Skip to main content

30. Мир профессий в области робототехники

Технологическая карта урока

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Робототехника в современном мире

Тема урока: Мир профессий в области робототехники

Цель урока: Сформировать представление учащихся о современных профессиях в области робототехники, требуемых компетенциях и образовательных траекториях для их получения.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать основные профессии в области робототехники и их специфику
  • Понимать взаимосвязь различных инженерных направлений в робототехнике
  • Ориентироваться в компетенциях, необходимых для работы в сфере робототехники
  • Иметь представление о различных образовательных траекториях для получения профессии

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: планирование своей образовательной траектории, профессиональное самоопределение
  • Познавательные УУД: анализ информации о профессиях, систематизация знаний о компетенциях
  • Коммуникативные УУД: обсуждение профессиональных интересов, формулирование запросов к представителям профессий

Личностные:

  • Формирование профессионального самоопределения и профориентации
  • Развитие осознанного отношения к выбору будущей профессии
  • Воспитание интереса к инженерно-техническим специальностям
  • Понимание социальной значимости профессий в области робототехники

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с современными профессиями в области робототехники
  2. Сформировать представление о компетенциях, необходимых для работы в сфере робототехники
  3. Показать различные образовательные траектории для получения профессии
  4. Проанализировать рынок труда и востребованность специалистов (связь с экономикой)
  5. Рассмотреть влияние роботизации на общество и рынок труда (связь с социологией)
  6. Составить карту профессиональных компетенций в области робототехники

Тип урока: Информационно-исследовательский

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютер с выходом в интернет, проектор, экран
  • Презентация «Мир профессий в области робототехники»
  • Видеоматериалы о работе специалистов в сфере робототехники
  • Карточки с описанием профессий для групповой работы
  • Шаблоны для составления карты профессиональных компетенций
  • Статистические данные о рынке труда в сфере робототехники
  • Информационные материалы об образовательных учреждениях, готовящих специалистов

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: Проблемное обучение, технология развития критического мышления, кейс-метод, технология группового обучения, дискуссия, проектная деятельность

Межпредметные связи:

  • Экономика: анализ рынка труда, востребованность специалистов, тенденции занятости
  • Социология: влияние роботизации на общество и рынок труда, социальные последствия автоматизации
  • Информатика: программирование роботов, разработка алгоритмов
  • Физика: принципы работы робототехнических устройств
  • Математика: расчеты и моделирование работы роботов
  • Обществознание: профориентация, планирование карьеры
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Создает позитивный настрой на работу. Готовятся к уроку, организуют рабочее место. Регулятивные: самоорганизация
2. Мотивация и целеполагание (5 мин) Демонстрирует краткий видеоролик о современных роботах и специалистах, работающих в этой сфере.

Задает проблемный вопрос: «Как вы думаете, какие профессии появились благодаря развитию робототехники и какие компетенции требуются для этих профессий?»

Предлагает учащимся сформулировать цели урока.
Просматривают видеоролик.

Отвечают на проблемный вопрос, высказывают предположения о профессиях в сфере робототехники.

Участвуют в формулировании цели урока.
Познавательные: актуализация имеющихся знаний.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

Регулятивные: целеполагание.
3. Актуализация знаний (8 мин) Проводит блиц-опрос:
- Какие профессии, связанные с робототехникой, вы знаете?
- Какими знаниями и умениями должен обладать специалист в области робототехники?
- Какое образование необходимо для работы в сфере робототехники?

Систематизирует ответы учащихся на доске/экране, формируя начальную «карту знаний».
Отвечают на вопросы учителя.

Активизируют имеющиеся знания о профессиях в области робототехники.

Высказывают свои предположения.

Анализируют и дополняют ответы одноклассников.
Первичные представления о профессиях в области робототехники. Познавательные: извлечение и структурирование информации.

