько программ, демонстрирующих эти возможности”. |
Участвуют в формулировании цели урока. Записывают цель в тетрадь. |
Регулятивные: целеполагание. Познавательные: умение формулировать проблему и пути ее решения. |
|
4. Объяснение нового материала (10 мин) | Объясняет с демонстрацией на интерактивной доске: 1. Основные операторы ввода в визуальной среде программирования: - Блоки для получения данных от датчиков - Форматы данных от разных типов датчиков - Системные переменные для хранения введенных значений 2. Основные операторы вывода: - Блоки управления моторами - Блоки вывода на экран - Блоки звуковых сигналов 3. Связь между операторами ввода и вывода: - Обработка данных от датчиков - Принятие решений на основе входных данных - Управление выходными устройствами |
Слушают объяснение учителя, делают записи в тетрадях. Задают уточняющие вопросы. Анализируют примеры программ на экране. |
Понимание принципов работы операторов ввода-вывода. Знание основных блоков визуальной среды для работы с датчиками и моторами. |
Познавательные: восприятие и осмысление новой информации. Коммуникативные: умение формулировать вопросы. |
5. Инструктаж по выполнению практической работы (5 мин) | Объясняет порядок выполнения практической работы: 1. Ученики разделяются на группы по 2-3 человека 2. Каждая группа получает робототехнический набор и задания 3. Необходимо создать 3-4 программы, демонстрирующие различные аспекты использования операторов ввода-вывода 4. По окончании работы группы демонстрируют результаты Раздает карточки с заданиями разных уровней сложности. |
Внимательно слушают инструктаж. Распределяются по группам. Получают оборудование и задания. Задают уточняющие вопросы по организации работы. |
Регулятивные: понимание последовательности действий. Коммуникативные: умение работать в группе. |
|
6. Практическая работа (35 мин) | Контролирует выполнение практической работы. Консультирует группы по мере необходимости. Обращает внимание на типичные ошибки. Помогает в отладке программ. Следит за временем. |
Работают в группах над созданием программ: Задание 1: Создание программы считывания данных с датчика и их отображения Задание 2: Программирование робота для реагирования на внешние условия (например, движение до препятствия) Задание 3: Создание интерактивной программы с обработкой данных от нескольких датчиков Задание 4: Программирование дифференцированного управления исполнительными механизмами |
Умение создавать программы с использованием операторов ввода-вывода. Навыки программирования роботов для реагирования на изменения внешней среды. Понимание связи между входными данными и управляющими воздействиями. |
Регулятивные: планирование деятельности, контроль и коррекция. Познавательные: моделирование, анализ, синтез. Коммуникативные: умение распределять роли, слушать и понимать партнера. |
7. Физкультминутка (2 мин) | Проводит короткую физкультминутку для снятия напряжения. | Выполняют упражнения для разминки. | Регулятивные: саморегуляция. | |
8. Продолжение практической работы и завершение программ (15 мин) | Напоминает о необходимости завершить работу. Предлагает дополнительные задания для групп, которые справились с основными заданиями: - Оптимизация программы - Добавление дополнительных функций - Комбинирование нескольких датчиков |
Завершают создание программ. Тестируют работу роботов. Исправляют ошибки. Подготавливают демонстрацию результатов работы. |
Умение отлаживать и тестировать созданные программы. Навыки оптимизации алгоритмов управления роботом. |
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка своих действий. Познавательные: решение проблем. |
9. Презентация результатов работы (10 мин) | Организует демонстрацию созданных программ. Предлагает каждой группе кратко описать свою программу: - Какие операторы ввода-вывода использованы - Как обрабатываются данные с датчиков - Какие решения принимает программа на основе входных данных Корректирует и дополняет объяснения учащихся. |
Представляют результаты своей работы. Демонстрируют работу роботов по созданным программам. Объясняют принципы работы своих программ. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников. |
Умение объяснять принципы работы созданных программ. Понимание взаимосвязи между программным кодом и поведением робота. |
