Skip to main content

Сервомотор, назначение, применение в моделях роботов

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Образовательная организация: ГБОУ Школа № 1362
Учитель: Ахметов Рустам
Дата проведения:
Класс: 6

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Модуль: Исполнительные устройства роботов
Тема урока: Сервомотор, назначение, применение в моделях роботов
Цель урока: Создать условия для формирования представлений о принципе работы сервомоторов, их типах и характеристиках через практическое изучение зависимости угла поворота от сигнала управления.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знание устройства и принципа работы сервомотора
  • Понимание различий между аналоговыми и цифровыми сервоприводами
  • Умение определять основные характеристики сервомоторов
  • Понимание зависимости угла поворота от сигнала управления

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение планировать исследование, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы
  • Познавательные УУД: умение устанавливать связи между физическими явлениями и работой технических устройств
  • Коммуникативные УУД: умение работать в паре/группе при проведении исследований, аргументировать свою точку зрения

Личностные:

  • Развитие технического мышления
  • Формирование интереса к изучению робототехники
  • Воспитание аккуратности при работе с техническими устройствами

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с устройством и принципом работы сервомотора
  • Изучить различные типы сервоприводов и их характеристики
  • Сформировать представление о применении сервомоторов в робототехнике

Развивающие:

  • Развивать умение анализировать принципы работы технических устройств
  • Формировать навыки проведения измерений и построения графиков зависимостей
  • Развивать логическое мышление при установлении связей между входным сигналом и выходной величиной

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру обращения с техническими устройствами
  • Формировать ответственное отношение к выполнению технических измерений
  • Развивать коммуникативные навыки при работе в паре/группе

Тип урока: Комбинированный (теория + практика)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Компьютер, проектор, экран
  • Презентация по теме “Сервомотор и его применение в робототехнике”
  • Демонстрационные образцы различных типов сервомоторов в разобранном и собранном виде
  • Наборы сервомоторов для практической работы (микро, стандартные, высокомоментные)
  • Контроллеры (Arduino или аналоги) для управления сервомоторами
  • Осциллограф или логический анализатор для демонстрации сигналов (при наличии)
  • Транспортиры для измерения углов поворота
  • Рабочие листы для построения диаграмм
  • Технические паспорта сервомоторов с характеристиками

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии:

  • Технология проблемного обучения
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Исследовательская деятельность
  • Работа в малых группах

Межпредметные связи:

  • Физика: Принцип работы сервопривода, обратная связь по положению, момент силы, электромагнитная индукция
  • Математика: Угловые величины, преобразование сигналов управления в угол поворота, пропорциональная зависимость
  • Информатика: Цифровая обработка сигналов, кодирование информации, широтно-импульсная модуляция
  • Технология: Применение сервоприводов в различных технических устройствах

Основные понятия: Сервомотор, сервопривод, потенциометр, обратная связь, широтно-импульсная модуляция (ШИМ), аналоговый сервопривод, цифровой сервопривод, крутящий момент, скорость поворота, точность позиционирования, мертвая зона, дискретность управления

