Skip to main content

Защита проекта по робототехнике. Мир профессий

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Класс: 6

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Мобильная робототехника
Тема урока: Защита проекта по робототехнике. Мир профессий
Цель урока: Создать условия для развития навыков публичной презентации робототехнического проекта и формирования представлений о профессиях в области робототехники.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение представлять и защищать технический проект
  • Навык демонстрации работы созданного робота
  • Понимание физических принципов, использованных в проекте
  • Умение представлять количественные результаты испытаний

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение структурировать презентацию проекта, соблюдать регламент
  • Познавательные УУД: умение анализировать результаты работы, формулировать выводы, связывать теорию с практикой
  • Коммуникативные УУД: умение публично выступать, отвечать на вопросы, аргументировать свою позицию

Личностные:

  • Развитие ответственности за результаты своего труда
  • Формирование навыков самопрезентации и публичных выступлений
  • Воспитание уважительного отношения к техническим профессиям
  • Развитие мотивации к выбору профессионального пути в технических областях

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Образовательные:

  • Закрепить умения представлять технический проект с опорой на физические принципы и количественные результаты
  • Расширить представления о профессиях в области робототехники
  • Систематизировать знания, полученные в ходе выполнения проекта

Развивающие:

  • Развивать навыки публичного выступления и аргументации
  • Формировать умение создавать мультимедийные презентации технических проектов
  • Развивать навыки анализа и самоанализа технических решений

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру публичной защиты проектов
  • Формировать ответственное отношение к представлению результатов своей работы
  • Развивать интерес к профессиям инженерно-технического профиля

Тип урока: Защита проектов

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютер, проектор, экран
  • Готовые роботы-проекты учащихся
  • Презентации проектов
  • Видеоматериалы о функционировании роботов
  • Тестовые полигоны для демонстрации работы роботов
  • Информационные материалы о профессиях в области робототехники
  • Оценочные листы для жюри и взаимооценки
  • Дипломы и сертификаты участников проекта
  • Таймер для контроля времени выступлений

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии:

  • Проектное обучение
  • Публичная презентация результатов
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Профориентация

Межпредметные связи:

  • Физика: Демонстрация понимания физических принципов, использованных в проекте (механика движения, трение, инерция, энергопотребление, сила тяжести, балансировка)
  • Математика: Презентация количественных результатов, точности и эффективности (статистика испытаний, графики работы, расчеты погрешностей, оптимизация параметров)
  • Информатика: Алгоритмы управления, структура программы, обработка данных с датчиков
  • Технология: Особенности конструкции, материалы, технологические решения

Основные понятия: Защита проекта, публичная презентация, демонстрация работы, технические характеристики, профессии в робототехнике, инженер-робототехник, программист роботов, конструктор, тестировщик, оператор роботов, проектировщик, эффективность технического решения

