30. Мир профессий в области робототехники
Модуль: Робототехника в современном мире
Тема урока: Мир профессий в области робототехники
Цель урока: Сформировать представление учащихся о современных профессиях в области робототехники, требуемых компетенциях и образовательных траекториях для их получения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать основные профессии в области робототехники и их специфику
- Понимать взаимосвязь различных инженерных направлений в робототехнике
- Ориентироваться в компетенциях, необходимых для работы в сфере робототехники
- Иметь представление о различных образовательных траекториях для получения профессии
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: планирование своей образовательной траектории, профессиональное самоопределение
- Познавательные УУД: анализ информации о профессиях, систематизация знаний о компетенциях
- Коммуникативные УУД: обсуждение профессиональных интересов, формулирование запросов к представителям профессий
Личностные:
- Формирование профессионального самоопределения и профориентации
- Развитие осознанного отношения к выбору будущей профессии
- Воспитание интереса к инженерно-техническим специальностям
- Понимание социальной значимости профессий в области робототехники
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с современными профессиями в области робототехники
- Сформировать представление о компетенциях, необходимых для работы в сфере робототехники
- Показать различные образовательные траектории для получения профессии
- Проанализировать рынок труда и востребованность специалистов (связь с экономикой)
- Рассмотреть влияние роботизации на общество и рынок труда (связь с социологией)
- Составить карту профессиональных компетенций в области робототехники
Тип урока: Информационно-исследовательский
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
- Компьютер с выходом в интернет, проектор, экран
- Презентация «Мир профессий в области робототехники»
- Видеоматериалы о работе специалистов в сфере робототехники
- Карточки с описанием профессий для групповой работы
- Шаблоны для составления карты профессиональных компетенций
- Статистические данные о рынке труда в сфере робототехники
- Информационные материалы об образовательных учреждениях, готовящих специалистов
Образовательные технологии: Проблемное обучение, технология развития критического мышления, кейс-метод, технология группового обучения, дискуссия, проектная деятельность
Межпредметные связи:
- Экономика: анализ рынка труда, востребованность специалистов, тенденции занятости
- Социология: влияние роботизации на общество и рынок труда, социальные последствия автоматизации
- Информатика: программирование роботов, разработка алгоритмов
- Физика: принципы работы робототехнических устройств
- Математика: расчеты и моделирование работы роботов
- Обществознание: профориентация, планирование карьеры
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты предметные | Планируемые результаты УУД |
---|---|---|---|---|
1. Организационный момент (2 мин) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Создает позитивный настрой на работу. | Готовятся к уроку, организуют рабочее место. | Регулятивные: самоорганизация | |
2. Мотивация и целеполагание (5 мин) | Демонстрирует краткий видеоролик о современных роботах и специалистах, работающих в этой сфере. Задает проблемный вопрос: «Как вы думаете, какие профессии появились благодаря развитию робототехники и какие компетенции требуются для этих профессий?» Предлагает учащимся сформулировать цели урока. |
Просматривают видеоролик. Отвечают на проблемный вопрос, высказывают предположения о профессиях в сфере робототехники. Участвуют в формулировании цели урока. |
Познавательные: актуализация имеющихся знаний. Коммуникативные: выражение своих мыслей. Регулятивные: целеполагание. |
|
3. Актуализация знаний (8 мин) | Проводит блиц-опрос: - Какие профессии, связанные с робототехникой, вы знаете? - Какими знаниями и умениями должен обладать специалист в области робототехники? - Какое образование необходимо для работы в сфере робототехники? Систематизирует ответы учащихся на доске/экране, формируя начальную «карту знаний». |
Отвечают на вопросы учителя. Активизируют имеющиеся знания о профессиях в области робототехники. Высказывают свои предположения. Анализируют и дополняют ответы одноклассников. |
