Skip to main content

Конструирование моделей роботов. Управление роботами

Технологическая карта урока

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Основы робототехнического конструирования и управления

Тема урока: Конструирование моделей роботов. Управление роботами

Цель урока: Сформировать у обучающихся навыки конструирования функциональных моделей роботов и программирования базовых алгоритмов управления ими с учетом поставленных задач.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать основные принципы конструирования устойчивых робототехнических моделей
  • Уметь создавать модели роботов с заданными функциональными характеристиками
  • Владеть базовыми навыками программирования алгоритмов управления роботами
  • Понимать связь между конструкцией робота и способами его программного управления

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение планировать этапы создания робота, осуществлять контроль и корректировку конструкции
  • Познавательные УУД: умение анализировать задачу и выбирать оптимальную конструкцию, моделировать технические решения
  • Коммуникативные УУД: умение работать в команде, распределять обязанности, согласовывать действия

Личностные:

  • Формирование ответственного отношения к учебно-практической деятельности
  • Развитие инженерного и алгоритмического мышления
  • Воспитание настойчивости в достижении цели, умения преодолевать трудности

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Обобщить знания о базовых принципах конструирования роботов
  2. Научить создавать устойчивые и функциональные модели роботов
  3. Развить навыки программирования роботов в соответствии с конструктивными особенностями
  4. Сформировать умение тестировать и оптимизировать созданные модели
  5. Развить навыки командной работы при конструировании и программировании

Тип урока: Комбинированный (теоретическая часть + практическая работа)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Робототехнические наборы (LEGO Mindstorms EV3/SPIKE Prime, Arduino или аналоги) из расчета 1 набор на 2-3 учащихся
  • Компьютеры с установленной средой программирования
  • Проектор и интерактивная доска для демонстрации
  • Презентация “Основы конструирования роботов”
  • Технические карты с вариантами конструкций роботов
  • Демонстрационные модели роботов с различными типами конструкций
  • Поля для испытания роботов (полигоны с препятствиями, линиями)
  • Рабочие листы для проектирования моделей

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: Проектная деятельность, практико-ориентированное обучение, работа в малых группах, проблемное обучение

Межпредметные связи:

  • Физика: центр тяжести, устойчивость конструкций, механика движения
  • Математика: расчёт передаточных отношений, геометрические параметры конструкций
  • Информатика: алгоритмы управления, программирование
  • Технология: материалы и инструменты, технические решения
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создает позитивный настрой. Готовятся к уроку, занимают рабочие места. Регулятивные: самоорганизация.

Личностные: психологическая готовность к уроку.
2. Актуализация знаний (5 мин) Проводит фронтальный опрос:
- Какие типы конструкций роботов вы изучали в 5-6 классах?
- Какие базовые механизмы можно использовать в робототехнике?
- Что необходимо учитывать при конструировании роботов?

Демонстрирует изображения различных роботов, просит определить их тип и назначение.
Отвечают на вопросы, актуализируют знания из курса 5-6 классов.

Анализируют изображения роботов, определяют их тип и функциональное назначение.
Воспроизведение знаний о типах конструкций роботов и базовых механизмах. Познавательные: актуализация имеющихся знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
3. Мотивация и постановка цели (3 мин) Демонстрирует видеоролик с соревнований роботов или реального применения роботов в промышленности.

Ставит проблемный вопрос: “Как конструкция робота влияет на его функциональные возможности и эффективность?"

Помогает сформулировать цель урока.
Смотрят видеоролик.

Участвуют в обсуждении проблемного вопроса.

Формулируют цель урока.
Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: осознание практической значимости изучаемого материала.
4. Изучение нового материала (10 мин) Объясняет с использованием презентации:
1. Принципы выбора конструкции в зависимости от задачи (маневренность, скорость, грузоподъемность)
2. Основные компоновочные схемы роботов для различных задач
3. Связь между конструкцией и программным управлением
4. Требования к устойчивости и надежности конструкций

Демонстрирует на модели основные конструктивные решения.
Воспринимают новую информацию.

Делают записи в тетрадях.

Задают уточняющие вопросы.

Анализируют демонстрационные модели.
Знание принципов конструирования роботов с учетом выполняемых задач.