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (5 мин) Приветствует учащихся и гостей (если присутствуют). Представляет жюри (если сформировано). Объясняет регламент защиты проектов и критерии оценивания. Занимают места, подготавливают презентации и роботов к демонстрации - Регулятивные: самоорганизация
2. Вводная часть: значимость проектной деятельности (5 мин) Объясняет значение проектной деятельности в современном технологическом мире. Подчеркивает практическую значимость созданных учениками роботов. Указывает на связь учебных проектов с реальными инженерными задачами. Слушают вступительное слово, настраиваются на защиту проектов Понимание значимости проектной деятельности в инженерном образовании Личностные: осознание ценности технического творчества
3. Защита проектов командами (40 мин) Организует защиту проектов. Следит за регламентом выступлений (5-7 минут на команду). После каждой защиты организует сессию вопросов-ответов. Предлагает экспертам/ученикам заполнять оценочные листы. Последовательно представляют свои проекты: рассказывают о цели проекта и техническом задании, объясняют конструкцию робота с акцентом на физические принципы, представляют количественные результаты испытаний, демонстрируют работу робота вживую или через видеозапись, отвечают на вопросы Умение представлять технический проект, объяснять принципы работы, демонстрировать функциональность Коммуникативные: публичное выступление Познавательные: структурирование информации Регулятивные: контроль времени
4. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую динамическую паузу между выступлениями команд. Выполняют физические упражнения - Регулятивные: переключение внимания
5. Презентация о мире профессий в робототехнике (15 мин) Демонстрирует презентацию о профессиях в области робототехники: 1) Инженер-робототехник - проектирование и разработка роботов 2) Программист роботов - создание программного обеспечения 3) Оператор роботизированных систем - управление промышленными роботами 4) Техник по обслуживанию роботов - настройка и ремонт 5) Проектировщик домашних роботов - создание бытовых помощников 6) Специалист по искусственному интеллекту для роботов 7) Дизайнер человеко-машинных интерфейсов Рассказывает о требуемых знаниях, навыках и образовании. Демонстрирует видеоролики о работе специалистов в области робототехники. Слушают презентацию, делают заметки, задают вопросы о заинтересовавших профессиях Формирование представлений о профессиях в области робототехники Личностные: профессиональное самоопределение Познавательные: расширение кругозора
6. Обсуждение связи проектов с профессиональной деятельностью (10 мин) Организует обсуждение: “Какие профессиональные навыки вы освоили в процессе работы над проектом?”, “Какие аспекты проектной работы вам понравились больше всего?”, “Какие профессии в области робототехники вас заинтересовали и почему?” Участвуют в обсуждении, делятся впечатлениями о работе над проектом, рассказывают о своих предпочтениях в контексте будущей профессии, задают вопросы о заинтересовавших специальностях Понимание связи учебной проектной деятельности с профессиональными навыками Коммуникативные: участие в дискуссии Личностные: рефлексия интересов
7. Подведение итогов защиты проектов (10 мин) Подводит итоги защиты проектов. Организует обсуждение сильных сторон каждого проекта. При наличии жюри - предоставляет им слово для оценки проектов и рекомендаций. Отмечает наиболее интересные технические решения и убедительные презентации. Слушают оценки и комментарии, делают записи для дальнейшего совершенствования проектов Осознание достоинств и недостатков своего проекта Регулятивные: принятие обратной связи Познавательные: критический анализ
8. Награждение и мотивация (5 мин) Награждает команды сертификатами участников или дипломами в различных номинациях: “Самый инновационный проект”, “Лучшее техническое решение”, “Самая эффективная презентация” и т.д. Мотивирует учащихся к дальнейшему развитию в области робототехники. Получают награды, аплодируют другим командам Мотивация к дальнейшему развитию в области робототехники Личностные: повышение самооценки и мотивации
9. Рефлексия и подведение итогов (3 мин) Организует рефлексию проектной деятельности в целом. Задает вопросы: “Что оказалось самым сложным в проекте?”, “Какие новые знания и навыки вы приобрели?”, “Что бы вы сделали по-другому, если бы начинали проект заново?” Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями о проектной работе, оценивают свой вклад и результаты Осознание приобретенного опыта проектной деятельности Регулятивные: оценка результатов Познавательные: рефлексия

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Написать эссе на тему “Моя роль в проекте и приобретенные навыки”
  2. Подготовить мини-исследование об одной из представленных профессий в области робототехники

Повышенный уровень: 3. Разработать концепцию нового робототехнического проекта с учетом полученного опыта 4. Создать видеоролик о своем проекте для школьного сайта или портфолио

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания защиты проекта:

  • Качество мультимедийной презентации (1-5 баллов)
  • Демонстрация понимания физических принципов работы робота (1-5 баллов)
  • Представление количественных результатов и их анализ (1-5 баллов)
  • Качество демонстрации работы робота (1-5 баллов)
  • Ответы на вопросы, владение материалом (1-5 баллов)

Шкала оценивания:

  • “5” - 21-25 баллов
  • “4” - 16-20 баллов
  • “3” - 10-15 баллов
  • “2” - менее 10 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам урока учащиеся должны:

Знать:

  • Структуру и принципы представления технического проекта
  • Основные профессии в области робототехники и их особенности
  • Требования к мультимедийной презентации технического проекта
  • Критерии оценки технических решений в робототехнике

Уметь:

  • Представлять и защищать свой робототехнический проект
  • Демонстрировать работу созданного робота
  • Объяснять физические принципы, использованные в проекте
  • Анализировать количественные результаты испытаний

Владеть:

  • Навыками публичного выступления на техническую тему
  • Методами визуализации технической информации
  • Техникой ответов на вопросы о проекте
  • Приемами самооценки и рефлексии проектной деятельности

Дополнительные материалы к уроку:

  • Информационные буклеты о профессиях в области робототехники
  • Рекомендации по созданию эффективных мультимедийных презентаций
  • Примеры успешных защит технических проектов
  • Список образовательных учреждений, где можно получить специальности в области робототехники
  • Перечень соревнований и конкурсов по робототехнике для школьников
  • Ссылки на ресурсы для дальнейшего развития в области робототехники