Первичные представления о профессиях в области робототехники. | Познавательные: извлечение и структурирование информации. Коммуникативные: участие в диалоге. |
4. Изучение нового материала: Обзор профессий в области робототехники (15 мин) | Представляет презентацию с обзором ключевых профессий в области робототехники: 1. Инженер-робототехник: - Разработка концепций и прототипов роботов - Интеграция различных систем в единый робототехнический комплекс 2. Инженер-электроник: - Разработка электронных компонентов для роботов - Проектирование схем управления роботами 3. Инженер-мехатроник: - Разработка механических систем роботов - Интеграция механики, электроники и информатики 4. Программист-робототехник: - Разработка ПО для управления роботами - Создание алгоритмов искусственного интеллекта для роботов 5. Специалист по робототехническим системам: - Обслуживание и настройка робототехнических комплексов - Диагностика и устранение неисправностей 6. Проектировщик-эргономист: - Разработка интерфейсов взаимодействия человека с роботом - Обеспечение безопасности человеко-машинных систем 7. Технолог робототехники: - Разработка технологических процессов производства роботов - Оптимизация технологии изготовления Для каждой профессии представляет: - Ключевые задачи - Необходимое образование - Требуемые компетенции - Примеры успешных специалистов |
Воспринимают новую информацию. Делают заметки о ключевых профессиях и их особенностях. Задают уточняющие вопросы. Выделяют наиболее заинтересовавшие их профессии. |
Знание основных профессий в области робототехники. Понимание специфики каждой профессии. Представление о задачах и функциях специалистов в сфере робототехники. |
Познавательные: восприятие и систематизация новой информации. Коммуникативные: формулирование вопросов для уточнения информации. |
5. Анализ рынка труда и востребованность специалистов (10 мин) | Представляет статистические данные о рынке труда в сфере робототехники (межпредметная связь с экономикой): - Динамика спроса на специалистов различных направлений - Уровень заработных плат - Прогнозы развития рынка труда - Ведущие компании-работодатели Организует обсуждение трендов в развитии профессий. Задает вопросы: - Какие специалисты будут наиболее востребованы в ближайшие 5-10 лет? - Какие новые профессии могут появиться на стыке робототехники и других областей? |
Анализируют представленные данные о рынке труда. Участвуют в обсуждении трендов развития профессий. Высказывают свое мнение о перспективах различных специальностей. Предлагают варианты новых профессий, которые могут возникнуть в будущем. |
Понимание современной ситуации на рынке труда в сфере робототехники. Представление о перспективах развития профессий. |
Познавательные: анализ статистической информации, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: участие в дискуссии, аргументация своей позиции. Регулятивные: прогнозирование развития ситуации. |
6. Влияние роботизации на общество и рынок труда (8 мин) | Организует мини-дискуссию о влиянии роботизации на общество (межпредметная связь с социологией): - Замена рутинных профессий роботами - Создание новых рабочих мест - Изменение требований к компетенциям работников - Социальные последствия автоматизации Представляет различные точки зрения на проблему. Модерирует обсуждение, добиваясь аргументированных высказываний. |
Участвуют в дискуссии. Высказывают свое мнение о положительных и отрицательных последствиях роботизации. Аргументируют свою позицию. Предлагают способы адаптации к изменениям на рынке труда. |
Понимание социальных аспектов развития робототехники. Осознание влияния технологий на рынок труда. |
Познавательные: критическое осмысление информации. Коммуникативные: участие в дискуссии, уважение к мнению других. Личностные: формирование собственной позиции по социально значимым вопросам. |
7. Физкультминутка (2 мин) | Проводит короткую физкультминутку с имитацией движений роботов и расслабляющими упражнениями. | Выполняют физические упражнения. | Регулятивные: саморегуляция. | |
8. Практическая работа: Исследование компетенций (15 мин) | Организует работу в малых группах (3-4 человека). Раздает карточки с описанием профессий в сфере робототехники (каждой группе - своя профессия). Ставит задачу: исследовать компетенции, необходимые для выбранной профессии, используя предоставленные материалы и интернет-ресурсы. Предлагает заполнить таблицу: - Технические компетенции (hard skills) - Личностные качества (soft skills) - Необходимые знания - Образовательные учреждения, где можно получить профессию - Перспективы развития профессии Консультирует группы в процессе работы. |