Коммуникативные: участие в диалоге.
4. Изучение нового материала: Обзор профессий в области робототехники (15 мин) Представляет презентацию с обзором ключевых профессий в области робототехники:

1. Инженер-робототехник:
- Разработка концепций и прототипов роботов
- Интеграция различных систем в единый робототехнический комплекс

2. Инженер-электроник:
- Разработка электронных компонентов для роботов
- Проектирование схем управления роботами

3. Инженер-мехатроник:
- Разработка механических систем роботов
- Интеграция механики, электроники и информатики

4. Программист-робототехник:
- Разработка ПО для управления роботами
- Создание алгоритмов искусственного интеллекта для роботов

5. Специалист по робототехническим системам:
- Обслуживание и настройка робототехнических комплексов
- Диагностика и устранение неисправностей

6. Проектировщик-эргономист:
- Разработка интерфейсов взаимодействия человека с роботом
- Обеспечение безопасности человеко-машинных систем

7. Технолог робототехники:
- Разработка технологических процессов производства роботов
- Оптимизация технологии изготовления

Для каждой профессии представляет:
- Ключевые задачи
- Необходимое образование
- Требуемые компетенции
- Примеры успешных специалистов
Воспринимают новую информацию.

Делают заметки о ключевых профессиях и их особенностях.

Задают уточняющие вопросы.

Выделяют наиболее заинтересовавшие их профессии.
Знание основных профессий в области робототехники.

Понимание специфики каждой профессии.

Представление о задачах и функциях специалистов в сфере робототехники.
Познавательные: восприятие и систематизация новой информации.

Коммуникативные: формулирование вопросов для уточнения информации.
5. Анализ рынка труда и востребованность специалистов (10 мин) Представляет статистические данные о рынке труда в сфере робототехники (межпредметная связь с экономикой):
- Динамика спроса на специалистов различных направлений
- Уровень заработных плат
- Прогнозы развития рынка труда
- Ведущие компании-работодатели

Организует обсуждение трендов в развитии профессий.

Задает вопросы:
- Какие специалисты будут наиболее востребованы в ближайшие 5-10 лет?
- Какие новые профессии могут появиться на стыке робототехники и других областей?
Анализируют представленные данные о рынке труда.

Участвуют в обсуждении трендов развития профессий.

Высказывают свое мнение о перспективах различных специальностей.

Предлагают варианты новых профессий, которые могут возникнуть в будущем.
Понимание современной ситуации на рынке труда в сфере робототехники.

Представление о перспективах развития профессий.
Познавательные: анализ статистической информации, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: участие в дискуссии, аргументация своей позиции.

Регулятивные: прогнозирование развития ситуации.
6. Влияние роботизации на общество и рынок труда (8 мин) Организует мини-дискуссию о влиянии роботизации на общество (межпредметная связь с социологией):
- Замена рутинных профессий роботами
- Создание новых рабочих мест
- Изменение требований к компетенциям работников
- Социальные последствия автоматизации

Представляет различные точки зрения на проблему.

Модерирует обсуждение, добиваясь аргументированных высказываний.
Участвуют в дискуссии.

Высказывают свое мнение о положительных и отрицательных последствиях роботизации.

Аргументируют свою позицию.

Предлагают способы адаптации к изменениям на рынке труда.
Понимание социальных аспектов развития робототехники.

Осознание влияния технологий на рынок труда.
Познавательные: критическое осмысление информации.

Коммуникативные: участие в дискуссии, уважение к мнению других.

Личностные: формирование собственной позиции по социально значимым вопросам.
7. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую физкультминутку с имитацией движений роботов и расслабляющими упражнениями. Выполняют физические упражнения. Регулятивные: саморегуляция.
8. Практическая работа: Исследование компетенций (15 мин) Организует работу в малых группах (3-4 человека).

Раздает карточки с описанием профессий в сфере робототехники (каждой группе - своя профессия).

Ставит задачу: исследовать компетенции, необходимые для выбранной профессии, используя предоставленные материалы и интернет-ресурсы.

Предлагает заполнить таблицу:
- Технические компетенции (hard skills)
- Личностные качества (soft skills)
- Необходимые знания
- Образовательные учреждения, где можно получить профессию
- Перспективы развития профессии

Консультирует группы в процессе работы.
Работают в малых группах.

Изучают предоставленные материалы.

Осуществляют поиск дополнительной информации в интернете.

Анализируют требования к специалистам.

