Skip to main content

Практическая работа «Программирование модели транспортного робота»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Класс: 6

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Программирование и моделирование роботов
Тема урока: Практическая работа «Программирование модели транспортного робота»
Цель урока: Создать условия для формирования практических навыков создания и программирования виртуальной модели транспортного робота для выполнения заданной транспортной задачи в симуляторе.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение создавать виртуальную модель транспортного робота
  • Навык программирования алгоритма управления виртуальным роботом
  • Понимание принципов переноса физических параметров реального робота в виртуальную среду
  • Умение тестировать и отлаживать программу в симуляторе

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение ставить цель, планировать этапы создания модели, тестировать и корректировать алгоритмы
  • Познавательные УУД: умение переносить знания из физики и математики в область виртуального моделирования
  • Коммуникативные УУД: умение работать в паре/группе, обсуждать проблемы и находить коллективные решения

Личностные:

  • Развитие логического и алгоритмического мышления
  • Формирование ответственности за результат работы
  • Воспитание настойчивости в достижении цели
  • Развитие интереса к инженерному моделированию

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Образовательные:

  • Научить создавать виртуальную модель транспортного робота в симуляторе
  • Сформировать понимание переноса физических характеристик в виртуальную среду
  • Обучить программированию алгоритмов выполнения транспортных задач

Развивающие:

  • Развивать навыки работы в программной среде симулятора
  • Формировать алгоритмическое мышление при решении транспортных задач
  • Развивать умение анализировать результаты виртуального эксперимента

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру виртуального моделирования
  • Формировать навыки сотрудничества при решении технических задач
  • Развивать интерес к профессиям, связанным с программированием роботов

Тип урока: Практическая работа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютеры с установленным симулятором робототехнических систем (например, Gazebo, CoppeliaSim, Webots или RobotBenchmark)
  • Мультимедийный проектор и экран
  • Инструкции по работе с виртуальной средой моделирования
  • Шаблоны виртуальных моделей роботов
  • Описание транспортной задачи с критериями успешного выполнения
  • Примеры готовых виртуальных сред для тестирования (полигоны с препятствиями, дорожки и т.д.)
  • Справочные материалы по программированию в выбранной среде

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии:

  • Проектное обучение
  • Практико-ориентированное обучение
  • Работа в малых группах
  • Информационно-коммуникационные технологии

Межпредметные связи:

  • Физика: Перенос физических параметров реального робота в виртуальную модель (масса, трение, инерция, центр тяжести)
  • Математика: Создание алгоритма управления с учетом виртуальных датчиков и исполнительных устройств, расчет траекторий движения
  • Информатика: Программирование, алгоритмизация, отладка программ
  • Технология: Конструирование транспортных систем, эргономика транспортных роботов

Основные понятия: Виртуальная модель, симулятор, транспортная задача, алгоритм управления, физические параметры, виртуальные датчики, виртуальные исполнительные механизмы, колесная база, массогабаритные характеристики, грузоподъемность, виртуальная среда, коллизии, траектория движения, отладка программы

