Skip to main content

Практическая работа «Составление цепочки команд»

Технологическая карта урока

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Алгоритмизация и программирование робототехнических систем

Тема урока: Практическая работа «Составление цепочки команд»

Цель урока: Сформировать практические навыки разработки алгоритмов с использованием циклических структур для решения робототехнических задач управления повторяющимися действиями.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать основные принципы построения алгоритмов с циклическими структурами
  • Уметь составлять алгоритмы для управления роботом с использованием циклов
  • Применять оптимальные циклические структуры в зависимости от поставленной задачи
  • Программировать робота для выполнения повторяющихся действий по заданному маршруту

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение планировать последовательность действий, контролировать и корректировать работу алгоритма
  • Познавательные УУД: развитие алгоритмического мышления, поиск оптимальных решений задач
  • Коммуникативные УУД: умение работать в команде над созданием и отладкой программы

Личностные:

  • Развитие логического мышления и творческого подхода к решению задач
  • Формирование интереса к техническому творчеству и программированию
  • Воспитание точности и аккуратности в работе с алгоритмическими структурами

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Актуализировать знания о циклических структурах и их применении
  2. Научить анализировать задачи и выбирать оптимальные циклические конструкции
  3. Сформировать навыки разработки последовательностей команд с использованием циклов
  4. Организовать практическую работу по созданию программ для управления роботом
  5. Развить умения отладки и оптимизации алгоритмов

Тип урока: Практическая работа с элементами исследования

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Робототехнические наборы (LEGO Mindstorms EV3/SPIKE Prime, Arduino или аналоги)
  • Компьютеры с установленной средой программирования
  • Проектор и интерактивная доска для демонстрации
  • Карточки с заданиями различного уровня сложности
  • Полигоны для испытания роботов (поля с разметкой маршрутов)
  • Инструкционные карты по использованию циклических структур
  • Презентация с примерами алгоритмов и их визуализацией

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: Проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, практико-ориентированное обучение, работа в малых группах

Межпредметные связи:

  • Информатика: алгоритмизация, последовательное выполнение команд, циклические конструкции
  • Математика: логика построения последовательностей действий, оптимизация алгоритмов, итерационные процессы
  • Физика: движение объектов по заданным траекториям, расчет скорости и времени
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует рабочие группы по 2-3 человека. Готовятся к уроку, занимают рабочие места, проверяют наличие необходимых материалов. Регулятивные: самоорганизация, настрой на работу
2. Актуализация знаний (5 мин) Проводит краткий фронтальный опрос:
- Какие виды циклов вы знаете?
- В каких случаях целесообразно использовать цикл с предусловием, а в каких - с постусловием?
- Как организовать повторение действий заданное число раз?

Предлагает решить небольшую задачу на определение типа цикла для конкретной ситуации.
Отвечают на вопросы, вспоминают изученный материал о циклах.

Приводят примеры ситуаций, где применяются разные виды циклов.

Решают предложенную задачу, обосновывая свой выбор типа цикла.
Воспроизведение знаний о видах циклов и их применении.

Умение определять подходящий тип цикла для конкретной задачи.
Познавательные: актуализация имеющихся знаний.

Коммуникативные: формулирование ответов на вопросы.
3. Мотивация и постановка цели (3 мин) Демонстрирует видеоролик с примерами роботов, выполняющих повторяющиеся действия (следование по маршруту, сортировка объектов, патрулирование территории).

Создает проблемную ситуацию: “Как запрограммировать робота, чтобы он выполнял повторяющиеся действия наиболее эффективным способом?"

Помогает сформулировать цель практической работы.
Просматривают видеоматериал.

Участвуют в обсуждении проблемной ситуации.

Предлагают варианты решения.

Формулируют цель практической работы.
Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: выявление проблемы и способов ее решения.
4. Инструктаж по выполнению практической работы (10 мин) Объясняет задания практической работы:
1. Разработать алгоритм движения робота по заданному маршруту с использованием циклических структур
2. Оптимизировать алгоритм, минимизируя количество команд
3. Запрограммировать робота и отладить программу

Демонстрирует примеры маршрутов на полигонах и соответствующие им алгоритмы.

Разъясняет критерии оценки работы:
- Правильность выполнения задания
- Оптимальность использования циклов
- Работоспособность программы

Напоминает правила безопасности при работе с оборудованием.
Слушают инструкции учителя.

Изучают примеры маршрутов и алгоритмов.

Задают уточняющие вопросы.

Распределяют роли в группах.
Понимание принципов составления цепочек команд с использованием циклов.

Знание критериев оптимальности алгоритма.
Регулятивные: принятие учебной задачи.

Познавательные: анализ образцов решения задач.
5. Практическая работа: составление алгоритмов (15 мин) Раздает карточки с заданиями различного уровня сложности.