Коммуникативные: представление результатов работы, аргументация своей позиции. Познавательные: рефлексия способов деятельности. |
10. Сравнительный анализ созданных программ (5 мин) | Организует обсуждение созданных программ: - Сравнение различных подходов к решению одной задачи - Выявление наиболее эффективных решений - Анализ ошибок и способов их исправления Акцентирует внимание на межпредметных связях с информатикой (типы данных, операторы) и математикой (логические выражения). |
Участвуют в обсуждении. Сравнивают свои решения с решениями других групп. Выявляют преимущества и недостатки различных подходов. Формулируют выводы о наиболее эффективных способах использования операторов ввода-вывода. |
Умение анализировать и сравнивать различные алгоритмические решения. Понимание связи между программированием роботов и другими предметами. |
Познавательные: сравнение, анализ, обобщение. Коммуникативные: участие в дискуссии, уважение к мнению других. |
11. Подведение итогов и рефлексия (5 мин) | Подводит итоги урока. Организует рефлексию: - Что нового вы узнали об операторах ввода-вывода? - Какие задачи можно решать с помощью этих операторов? - Какие трудности возникли при выполнении практической работы? - Как можно применить полученные знания в дальнейшей работе с роботами? Выставляет оценки за работу на уроке. |
Участвуют в подведении итогов урока. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу на уроке. Формулируют, что получилось хорошо, а что требует дополнительной практики. |
Регулятивные: оценка результатов своей деятельности. Познавательные: рефлексия. Личностные: осознание своих достижений и затруднений. |
|
12. Домашнее задание (3 мин) | Объясняет домашнее задание: 1. Продумать алгоритм для робота, который будет автоматически следовать по сложной траектории с использованием датчиков 2. Записать блок-схему алгоритма в тетрадь 3. *Дополнительно (по желанию): разработать программу для решения творческой задачи с использованием операторов ввода-вывода |
Записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы. |
Регулятивные: планирование будущей деятельности. |
Создайте программу, которая:
- Считывает данные с датчика освещенности
- Отображает уровень освещенности на экране контроллера
- Включает светодиод, если уровень освещенности падает ниже определенного порогового значения
- Меняет яркость светодиода в зависимости от уровня освещенности
Создайте программу для робота, который:
- Движется вперед до обнаружения препятствия (используя ультразвуковой датчик)
- При обнаружении препятствия останавливается и измеряет расстояние до него
- Выводит измеренное расстояние на экран контроллера
- Издает звуковой сигнал, частота которого зависит от расстояния до препятствия
- Поворачивается и продолжает движение в новом направлении
Создайте программу для робота, который:
- Определяет цвет объекта с помощью датчика цвета
- Выводит название распознанного цвета на экран
- В зависимости от цвета управляет сервоприводом для перемещения объекта в соответствующий контейнер
- Ведет подсчет отсортированных объектов каждого цвета
Создайте программу для робота, реагирующего на команды пользователя:
- Получает данные от кнопок управления (или датчика касания)
- Распознает различные типы команд (короткое и длинное нажатие)
- Выполняет различные действия в зависимости от полученных команд
- Выводит на экран текущее состояние и режим работы
- Работоспособность созданной программы (0-3 балла)
- Корректность использования операторов ввода-вывода (0-3 балла)
- Эффективность алгоритма (0-2 балла)
- Оригинальность решения (0-1 балл)
- Качество защиты/представления работы (0-1 балл)
-
Блоки получения данных от датчиков:
Получить значение датчика [выбор датчика]
Проверить состояние [выбор датчика]
Ждать, пока [условие для датчика]
-
Пример использования:
Переменная "расстояние" = Значение ультразвукового датчика Если "расстояние" < 10, то...
-
Блоки управления моторами:
Включить мотор [порт] со скоростью [значение]
Повернуть мотор [порт] на [угол] градусов
Остановить мотор [порт]
-
Блоки вывода информации:
Вывести на экран [текст/значение]
Воспроизвести звук [выбор звука]
Включить светодиод [цвет]
-
Пример использования:
Вывести на экран "Расстояние: " + переменная "расстояние" Включить мотор B со скоростью 50
[Датчики] → [Операторы ввода] → [Обработка данных] → [Операторы вывода] → [Исполнительные механизмы]