Систематизируют информацию в виде таблицы.

Готовятся к презентации результатов.
Понимание компетенций, необходимых для работы в сфере робототехники.

Умение анализировать требования к профессии.

Знание образовательных траекторий.
Познавательные: поиск, анализ и систематизация информации.

Коммуникативные: работа в группе, распределение задач.

Регулятивные: планирование деятельности, самоконтроль.
9. Презентация результатов исследования (12 мин) Организует представление результатов работы групп.

Модерирует обсуждение.

Дополняет выступления групп важной информацией.

Акцентирует внимание на межпредметных связях в компетенциях специалистов.
Представляют результаты исследования своей группы.

Презентуют заполненные таблицы компетенций.

Отвечают на вопросы одноклассников и учителя.

Задают вопросы другим группам.
Представление о разнообразии компетенций в различных профессиях робототехники.

Понимание межпредметных связей в профессиональной подготовке.
Коммуникативные: представление результатов работы, участие в обсуждении.

Познавательные: анализ и сравнение различных профессий.

Личностные: осознание своих интересов и склонностей.
10. Создание карты профессиональных компетенций (10 мин) Организует коллективную работу по созданию общей карты профессиональных компетенций в области робототехники.

Предлагает объединить результаты групповой работы в единую структуру.

Помогает выстроить взаимосвязи между различными компетенциями и образовательными траекториями.

Обращает внимание на базовые компетенции, необходимые для всех специализаций.
Участвуют в создании общей карты компетенций.

Объединяют результаты работы всех групп.

Выявляют общие (базовые) и специфические компетенции.

Устанавливают связи между компетенциями и образовательными траекториями.
Понимание системы профессиональных компетенций в области робототехники.

Представление о взаимосвязи различных профессиональных направлений.
Познавательные: систематизация информации, построение схем.

Коммуникативные: коллективная работа над общим результатом.

Регулятивные: достижение коллективной цели.
11. Подведение итогов и рефлексия (8 мин) Организует подведение итогов урока:
- Какие профессии в области робототехники вызвали наибольший интерес?
- Какие компетенции являются ключевыми для большинства профессий?
- Какие образовательные траектории кажутся наиболее привлекательными?

Проводит рефлексию по методу «3-2-1»:
- 3 новых факта о профессиях в робототехнике
- 2 компетенции, которые хотелось бы развивать
- 1 шаг, который можно сделать уже сейчас для подготовки к будущей профессии
Участвуют в подведении итогов урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Проводят самоанализ интереса к различным профессиям.

Выполняют рефлексию по методу «3-2-1».

Делятся своими размышлениями о будущей профессии.
Регулятивные: оценка результатов деятельности.

Познавательные: рефлексия полученных знаний.

Личностные: профессиональное самоопределение.
12. Домашнее задание (5 мин) Предлагает на выбор три варианта домашнего задания:

1. Исследовательское: найти и изучить интервью с представителем интересующей профессии в области робототехники. Составить резюме его профессионального пути и ключевых компетенций.

2. Творческое: разработать «Дорожную карту» получения выбранной профессии в сфере робототехники с указанием образовательных этапов, необходимых компетенций и возможных мест работы.

3. Практико-ориентированное: составить свой личный план развития компетенций в области робототехники на ближайшие 3-5 лет.

Объясняет критерии оценивания каждого варианта домашнего задания.
Записывают домашнее задание.

Выбирают интересующий их вариант.

Задают уточняющие вопросы по выполнению задания.
Регулятивные: планирование самостоятельной работы.

Познавательные: определение индивидуальной образовательной траектории.

Личностные: осознанный выбор задания в соответствии с интересами.

Дополнительные материалы:

Профессиограммы специальностей в области робототехники:

Инженер-робототехник

Описание профессии:
Специалист, занимающийся разработкой, проектированием, конструированием и программированием робототехнических систем и комплексов различного назначения.

