28. «Взаимодействие роботов» - тестирование роботов, подготовка к защите проекта
Модуль: Проектная деятельность в робототехнике
Тема урока: 28. Выполнение учебного проекта «Взаимодействие роботов»: тестирование роботов, подготовка к защите проекта
Цель урока: Сформировать навыки систематического тестирования робототехнических систем, выявления и устранения недостатков, а также подготовки к защите проекта.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать основные методы тестирования робототехнических систем
- Уметь проводить измерения физических параметров системы и анализировать полученные данные
- Владеть навыками выявления и устранения ошибок в алгоритмах и программах
- Понимать принципы оптимизации работы робототехнических систем
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: умение планировать процесс тестирования, оценивать результаты, вносить необходимые коррективы
- Познавательные УУД: анализ данных тестирования, установление причинно-следственных связей между параметрами и производительностью
- Коммуникативные УУД: представление результатов тестирования, совместное решение проблем
Личностные:
- Развитие ответственности за качество выполняемой работы
- Формирование критического мышления при оценке результатов проекта
- Воспитание настойчивости при выявлении и устранении недостатков
- Развитие навыков презентации технических решений
Задачи урока:
- Научить разрабатывать методику испытаний робототехнических систем
- Сформировать навыки проведения измерений физических параметров работы роботов
- Развить умение выявлять и устранять ошибки в алгоритмах и программах
- Обучить методам оптимизации работы робототехнических систем
- Подготовить учащихся к представлению и защите своих проектов
Тип урока: Практикум по тестированию и подготовке к защите проекта
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
- Собранные и запрограммированные роботы с предыдущих уроков
- Компьютеры с установленной средой программирования
- Измерительные приборы (секундомеры, линейки, весы и др.)
- Полигон для тестирования роботов с различными условиями
- Шаблоны для документирования результатов тестирования
- Оборудование для фиксации процесса работы (фото/видео)
- Материалы для создания препятствий и тестовых сценариев
- Инструменты для настройки и корректировки конструкции
Образовательные технологии: Проектное обучение, практико-ориентированное обучение, работа в малых группах, технология критического мышления
Межпредметные связи:
- Физика: проведение измерений и испытаний физических параметров системы (скорость, точность, энергопотребление)
- Информатика: выявление и устранение ошибок в алгоритмах и программах, оптимизация кода
- Математика: статистическая обработка результатов испытаний, расчет погрешностей
- Русский язык: подготовка документации и презентационных материалов
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты предметные | Планируемые результаты УУД |
---|---|---|---|---|
1. Организационный момент (3 мин) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Организует распределение учащихся по проектным группам, сформированным ранее. | Занимают места в проектных группах. Подготавливают роботов и необходимое оборудование для тестирования. | Регулятивные: самоорганизация, готовность к работе | |
2. Актуализация знаний и постановка задачи (7 мин) | Напоминает о результатах предыдущих этапов проекта (обоснование, конструирование, программирование). Объясняет важность тестирования и оптимизации работы перед презентацией проекта: - Необходимость подтверждения выполнения проектных требований - Выявление скрытых ошибок и недостатков - Возможности для улучшения работы системы Формулирует задачи урока: - Разработка методики испытаний - Проведение тестирования - Фиксация результатов - Оптимизация работы - Подготовка к защите проекта |
Вспоминают результаты предыдущих этапов проекта. Воспринимают цели и задачи урока. Оценивают текущее состояние своего проекта. Задают уточняющие вопросы. |
Понимание значимости тестирования в процессе разработки робототехнических систем. Осознание связи между качественным тестированием и успешной презентацией проекта. |
Познавательные: актуализация имеющихся знаний, осознание цели деятельности. Регулятивные: принятие учебной задачи. |
