Защита проекта по робототехнике. Мир профессий
Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Класс: 6
Модуль: Мобильная робототехника
Тема урока: Защита проекта по робототехнике. Мир профессий
Цель урока: Создать условия для развития навыков публичной презентации робототехнического проекта и формирования представлений о профессиях в области робототехники.
Предметные:
- Умение представлять и защищать технический проект
- Навык демонстрации работы созданного робота
- Понимание физических принципов, использованных в проекте
- Умение представлять количественные результаты испытаний
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: умение структурировать презентацию проекта, соблюдать регламент
- Познавательные УУД: умение анализировать результаты работы, формулировать выводы, связывать теорию с практикой
- Коммуникативные УУД: умение публично выступать, отвечать на вопросы, аргументировать свою позицию
Личностные:
- Развитие ответственности за результаты своего труда
- Формирование навыков самопрезентации и публичных выступлений
- Воспитание уважительного отношения к техническим профессиям
- Развитие мотивации к выбору профессионального пути в технических областях
Образовательные:
- Закрепить умения представлять технический проект с опорой на физические принципы и количественные результаты
- Расширить представления о профессиях в области робототехники
- Систематизировать знания, полученные в ходе выполнения проекта
Развивающие:
- Развивать навыки публичного выступления и аргументации
- Формировать умение создавать мультимедийные презентации технических проектов
- Развивать навыки анализа и самоанализа технических решений
Воспитательные:
- Воспитывать культуру публичной защиты проектов
- Формировать ответственное отношение к представлению результатов своей работы
- Развивать интерес к профессиям инженерно-технического профиля
Тип урока: Защита проектов
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
- Компьютер, проектор, экран
- Готовые роботы-проекты учащихся
- Презентации проектов
- Видеоматериалы о функционировании роботов
- Тестовые полигоны для демонстрации работы роботов
- Информационные материалы о профессиях в области робототехники
- Оценочные листы для жюри и взаимооценки
- Дипломы и сертификаты участников проекта
- Таймер для контроля времени выступлений
Образовательные технологии:
- Проектное обучение
- Публичная презентация результатов
- Информационно-коммуникационные технологии
- Профориентация
Межпредметные связи:
- Физика: Демонстрация понимания физических принципов, использованных в проекте (механика движения, трение, инерция, энергопотребление, сила тяжести, балансировка)
- Математика: Презентация количественных результатов, точности и эффективности (статистика испытаний, графики работы, расчеты погрешностей, оптимизация параметров)
- Информатика: Алгоритмы управления, структура программы, обработка данных с датчиков
- Технология: Особенности конструкции, материалы, технологические решения
Основные понятия: Защита проекта, публичная презентация, демонстрация работы, технические характеристики, профессии в робототехнике, инженер-робототехник, программист роботов, конструктор, тестировщик, оператор роботов, проектировщик, эффективность технического решения
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты предметные | Планируемые результаты УУД |
---|---|---|---|---|
1. Организационный момент (5 мин) | Приветствует учащихся и гостей (если присутствуют). Представляет жюри (если сформировано). Объясняет регламент защиты проектов и критерии оценивания. | Занимают места, подготавливают презентации и роботов к демонстрации | - | Регулятивные: самоорганизация |
2. Вводная часть: значимость проектной деятельности (5 мин) | Объясняет значение проектной деятельности в современном технологическом мире. Подчеркивает практическую значимость созданных учениками роботов. Указывает на связь учебных проектов с реальными инженерными задачами. | Слушают вступительное слово, настраиваются на защиту проектов | Понимание значимости проектной деятельности в инженерном образовании | Личностные: осознание ценности технического творчества |
3. Защита проектов командами (40 мин) | Организует защиту проектов. Следит за регламентом выступлений (5-7 минут на команду). После каждой защиты организует сессию вопросов-ответов. Предлагает экспертам/ученикам заполнять оценочные листы. | Последовательно представляют свои проекты: рассказывают о цели проекта и техническом задании, объясняют конструкцию робота с акцентом на физические принципы, представляют количественные результаты испытаний, демонстрируют работу робота вживую или через видеозапись, отвечают на вопросы | Умение представлять технический проект, объяснять принципы работы, демонстрировать функциональность | Коммуникативные: публичное выступление Познавательные: структурирование информации Регулятивные: контроль времени |
4. Физкультминутка (2 мин) | Проводит короткую динамическую паузу между выступлениями команд. | Выполняют физические упражнения | - | Регулятивные: переключение внимания |