Ключевые функциональные обязанности:

  • Проектирование архитектуры робототехнических систем
  • Разработка технической документации
  • Создание прототипов и тестовых образцов
  • Испытание и доработка роботов
  • Интеграция робототехнических систем

Необходимое образование:

  • Высшее техническое образование: «Мехатроника и робототехника», «Автоматизация технологических процессов», «Электроника и автоматика»
  • Курсы повышения квалификации по современным технологиям робототехники

Технические компетенции (hard skills):

  • Знание механики, электроники, программирования
  • Владение САПР (CAD/CAM/CAE) для проектирования
  • Программирование контроллеров и микропроцессоров
  • Умение работать с сенсорными системами
  • Знание принципов построения систем управления
  • Опыт работы с различными робототехническими платформами

Личностные качества (soft skills):

  • Аналитическое мышление
  • Креативность
  • Внимательность к деталям
  • Умение работать в команде
  • Способность к самообучению
  • Целеустремленность
  • Техническая любознательность

Карьерные перспективы:

  • Ведущий инженер-робототехник
  • Технический директор
  • Руководитель R&D отдела
  • Основатель стартапа в сфере робототехники

Средняя заработная плата:

  • Начинающий специалист: 60 000 - 90 000 руб.
  • Специалист со стажем от 3 лет: 100 000 - 180 000 руб.
  • Эксперт: от 200 000 руб.

Известные компании-работодатели:

  • Сбер Роботикс
  • ВР-Технологии
  • Промобот
  • Андроидная техника
  • Яндекс
  • Airalab

Программист-робототехник

Описание профессии:
Специалист, занимающийся разработкой программного обеспечения для управления роботами, созданием алгоритмов движения, распознавания объектов и принятия решений.

Ключевые функциональные обязанности:

  • Разработка программного обеспечения для робототехнических систем
  • Создание алгоритмов управления роботами
  • Программирование систем компьютерного зрения
  • Разработка систем искусственного интеллекта для роботов
  • Отладка и оптимизация программного обеспечения
  • Интеграция программных систем с аппаратными компонентами

Необходимое образование:

  • Высшее техническое образование: «Информатика и вычислительная техника», «Программная инженерия», «Прикладная математика»
  • Дополнительное образование в области робототехники
  • Онлайн-курсы и сертификации по ROS, машинному обучению, компьютерному зрению

Технические компетенции (hard skills):

  • Языки программирования: Python, C++, C
  • Знание операционных систем для роботов (ROS)
  • Алгоритмы компьютерного зрения (OpenCV)
  • Методы машинного обучения и искусственного интеллекта
  • Навыки отладки встраиваемых систем
  • Понимание принципов работы датчиков и исполнительных механизмов

Личностные качества (soft skills):

  • Логическое мышление
  • Внимание к деталям
  • Терпение в отладке программ
  • Умение работать в команде
  • Способность к самообразованию
  • Ориентация на результат
  • Устойчивость к монотонной работе

Карьерные перспективы:

  • Ведущий программист робототехнических систем
  • Архитектор программного обеспечения для роботов
  • Руководитель группы разработчиков
  • Технический директор

Средняя заработная плата:

  • Начинающий специалист: 70 000 - 100 000 руб.
  • Специалист со стажем от 3 лет: 120 000 - 200 000 руб.
  • Эксперт: от 250 000 руб.

Известные компании-работодатели:

  • ABBYY
  • МФТИ (Лаборатория робототехники)
  • Сколтех (Центр робототехники)
  • Яндекс (Беспилотные технологии)
  • Samsung R&D Center

Инженер-мехатроник

Описание профессии:
Специалист, занимающийся разработкой и обслуживанием сложных машин и механизмов, объединяющих механические, электронные и информационные компоненты.

Ключевые функциональные обязанности:

  • Проектирование механических систем роботов
  • Расчет кинематических схем
  • Разработка и тестирование приводных систем
  • Интеграция механики с электроникой и программным обеспечением
  • Оптимизация конструкции с учетом требований эргономики и безопасности

Необходимое образование:

  • Высшее техническое образование: «Мехатроника и робототехника», «Электромеханика», «Машиностроение»
  • Курсы по системам автоматизированного проектирования

Технические компетенции (hard skills):

  • Проектирование механических систем (CAD)
  • Знания в области машиностроения и материаловедения
  • Расчет и моделирование механических систем
  • Базовые знания электроники и программирования
  • Работа с системами управления приводами
  • Понимание принципов работы датчиков