3. Разработка методики испытаний (12 мин) | Объясняет принципы разработки методики испытаний робототехнических систем: 1. Определение параметров для тестирования: - Физические параметры (скорость, точность движения, энергопотребление) - Функциональные параметры (выполнение заданных функций) - Надежность взаимодействия между роботами 2. Разработка тестовых сценариев: - Базовые функции каждого робота - Различные варианты взаимодействия - Работа в нештатных ситуациях 3. Определение методов измерения: - Точность измерений - Количество повторений для достоверности - Регистрация результатов Межпредметная связь с физикой: обсуждает принципы проведения измерений физических величин, погрешности измерений. Предоставляет шаблон для разработки методики испытаний. |
В группах разрабатывают методику испытаний для своего проекта: - Определяют ключевые параметры для тестирования - Формулируют тестовые сценарии - Выбирают методы измерения - Создают таблицы для фиксации результатов - Распределяют роли при проведении испытаний - Заполняют шаблон методики испытаний Обсуждают возможные проблемы и способы их выявления. Подготавливают необходимые измерительные инструменты. |
Умение определять параметры для тестирования робототехнических систем. Навыки разработки тестовых сценариев. Понимание методов измерения физических параметров. |
Регулятивные: планирование деятельности. Познавательные: определение объектов исследования, структурирование знаний. Коммуникативные: совместная разработка методики. |
4. Проведение тестирования базовых функций роботов (15 мин) | Организует проведение тестирования базовых функций роботов: - Предлагает каждой группе начать с проверки базовых функций отдельных роботов - Напоминает о необходимости фиксации результатов - Консультирует по вопросам измерения параметров - Обращает внимание на выявление недостатков Межпредметная связь с физикой: акцентирует внимание на точности измерений, системе единиц, регистрации результатов. Предлагает использовать секундомеры, линейки и другие измерительные приборы. |
Проводят тестирование базовых функций роботов: - Проверяют работу сенсоров и исполнительных механизмов - Измеряют скорость движения, точность позиционирования - Оценивают стабильность работы - Выявляют недостатки в конструкции или программе - Фиксируют результаты измерений в таблицах - Делают фото/видео процесса работы Применяют знания из физики при проведении измерений. |
Умение проводить тестирование функций робототехнических систем. Навыки измерения физических параметров работы роботов. Понимание принципов оценки качества работы системы. |
Регулятивные: контроль процесса тестирования, фиксация результатов. Познавательные: анализ работы системы, выявление недостатков. Коммуникативные: распределение ролей при тестировании. |
5. Физкультминутка (2 мин) | Проводит короткую физкультминутку для снятия напряжения и усталости. | Выполняют физические упражнения. | Регулятивные: саморегуляция. | |
6. Проведение тестирования взаимодействия роботов (15 мин) | Организует проведение тестирования взаимодействия роботов: - Предлагает группам проверить различные сценарии взаимодействия - Обращает внимание на надежность коммуникации - Рекомендует тестировать работу в нештатных ситуациях - Консультирует по вопросам выявления проблем взаимодействия Межпредметная связь с информатикой: обсуждает методы выявления ошибок в алгоритмах взаимодействия, отладки программ. Помогает анализировать причины возникающих проблем. |
Проводят тестирование взаимодействия роботов: - Проверяют различные сценарии взаимодействия - Оценивают надежность коммуникации - Тестируют работу в нештатных ситуациях - Выявляют проблемы в алгоритмах взаимодействия - Измеряют параметры совместной работы - Фиксируют результаты в протоколе испытаний Применяют знания из информатики для выявления ошибок в алгоритмах. |
Умение тестировать взаимодействие робототехнических систем. Навыки выявления проблем в алгоритмах работы. Понимание принципов коммуникации между роботами. |
Познавательные: анализ процесса взаимодействия, выявление проблем. Регулятивные: проведение испытаний по плану, внесение корректив. Коммуникативные: обсуждение выявленных проблем. |
