Skip to main content

23. Робототехнические системы в исследовании окружающей среды

Технологическая карта урока

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Прикладная робототехника

Тема урока: 23. Робототехнические системы в исследовании окружающей среды

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о применении робототехнических систем для исследования и мониторинга окружающей среды, познакомить с основными типами сенсоров и методами сбора данных.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать основные типы датчиков для измерения параметров окружающей среды
  • Понимать принципы работы автономных измерительных станций
  • Уметь подбирать сенсоры для решения задач экологического мониторинга
  • Владеть навыками концептуального проектирования робототехнических систем экологического назначения

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение разрабатывать и планировать работу системы для решения комплексной задачи
  • Познавательные УУД: установление межпредметных связей (физика, химия, экология, информатика), анализ и интерпретация данных
  • Коммуникативные УУД: работа в группе при проектировании системы, представление результатов проектирования

Личностные:

  • Формирование экологического мышления
  • Развитие ответственного отношения к окружающей среде
  • Воспитание интереса к исследовательской деятельности
  • Понимание роли технологий в решении экологических проблем

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с применением робототехнических систем для исследования окружающей среды
  2. Рассмотреть типы датчиков, используемых для экологического мониторинга
  3. Изучить методы сбора, передачи и анализа экологических данных
  4. Сформировать представление об автономных измерительных станциях
  5. Организовать разработку концептуальной модели робототехнической системы экологического мониторинга

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала + практическая работа)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютерный класс с проектором и интерактивной доской
  • Презентация по теме “Робототехнические системы в исследовании окружающей среды”
  • Видеоматериалы с примерами роботов-исследователей
  • Образцы датчиков для экологического мониторинга (при наличии)
  • Робототехнические наборы с датчиками температуры, влажности, освещенности
  • Раздаточный материал с информацией о различных типах сенсоров
  • Шаблоны для разработки концептуальной модели
  • Карточки с заданиями для групповой работы
  • Бумага, цветные карандаши и маркеры для создания схем

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: Проблемное обучение, метод проектов, работа в малых группах, информационно-коммуникационные технологии

Межпредметные связи:

  • Физика: измерение физических параметров окружающей среды (температура, влажность, освещенность, давление)
  • Химия: принципы работы химических сенсоров, анализ состава воздуха и жидкостей
  • Экология: экологический мониторинг, сбор и анализ данных о состоянии среды
  • Информатика: обработка и визуализация данных, программирование систем мониторинга
  • География: пространственное распределение данных, картографирование
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Готовятся к уроку, занимают рабочие места. Регулятивные: самоорганизация
2. Мотивация и актуализация знаний (5 мин) Демонстрирует видеофрагменты о современных экологических проблемах и роботах, помогающих их решать (например, робот для очистки океана от пластика, дрон для мониторинга лесных пожаров).

Задает вопросы:
- С какими экологическими проблемами сталкивается наша планета?
- Как можно использовать технологии для их решения?
- Какие параметры окружающей среды важно контролировать?
- Какие датчики мы уже изучали на предыдущих уроках?
Просматривают видеофрагменты.

Отвечают на вопросы, высказывают предположения о возможностях использования роботов для экологического мониторинга.

Вспоминают изученные ранее датчики и их характеристики.
Актуализация знаний об экологических проблемах и возможностях их решения с помощью технологий.

Понимание важности экологического мониторинга.
Познавательные: установление связей между экологическими проблемами и технологическими решениями.

Коммуникативные: участие в диалоге.

Личностные: осознание экологических проблем и личной ответственности.
3. Целеполагание (3 мин) Организует формулировку темы и целей урока.

Обращает внимание на практический результат урока – разработку концептуальной модели робототехнической системы экологического мониторинга.

Подчеркивает междисциплинарный характер темы (связь с физикой, химией, экологией).
Участвуют в формулировке целей урока.

Осмысливают межпредметные связи темы.
Регулятивные: целеполагание, планирование.