Работают в малых группах. Изучают предоставленные материалы. Осуществляют поиск дополнительной информации в интернете. Анализируют требования к специалистам. Систематизируют информацию в виде таблицы. Готовятся к презентации результатов. |
Понимание компетенций, необходимых для работы в сфере робототехники. Умение анализировать требования к профессии. Знание образовательных траекторий. |
Познавательные: поиск, анализ и систематизация информации. Коммуникативные: работа в группе, распределение задач. Регулятивные: планирование деятельности, самоконтроль. |
9. Презентация результатов исследования (12 мин) | Организует представление результатов работы групп. Модерирует обсуждение. Дополняет выступления групп важной информацией. Акцентирует внимание на межпредметных связях в компетенциях специалистов. |
Представляют результаты исследования своей группы. Презентуют заполненные таблицы компетенций. Отвечают на вопросы одноклассников и учителя. Задают вопросы другим группам. |
Представление о разнообразии компетенций в различных профессиях робототехники. Понимание межпредметных связей в профессиональной подготовке. |
Коммуникативные: представление результатов работы, участие в обсуждении. Познавательные: анализ и сравнение различных профессий. Личностные: осознание своих интересов и склонностей. |
10. Создание карты профессиональных компетенций (10 мин) | Организует коллективную работу по созданию общей карты профессиональных компетенций в области робототехники. Предлагает объединить результаты групповой работы в единую структуру. Помогает выстроить взаимосвязи между различными компетенциями и образовательными траекториями. Обращает внимание на базовые компетенции, необходимые для всех специализаций. |
Участвуют в создании общей карты компетенций. Объединяют результаты работы всех групп. Выявляют общие (базовые) и специфические компетенции. Устанавливают связи между компетенциями и образовательными траекториями. |
Понимание системы профессиональных компетенций в области робототехники. Представление о взаимосвязи различных профессиональных направлений. |
Познавательные: систематизация информации, построение схем. Коммуникативные: коллективная работа над общим результатом. Регулятивные: достижение коллективной цели. |
11. Подведение итогов и рефлексия (8 мин) | Организует подведение итогов урока: - Какие профессии в области робототехники вызвали наибольший интерес? - Какие компетенции являются ключевыми для большинства профессий? - Какие образовательные траектории кажутся наиболее привлекательными? Проводит рефлексию по методу «3-2-1»: - 3 новых факта о профессиях в робототехнике - 2 компетенции, которые хотелось бы развивать - 1 шаг, который можно сделать уже сейчас для подготовки к будущей профессии |
Участвуют в подведении итогов урока. Отвечают на вопросы учителя. Проводят самоанализ интереса к различным профессиям. Выполняют рефлексию по методу «3-2-1». Делятся своими размышлениями о будущей профессии. |
Регулятивные: оценка результатов деятельности. Познавательные: рефлексия полученных знаний. Личностные: профессиональное самоопределение. |
|
12. Домашнее задание (5 мин) | Предлагает на выбор три варианта домашнего задания: 1. Исследовательское: найти и изучить интервью с представителем интересующей профессии в области робототехники. Составить резюме его профессионального пути и ключевых компетенций. 2. Творческое: разработать «Дорожную карту» получения выбранной профессии в сфере робототехники с указанием образовательных этапов, необходимых компетенций и возможных мест работы. 3. Практико-ориентированное: составить свой личный план развития компетенций в области робототехники на ближайшие 3-5 лет. Объясняет критерии оценивания каждого варианта домашнего задания. |
Записывают домашнее задание. Выбирают интересующий их вариант. Задают уточняющие вопросы по выполнению задания. |
Регулятивные: планирование самостоятельной работы. Познавательные: определение индивидуальной образовательной траектории. Личностные: осознанный выбор задания в соответствии с интересами. |
Описание профессии:
Специалист, занимающийся разработкой, проектированием, конструированием и программированием робототехнических систем и комплексов различного назначения.