5. Презентация о мире профессий в робототехнике (15 мин) | Демонстрирует презентацию о профессиях в области робототехники: 1) Инженер-робототехник - проектирование и разработка роботов 2) Программист роботов - создание программного обеспечения 3) Оператор роботизированных систем - управление промышленными роботами 4) Техник по обслуживанию роботов - настройка и ремонт 5) Проектировщик домашних роботов - создание бытовых помощников 6) Специалист по искусственному интеллекту для роботов 7) Дизайнер человеко-машинных интерфейсов Рассказывает о требуемых знаниях, навыках и образовании. Демонстрирует видеоролики о работе специалистов в области робототехники. | Слушают презентацию, делают заметки, задают вопросы о заинтересовавших профессиях | Формирование представлений о профессиях в области робототехники | Личностные: профессиональное самоопределение Познавательные: расширение кругозора |
6. Обсуждение связи проектов с профессиональной деятельностью (10 мин) | Организует обсуждение: “Какие профессиональные навыки вы освоили в процессе работы над проектом?”, “Какие аспекты проектной работы вам понравились больше всего?”, “Какие профессии в области робототехники вас заинтересовали и почему?” | Участвуют в обсуждении, делятся впечатлениями о работе над проектом, рассказывают о своих предпочтениях в контексте будущей профессии, задают вопросы о заинтересовавших специальностях | Понимание связи учебной проектной деятельности с профессиональными навыками | Коммуникативные: участие в дискуссии Личностные: рефлексия интересов |
7. Подведение итогов защиты проектов (10 мин) | Подводит итоги защиты проектов. Организует обсуждение сильных сторон каждого проекта. При наличии жюри - предоставляет им слово для оценки проектов и рекомендаций. Отмечает наиболее интересные технические решения и убедительные презентации. | Слушают оценки и комментарии, делают записи для дальнейшего совершенствования проектов | Осознание достоинств и недостатков своего проекта | Регулятивные: принятие обратной связи Познавательные: критический анализ |
8. Награждение и мотивация (5 мин) | Награждает команды сертификатами участников или дипломами в различных номинациях: “Самый инновационный проект”, “Лучшее техническое решение”, “Самая эффективная презентация” и т.д. Мотивирует учащихся к дальнейшему развитию в области робототехники. | Получают награды, аплодируют другим командам | Мотивация к дальнейшему развитию в области робототехники | Личностные: повышение самооценки и мотивации |
9. Рефлексия и подведение итогов (3 мин) | Организует рефлексию проектной деятельности в целом. Задает вопросы: “Что оказалось самым сложным в проекте?”, “Какие новые знания и навыки вы приобрели?”, “Что бы вы сделали по-другому, если бы начинали проект заново?” | Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями о проектной работе, оценивают свой вклад и результаты | Осознание приобретенного опыта проектной деятельности | Регулятивные: оценка результатов Познавательные: рефлексия |
Базовый уровень:
- Написать эссе на тему “Моя роль в проекте и приобретенные навыки”
- Подготовить мини-исследование об одной из представленных профессий в области робототехники
Повышенный уровень: 3. Разработать концепцию нового робототехнического проекта с учетом полученного опыта 4. Создать видеоролик о своем проекте для школьного сайта или портфолио
Критерии оценивания защиты проекта:
- Качество мультимедийной презентации (1-5 баллов)
- Демонстрация понимания физических принципов работы робота (1-5 баллов)
- Представление количественных результатов и их анализ (1-5 баллов)
- Качество демонстрации работы робота (1-5 баллов)
- Ответы на вопросы, владение материалом (1-5 баллов)
Шкала оценивания:
- “5” - 21-25 баллов
- “4” - 16-20 баллов
- “3” - 10-15 баллов
- “2” - менее 10 баллов
По итогам урока учащиеся должны:
Знать:
- Структуру и принципы представления технического проекта
- Основные профессии в области робототехники и их особенности
- Требования к мультимедийной презентации технического проекта
- Критерии оценки технических решений в робототехнике
Уметь:
- Представлять и защищать свой робототехнический проект
- Демонстрировать работу созданного робота
- Объяснять физические принципы, использованные в проекте
- Анализировать количественные результаты испытаний
Владеть:
- Навыками публичного выступления на техническую тему
- Методами визуализации технической информации
- Техникой ответов на вопросы о проекте
- Приемами самооценки и рефлексии проектной деятельности
Дополнительные материалы к уроку:
- Информационные буклеты о профессиях в области робототехники
- Рекомендации по созданию эффективных мультимедийных презентаций
- Примеры успешных защит технических проектов
- Список образовательных учреждений, где можно получить специальности в области робототехники
- Перечень соревнований и конкурсов по робототехнике для школьников
- Ссылки на ресурсы для дальнейшего развития в области робототехники