Организует работу групп на этапе составления алгоритмов:
- Предлагает сначала разработать блок-схему алгоритма
- Обращает внимание на необходимость выявления повторяющихся действий
- Консультирует группы, испытывающие затруднения

Напоминает о необходимости оптимизации алгоритмов.
Работают в группах над составлением алгоритмов:
- Анализируют задание
- Определяют повторяющиеся фрагменты
- Выбирают подходящие циклические структуры
- Составляют блок-схемы алгоритмов
- Обсуждают варианты оптимизации
- При необходимости консультируются с учителем
Умение анализировать задачу и выделять повторяющиеся фрагменты.

Навыки составления алгоритмов с использованием циклических структур.
Познавательные: анализ, синтез, моделирование.

Коммуникативные: работа в команде, обсуждение вариантов решения.

Регулятивные: планирование деятельности.
6. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую физкультминутку с элементами повторяющихся движений, иллюстрирующих принцип циклов. Выполняют упражнения для снятия напряжения. Регулятивные: саморегуляция.
7. Практическая работа: программирование и отладка (25 мин) Организует работу групп по программированию и отладке:
- Напоминает о синтаксисе циклических конструкций в используемой среде программирования
- Обращает внимание на типичные ошибки
- Предлагает поэтапное тестирование фрагментов программы
- Консультирует по вопросам отладки

Организует испытание роботов на полигонах.
Работают в группах над программированием:
- Реализуют составленный алгоритм в среде программирования
- Используют циклические структуры
- Загружают программу в робота
- Тестируют работу программы
- Выявляют и исправляют ошибки
- Оптимизируют программу при необходимости
- Проводят финальные испытания робота на полигоне
Умение программировать циклические алгоритмы.

Навыки отладки программ.

Умение оптимизировать программный код.
Регулятивные: контроль и коррекция деятельности.

Познавательные: применение алгоритмического мышления на практике.

Личностные: настойчивость в достижении цели.
8. Представление и анализ результатов (10 мин) Организует представление результатов работы групп.

Предлагает каждой группе продемонстрировать работу своего робота и объяснить использованные циклические конструкции.

Задает вопросы для анализа:
- Почему выбран именно такой тип цикла?
- Какие оптимизации были выполнены?
- С какими трудностями столкнулись и как их преодолели?
Представляют результаты работы:
- Демонстрируют работу робота по маршруту
- Объясняют структуру алгоритма и использованные циклы
- Комментируют процесс оптимизации
- Отвечают на вопросы
- Анализируют возникшие трудности и способы их решения
Умение объяснять принципы работы созданного алгоритма.

Понимание взаимосвязи между алгоритмом и поведением робота.
Коммуникативные: представление результатов, аргументация.

Познавательные: рефлексия способов деятельности.

Личностные: адекватная самооценка.
9. Сравнительный анализ алгоритмов (5 мин) Организует обсуждение и сравнение различных решений.

Предлагает выявить наиболее оптимальные алгоритмы.

Акцентирует внимание на различных подходах к решению одной и той же задачи.

Подчеркивает связь с информатикой (оптимизация алгоритмов) и математикой (логика построения последовательностей).
Участвуют в обсуждении.

Сравнивают различные алгоритмы, оценивают их эффективность.

Выявляют преимущества и недостатки разных подходов к решению.

Делают выводы о наиболее оптимальных способах использования циклических структур.
Умение анализировать и сравнивать алгоритмы по эффективности.

Понимание критериев оптимальности алгоритма.
Познавательные: сравнение, анализ, синтез, обобщение.

Коммуникативные: участие в дискуссии, уважение к мнению других.
10. Обобщение и систематизация знаний (5 мин) Систематизирует полученные на уроке знания и умения.

Предлагает составить “памятку программиста” по использованию циклов в робототехнике:
- Когда использовать цикл с предусловием
- Когда использовать цикл с постусловием
- Когда использовать счетный цикл
- Как избежать бесконечных циклов
- Как правильно формулировать условия в циклах
Участвуют в составлении “памятки программиста”.

Предлагают пункты для включения в памятку.

Формулируют правила эффективного использования циклов в программировании роботов.
Систематизация знаний о циклических структурах и их применении в робототехнике. Познавательные: обобщение, систематизация.

Коммуникативные: коллективное составление памятки.
11. Подведение итогов и рефлексия (5 мин) Подводит итоги урока.

Организует рефлексию по методу “3-2-1”:
- 3 вещи, которые узнали или научились делать
- 2 вопроса, которые остались
- 1 идея для дальнейшего развития

Выставляет оценки группам с комментариями.
Участвуют в рефлексии.

Заполняют карточки методом “3-2-1”.