Ключевые функциональные обязанности:
- Проектирование архитектуры робототехнических систем
- Разработка технической документации
- Создание прототипов и тестовых образцов
- Испытание и доработка роботов
- Интеграция робототехнических систем
Необходимое образование:
- Высшее техническое образование: «Мехатроника и робототехника», «Автоматизация технологических процессов», «Электроника и автоматика»
- Курсы повышения квалификации по современным технологиям робототехники
Технические компетенции (hard skills):
- Знание механики, электроники, программирования
- Владение САПР (CAD/CAM/CAE) для проектирования
- Программирование контроллеров и микропроцессоров
- Умение работать с сенсорными системами
- Знание принципов построения систем управления
- Опыт работы с различными робототехническими платформами
Личностные качества (soft skills):
- Аналитическое мышление
- Креативность
- Внимательность к деталям
- Умение работать в команде
- Способность к самообучению
- Целеустремленность
- Техническая любознательность
Карьерные перспективы:
- Ведущий инженер-робототехник
- Технический директор
- Руководитель R&D отдела
- Основатель стартапа в сфере робототехники
Средняя заработная плата:
- Начинающий специалист: 60 000 - 90 000 руб.
- Специалист со стажем от 3 лет: 100 000 - 180 000 руб.
- Эксперт: от 200 000 руб.
Известные компании-работодатели:
- Сбер Роботикс
- ВР-Технологии
- Промобот
- Андроидная техника
- Яндекс
- Airalab
Описание профессии:
Специалист, занимающийся разработкой программного обеспечения для управления роботами, созданием алгоритмов движения, распознавания объектов и принятия решений.
Ключевые функциональные обязанности:
- Разработка программного обеспечения для робототехнических систем
- Создание алгоритмов управления роботами
- Программирование систем компьютерного зрения
- Разработка систем искусственного интеллекта для роботов
- Отладка и оптимизация программного обеспечения
- Интеграция программных систем с аппаратными компонентами
Необходимое образование:
- Высшее техническое образование: «Информатика и вычислительная техника», «Программная инженерия», «Прикладная математика»
- Дополнительное образование в области робототехники
- Онлайн-курсы и сертификации по ROS, машинному обучению, компьютерному зрению
Технические компетенции (hard skills):
- Языки программирования: Python, C++, C
- Знание операционных систем для роботов (ROS)
- Алгоритмы компьютерного зрения (OpenCV)
- Методы машинного обучения и искусственного интеллекта
- Навыки отладки встраиваемых систем
- Понимание принципов работы датчиков и исполнительных механизмов
Личностные качества (soft skills):
- Логическое мышление
- Внимание к деталям
- Терпение в отладке программ
- Умение работать в команде
- Способность к самообразованию
- Ориентация на результат
- Устойчивость к монотонной работе
Карьерные перспективы:
- Ведущий программист робототехнических систем
- Архитектор программного обеспечения для роботов
- Руководитель группы разработчиков
- Технический директор
Средняя заработная плата:
- Начинающий специалист: 70 000 - 100 000 руб.
- Специалист со стажем от 3 лет: 120 000 - 200 000 руб.
- Эксперт: от 250 000 руб.
Известные компании-работодатели:
- ABBYY
- МФТИ (Лаборатория робототехники)
- Сколтех (Центр робототехники)
- Яндекс (Беспилотные технологии)
- Samsung R&D Center
Описание профессии:
Специалист, занимающийся разработкой и обслуживанием сложных машин и механизмов, объединяющих механические, электронные и информационные компоненты.