7. Оптимизация и устранение недостатков (15 мин) | Организует работу по оптимизации и устранению выявленных недостатков: - Помогает группам классифицировать выявленные проблемы - Консультирует по вопросам оптимизации конструкции - Подсказывает способы улучшения алгоритмов - Обращает внимание на возможности повышения энергоэффективности Межпредметные связи: - Физика: оптимизация конструкции для лучших физических характеристик - Информатика: оптимизация алгоритмов и программ Предлагает документировать внесенные изменения. |
Работают над оптимизацией и устранением недостатков: - Анализируют выявленные проблемы - Вносят изменения в конструкцию роботов - Оптимизируют программный код - Улучшают алгоритмы взаимодействия - Проводят повторное тестирование после внесения изменений - Документируют внесенные изменения и их эффект Применяют знания из физики и информатики для оптимизации системы. |
Умение выявлять причины недостатков в работе робототехнических систем. Навыки оптимизации конструкции и программ. Понимание взаимосвязи между физическими и программными аспектами системы. |
Регулятивные: коррекция выявленных недостатков. Познавательные: поиск оптимальных решений. Личностные: настойчивость в достижении качества работы. |
8. Подготовка протокола испытаний (10 мин) | Объясняет принципы оформления протокола испытаний: - Структура протокола - Представление результатов измерений - Анализ выявленных проблем - Описание внесенных улучшений - Рекомендации по дальнейшей оптимизации Предоставляет шаблон протокола испытаний. Обращает внимание на важность протокола как документа, подтверждающего качество работы. |
Оформляют протокол испытаний: - Структурируют информацию о проведенных испытаниях - Представляют результаты измерений в табличной и графической форме - Описывают выявленные проблемы и способы их устранения - Формулируют рекомендации по дальнейшему улучшению системы - Подготавливают приложения (фото, графики) Заполняют шаблон протокола испытаний. |
Умение документировать результаты тестирования робототехнических систем. Навыки анализа и представления полученных данных. Понимание значимости документирования процесса разработки. |
Познавательные: обработка и структурирование информации. Регулятивные: оформление результатов работы. Коммуникативные: представление информации в понятной форме. |
9. Инструктаж по подготовке к защите проекта (8 мин) | Объясняет принципы подготовки к защите проекта: - Структура презентации проекта - Распределение ролей при защите - Демонстрация работы роботов - Ответы на вопросы - Анализ сильных сторон и ограничений Дает рекомендации по созданию презентационных материалов. Обсуждает типичные вопросы, которые могут быть заданы при защите проекта. |
Воспринимают информацию о подготовке к защите проекта. Обсуждают структуру презентации своего проекта. Распределяют роли при защите. Делают заметки о ключевых моментах для презентации. Задают вопросы по организации защиты. |
Понимание принципов представления технического проекта. Знание структуры презентации проекта. Представление о процессе защиты проекта. |
Познавательные: восприятие информации о презентации проекта. Коммуникативные: обсуждение ролей и структуры презентации. Регулятивные: планирование процесса защиты. |
10. Подготовка к защите проекта (12 мин) | Консультирует группы по вопросам подготовки к защите проекта: - Помогает определить ключевые моменты для презентации - Подсказывает, как эффективно представить результаты испытаний - Обращает внимание на демонстрацию взаимодействия роботов - Рекомендует подготовить ответы на возможные вопросы Организует пробные выступления представителей групп. |
Подготавливают материалы для защиты проекта: - Создают план презентации - Определяют ключевые моменты для демонстрации - Распределяют, кто будет представлять разные аспекты проекта - Продумывают способы наглядной демонстрации работы роботов - Готовятся к возможным вопросам Участвуют в пробных выступлениях. |
Умение выделять ключевые аспекты проекта для презентации. Навыки подготовки к демонстрации работы робототехнической системы. Понимание критериев успешной презентации проекта. |
Коммуникативные: подготовка публичного выступления. Регулятивные: планирование презентации. Личностные: уверенность в представлении своей работы. |
11. Рефлексия и подведение итогов (5 мин) | Организует рефлексию с использованием метода “Техническое резюме”: - Что мы узнали о нашем проекте в результате тестирования? - Какие изменения внесли для улучшения работы? - Что еще можно было бы улучшить при наличии времени и ресурсов? - Что самое важное нужно рассказать о проекте при его защите? Подводит итоги урока, акцентируя внимание на значимости тестирования для обеспечения качества проекта. |
