Skip to main content

Групповой учебный проект по робототехнике. Сборка и программирование модели робота

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Класс: 6

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Мобильная робототехника
Тема урока: Групповой учебный проект по робототехнике. Сборка и программирование модели робота
Цель урока: Создать условия для формирования практических навыков конструирования и программирования транспортного робота в соответствии с разработанным техническим заданием.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение реализовывать конструкцию робота с учетом физических законов
  • Навык программирования алгоритмов управления роботом
  • Понимание принципов оптимизации конструкции для обеспечения устойчивости
  • Умение отлаживать программу и настраивать механические элементы

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение планировать этапы сборки и программирования, осуществлять контроль качества, вносить корректировки
  • Познавательные УУД: умение применять физические и математические знания при создании робота, анализировать проблемы и находить решения
  • Коммуникативные УУД: умение эффективно взаимодействовать в проектной команде, распределять задачи, согласовывать действия

Личностные:

  • Развитие ответственности за реализацию общего проекта
  • Формирование упорства в преодолении технических трудностей
  • Воспитание культуры совместной работы
  • Развитие инженерного мышления и творческого подхода к решению проблем

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Образовательные:

  • Закрепить знания о принципах конструирования транспортных роботов
  • Научить применять физические законы при оптимизации конструкции
  • Сформировать навыки реализации математических алгоритмов в программе управления

Развивающие:

  • Развивать навыки конструирования сложных механических систем
  • Формировать умение разрабатывать и отлаживать алгоритмы управления
  • Развивать способность решать технические проблемы в процессе сборки и программирования

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру командной работы при реализации проекта
  • Формировать ответственность за качество выполненной работы
  • Развивать настойчивость в достижении результата

Тип урока: Практическая работа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Робототехнические наборы с необходимыми компонентами
  • Дополнительные материалы для конструирования (при необходимости)
  • Компьютеры с установленной средой программирования
  • Технические задания, разработанные на предыдущем уроке
  • Инструменты для сборки и настройки механизмов
  • Тестовые полигоны для проверки работы робота
  • Инструкции по безопасной работе с инструментами и электроникой
  • Справочные материалы по программированию и конструированию
  • Примеры программных модулей для базовых алгоритмов управления

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии:

  • Проектное обучение
  • Практико-ориентированное обучение
  • Командная работа
  • Метод проб и ошибок

Межпредметные связи:

  • Физика: Оптимизация конструкции с учетом физических законов, баланс и устойчивость, моменты сил, центр тяжести, трение, инерция
  • Математика: Реализация математических алгоритмов в программе управления, расчет траекторий, координатные системы, пропорциональное регулирование
  • Информатика: Структурное программирование, отладка программ, модульная организация кода
  • Технология: Конструирование механизмов, сборка узлов, прочность соединений

Основные понятия: Конструирование робота, устойчивость конструкции, центр тяжести, оптимизация конструкции, кинематическая схема, программные модули, алгоритмы управления, отладка программы, интеграция систем, распределение нагрузки, прочность конструкции, программная архитектура