Познавательные: понимание межпредметных связей.
4. Изучение нового материала: Введение в робототехнические системы экологического мониторинга (8 мин) Объясняет с использованием презентации основные понятия и виды робототехнических систем для исследования окружающей среды:

1. Определение и назначение систем экологического мониторинга

2. Виды робототехнических систем для исследования среды:
- Стационарные автономные станции
- Мобильные наземные роботы
- Беспилотные летательные аппараты (БПЛА)
- Подводные исследовательские роботы

3. Задачи, решаемые с помощью таких систем:
- Непрерывный мониторинг параметров
- Раннее обнаружение опасных явлений
- Картографирование загрязнений
- Сбор проб и образцов

4. Примеры успешного применения (экологические проекты)
Воспринимают информацию.

Делают записи в тетрадях.

Задают уточняющие вопросы.
Знание основных видов робототехнических систем для экологического мониторинга.

Понимание задач, решаемых с помощью таких систем.
Познавательные: восприятие новой информации, систематизация знаний.

Коммуникативные: формулирование вопросов для уточнения информации.
5. Изучение нового материала: Датчики для экологического мониторинга (12 мин) Рассказывает о различных типах сенсоров для измерения параметров окружающей среды, связывая их с соответствующими научными дисциплинами:

1. Физические датчики:
- Температуры (термисторы, термопары)
- Влажности (емкостные, резистивные)
- Атмосферного давления (барометры)
- Освещенности (фоторезисторы, фотодиоды)
- Радиации (счетчики Гейгера)

2. Химические сенсоры:
- Газовые датчики (CO2, CO, NOx, CH4)
- pH-метры
- Датчики солености
- Датчики тяжелых металлов

3. Экологические комплексные системы:
- Анализаторы качества воды
- Анализаторы загрязнения воздуха
- Датчики для мониторинга почвы

Для каждого типа датчиков объясняет:
- Принцип работы
- Измеряемые параметры
- Практическое применение
- Связь с соответствующей научной дисциплиной

Демонстрирует доступные образцы датчиков или их изображения.
Слушают объяснения.

Делают записи о типах датчиков и их характеристиках.

Рассматривают образцы датчиков (если имеются).

Устанавливают связи с предметами естественнонаучного цикла.
Знание основных типов датчиков для экологического мониторинга.

Понимание принципов их работы и областей применения.

Умение соотносить измеряемые параметры с нужным типом датчика.
Познавательные: классификация, анализ, установление межпредметных связей (физика, химия, экология).

Личностные: формирование научного мировоззрения.
6. Изучение нового материала: Методы сбора и анализа данных (7 мин) Объясняет основные методы сбора, передачи и анализа данных с экологических сенсоров:

1. Системы сбора данных:
- Автономные регистраторы
- Беспроводные сенсорные сети
- Облачные системы хранения

2. Технологии передачи данных:
- Проводные системы
- Wi-Fi, Bluetooth
- GSM/GPRS
- LoRaWAN и другие протоколы IoT

3. Методы анализа и визуализации:
- Графики и диаграммы
- Карты загрязнений
- Прогнозирование тенденций
- Системы раннего оповещения

4. Автономность и энергообеспечение:
- Солнечные батареи
- Аккумуляторы
- Энергосберегающие режимы работы
Воспринимают информацию.

Записывают ключевые понятия.

Задают вопросы.

Устанавливают связи с информатикой.
Знание методов сбора, передачи и анализа данных экологического мониторинга.

Понимание принципов работы автономных измерительных станций.
Познавательные: анализ информации, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: формулирование вопросов.
7. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую физкультминутку с движениями, имитирующими работу различных сенсоров и роботов. Выполняют физические упражнения. Регулятивные: саморегуляция.
8. Объяснение концептуального проектирования (5 мин) Объясняет основы концептуального проектирования робототехнических систем экологического мониторинга:

1. Составные части проекта:
- Постановка задачи и целей мониторинга
- Выбор параметров для измерения
- Подбор необходимых сенсоров
- Определение способов передвижения или размещения
- Выбор методов передачи и анализа данных

2. Требования к системе:
- Точность измерений
- Автономность
- Надежность
- Защита от внешних воздействий

3. Представляет шаблон для выполнения практической работы.
Воспринимают информацию.