Участвуют в рефлексии: - Анализируют результаты тестирования - Оценивают внесенные улучшения - Размышляют о возможностях дальнейшей оптимизации - Определяют ключевые моменты для защиты проекта Делятся своими впечатлениями от работы над проектом. |
Регулятивные: оценка результатов работы. Познавательные: обобщение полученного опыта. Личностные: осознание достигнутых результатов. |
|
12. Домашнее задание и завершение урока (3 мин) | Объясняет домашнее задание: 1. Завершить протокол испытаний с анализом результатов 2. Подготовить презентацию для защиты проекта 3. Отрепетировать выступление с демонстрацией работы роботов Напоминает о дате защиты проектов. Организует безопасное хранение проектов до защиты. |
Записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы. Организуют хранение роботов и проектных материалов. |
Регулятивные: планирование самостоятельной работы. Коммуникативные: уточнение задания. |
МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ РОБОТОТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОБОТОВ"
Группа: _______ Участники: _____________________________
Название проекта: _______________________________________
1. ЦЕЛИ ИСПЫТАНИЙ:
- Проверка соответствия системы требованиям ТЗ
- Выявление возможных недостатков в работе
- Оценка производительности и эффективности взаимодействия
- Определение возможностей для оптимизации
2. ОБЪЕКТЫ ИСПЫТАНИЙ:
2.1. РОБОТ 1 (название): _____________________________
Основные функции: _______________________________
2.2. РОБОТ 2 (название): _____________________________
Основные функции: _______________________________
2.3. СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
Тип коммуникации: ______________________________
Механизмы взаимодействия: ______________________
3. ИЗМЕРЯЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ:
3.1. Физические параметры:
| Параметр | Единица измерения | Метод измерения | Инструмент | Количество измерений |
|----------|-------------------|----------------|------------|---------------------|
| Скорость движения | | | | |
| Точность позиционирования | | | | |
| Время выполнения задачи | | | | |
| Энергопотребление | | | | |
| Дальность связи | | | | |
| Другие параметры | | | | |
3.2. Функциональные параметры:
| Функция | Метод проверки | Критерии успешного выполнения |
|---------|---------------|------------------------------|
| | | |
| | | |
| | | |
4. СЦЕНАРИИ ТЕСТИРОВАНИЯ:
4.1. Тестирование базовых функций робота 1:
- _________________________________________
- _________________________________________
4.2. Тестирование базовых функций робота 2:
- _________________________________________
- _________________________________________
4.3. Тестирование взаимодействия роботов:
- _________________________________________
- _________________________________________
4.4. Тестирование в нештатных ситуациях:
- _________________________________________
- _________________________________________
5. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ:
| Этап испытаний | Исполнители | Необходимое оборудование | Время |
|---------------|------------|------------------------|-------|
| | | | |
| | | | |
| | | | |
6. ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:
- Таблицы измерений
- Графики и диаграммы
- Фото/видео документирование
- Протокол испытаний
Дата проведения испытаний: __________________
ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ РОБОТОТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОБОТОВ"
Группа: _______ Участники: _____________________________
Название проекта: _______________________________________
Дата проведения испытаний: ____________________________
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СИСТЕМЕ:
[Краткое описание системы: состав, назначение, основные функции]
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ФИЗИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ:
2.1. Робот 1 (название): _________________
| Параметр | Единица измерения | Планируемое значение | Измерение 1 | Измерение 2 | Измерение 3 | Среднее | Отклонение |
|----------|-------------------|---------------------|-------------|-------------|-------------|---------|------------|