Оценивают свою работу на уроке.

Формулируют вопросы, которые остались неясными.

Предлагают идеи для дальнейшего развития темы.
Регулятивные: оценка результатов деятельности.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: самооценка и самоанализ.
12. Домашнее задание (3 мин) Объясняет домашнее задание:
1. Обязательная часть: разработать алгоритм движения робота по более сложному маршруту (предлагается схема) с использованием минимального количества команд
2. Творческая часть (по желанию): придумать и описать робототехническую задачу, которая наиболее эффективно решается с использованием вложенных циклов
Записывают домашнее задание.

Задают уточняющие вопросы.
Регулятивные: планирование самостоятельной работы.

Дополнительные материалы:

Варианты заданий для практической работы:

Базовый уровень:

Задание: Запрограммировать робота для движения по квадратной траектории. Требования:

  • Использовать счетный цикл для повторения 4 раз последовательности “движение вперед + поворот на 90°”
  • Сторона квадрата - 50 см
  • Скорость движения - средняя

Средний уровень:

Задание: Запрограммировать робота для движения по маршруту “змейка” с обходом препятствий. Требования:

  • Использовать вложенные циклы для перемещения по строкам и столбцам
  • Разместить на пути 2-3 препятствия
  • Использовать датчик расстояния для обнаружения препятствий
  • Реализовать алгоритм обхода препятствий

Повышенный уровень:

Задание: Запрограммировать робота для патрулирования территории с посещением контрольных точек. Требования:

  • Разработать алгоритм движения по произвольному маршруту с 5-6 контрольными точками
  • Использовать цикл с условием для проверки прохождения всех контрольных точек
  • В каждой контрольной точке выполнять специальное действие (сигнал, пауза, поворот)
  • Оптимизировать маршрут для минимизации времени прохождения

Пример блок-схемы для базового уровня:

┌───────────┐
│  Начало   │
└─────┬─────┘
      │
┌─────▼─────┐
│   i = 1    │
└─────┬─────┘
      │
   ┌──▼──┐
┌─►│i ≤ 4?├───Нет───┐
│  └──┬───┘         │
│     │Да           │
│     │             │
│┌────▼────┐        │
││Движение │        │
││вперед 50см│       │
│└────┬────┘        │
│     │             │
│┌────▼────┐        │
││ Поворот │        │
││ на 90°  │        │
│└────┬────┘        │
│     │             │
│┌────▼────┐        │
││  i = i+1 │        │
│└────┬────┘        │
│     │             │
└─────┘             │
                    │
┌───────────────────▼┐
│      Конец        │
└───────────────────┘

Критерии оценивания:

Алгоритм (0-5 баллов):

  • Корректность логики алгоритма (0-2)
  • Оптимальность использования циклических структур (0-2)
  • Наличие комментариев и пояснений (0-1)

Программная реализация (0-5 баллов):

  • Работоспособность программы (0-2)
  • Оптимальность кода (0-1)
  • Отсутствие ошибок (0-1)
  • Эффективность использования циклов (0-1)

Практическая реализация (0-5 баллов):

  • Точность выполнения роботом заданного маршрута (0-2)
  • Плавность движений робота (0-1)
  • Скорость выполнения задания (0-1)
  • Устойчивость работы программы (0-1)

Защита решения (0-5 баллов):

  • Понимание принципов работы алгоритма (0-2)
  • Объяснение использованных циклических структур (0-2)
  • Ответы на дополнительные вопросы (0-1)

Максимальный балл: 20 Шкала перевода в оценку:

  • 18-20 баллов - “5”
  • 14-17 баллов - “4”
  • 10-13 баллов - “3”
  • менее 10 баллов - “2”

Памятка “Правила использования циклов в робототехнике”:

  1. Выбор типа цикла:

    • Цикл с предусловием (WHILE) - когда необходимо проверять условие перед выполнением действий (например, движение до препятствия)
    • Цикл с постусловием (DO-WHILE) - когда действие должно быть выполнено хотя бы один раз (например, повороты до обнаружения линии)
    • Счетный цикл (FOR) - когда известно точное количество повторений (например, движение по многоугольнику)
  2. Предотвращение бесконечных циклов:

    • Всегда проверять условие выхода из цикла
    • Убедиться, что условие когда-либо станет ложным
    • Включать аварийный выход из цикла (таймаут)
  3. Оптимизация циклов:

    • Выносить за пределы цикла операции, не требующие повторения
    • Минимизировать вычисления внутри цикла
    • Использовать вложенные циклы только при необходимости
  4. Типичные применения циклов в робототехнике:

    • Движение до достижения условия (линия, препятствие, метка)
    • Повторение действий заданное количество раз
    • Обработка множества объектов
    • Патрулирование территории
    • Калибровка датчиков