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (3 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Проверяет запуск симулятора на компьютерах. Готовят рабочие места, запускают симулятор, проверяют работоспособность программы Подготовка к работе с программным обеспечением Регулятивные: самоорганизация
2. Постановка задачи (7 мин) Формулирует цель практической работы: “Сегодня вы создадите и запрограммируете виртуальную модель транспортного робота, который должен выполнить конкретную транспортную задачу”. Описывает транспортную задачу: робот должен переместить виртуальный груз из пункта А в пункт Б, преодолевая препятствия на пути. Демонстрирует пример работающей модели. Слушают задание, задают уточняющие вопросы, записывают требования к транспортной задаче, изучают пример Понимание целей практической работы и требований к результату Познавательные: целеполагание Коммуникативные: формулирование вопросов
3. Актуализация знаний (5 мин) Напоминает о принципах работы с виртуальной средой, о физических параметрах, которые нужно учитывать при моделировании (масса, трение, инерция). Задает вопросы: “Какие физические параметры важны для транспортного робота?”, “Как влияет распределение массы на устойчивость?” Отвечают на вопросы, вспоминают материал о физических принципах, обсуждают важные параметры для транспортных роботов Актуализация знаний о физических основах работы роботов Познавательные: извлечение имеющихся знаний Коммуникативные: участие в обсуждении
4. Создание виртуальной модели (15 мин) Объясняет этапы создания виртуальной модели транспортного робота в симуляторе: 1) Выбор шасси (колесной базы) 2) Настройка физических параметров (масса, размеры) 3) Добавление виртуальных датчиков 4) Размещение грузовой платформы Консультирует учащихся в процессе работы, помогает решать возникающие проблемы. Работают с симулятором: собирают виртуальную модель транспортного робота, настраивают физические параметры, добавляют необходимые датчики и исполнительные механизмы Умение создавать виртуальную модель робота в симуляторе с заданными физическими параметрами Регулятивные: планирование действий Познавательные: моделирование
5. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую динамическую паузу: “Представим, что мы транспортные роботы и перемещаем груз” Выполняют физические упражнения, имитируя движения транспортного робота - Регулятивные: переключение внимания
6. Программирование алгоритма управления (20 мин) Объясняет основные принципы программирования алгоритма управления транспортным роботом: 1) Управление движением (вперед, назад, повороты) 2) Работа с виртуальными датчиками 3) Алгоритмы обхода препятствий 4) Механизм захвата и перемещения груза Показывает пример базового алгоритма управления. Консультирует по вопросам программирования. Разрабатывают алгоритм управления транспортным роботом: создают программу движения, обработки данных от датчиков, реакции на препятствия, механизма захвата и перемещения груза Умение программировать алгоритм управления виртуальным роботом Познавательные: алгоритмическое мышление Регулятивные: планирование действий
7. Тестирование и отладка (15 мин) Организует тестирование виртуальных моделей в симуляторе. Предлагает испытать роботов на виртуальном полигоне с препятствиями. Консультирует по вопросам отладки программ, помогает выявить причины некорректной работы. Тестируют работу своих виртуальных роботов, выявляют проблемы, корректируют программу и параметры модели, проводят повторные испытания Умение тестировать и отлаживать виртуальную модель Регулятивные: контроль и коррекция Познавательные: анализ результатов
8. Демонстрация результатов (10 мин) Организует демонстрацию работы виртуальных моделей. Предлагает каждой паре/группе продемонстрировать выполнение транспортной задачи своим роботом. Комментирует результаты, отмечает удачные решения. Демонстрируют работу своих виртуальных моделей, комментируют особенности алгоритма, отвечают на вопросы Умение представлять результаты работы Коммуникативные: презентация результатов
9. Рефлексия и подведение итогов (3 мин) Подводит итоги практической работы, отмечает успешные решения и типичные проблемы. Задает вопросы: “Какие трудности возникли при создании виртуальной модели?”, “Насколько точно, по вашему мнению, виртуальная модель отражает поведение реального робота?” Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, оценивают сходство виртуальной модели с реальным роботом Понимание особенностей виртуального моделирования Регулятивные: оценка результатов Познавательные: рефлексия

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Подготовить краткий отчет о выполненной практической работе
  2. Составить список особенностей, которые нужно учитывать при переносе параметров реального робота в виртуальную модель

Повышенный уровень:

  1. Усовершенствовать алгоритм управления виртуальным роботом (например, добавить оптимизацию маршрута или энергосбережение)
  2. Разработать и протестировать виртуальную модель для другого типа транспортной задачи

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания практической работы:

  • Корректность создания виртуальной модели (учет физических параметров, правильное размещение датчиков) (1-5 баллов)
  • Функциональность программы управления (1-5 баллов)
  • Эффективность выполнения транспортной задачи (скорость, точность) (1-5 баллов)
  • Способность модели преодолевать препятствия (1-5 баллов)
  • Оптимизация алгоритма и дополнительная функциональность (0-5 баллов)

Шкала оценивания:

  • “5” - 20-25 баллов
  • “4” - 15-19 баллов
  • “3” - 10-14 баллов
  • “2” - менее 10 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам урока учащиеся должны:

Знать:

  • Принципы виртуального моделирования транспортных роботов
  • Способы переноса физических параметров в виртуальную модель
  • Методы программирования алгоритмов управления виртуальным роботом
  • Особенности отладки программ в симуляторе

Уметь:

  • Создавать виртуальную модель транспортного робота с заданными параметрами
  • Программировать алгоритмы выполнения транспортных задач
  • Тестировать и отлаживать модель в виртуальной среде
  • Анализировать результаты виртуальных экспериментов

Владеть:

  • Навыками работы в среде симулятора робототехнических систем
  • Методами оптимизации алгоритмов управления роботом
  • Приемами виртуального моделирования технических систем

Дополнительные материалы к уроку:

  • Инструкция по работе с выбранным симулятором
  • Примеры готовых виртуальных моделей транспортных роботов
  • Шаблоны программ для управления виртуальным роботом
  • Карта виртуального полигона с препятствиями
  • Справочник по физическим параметрам для различных материалов и механизмов
  • Таблица сравнения поведения реального и виртуального робота в одинаковых условиях