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
2.2. Робот 2 (название): _________________
| Параметр | Единица измерения | Планируемое значение | Измерение 1 | Измерение 2 | Измерение 3 | Среднее | Отклонение |
|----------|-------------------|---------------------|-------------|-------------|-------------|---------|------------|
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
2.3. Взаимодействие роботов:
| Параметр | Единица измерения | Планируемое значение | Измерение 1 | Измерение 2 | Измерение 3 | Среднее | Отклонение |
|----------|-------------------|---------------------|-------------|-------------|-------------|---------|------------|
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ:
3.1. Базовые функции роботов:
| Функция | Критерий успешности | Результат | Комментарии |
|---------|---------------------|-----------|-------------|
| | | | |
| | | | |
3.2. Функции взаимодействия:
| Функция | Критерий успешности | Результат | Комментарии |
|---------|---------------------|-----------|-------------|
| | | | |
| | | | |
3.3. Работа в нештатных ситуациях:
| Ситуация | Ожидаемая реакция | Фактическая реакция | Комментарии |
|----------|-------------------|---------------------|-------------|
| | | | |
| | | | |
4. ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВНЕСЕННЫЕ УЛУЧШЕНИЯ:
4.1. Конструктивные недостатки:
| Проблема | Причина | Внесенные изменения | Результат |
|----------|---------|---------------------|-----------|
| | | | |
| | | | |
4.2. Проблемы программного обеспечения:
| Проблема | Причина | Внесенные изменения | Результат |
|----------|---------|---------------------|-----------|
| | | | |
| | | | |
4.3. Проблемы взаимодействия:
| Проблема | Причина | Внесенные изменения | Результат |
|----------|---------|---------------------|-----------|
| | | | |
| | | | |
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
5.1. Соответствие требованиям ТЗ: _____________________
5.2. Основные достоинства системы: ____________________
5.3. Оставшиеся ограничения: _________________________
5.4. Рекомендации по дальнейшей оптимизации: __________
6. ПРИЛОЖЕНИЯ:
[Список прилагаемых материалов: графики, фотографии, видеозаписи]
Испытания провели:
___________________ / __________________ /
___________________ / __________________ /
___________________ / __________________ /
-
Измерение скорости движения робота:
- Отметьте начальную и конечную точки на прямой дистанции (не менее 1 метра)
- Засеките время прохождения роботом этой дистанции с помощью секундомера
- Повторите измерение не менее 3 раз для повышения точности
- Рассчитайте среднюю скорость по формуле v = s/t
- Для роботов с разной скоростью в разных режимах проведите измерения для каждого режима
-
Измерение точности позиционирования:
- Задайте роботу координаты целевой точки
- После достижения роботом целевой точки измерьте отклонение от заданных координат
- Повторите тест с разных стартовых позиций
- Вычислите среднюю погрешность позиционирования
-
Измерение времени выполнения задачи:
- Четко определите начальное и конечное состояния для задачи
- Засеките время от начала до завершения задачи
- Повторите измерение несколько раз и вычислите среднее значение
- Для задач взаимодействия роботов измеряйте время от начала работы первого робота до завершения задачи последним
-
Измерение энергопотребления:
- Используйте мультиметр с функцией измерения тока для определения потребляемого тока
- Измерьте потребление энергии в различных режимах работы
- Оцените время работы от аккумулятора по формуле t = C/I (где C - емкость аккумулятора, I - средний ток)
-
Измерение дальности связи:
- Постепенно увеличивайте расстояние между взаимодействующими роботами
- Фиксируйте максимальное расстояние, на котором связь работает стабильно
- Проверьте влияние препятствий на дальность связи
-
Измерение точности взаимодействия:
- При физическом взаимодействии (передача объектов) измерьте точность позиционирования
- При информационном взаимодействии оцените точность выполнения команд
- Зафиксируйте случаи ошибок или сбоев
-
Измерение надежности:
- Проведите многократное повторение одной и той же операции (не менее 10 раз)
- Подсчитайте количество успешных и неуспешных попыток
- Рассчитайте надежность как отношение числа успешных попыток к общему числу попыток
-
Выявление ошибок:
- Визуализация состояния: добавьте вывод текущего состояния робота (через дисплей или последовательный порт)
- Логирование: регистрируйте ключевые события и параметры в лог-файл
- Пошаговое выполнение: проверьте алгоритм по частям, последовательно активируя его компоненты
- Изоляция проблемы: отключите часть функций для локализации источника ошибки
- Упрощение сценария: временно упростите условия выполнения задачи для выявления базовых ошибок
-
Типичные ошибки в программах взаимодействия роботов:
- Неправильная интерпретация данных от другого робота
- Рассинхронизация действий роботов
- Конфликты при одновременном доступе к ресурсам
- Неучтенные физические ограничения системы
- Отсутствие обработки исключительных ситуаций
- Неправильная последовательность действий
-
Методы устранения ошибок:
- Модульное тестирование: проверка каждого модуля программы по отдельности
- Упрощение кода: переписывание сложных участков в более понятной форме
- Добавление проверок: внедрение дополнительных проверок корректности данных
- Синхронизация: добавление механизмов синхронизации действий роботов
- Оптимизация алгоритмов: применение более эффективных алгоритмов решения задач
- Резервирование: дублирование критически важных функций
-
Оптимизация программ:
- Сокращение объема вычислений
- Уменьшение задержек в обработке данных
- Оптимизация использования памяти
- Устранение избыточных операций
- Улучшение алгоритмов принятия решений
-
Структура презентации проекта:
- Название проекта, авторы, цель
- Описание проблемы, которую решает проект
- Технические характеристики и функциональные возможности
- Особенности конструкции и программного обеспечения
- Демонстрация работы системы
- Результаты тестирования и испытаний
- Трудности и способы их преодоления
- Возможности для дальнейшего развития проекта
-
Рекомендации по выступлению:
- Заранее распределите, кто из членов команды что рассказывает
- Подготовьте краткие тезисы для каждого выступающего
- Отрепетируйте выступление, уложившись в отведенное время
- Подготовьте ответы на возможные вопросы
- Продумайте демонстрацию работы роботов
-
Визуальные материалы:
- Презентация с ключевыми моментами проекта
- Схемы и чертежи конструкции
- Блок-схемы алгоритмов
- Фотографии процесса разработки
- Графики результатов испытаний
-
Демонстрация работы:
- Подготовьте сценарий демонстрации
- Проверьте работоспособность роботов непосредственно перед выступлением
- Имейте запасной план на случай технических проблем
- Объясняйте, что происходит во время демонстрации
-
Ответы на вопросы:
- Будьте готовы к вопросам о технических характеристиках
- Подготовьтесь объяснить принцип работы ключевых алгоритмов
- Мыслите критически о своем проекте - знайте его ограничения
- Приготовьтесь рассказать о перспективах развития проекта
- Почему вы выбрали именно такую конструкцию роботов?
- Какие алгоритмы взаимодействия используются в вашем проекте?
- Как организована коммуникация между роботами?
- С какими трудностями вы столкнулись при разработке и как их преодолели?
- Что можно было бы улучшить в вашем проекте при наличии дополнительных ресурсов?
- Каковы основные ограничения вашей системы?
- Как распределялись роли в вашей команде при работе над проектом?
- Какие знания из других предметов вы применили в этом проекте?
- Насколько энергоэффективна ваша система?
- Как обеспечивается надежность взаимодействия роботов?
Фамилия, имя: _________________________
Группа: _______
1. Что мы узнали о нашем проекте в результате тестирования?
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
2. Какие изменения мы внесли для улучшения работы системы?
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
3. Что еще можно было бы улучшить при наличии времени и ресурсов?
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
4. Что самое важное нужно рассказать о нашем проекте при его защите?
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
5. Какие знания из физики и информатики мы применили в этом проекте?
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
6. Мой личный вклад в тестирование и оптимизацию проекта:
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
Оцените уровень готовности вашего проекта к защите (от 1 до 10): _______
Что еще необходимо сделать для успешной защиты?
_________________________________________________
_________________________________________________