Знакомятся с шаблоном для выполнения практической работы.

Задают уточняющие вопросы по выполнению проекта.
Знание основ концептуального проектирования робототехнических систем.

Понимание требований к системам экологического мониторинга.
Познавательные: усвоение алгоритма проектирования.

Регулятивные: принятие учебной задачи.
9. Инструктаж по практической работе (5 мин) Объясняет задание для практической работы:
“Разработка концептуальной модели робототехнической системы экологического мониторинга”.

Представляет варианты экологических проблем для мониторинга (карточки с заданиями):
1. Мониторинг качества воздуха в городе
2. Исследование водных объектов
3. Мониторинг лесных экосистем
4. Исследование почвы в сельском хозяйстве
5. Мониторинг климатических изменений

Объясняет структуру концептуальной модели:
- Описание экологической проблемы
- Измеряемые параметры
- Типы используемых сенсоров
- Тип робототехнической системы (стационарная/мобильная)
- Способы сбора и передачи данных
- Схема расположения компонентов
- Особенности функционирования

Организует деление класса на группы по 3-4 человека.
Воспринимают задание.

Формируют рабочие группы.

Выбирают экологическую проблему для проектирования системы мониторинга.

Распределяют роли в группе.

Задают уточняющие вопросы.
Регулятивные: планирование деятельности.

Коммуникативные: распределение обязанностей в группе.
10. Практическая работа: Разработка концептуальной модели (20 мин) Консультирует группы в процессе разработки концептуальных моделей:
- Помогает определить ключевые параметры для мониторинга
- Подсказывает оптимальные типы сенсоров
- Направляет при выборе способа размещения и передвижения
- Консультирует по вопросам автономности и энергообеспечения
- Помогает структурировать описание концептуальной модели

Обращает внимание на установление межпредметных связей при выборе параметров и сенсоров.
Работают в группах над созданием концептуальной модели:
- Анализируют выбранную экологическую проблему
- Определяют параметры, которые необходимо измерять
- Подбирают соответствующие типы сенсоров
- Выбирают тип робототехнической системы
- Продумывают систему сбора и передачи данных
- Разрабатывают схему расположения компонентов
- Оформляют концептуальную модель
- Готовят краткое представление проекта
Умение анализировать экологическую проблему и определять параметры для мониторинга.

Навыки подбора соответствующих сенсоров для измерения выбранных параметров.

Умение разрабатывать структуру робототехнической системы.
Познавательные: анализ, синтез, применение знаний для решения практической задачи.

Коммуникативные: работа в группе, обсуждение идей, достижение консенсуса.

Регулятивные: самоорганизация, распределение времени, контроль выполнения задания.
11. Представление результатов (12 мин) Организует представление результатов работы групп:
- Предоставляет каждой группе 2-3 минуты для представления
- Задает уточняющие вопросы по выбору параметров и сенсоров
- Обращает внимание на межпредметные связи
- Стимулирует обсуждение представленных проектов
- Предлагает учащимся задавать вопросы другим группам
Представители групп демонстрируют разработанные концептуальные модели:
- Описывают выбранную экологическую проблему
- Объясняют, какие параметры важно контролировать
- Представляют выбранные типы сенсоров
- Объясняют принцип работы системы
- Демонстрируют схему расположения компонентов
- Отвечают на вопросы

Остальные учащиеся задают вопросы и участвуют в обсуждении.
Умение обосновать выбор параметров и сенсоров для решения конкретной экологической задачи.

Понимание взаимосвязи между экологической проблемой, измеряемыми параметрами и техническими решениями.
Коммуникативные: представление результатов работы, участие в дискуссии.