Понимание связи между конструкцией и программным управлением.
Познавательные: восприятие и осмысление новой информации, анализ, синтез.

Коммуникативные: умение задавать вопросы.
5. Инструктаж перед практической работой (5 мин) Объясняет задание для практической части:
1. Разделение на группы по 2-3 человека
2. Выбор варианта задания (тип робота для конструирования)
3. Этапы работы (проектирование, конструирование, программирование, тестирование)
4. Требования к результату и критерии оценки

Обращает внимание на правила техники безопасности при работе с конструктором.
Слушают инструкцию.

Распределяются по группам.

Выбирают вариант задания.

Задают уточняющие вопросы по выполнению работы.
Регулятивные: планирование деятельности.

Коммуникативные: взаимодействие в группе.
6. Практическая работа: проектирование модели (10 мин) Организует работу групп на этапе проектирования:
- Предлагает заполнить рабочие листы с эскизом будущего робота
- Консультирует группы при необходимости
- Задает наводящие вопросы для оптимизации конструкции

Варианты заданий:
1. Робот для преодоления полосы препятствий
2. Робот-манипулятор для перемещения объектов
3. Робот для следования по линии с возможностью объезда препятствий
Работают в группах над проектированием робота:
- Обсуждают конструкцию
- Распределяют роли в группе
- Создают эскиз робота
- Определяют необходимые детали и механизмы
- Планируют этапы конструирования
Умение проектировать конструкцию робота в соответствии с поставленной задачей. Регулятивные: планирование.

Познавательные: моделирование.

Коммуникативные: совместная деятельность, распределение ролей.
7. Практическая работа: конструирование модели (25 мин) Контролирует процесс конструирования:
- Наблюдает за работой групп
- Оказывает помощь при необходимости
- Обращает внимание на распространенные ошибки
- Задает вопросы о выбранных конструктивных решениях
Конструируют модель робота:
- Подбирают необходимые детали
- Собирают механическую часть
- Устанавливают датчики и моторы
- Проверяют работоспособность механизмов
- При необходимости корректируют конструкцию
Умение создавать функциональную конструкцию робота с использованием различных механизмов.

Понимание принципов размещения датчиков и моторов.
Регулятивные: контроль и коррекция.

Познавательные: практическое применение знаний.

Личностные: развитие терпения и настойчивости.
8. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую физкультминутку для снятия напряжения. Выполняют упражнения. Регулятивные: саморегуляция.
9. Практическая работа: программирование и тестирование (20 мин) Объясняет особенности программирования для созданных конструкций:
- Обращает внимание на взаимосвязь конструкции и алгоритма управления
- Напоминает о необходимости учета расположения датчиков
- Предлагает провести тестирование роботов на специальных полигонах

Организует испытания созданных моделей.
Разрабатывают программу для управления роботом:
- Создают алгоритм в соответствии с задачей
- Учитывают особенности конструкции
- Тестируют работу робота
- Вносят корректировки в программу и/или конструкцию
- Проводят финальные испытания
Умение программировать робота с учетом его конструктивных особенностей.

Навыки отладки и оптимизации программы.
Регулятивные: самоконтроль и коррекция.

Познавательные: алгоритмическое мышление.

Коммуникативные: совместное решение проблем.
10. Демонстрация результатов (10 мин) Организует представление результатов работы каждой группы:
- Просит продемонстрировать работу робота
- Задает вопросы о конструктивных особенностях
- Предлагает объяснить принципы программного управления
- Просит рассказать о возникших трудностях и способах их решения
Представляют созданную модель робота:
- Демонстрируют работу робота
- Объясняют конструктивные решения
- Рассказывают об особенностях программы
- Делятся опытом решения проблем
- Отвечают на вопросы учителя и одноклассников
Умение демонстрировать результаты работы и объяснять принципы конструирования и программирования. Коммуникативные: публичное представление результатов.

Познавательные: рефлексия деятельности.

Личностные: уверенность в своих силах.
11. Анализ и обобщение (5 мин) Организует обсуждение результатов работы всех групп:
- Предлагает сравнить различные конструктивные решения
- Выявляет наиболее удачные решения и объясняет их преимущества
- Обращает внимание на типичные ошибки
- Подчеркивает связь между конструкцией и возможностями программного управления
Участвуют в обсуждении:
- Анализируют свою работу и работу других групп
- Высказывают мнение о преимуществах и недостатках разных конструкций
- Делают выводы о взаимосвязи конструкции и программы
Умение анализировать и сравнивать различные конструктивные решения.