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты предметные Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент (2 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Обеспечивает позитивный настрой. Готовятся к уроку, занимают рабочие места - Регулятивные: самоорганизация
2. Мотивация и целеполагание (5 мин) Демонстрирует видеоролик с различными роботами, использующими сервомоторы (роботы-манипуляторы, шагающие роботы, роботы-андроиды). Задает вопросы: “Как робот определяет, на какой угол повернуть конечность?”, “Почему движения некоторых роботов такие точные и плавные?” Подводит к формулированию темы и цели урока. Смотрят видеоролик, отвечают на вопросы, участвуют в формулировании темы и цели урока Понимание важности точного позиционирования в робототехнике Познавательные: мотивация к изучению темы Коммуникативные: участие в диалоге
3. Актуализация знаний (5 мин) Задает вопросы: “Что такое мотор?”, “Как можно измерить угол поворота?”, “Что такое обратная связь в системах управления?”, “Что такое момент силы?” Отвечают на вопросы, вспоминают материал из курсов физики и технологии Актуализация знаний о моторах и физических принципах Познавательные: извлечение имеющихся знаний Коммуникативные: формулирование мыслей
4. Изучение нового материала (15 мин) Объясняет устройство и принцип работы сервомотора, используя презентацию и демонстрационные образцы: 1) Компоненты сервомотора (двигатель, редуктор, электроника, потенциометр) 2) Принцип работы (обратная связь по положению) 3) Типы сервоприводов (аналоговые и цифровые) 4) Основные характеристики (крутящий момент, скорость, точность, вес) Демонстрирует работающий сервомотор, обращая внимание на сигналы управления. Слушают объяснения, делают записи в тетрадях, зарисовывают устройство сервомотора, задают вопросы Формирование знаний об устройстве и принципе работы сервомотора Познавательные: усвоение новой информации, установление причинно-следственных связей
5. Физкультминутка (2 мин) Проводит короткую динамическую паузу: “Представьте, что ваши руки - это сервомоторы. Повернитесь на 90 градусов вправо, затем на 180 градусов влево…” Выполняют физические упражнения, имитируя движения с точными углами поворота - Регулятивные: переключение внимания
6. Изучение применения сервомоторов (8 мин) Рассказывает о применении сервомоторов в различных моделях роботов: 1) В манипуляторах 2) В шагающих роботах 3) В системах рулевого управления 4) В роботах-андроидах Объясняет, какие требования предъявляются к сервомоторам в зависимости от их применения. Слушают, делают записи, задают уточняющие вопросы, приводят примеры использования сервомоторов из своего опыта Понимание применения сервомоторов в различных робототехнических системах Познавательные: анализ и систематизация информации
7. Практическая работа (15 мин) Организует работу в парах. Задание: “Исследовать зависимость угла поворота сервомотора от сигнала управления”. Раздает оборудование (сервомоторы, контроллеры с загруженной тестовой программой, транспортиры, рабочие листы). Объясняет порядок работы: 1) Подключить сервомотор к контроллеру 2) Измерить угол поворота при различных значениях сигнала управления (5-7 точек) 3) Построить диаграмму зависимости Консультирует учащихся в процессе работы. Работают в парах: подключают сервомотор к контроллеру, задают различные значения управляющего сигнала, измеряют соответствующие углы поворота, заносят данные в таблицу, строят диаграмму зависимости Умение проводить измерения и устанавливать зависимость угла поворота сервомотора от сигнала управления Регулятивные: планирование работы Познавательные: проведение измерений, анализ результатов Коммуникативные: работа в паре
8. Обсуждение результатов (8 мин) Организует представление результатов практической работы. Задает вопросы: “Какая зависимость наблюдается между сигналом и углом поворота?”, “У всех ли сервомоторов одинаковый диапазон поворота?”, “Как влияет нагрузка на точность позиционирования?” Представляют свои диаграммы, сравнивают результаты разных пар, отвечают на вопросы, делают выводы о выявленных закономерностях Понимание зависимости угла поворота от сигнала управления, осознание особенностей работы разных типов сервомоторов Коммуникативные: представление результатов Познавательные: обобщение данных, формулирование выводов
9. Рефлексия и подведение итогов (5 мин) Подводит итоги урока, систематизирует основные выводы. Задает вопросы: “Что нового вы узнали на уроке?”, “Каковы главные особенности сервомоторов по сравнению с обычными моторами?”, “В каких проектах вы могли бы использовать сервомоторы?” Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, оценивают свою работу на уроке Систематизация знаний о сервомоторах Регулятивные: оценка результатов Познавательные: рефлексия

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Базовый уровень:

  1. Составить таблицу сравнения аналоговых и цифровых сервоприводов по основным характеристикам
  2. Подготовить схему устройства сервомотора с указанием основных компонентов и их функций

Повышенный уровень:

  1. Исследовать и подготовить сообщение о применении сервомоторов в одной из областей (на выбор: робототехника, авиамоделирование, 3D-печать)
  2. Разработать идею робота с использованием нескольких сервомоторов, указать требования к их характеристикам в зависимости от выполняемых функций

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценивания практической работы (диаграммы зависимости):

  • Правильность выполнения измерений (1-5 баллов)
  • Аккуратность построения диаграммы (1-5 баллов)
  • Корректность выявленной зависимости (1-5 баллов)
  • Полнота и обоснованность выводов (1-5 баллов)
  • Умение отвечать на вопросы по результатам исследования (1-5 баллов)

Шкала оценивания:

  • “5” - 21-25 баллов
  • “4” - 16-20 баллов
  • “3” - 10-15 баллов
  • “2” - менее 10 баллов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам урока учащиеся должны:

Знать:

  • Устройство и принцип работы сервомотора
  • Различия между аналоговыми и цифровыми сервоприводами
  • Основные характеристики сервомоторов (крутящий момент, скорость, точность)
  • Области применения сервомоторов в робототехнике

Уметь:

  • Определять тип сервомотора по его характеристикам
  • Измерять угол поворота сервомотора при различных сигналах управления
  • Строить и анализировать диаграммы зависимостей
  • Выбирать сервомотор для конкретного применения в робототехнических проектах

Владеть:

  • Терминологией в области сервоприводов
  • Навыками исследования характеристик технических устройств
  • Пониманием принципа обратной связи в системах управления

Дополнительные материалы к уроку:

  • Сравнительная таблица характеристик различных типов сервомоторов
  • Схема внутреннего устройства сервомотора
  • Примеры управляющих сигналов для различных положений сервомотора
  • Инструкция по подключению сервомотора к контроллеру
  • Примеры проектов с использованием сервомоторов
  • Глоссарий терминов по теме “Сервоприводы”