Личностные качества (soft skills):

  • Пространственное мышление
  • Скрупулезность
  • Системный подход к решению задач
  • Умение работать в команде
  • Инженерная интуиция
  • Точность и внимательность к деталям

Карьерные перспективы:

  • Ведущий инженер-мехатроник
  • Руководитель конструкторского отдела
  • Технический директор
  • Инженер-исследователь

Средняя заработная плата:

  • Начинающий специалист: 55 000 - 80 000 руб.
  • Специалист со стажем от 3 лет: 90 000 - 150 000 руб.
  • Эксперт: от 180 000 руб.

Известные компании-работодатели:

  • НПО Андроидная техника
  • KUKA Robotics
  • ABB Robotics
  • FANUC
  • ЦНИИ РТК

Шаблон карты профессиональных компетенций:

КАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ РОБОТОТЕХНИКИ

1. БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (необходимые для всех специальностей):
   
   1.1. Технические компетенции:
   □ Основы механики
   □ Основы электротехники и электроники
   □ Базовые навыки программирования
   □ Понимание принципов работы сенсоров и датчиков
   □ Чтение технической документации
   □ Понимание основ систем управления
   
   1.2. Личностные качества:
   □ Аналитическое мышление
   □ Умение работать в команде
   □ Способность решать технические проблемы
   □ Внимательность к деталям
   □ Стремление к саморазвитию

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИЯМ:
   
   2.1. Инженер-робототехник:
   □ Компетенция 1: ______________________________________
   □ Компетенция 2: ______________________________________
   □ Компетенция 3: ______________________________________
   
   Образовательная траектория:
   1. Школьное образование: _____________________________
   2. Высшее образование: _______________________________
   3. Дополнительное образование: _______________________
   4. Самообразование: __________________________________
   
   2.2. Программист-робототехник:
   □ Компетенция 1: ______________________________________
   □ Компетенция 2: ______________________________________
   □ Компетенция 3: ______________________________________
   
   Образовательная траектория:
   1. Школьное образование: _____________________________
   2. Высшее образование: _______________________________
   3. Дополнительное образование: _______________________
   4. Самообразование: __________________________________
   
   2.3. Инженер-мехатроник:
   □ Компетенция 1: ______________________________________
   □ Компетенция 2: ______________________________________
   □ Компетенция 3: ______________________________________
   
   Образовательная траектория:
   1. Школьное образование: _____________________________
   2. Высшее образование: _______________________________
   3. Дополнительное образование: _______________________
   4. Самообразование: __________________________________
   
   2.4. Инженер-электроник:
   □ Компетенция 1: ______________________________________
   □ Компетенция 2: ______________________________________
   □ Компетенция 3: ______________________________________
   
   Образовательная траектория:
   1. Школьное образование: _____________________________
   2. Высшее образование: _______________________________
   3. Дополнительное образование: _______________________
   4. Самообразование: __________________________________

3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (будущее робототехники):
   
   3.1. Технические:
   □ ___________________________________________________
   □ ___________________________________________________
   □ ___________________________________________________
   
   3.2. Междисциплинарные:
   □ ___________________________________________________
   □ ___________________________________________________
   □ ___________________________________________________

Список ведущих учебных заведений России, готовящих специалистов в области робототехники:

  1. Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана

    • Направления подготовки: «Мехатроника и робототехника», «Системы автоматизированного проектирования»
    • Особенности: тесное сотрудничество с ведущими робототехническими компаниями, современные лаборатории
  2. Московский физико-технический институт (МФТИ)

    • Направления подготовки: «Прикладные математика и физика» со специализацией в робототехнике
    • Особенности: фундаментальная физико-математическая подготовка, исследовательская работа в лаборатории робототехники
  3. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

    • Направления подготовки: «Мехатроника и робототехника», «Интеллектуальные системы»
    • Особенности: междисциплинарный подход, собственные разработки в области промышленной робототехники
  4. Национальный исследовательский университет ИТМО