Познавательные: анализ и оценка различных подходов к решению задачи.

Личностные: уверенность при публичном выступлении.
12. Обобщение и систематизация (5 мин) Организует обобщение результатов всех групп:
- Выделяет общие подходы к проектированию систем мониторинга
- Подчеркивает разнообразие возможных решений
- Акцентирует внимание на межпредметных связях
- Обсуждает реальные перспективы применения подобных систем

Формулирует вместе с учащимися общие принципы создания робототехнических систем экологического мониторинга.
Участвуют в обобщающей беседе.

Формулируют выводы о принципах проектирования робототехнических систем экологического мониторинга.

Устанавливают связи между различными дисциплинами (физика, химия, экология) в контексте проектирования.
Систематизация знаний о робототехнических системах экологического мониторинга.

Понимание комплексного характера проектирования таких систем.
Познавательные: обобщение, систематизация, установление межпредметных связей.

Коммуникативные: участие в коллективном формулировании выводов.
13. Рефлексия и подведение итогов (5 мин) Организует рефлексию с использованием метода “Экологический след”:
- Что нового вы узнали о применении роботов в экологии?
- Какой “след” может оставить ваш проект в решении экологических проблем?
- Как полученные знания могут быть применены в повседневной жизни?

Подводит итоги урока.

Оценивает работу групп.
Участвуют в рефлексии.

Оценивают полученные знания и их практическую значимость.

Определяют возможности применения полученных знаний.
Регулятивные: оценка результатов деятельности.

Личностные: осознание ценности полученных знаний, экологическое мышление.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.
14. Домашнее задание (4 мин) Объясняет домашнее задание:
1. Обязательная часть: найти и описать реальный пример применения робототехнической системы для экологического мониторинга
2. Творческое задание (по желанию): предложить усовершенствование для разработанной на уроке концептуальной модели

Рекомендует источники информации для подготовки.
Записывают домашнее задание.

Задают уточняющие вопросы.
Регулятивные: планирование самостоятельной работы.

Дополнительные материалы:

Карточки с заданиями для групповой работы:

Карточка 1: “Мониторинг качества воздуха в городе”

Описание проблемы: В крупных городах качество воздуха часто не соответствует нормам из-за выбросов транспорта, промышленности и других факторов. Необходимо создать систему мониторинга, которая поможет выявить очаги загрязнения и отслеживать изменения. Задача: Разработать концептуальную модель робототехнической системы для мониторинга качества воздуха в городской среде. Что нужно учесть:

  • Какие параметры воздуха необходимо контролировать?
  • Какие типы датчиков потребуются?
  • Как будет перемещаться или располагаться система?
  • Как будут собираться и передаваться данные?
  • Как обеспечить автономность работы?

Карточка 2: “Исследование водных объектов”

Описание проблемы: Состояние рек, озер и других водоемов влияет на экосистемы и здоровье людей. Загрязнения, изменения температуры и другие факторы могут негативно сказываться на водной среде. Задача: Разработать концептуальную модель робототехнической системы для мониторинга состояния водных объектов. Что нужно учесть:

  • Какие параметры воды необходимо контролировать?
  • Какие типы датчиков потребуются?
  • Как система будет перемещаться по воде или вблизи неё?
  • Как будут собираться и передаваться данные?
  • Как обеспечить защиту электроники от воды?

Карточка 3: “Мониторинг лесных экосистем”

Описание проблемы: Леса играют важную роль в поддержании экологического баланса, но они подвергаются угрозам вырубки, пожаров, заболеваний деревьев и изменения климата. Задача: Разработать концептуальную модель робототехнической системы для мониторинга состояния лесных экосистем. Что нужно учесть:

  • Какие параметры лесной экосистемы важно контролировать?
  • Какие типы датчиков потребуются?
  • Как система будет перемещаться в лесной местности?
  • Как будут собираться и передаваться данные в условиях отсутствия интернета?
  • Как обеспечить работу системы длительное время?