Понимание связи между конструкцией робота и алгоритмом управления.
Познавательные: сравнение, анализ, обобщение.

Коммуникативные: участие в дискуссии, уважение к мнению других.
12. Рефлексия и подведение итогов (5 мин) Подводит итоги урока.

Организует рефлексию по методу “3-2-1”:
- 3 вещи, которые узнали на уроке
- 2 вопроса, которые остались
- 1 навык, который усовершенствовали

Выставляет оценки с комментариями.
Оценивают свою работу на уроке.

Заполняют листы рефлексии.

Формулируют, что получилось, а над чем еще нужно работать.
Регулятивные: оценка результатов деятельности.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: адекватная самооценка.
13. Домашнее задание (3 мин) Объясняет домашнее задание:
1. Обязательная часть: подготовить эскиз усовершенствованной модели созданного робота с описанием улучшений
2. Творческая часть: найти информацию о реальных роботах, имеющих конструктивные особенности, схожие с созданными на уроке моделями
Записывают домашнее задание.

Задают уточняющие вопросы.
Регулятивные: планирование самостоятельной работы.

Познавательные: поиск информации.

Дополнительные материалы:

Варианты заданий для практической работы:

Вариант 1: Робот для преодоления полосы препятствий

Задача: Сконструировать и запрограммировать робота, способного преодолевать препятствия различного типа (подъемы, спуски, неровности). Требования к конструкции:

  • Высокая проходимость
  • Устойчивость на неровных поверхностях
  • Оптимальное расположение центра тяжести
  • Использование не менее одного датчика для определения препятствий

Вариант 2: Робот-манипулятор для перемещения объектов

Задача: Создать робота с манипулятором, способного захватывать и перемещать объекты различной формы. Требования к конструкции:

  • Устойчивая платформа
  • Манипулятор с не менее чем двумя степенями свободы
  • Эффективный механизм захвата
  • Использование датчиков для определения объектов

Вариант 3: Робот для следования по линии с объездом препятствий

Задача: Разработать робота, который следует по черной линии и способен обнаруживать и объезжать препятствия. Требования к конструкции:

  • Маневренная ходовая часть
  • Оптимальное расположение датчиков линии
  • Датчик для обнаружения препятствий
  • Механизмы для точного поворота

Критерии оценивания:

  1. Конструкция робота (до 5 баллов):

    • Соответствие требованиям задания (0-1)
    • Устойчивость и надежность конструкции (0-1)
    • Функциональность механизмов (0-1)
    • Оригинальность и рациональность решений (0-1)
    • Качество сборки (0-1)
  2. Программирование (до 3 баллов):

    • Работоспособность программы (0-1)
    • Оптимальность алгоритма (0-1)
    • Использование различных программных конструкций (0-1)
  3. Результаты испытаний (до 3 баллов):

    • Успешное выполнение основной задачи (0-1)
    • Скорость выполнения задачи (0-1)
    • Точность выполнения задачи (0-1)
  4. Командная работа и презентация (до 2 баллов):

    • Эффективность распределения ролей (0-1)
    • Качество представления результатов (0-1)

Рабочий лист для проектирования робота:

РАБОЧИЙ ЛИСТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РОБОТА

Группа: _______________________________
Участники: ___________________________
Вариант задания: _____________________

1. Эскиз робота (с указанием основных узлов):
   [место для рисунка]

2. Необходимые компоненты:
   □ Контроллер      Количество: ___
   □ Моторы          Количество: ___
   □ Датчик цвета    Количество: ___
   □ Датчик расстояния  Количество: ___
   □ Другие датчики: _________________

3. Основные механизмы:
   □ Колесная база
   □ Гусеничный привод
   □ Манипулятор
   □ Захват
   □ Другое: _________________________

4. Ожидаемые трудности и способы их решения:
   _____________________________________
   _____________________________________

5. План работы команды:
   Участник 1: _________________________
   Участник 2: _________________________
   Участник 3: _________________________