    • Направления подготовки: «Робототехника и искусственный интеллект», «Мехатроника и робототехника»
    • Особенности: акцент на программных аспектах робототехнических систем, сильная подготовка в области ИИ
  5. Сколковский институт науки и технологий (Сколтех)

    • Направления подготовки: магистратура и аспирантура по направлению «Информационные науки и технологии» со специализацией в робототехнике
    • Особенности: международный уровень подготовки, обучение на английском языке, прикладные исследования
  6. Дальневосточный федеральный университет

    • Направления подготовки: «Мехатроника и робототехника», «Интеллектуальные робототехнические системы»
    • Особенности: сильная программа по морской робототехнике, подводным роботам
  7. Южный федеральный университет

    • Направления подготовки: «Мехатроника и робототехника»
    • Особенности: развитые лаборатории медицинской робототехники и биомехатроники

Статистика по рынку труда в сфере робототехники (2024-2025):

  1. Динамика роста востребованности специалистов:

    • Ежегодный рост вакансий в сфере робототехники: 15-20%
    • Наиболее быстрорастущая область: специалисты по коллаборативным роботам (+25% в год)
    • Спрос на программистов робототехнических систем превышает предложение в 2-3 раза
  2. Распределение вакансий по специализациям:

    • Программисты робототехнических систем: 35%
    • Инженеры-робототехники: 25%
    • Инженеры-электроники: 15%
    • Инженеры-мехатроники: 15%
    • Другие специализации: 10%
  3. Заработные платы (средние показатели по России):

    • Программисты робототехнических систем: 120-250 тыс. руб.
    • Инженеры-робототехники: 90-200 тыс. руб.
    • Инженеры-электроники: 80-180 тыс. руб.
    • Инженеры-мехатроники: 85-190 тыс. руб.
  4. Регионы с наибольшим спросом на специалистов:

    • Москва и Московская область
    • Санкт-Петербург
    • Казань
    • Новосибирск
    • Екатеринбург
    • Владивосток
  5. Отрасли с наибольшей потребностью в специалистах по робототехнике:

    • Промышленное производство (25%)
    • IT-компании (20%)
    • Научно-исследовательские организации (15%)
    • Медицина и фармацевтика (10%)
    • Сельское хозяйство (10%)
    • Логистика и транспорт (10%)
    • Другие отрасли (10%)

Рефлексия по методу «3-2-1»:

ФИО учащегося: _______________________________________

3 новых факта о профессиях в робототехнике, которые я узнал(а):
1. ____________________________________________________________
2. ____________________________________________________________
3. ____________________________________________________________

2 компетенции, которые я хотел(а) бы развивать:
1. ____________________________________________________________
2. ____________________________________________________________

1 шаг, который я могу сделать уже сейчас для подготовки к будущей профессии:
________________________________________________________________

Какая профессия в области робототехники меня заинтересовала больше всего и почему:
________________________________________________________________
________________________________________________________________

Какие образовательные траектории кажутся мне наиболее привлекательными:
________________________________________________________________
________________________________________________________________

Карта влияния роботизации на рынок труда и общество:

Позитивные эффекты:

  1. Создание новых рабочих мест в сферах разработки, производства, обслуживания роботов
  2. Повышение производительности труда
  3. Снижение рисков для здоровья работников (замена людей на опасных производствах)
  4. Повышение качества продукции и услуг
  5. Развитие новых отраслей экономики
  6. Решение проблем стареющего населения (роботы-помощники для пожилых)

Вызовы и риски:

  1. Сокращение рабочих мест в традиционных отраслях
  2. Необходимость переквалификации большого числа работников
  3. Рост требований к образованию и квалификации
  4. Социальное неравенство между теми, кто смог адаптироваться, и теми, кто не смог
  5. Этические вопросы использования роботов в чувствительных сферах (медицина, уход)
  6. Проблемы безопасности и конфиденциальности данных

Направления адаптации общества:

  1. Развитие системы непрерывного образования
  2. Создание программ переобучения для работников традиционных профессий
  3. Разработка этических норм и стандартов робототехники
  4. Формирование новых социальных институтов (например, безусловный базовый доход)
  5. Развитие сотрудничества “человек-робот” вместо полной замены