Ключевые функциональные обязанности:
- Проектирование механических систем роботов
- Расчет кинематических схем
- Разработка и тестирование приводных систем
- Интеграция механики с электроникой и программным обеспечением
- Оптимизация конструкции с учетом требований эргономики и безопасности
Необходимое образование:
- Высшее техническое образование: «Мехатроника и робототехника», «Электромеханика», «Машиностроение»
- Курсы по системам автоматизированного проектирования
Технические компетенции (hard skills):
- Проектирование механических систем (CAD)
- Знания в области машиностроения и материаловедения
- Расчет и моделирование механических систем
- Базовые знания электроники и программирования
- Работа с системами управления приводами
- Понимание принципов работы датчиков
Личностные качества (soft skills):
- Пространственное мышление
- Скрупулезность
- Системный подход к решению задач
- Умение работать в команде
- Инженерная интуиция
- Точность и внимательность к деталям
Карьерные перспективы:
- Ведущий инженер-мехатроник
- Руководитель конструкторского отдела
- Технический директор
- Инженер-исследователь
Средняя заработная плата:
- Начинающий специалист: 55 000 - 80 000 руб.
- Специалист со стажем от 3 лет: 90 000 - 150 000 руб.
- Эксперт: от 180 000 руб.
Известные компании-работодатели:
- НПО Андроидная техника
- KUKA Robotics
- ABB Robotics
- FANUC
- ЦНИИ РТК
КАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ РОБОТОТЕХНИКИ
1. БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (необходимые для всех специальностей):
1.1. Технические компетенции:
□ Основы механики
□ Основы электротехники и электроники
□ Базовые навыки программирования
□ Понимание принципов работы сенсоров и датчиков
□ Чтение технической документации
□ Понимание основ систем управления
1.2. Личностные качества:
□ Аналитическое мышление
□ Умение работать в команде
□ Способность решать технические проблемы
□ Внимательность к деталям
□ Стремление к саморазвитию
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИЯМ:
2.1. Инженер-робототехник:
□ Компетенция 1: ______________________________________
□ Компетенция 2: ______________________________________
□ Компетенция 3: ______________________________________
Образовательная траектория:
1. Школьное образование: _____________________________
2. Высшее образование: _______________________________
3. Дополнительное образование: _______________________
4. Самообразование: __________________________________
2.2. Программист-робототехник:
□ Компетенция 1: ______________________________________
□ Компетенция 2: ______________________________________
□ Компетенция 3: ______________________________________
Образовательная траектория:
1. Школьное образование: _____________________________
2. Высшее образование: _______________________________
3. Дополнительное образование: _______________________
4. Самообразование: __________________________________
2.3. Инженер-мехатроник:
□ Компетенция 1: ______________________________________
□ Компетенция 2: ______________________________________
□ Компетенция 3: ______________________________________
Образовательная траектория:
1. Школьное образование: _____________________________
2. Высшее образование: _______________________________
3. Дополнительное образование: _______________________
4. Самообразование: __________________________________
2.4. Инженер-электроник:
□ Компетенция 1: ______________________________________
□ Компетенция 2: ______________________________________
□ Компетенция 3: ______________________________________
Образовательная траектория:
1. Школьное образование: _____________________________
2. Высшее образование: _______________________________
3. Дополнительное образование: _______________________
4. Самообразование: __________________________________
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (будущее робототехники):
3.1. Технические:
□ ___________________________________________________
□ ___________________________________________________
□ ___________________________________________________
3.2. Междисциплинарные:
□ ___________________________________________________
□ ___________________________________________________
□ ___________________________________________________
-
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
- Направления подготовки: «Мехатроника и робототехника», «Системы автоматизированного проектирования»
- Особенности: тесное сотрудничество с ведущими робототехническими компаниями, современные лаборатории
-
Московский физико-технический институт (МФТИ)