Карточка 4: “Исследование почвы в сельском хозяйстве”

Описание проблемы: Качество почвы напрямую влияет на урожайность и качество сельскохозяйственных культур. Необходимо контролировать состав почвы, влажность и другие параметры для оптимизации сельскохозяйственных процессов. Задача: Разработать концептуальную модель робототехнической системы для мониторинга состояния почвы на сельскохозяйственных угодьях. Что нужно учесть:

  • Какие параметры почвы необходимо контролировать?
  • Какие типы датчиков потребуются?
  • Как будет перемещаться или располагаться система?
  • Как будут использоваться полученные данные?
  • Как система может помочь в оптимизации полива и внесения удобрений?

Карточка 5: “Мониторинг климатических изменений”

Описание проблемы: Глобальные климатические изменения влияют на все экосистемы планеты. Для понимания этих процессов необходим долговременный мониторинг различных параметров в разных регионах. Задача: Разработать концептуальную модель робототехнической системы для мониторинга климатических параметров. Что нужно учесть:

  • Какие климатические параметры необходимо отслеживать?
  • Какие типы датчиков потребуются?
  • Как обеспечить работу системы в различных погодных условиях?
  • Как организовать сбор данных на протяжении длительного времени?
  • Как обеспечить точность и достоверность измерений?

Шаблон для разработки концептуальной модели:

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РОБОТОТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Название проекта: _________________________________
Группа: __________________________________________

1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
   - Описание проблемы: _________________________
   - Цель мониторинга: __________________________
   - Область применения: ________________________

2. ИЗМЕРЯЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ
   | Параметр | Единицы измерения | Диапазон измерений | Периодичность |
   |----------|-------------------|-------------------|---------------|
   |          |                   |                   |               |
   |          |                   |                   |               |
   |          |                   |                   |               |

3. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СЕНСОРЫ
   | Параметр | Тип сенсора | Характеристики | Обоснование выбора |
   |----------|-------------|----------------|-------------------|
   |          |             |                |                   |
   |          |             |                |                   |
   |          |             |                |                   |

4. ТИП РОБОТОТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
   □ Стационарная измерительная станция
   □ Наземный мобильный робот
   □ Беспилотный летательный аппарат (дрон)
   □ Водный/подводный робот
   □ Другое: _____________________

5. СПОСОБ СБОРА И ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ
   - Метод сбора данных: _________________________
   - Способ передачи: ___________________________
   - Периодичность передачи: ____________________
   - Формат данных: _____________________________

6. АВТОНОМНОСТЬ И ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЕ
   - Источник энергии: __________________________
   - Расчетное время автономной работы: __________
   - Способы энергосбережения: __________________

7. СХЕМА СИСТЕМЫ
   [Место для рисунка/схемы с указанием расположения
    компонентов системы и их взаимосвязей]

8. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
   - Режимы работы: ____________________________
   - Способы адаптации к условиям среды: _________
   - Защита от внешних воздействий: _____________

9. ОБРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ
   - Методы анализа данных: ____________________
   - Формы представления результатов: ___________
   - Практическое применение полученной информации: __________

Основные типы датчиков для экологического мониторинга:

Физические датчики:

  1. Датчики температуры:

    • Термисторы (изменение сопротивления с температурой)
    • Термопары (генерация напряжения при разнице температур)
    • Цифровые датчики температуры (DS18B20, DHT22)
    • Инфракрасные термометры (бесконтактное измерение)
  2. Датчики влажности:

    • Емкостные (изменение емкости при изменении влажности)
    • Резистивные (изменение сопротивления)
    • Комбинированные датчики температуры и влажности (DHT11, DHT22)
    • Датчики влажности почвы
  3. Датчики атмосферного давления:

    • Пьезорезистивные датчики (BMP280, BME280)
    • Барометры на MEMS-технологии
  4. Датчики освещенности:

    • Фоторезисторы (LDR)
    • Фотодиоды
    • Датчики ультрафиолетового излучения (VEML6070)
    • Люксметры (BH1750)
  5. Датчики ионизирующего излучения:

    • Счетчики Гейгера-Мюллера
    • Дозиметры

Химические сенсоры:

  1. Газовые сенсоры:

    • Электрохимические датчики
    • Полупроводниковые датчики (MQ-серия)
    • Датчики CO₂ (MH-Z19, CCS811)
    • Датчики угарного газа CO (MQ-7)
    • Датчики NO₂, SO₂, O₃ и других загрязнителей
  2. Датчики качества воды:

    • pH-метры (измерение кислотности)
    • ORP-сенсоры (окислительно-восстановительный потенциал)
    • Датчики электропроводности
    • Датчики мутности
    • Датчики растворенного кислорода
  3. Датчики для анализа почвы:

    • Датчики влажности почвы
    • pH-метры для почвы
    • Датчики засоленности почвы
    • Датчики содержания питательных веществ (NPK)

Комплексные системы и специализированные сенсоры:

  1. Датчики частиц и пыли:

    • Оптические датчики пыли (GP2Y1010AU0F)
    • Лазерные счетчики частиц (PMS5003, SDS011)
    • Датчики PM2.5, PM10
  2. Метеостанции:

    • Анемометры (измерение скорости ветра)
    • Флюгеры (направление ветра)
    • Осадкомеры
  3. Специальные биологические датчики:

    • Датчики содержания хлорофилла
    • Датчики биолюминесценции
    • Системы обнаружения микроорганизмов

Примеры систем передачи данных для экологического мониторинга:

  1. Проводные системы:

    • Ethernet
    • USB
    • RS-485, RS-232
  2. Беспроводные системы ближнего радиуса действия:

    • Wi-Fi (IEEE 802.11)
    • Bluetooth, BLE
    • ZigBee (IEEE 802.15.4)
    • RF (радиочастотная передача)
  3. Беспроводные системы большого радиуса:

    • GSM/GPRS/3G/4G/LTE
    • LoRaWAN
    • Sigfox
    • NB-IoT (Narrow Band IoT)
  4. Спутниковые системы связи:

    • Iridium
    • Globalstar
    • ARGOS

Критерии оценивания концептуальной модели:

Обоснованность выбора параметров (0-5 баллов):

  • Соответствие выбранных параметров экологической проблеме (0-2)
  • Полнота охвата необходимых для мониторинга параметров (0-2)
  • Реалистичность измерения выбранных параметров (0-1)

Техническая реализация (0-5 баллов):

  • Правильность подбора сенсоров для измеряемых параметров (0-2)
  • Обоснованность выбора типа робототехнической системы (0-1)
  • Адекватность выбранной системы сбора и передачи данных (0-1)
  • Проработанность вопросов энергообеспечения и автономности (0-1)

Структура и оформление (0-3 балла):

  • Логичность и целостность концептуальной модели (0-1)
  • Качество схемы расположения компонентов (0-1)
  • Детальность проработки (0-1)

Представление проекта (0-2 балла):

  • Четкость объяснения концепции (0-1)
  • Ответы на вопросы (0-1)

Максимальный балл: 15 Шкала перевода в оценку:

  • 13-15 баллов - “5”
  • 10-12 баллов - “4”
  • 7-9 баллов - “3”
  • менее 7 баллов - “2”

Карта рефлексии “Экологический след”:

Фамилия, имя: _________________________

Что нового я узнал(а) о применении роботов в экологии:
_________________________________________________
_________________________________________________

Какой "след" может оставить наш проект в решении экологических проблем:
_________________________________________________
_________________________________________________

Как я могу применить полученные знания в повседневной жизни:
_________________________________________________
_________________________________________________

Что было самым интересным на уроке? _____________________
_________________________________________________

Что было самым сложным? _____________________________
_________________________________________________