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (3 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Проверяет наличие технических заданий и необходимых материалов. Проводит инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и электронными компонентами. Готовят рабочие места, распределяют материалы, проверяют наличие необходимых компонентов Подготовка к практической работе Регулятивные: самоорганизация
2. Постановка задачи (7 мин) Формулирует цель практической работы: “Сегодня вы будете реализовывать проект транспортного робота в соответствии с разработанным техническим заданием. Необходимо собрать механическую часть и разработать базовые алгоритмы управления”. Обращает внимание на критичные параметры из технического задания. Предлагает составить план реализации с учетом времени урока. Слушают задание, повторно изучают техническое задание, определяют ключевые этапы работы, составляют план реализации проекта на урок Понимание целей и задач практической работы Познавательные: целеполагание Регулятивные: планирование
3. Анализ технического задания и распределение подзадач (10 мин) Организует работу команд по детализации технического задания и распределению текущих подзадач. Консультирует команды, помогает определить приоритеты в работе. Предлагает учесть физические ограничения при планировании конструкции. Работают в командах: анализируют техническое задание, выделяют ключевые компоненты для реализации, распределяют подзадачи между участниками команды, определяют последовательность действий Умение анализировать требования и планировать реализацию Регулятивные: планирование Коммуникативные: распределение задач
4. Конструирование базовой платформы (20 мин) Консультирует команды в процессе конструирования. Обращает внимание на критически важные аспекты: устойчивость конструкции, правильное расположение центра тяжести, надежность креплений. Акцентирует внимание на физических принципах устойчивости и баланса. Конструируют базовую платформу робота: собирают раму, устанавливают колесную или гусеничную базу, монтируют моторы, обеспечивают устойчивость конструкции, учитывают распределение массы и центр тяжести Умение конструировать устойчивую платформу с учетом физических законов Познавательные: применение физических знаний на практике Регулятивные: реализация плана
5. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую динамическую паузу для снятия напряжения. Выполняют физические упражнения - Регулятивные: переключение внимания
6. Монтаж дополнительных механизмов и датчиков (15 мин) Руководит процессом установки дополнительных механизмов (манипуляторов, конвейеров и т.д.) и датчиков в соответствии с техническим заданием. Консультирует по вопросам оптимального размещения и подключения компонентов. Устанавливают дополнительные механизмы и датчики: монтируют датчики в оптимальных позициях, устанавливают дополнительные механизмы согласно техническому заданию, выполняют электрические подключения, проверяют работоспособность отдельных компонентов Умение интегрировать датчики и механизмы в робототехническую систему Познавательные: применение технических знаний Регулятивные: контроль качества
7. Разработка программной архитектуры (10 мин) Организует работу над проектированием программной архитектуры. Предлагает организовать код модульно, с выделением функций для отдельных подсистем. Обращает внимание на необходимость математических алгоритмов для управления движением. Проектируют программную архитектуру: разбивают программу на логические модули, определяют структуру данных, проектируют интерфейсы между подсистемами, выбирают математические алгоритмы для реализации Умение проектировать модульную программную архитектуру Познавательные: системный анализ Регулятивные: планирование
8. Программирование базовых алгоритмов (25 мин) Консультирует команды в процессе программирования. Обращает внимание на реализацию математических алгоритмов (пропорциональное регулирование, расчет траекторий, фильтрация данных с датчиков). Советует использовать модульный подход и комментировать код. Программируют базовые алгоритмы: создают функции управления движением, реализуют обработку данных с датчиков, внедряют математические алгоритмы для управления, организуют код в модули, комментируют программу Умение программировать алгоритмы управления с применением математических методов Познавательные: реализация математических алгоритмов в программном коде Регулятивные: самоконтроль
9. Интеграция и первичное тестирование (15 мин) Организует процесс интеграции механической части и программного обеспечения. Руководит первичным тестированием отдельных функций робота. Предлагает методику поэтапного тестирования: сначала проверка движения, затем работа датчиков и дополнительных механизмов. Интегрируют системы и проводят тестирование: загружают программы в контроллеры роботов, проверяют базовое функционирование механизмов и датчиков, проводят пошаговое тестирование всех подсистем, выявляют и фиксируют проблемы Умение интегрировать механическую и программную части, проводить тестирование Регулятивные: контроль и коррекция Познавательные: анализ результатов
10. Отладка и оптимизация (15 мин) Руководит процессом отладки и оптимизации конструкции и программы. Консультирует по выявленным проблемам, предлагает пути их решения. Акцентирует внимание на физических аспектах оптимизации (устранение трения, балансировка, энергоэффективность). Отлаживают и оптимизируют систему: устраняют выявленные проблемы в конструкции, корректируют программный код, оптимизируют параметры алгоритмов, улучшают физические характеристики робота, проводят повторное тестирование Умение выявлять и устранять проблемы в робототехнической системе Регулятивные: коррекция Познавательные: анализ и решение проблем
11. Демонстрация результатов (10 мин) Организует демонстрацию работы роботов. Предлагает каждой команде показать реализованные функции и рассказать об особенностях конструкции и программы. Задает вопросы о применении физических и математических принципов. Демонстрируют работу своих роботов: показывают функционирование основных механизмов, объясняют принципы работы алгоритмов, комментируют физические аспекты конструкции, отвечают на вопросы Умение представлять результаты проектной работы Коммуникативные: презентация результатов Познавательные: обобщение опыта
12. Рефлексия и подведение итогов (3 мин) Подводит итоги практической работы, отмечает успехи и типичные проблемы. Задает вопросы: “Какие физические принципы вы учли при конструировании?”, “Какие математические алгоритмы реализовали в программе?”, “С какими трудностями столкнулись и как их преодолели?” Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, анализируют возникшие проблемы и способы их решения, обсуждают применение физических и математических знаний Осознание связи между теоретическими знаниями и практической реализацией Регулятивные: оценка результатов Познавательные: рефлексия

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Проанализировать выявленные проблемы и подготовить предложения по их устранению
  2. Составить подробную документацию по собранному роботу (конструкция и программа)

Повышенный уровень:

  1. Разработать предложения по улучшению конструкции с применением дополнительных физических принципов
  2. Спроектировать усовершенствованные алгоритмы управления с использованием более сложных математических моделей

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания практической работы:

  • Соответствие реализации техническому заданию (1-5 баллов)
  • Качество и надежность конструкции (1-5 баллов)
  • Эффективность программных алгоритмов (1-5 баллов)
  • Функциональность и работоспособность робота (1-5 баллов)
  • Применение физических и математических принципов в проекте (1-5 баллов)

Шкала оценивания:

  • “5” - 21-25 баллов
  • “4” - 16-20 баллов
  • “3” - 10-15 баллов
  • “2” - менее 10 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам урока учащиеся должны:

Знать:

  • Принципы конструирования устойчивых и сбалансированных робототехнических систем
  • Методы интеграции механической и электронной частей робота
  • Принципы организации модульной программной архитектуры
  • Физические факторы, влияющие на работу транспортного робота

Уметь:

  • Конструировать транспортного робота с учетом физических законов
  • Программировать алгоритмы управления с применением математических методов
  • Проводить тестирование и отладку робототехнических систем
  • Оптимизировать конструкцию и программу на основе результатов тестирования

Владеть:

  • Навыками реализации технического задания
  • Методами интеграции и отладки комплексных систем
  • Техникой построения программной архитектуры
  • Приемами оптимизации конструкции с учетом физических законов

Дополнительные материалы к уроку:

  • Справочник по механическим соединениям в робототехнике
  • Библиотека программных модулей для базовых функций
  • Рекомендации по отладке и тестированию робототехнических систем
  • Чек-лист проверки качества сборки и функционирования робота
  • Памятка по применению физических принципов в робототехнике
  • Примеры типовых проблем и способов их решения