- Направления подготовки: «Прикладные математика и физика» со специализацией в робототехнике
- Особенности: фундаментальная физико-математическая подготовка, исследовательская работа в лаборатории робототехники
-
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
- Направления подготовки: «Мехатроника и робототехника», «Интеллектуальные системы»
- Особенности: междисциплинарный подход, собственные разработки в области промышленной робототехники
-
Национальный исследовательский университет ИТМО
- Направления подготовки: «Робототехника и искусственный интеллект», «Мехатроника и робототехника»
- Особенности: акцент на программных аспектах робототехнических систем, сильная подготовка в области ИИ
-
Сколковский институт науки и технологий (Сколтех)
- Направления подготовки: магистратура и аспирантура по направлению «Информационные науки и технологии» со специализацией в робототехнике
- Особенности: международный уровень подготовки, обучение на английском языке, прикладные исследования
-
Дальневосточный федеральный университет
- Направления подготовки: «Мехатроника и робототехника», «Интеллектуальные робототехнические системы»
- Особенности: сильная программа по морской робототехнике, подводным роботам
-
Южный федеральный университет
- Направления подготовки: «Мехатроника и робототехника»
- Особенности: развитые лаборатории медицинской робототехники и биомехатроники
-
Динамика роста востребованности специалистов:
- Ежегодный рост вакансий в сфере робототехники: 15-20%
- Наиболее быстрорастущая область: специалисты по коллаборативным роботам (+25% в год)
- Спрос на программистов робототехнических систем превышает предложение в 2-3 раза
-
Распределение вакансий по специализациям:
- Программисты робототехнических систем: 35%
- Инженеры-робототехники: 25%
- Инженеры-электроники: 15%
- Инженеры-мехатроники: 15%
- Другие специализации: 10%
-
Заработные платы (средние показатели по России):
- Программисты робототехнических систем: 120-250 тыс. руб.
- Инженеры-робототехники: 90-200 тыс. руб.
- Инженеры-электроники: 80-180 тыс. руб.
- Инженеры-мехатроники: 85-190 тыс. руб.
-
Регионы с наибольшим спросом на специалистов:
- Москва и Московская область
- Санкт-Петербург
- Казань
- Новосибирск
- Екатеринбург
- Владивосток
-
Отрасли с наибольшей потребностью в специалистах по робототехнике:
- Промышленное производство (25%)
- IT-компании (20%)
- Научно-исследовательские организации (15%)
- Медицина и фармацевтика (10%)
- Сельское хозяйство (10%)
- Логистика и транспорт (10%)
- Другие отрасли (10%)
ФИО учащегося: _______________________________________
3 новых факта о профессиях в робототехнике, которые я узнал(а):
1. ____________________________________________________________
2. ____________________________________________________________
3. ____________________________________________________________
2 компетенции, которые я хотел(а) бы развивать:
1. ____________________________________________________________
2. ____________________________________________________________
1 шаг, который я могу сделать уже сейчас для подготовки к будущей профессии:
________________________________________________________________
Какая профессия в области робототехники меня заинтересовала больше всего и почему:
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Какие образовательные траектории кажутся мне наиболее привлекательными:
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Позитивные эффекты:
- Создание новых рабочих мест в сферах разработки, производства, обслуживания роботов
- Повышение производительности труда
- Снижение рисков для здоровья работников (замена людей на опасных производствах)
- Повышение качества продукции и услуг
- Развитие новых отраслей экономики
- Решение проблем стареющего населения (роботы-помощники для пожилых)
Вызовы и риски:
- Сокращение рабочих мест в традиционных отраслях
- Необходимость переквалификации большого числа работников
- Рост требований к образованию и квалификации
- Социальное неравенство между теми, кто смог адаптироваться, и теми, кто не смог
- Этические вопросы использования роботов в чувствительных сферах (медицина, уход)
- Проблемы безопасности и конфиденциальности данных
Направления адаптации общества:
- Развитие системы непрерывного образования
- Создание программ переобучения для работников традиционных профессий
- Разработка этических норм и стандартов робототехники
- Формирование новых социальных институтов (например, безусловный базовый доход)
- Развитие сотрудничества “человек-робот” вместо полной замены